Как руководителю найти внутренний ресурс и использовать перемены во благо. Практические рекомендации от психолога

Рассказываем, как работодателю обеспечить психологический комфорт сотрудников на удалёнке, сохранить эффективность команды и найти на все это силы.

В закладки

Сегодня условия жизни меняются с экстремальной скоростью. Многие оказались не готовы к таким темпам. Компаниям срочно нужно приспосабливаться к новым условиям, настраивать работу команды на удалёнке и стараться не терять боевой дух. Несмотря на то, что сейчас объявлены выходные, многие компании, особенно IT, продолжают работать. В этой ситуации важно, чтобы сотрудники были хорошо организованы и чувствовали себя психологически комфортно. Задача менеджера — им в этом помочь.

Эти новые вызовы могут сделать ваш бизнес сильнее. Мы развиваем сервис онлайн-занятий с психологами Zigmund.Online. В нём процесс работы строится через интернет: с клиентами и психологами мы общаемся в мессенджерах, а их занятия проходят по скайпу. Между собой наши сотрудники также общаются через различные интернет-сервисы. Мы хорошо знаем, как нелегко бывает выстроить эти процессы и с какими трудностями придётся столкнуться. В нынешней ситуации, чтобы всё работало, предпринимателям и руководителям в первую очередь необходимо найти внутренний ресурс. Это поможет начать искать новые возможности, которые позволят использовать перемены во благо компании. Мы попросили Ангелину Дука, кандидата психологических наук, когнитивно-поведенческого терапевта с 9-летним опытом работы в HR (в том числе HR бизнес-партнёром), рассказать, что важно знать работодателям прямо сейчас.

Ангелина Дука​

Привычные ритуалы и рабочие процессы

Работа из дома — это в первую очередь вопрос самоорганизации. Офис приучил нас к определённым ритуалам. Мы готовимся к выходу из дома: умываемся и завтракаем, надеваем определённую одежду, находимся в дороге. Это настраивает на рабочий лад. Поэтому нужно обязательно сохранить все утренние процедуры. Фоновая тревога будет влиять на наш беспокойный мозг, который любит забегать далеко вперёд и думать о том, что же будет. Не стоит строить планы на долгосрочную перспективу в условиях неопределённости, это может только повысить нашу тревожность. Сконцентрируйтесь на краткосрочной перспективе. Есть день, сфокусируйтесь именно на нём. Если можно расписать каждый его час — так и сделайте. Сейчас это жизненно необходимо.

Приезжая на работу, мы попадаем в привычную обстановку, где есть наши коллеги, планёрки и совещания. В нынешних условиях люди дистанцированы друг от друга, и это может сбивать с толку. Дополнительная задача для менеджеров — быть гибкими и суметь наладить коммуникацию команды на удалёнке. Придумайте, как проводить общие собрания и планёрки. Сервисов для этого сейчас достаточно. Во время созвонов с коллегами обязательно включайте камеру. Визуальный контакт очень важен.

Мы быстро освоили сервис Discord, пригодился геймерский опыт коллег. В нём мы распределились по отделам: маркетинг, разработка, клиентский сервис. Каждый день обсуждаем рабочие задачи, а в канале «Столовка» иногда просто болтаем. Помимо этого мы пользуемся Slack и Telegram. Удалённый режим в чём-то даже способствует продуктивности. Например, коллеги меньше отвлекают друг друга в течение дня.

Виталий Шаркаев
Менеджер проектов Zigmund.Online

Некоторым сотрудникам планирование даётся сложно даже в офисе. Поэтому работу из дома они могут воспринять как выходные или каникулы, которые можно посвятить личным делам. Часто бывает и обратная ситуация, когда человек перерабатывает, работая до самой ночи. Роль менеджера здесь — обозначить чёткие границы рабочего дня. Проговорить график, когда встречаемся, в какие часы проходят созвоны. Необходимо адаптировать или разработать прозрачную и понятную систему отчётности. Возможно, понадобится внедрить в рабочий процесс какие-то новые практики. Например, просить работников утром отправлять селфи, а вечером писать краткий отчет по итогам дня.

Как найти внутренний ресурс и оставаться молодцом

Чтобы компаниям справляться с задачами, которые ставит перед ними сложившаяся ситуация, их сотрудники должны чувствовать себя психологически устойчиво. Внутренняя опора, внутренний ресурс — это то, что помогает человеку выстоять в сложной ситуации, даёт ему поддержку и эмоциональные ресурсы. Поможет обращение к прошлому опыту, к прошлым вызовам и кризисам. Вспомните их, они в любом случае были. Как вы раньше преодолевали эти сложные ситуации, какие ваши сильные стороны были задействованы в прошлый раз? Возможно, что-то из этого пригодится и сейчас.

В условиях изоляции у нас появилась возможность лучше познакомиться с собой. Обратитесь к своим ценностям. Когда человек ограничен в пространстве и передвижениях, он может острее ощущать, что для него было важно всегда. Друзья, живое общение, тактильный контакт. Раньше мы часто куда-то ходили и на что-то тратили деньги. Сейчас этого стало меньше и мы можем обратить внимание на более глубокие потребности, не материальные. Любой дальнейший шаг начинается с замедления. И это время задуматься, каким я хочу быть после кризиса. Какой жизнью я хочу жить. Если вы встретились со своими ценностями, подумайте, как можно реализовывать их сейчас. Это даст дополнительную опору.

