Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Татьяна Федорова, HR-директор федеральной сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl.
Татьяна Федорова, HR-директор федеральной сети боулинг-ресторанов Brooklyn Bowl.

В ресторанном бизнесе я работаю 15 лет. Начинала с позиции официанта и выросла до операционного директора сети. Так вот интересный факт: мало где в ресторанной сфере вообще есть HR. Обычно это либо просто рекрутер, либо все HR-функции выполняет операционный руководитель.

Считаю, что ценность HR в ресторанном бизнесе зачастую близка к 0. Обычно это массовики-затейники, которые проводят игры, шарики-фонарики, а ну да, еще людей набирают.

И это на самом деле объяснимо. HR, как он есть, сформировался не так давно, а в ресторанном бизнесе еще позже. Пять лет назад HR команда была только в крупных и международных компаниях быстрого питания, но теперь HR — это необходимость.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

У меня абсолютно другое видение роли HR в компании. Это ценная функция, которая занимается формированием процессов и систем, чтобы бизнес рос.

В одной из компаний, в которой я работала более 6 лет, был лозунг: «Сделай счастливой команду, а довольные гости и прибыль последует». Как много смысла в этой фразе. Бизнес должен развиваться и следовать за своей миссией, но это невозможно без прибыльности.

Сравним два варианта работы HR

Базовый HR vs HR Pro

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Я приверженец 2-го метода в работе.

Аналитика — это чаще всего слабое место HR, но этого точно не стоит бояться, надо просто «есть слона по частям».

Аналитика — это точно не про высшую математику. Да, нужно немного напрячься и подумать, но это только первый раз больно, потом привыкаешь.

Первое что важно понять — наши действия всегда дают результат в цифрах, и это самый простой метод понимания, а туда ли мы идем? Аналитика, как маяк, поможет найти самый короткий путь к цели. Без нее мы просто будем блуждать по морю на маленькой лодочке и не доплывем никогда до цели.

В рамках работы HR аналитику я делаю так.

1. Аналитика рынка труда

Начинаем от общего, далее переходим к частному. НН.ru дает прекрасную аналитику по каждому региону и по каждой профессиональной области. Мы смотрим ее по нашим городам и сравниваем с прошлым годом и прошлым месяцем.

Также мы можем спрогнозировать месяцы с максимальным дефицитом кадров и подготовиться к ним.

Эту информацию мы не оставляем в рамках внутренней работы отдела, а показываем на встречах всей команде руководителей. Т.к. важно быть в едином информационном поле.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

2. Аналитика воронки

В начале 2023 года мы начали контролировать воронку. Решили расширить конверсию по каждому этапу для увеличения воронки и количества кандидатов.

На старте мы просчитали точку А и поставили себе планы по расширению каждого этапа воронки.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Поделюсь основными задачами, которые впоследствии помогли расширить воронку.

Лиды=отклики

В 2023 году мы почувствовали резкое изменение на рынке труда, это отразилось в первую очередь на откликах. В январе мы получали 900 откликов с НН, в апреле — 500, в октябре — 400. Тенденция спада откликов продолжалась весь год. При этом, у нас росли обороты сети и, соответственно, потребность в команде.

Для увеличения откликов мы начали активно тестить разные соцсети. Этот путь малоэффективный, но при этом не дорогой. Обычно размещение в группах или закреп стоит 500–700 рублей. Также в коллаборации с маркетингом выставляем информацию о вакансиях в наших внутренних соцсетях.Они очень круто усиливают работу HR в рамках брендинга и размещений. Кстати, они нам и помогли поменять описание наших вакансий на более привлекательные

Далее, мы увеличили выплаты по программе «Приведи друга», разместили рекламу внутри ресторанов и вышли на новые платформы.

Про то, как мы выходили на новые платформы расскажу чуть ниже.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Конверсия в контакт с кандидатом

Первое, что мы сделали, это зашли в CRM-систему. Рекомендую попробовать СберПодбор, есть бесплатная версия. CRM позволила нам вести каждого кандидата и не терять его. Мы точно видим, кому надо перезвонить, а кто уже ответил.

Далее мы разработали скрипты для нанимающих HR (яркие, емкие и понятные), сделали ежедневную рутину HR (прописали последовательность работы по дню, чтобы было максимально эффективно). Все скрипты мы занесли в CRM.

Вот как изменилась работа HR с CRM.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

И тем не менее мы не успевали обработать всех кандидатов. Поэтому подключили HR Bot — бота, который сам пишет кандидату и назначает собеседование. По сути, для нас он был как дополнительный рекрутер.

Чтобы контролировать все изменения, мы внедрили тайного кандидата, который откликался и по итогу давал обратную связь: как быстро ему ответили, как с ним разговаривали и что сказали.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Доходимость до собеседования

Это боль рестораторов. Доходимость 3-х человек из 9-ти — считается нормой, но мы были сильно не согласны с этим. Поэтому HR взял на себя ответственность вести кандидата за «ручку». Это значит: напоминать о встрече в день собеседования, спрашивать причину, когда кандидат не пришел, перезаписывать его на другой день, запрашивать обратную связь от кандидата после собеседования.

Еще мы начали прогревать кандидатов — после назначения собеседования отправляем сообщение со ссылками на наши соцсети, чтобы он мог познакомиться со своей будущей командой. Как только кандидат попадал в наш канал в ТГ https://t.me/brooklyn_bowl, он уже не мог не прийти, так как влюблялся в команду еще до знакомства.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Конверсия в выход на стажировку

Лишь половина кандидатов, пришедших на собеседование, переходили на стажировку. Наша задача — научить команду ресторанов влюблять кандидатов в нас еще на собеседовании. Поэтому мы пересмотрели этапы собеседования, сделали онлайн и оффлайн обучение.

Главный фокус — научить продавать вакансию. Раньше, лет 7 назад, ко мне в ресторан приходил кандидат, и его задача была понравиться мне, так как у него за спиной стояло еще 6-7 кандидатов, жаждущих работать (грустный вздох воспоминания тех радостных дней). Сейчас кандидат приходит ко мне, понимая, что его, кроме меня, ждут еще в 6-7 ресторанах. Мир перевернулся с ног на голову, стало важно подстроится под эти изменения.

На собеседовании мы рассказываем про наши ценности, спрашиваем насколько они откликаются кандидату.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Благодаря этим действиям, мы смогли значительно увеличить конверсию по воронке и, несмотря на уменьшение откликов, получить по итогу почти в 2 раза больше выходов на стажировку.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

3. Эффективность распределения бюджета

Мы были уверены, что наши кандидаты есть только на НН.ru. Однако решили сравнить эту площадку с Авито. Оказалось, что Авито стал полноценным источником наших кандидатов. Просмотры и отклики с Авито быстро догнали уровень НН, при том, что кандидаты и отклики на площадках не дублируются, то есть это поток новых кандидатов. За январь-февраль 2024 года 48% кандидатов пришли с НН и 42% с Авито. При этом стоимость отклика примерно одинакова.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Если пойти еще дальше и начать анализировать потоки кандидатов, то мы можем точечно распределять бюджет и повышать эффективность работы команды HR.

Мы проанализировали, из каких площадок у нас идут кандидаты с разбивкой по городам и по вакансиям внутри города. Получилось, что, например, поваров в Тюмени следует искать на Авито, так же есть смысл вкладываться в продвижение соцсетей, искать кандидатов в колледжах и т.п.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Далее мы решили проверить гипотезу о том, что при увеличении бюджета на Авито, мы получим такое же увеличение по откликам. Попробовали и крайне удивились, насколько мы были правы. При увеличении бюджета на 258% мы получили просмотров на 220% больше. Как следствие — откликов больше на 299%. Эта корреляция помогает нам прогнозировать эффективность каждого вложенного рубля.

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Авито и НН.ru показывают стоимость отклика. Однако мы вкладываем средства в дополнительное продвижение на этих площадках + в соцсетях. Обязательно оцифровываем вложение денег на продвижение в соцсетях через переходы по UTM меткам. Это помогает нам точно понять, с какого канала пришел кандидат.

Эта таблица помогает нам просчитать стоимость отклика и выявить каналы, наиболее эффективные для каждого города и каждой вакансии.

Все эти действия помогают нам выстроить точечный план найма и бюджет
Все эти действия помогают нам выстроить точечный план найма и бюджет
Несмотря на снижение откликов на НН.ru, каждый квартал мы увеличиваем среднемесячный вывод стажеров в рестораны.
Несмотря на снижение откликов на НН.ru, каждый квартал мы увеличиваем среднемесячный вывод стажеров в рестораны.
Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Поиск кандидатов и аналитика — не единственная функция HR

Я выделяю такие направления:

Острота вкуса: зачем нужен HR в ресторанной сфере

Резюме: работа HR, основанная на аналитике, более точечная и эффективная. HR — это и про цифры, и про деньги, и про бизнес, и про прибыль. HR — это партнер бизнеса, незаменимая часть системы любого ресторана. Именно такой подход к созданию HR-процессов ведет компанию к глобальному росту.

11
Начать дискуссию