Понимание себя, своих ценностей и привычек поможет и в работе. Это возможность узнать, чего вы избегаете — каких разговоров или задач. Понаблюдайте за собой и задайте себе правильные вопросы. Почему мне так сложно организовать свой день и зачем я откладываю дела на потом? Чем же таким я занимаю вcё время, если постоянно оттягиваю работу на вечер? Возможно, стоит обратиться к профессиональному психологу/психотерапевту. Грамотный специалист задаст все нужные вопросы, чтобы вы могли быстро внести изменения в поведение и выработать полезные привычки.

Вы когда-нибудь пробовали психотерапию?
Да, и мне понравилось 🤩
Да, но что-то пошло не так 🤯
Я и сейчас в терапии 🧐
Никогда 🤗
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Как использовать перемены во благо

Менеджерам самое время узнать свои сильные и слабые стороны. Хороший вопрос: к чему компания была готова, а что сейчас трещит по швам и почему. Если сейчас, когда сотрудники не на виду, менеджеры не знают, кто чем занимается, нужно проанализировать, как была настроена работа до всего произошедшего. Руководители в принципе могут узнать, насколько они доверяют своей команде и насколько к ней открыты. В новых условиях выстраивайте работу так, чтобы не было проблем с делегированием. Открытость менеджера способствует открытости и самой команды.

Вынужденная изоляция — это пауза, когда можно подумать, каким человеком вы хотите выйти из неё, какой жизнью хотите жить. То же касается и бизнеса. В Соединённых Штатах за одну неделю число безработных увеличилось на 6,65 миллиона человек. Мы уже наблюдаем кризис рынка труда. А что сейчас происходит с вашей компанией? Какие были вызовы, с чем вы справились, а что не удалось? Как организовались на удалёнке, как сохранили командный дух и поддержали сотрудников? В том числе психологически.

Вывод и общие рекомендации

Мы постарались собрать все важные поинты, которые следует учесть предпринимателям и руководителям, чья команда теперь на удалёнке. Помимо настройки технических процессов, нужно помочь сотрудникам с самоорганизацией. Сохраняйте привычные ритуалы, выбирайте удобные онлайн-сервисы, проводите встречи, планёрки и созвоны. Команде нужно показать, что мы вместе, мы рядом, мы не потерялись. Чтобы самому не падать духом, обратитесь к прошлому опыту и своим ценностям. Это поможет с мотивацией и напомнит о ваших сильных качествах, которые очень пригодятся.

Сейчас становится хорошо видно, какие процессы в вашей компании уже были налажены, а что и раньше работало не очень. Когда слабые места понятны, их легче исправить. История знает немало примеров кризисов и эпидемий. И все они когда-то заканчиваются. Те компании, которые выстоят, найдут в себе ресурс — будут в приоритете. На них ляжет основная нагрузка, им придётся справляться с наплывом клиентов. Это показывает Китай, в котором эпидемия пошла на спад. Там продавцы, которые остались и выдержали кризис, сейчас захватывают рынки.

{ "author_name": "Zigmund.Online Твой психолог", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 3, "likes": 2, "favorites": 21, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 119121, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 09 Apr 2020 20:01:07 +0300", "is_special": false }
Маркетинг
Как бизнесу заработать в соцсетях в 2020 году: полноценное руководство с прогнозами и примерами
Пошаговая рабочая стратегия продвижения бизнеса в соцсетях с медиапланом и примерами внедрения от директора «Студии…
Объявление на vc.ru
0
3 комментария
Популярные
По порядку
4

Видеозвонки с командой действительно очень помогают справиться с недостатком общения. У меня даже сложилось ощущение, что этот кризис нас сплотил :)

Ответить
1

Для себя отметил, что парадигма на удалёнке всё равно другая. Какими бы ни были дискорды и другие конференц-мессенджеры, собрать людей в одно время в одном месте оказывается сложнее, чем в офисе.

В связи с этим понравился опыт команд, давно работающих на удалёнке и советующих асинхронную парадигму общения. Не пытаться собрать вместе всех нужных для решения вопроса людей. Всегда представлять, что сейчас в их часовом поясе ночь, и ответить они смогут только завтра. Со своей стороны нужно сделать максимум по задаче, и только если понадобилась помощь коллеги, обратиться. В сообщение необходимо вложить максимум контекста и смысла, чтобы коллега смог без дополнительных пояснений сделать максимум по задаче с его стороны, приблизив её к завершению, насколько это возможно.

В такой парадигме можно сократить количество общения. А главное — убрать неверные ожидания, что коллеги всегда рядом и готовы в любую минуту среагировать на очередной супер-срочный запрос.

Ответить
1

За время пандемии осознал, что немного "одичал" 🙂
Общение с друзьями и коллегами перешло в онлайн, а личные встречи вообще перестал проводить. Не могу сказать, что меня это радует, но эффективность сильно выросла)

Спасибо за статью)

Ответить

Прямой эфир