Уйти из айти и не вернуться

В последнее время вместе с тенденцией «войти в айти» наблюдается и обратная: покинуть золотую клетку в поисках себя. Прочитал недавно классную статью на тему ухода из айти. В ней названы причины, по которым люди, выглядящие успешными, хотят покинуть эту «сытую» сферу. Эти причины – не результат обобщения, они отражают мотивы конкретных людей, мнение и опыт которых описываются в статье. Итак:

5 причин, почему люди бегут из IT

1. IT специалисты никогда не станет культурной элитой. Они живут «под куполом» в собственном мире «розовых единорогов». Культурный мотив был важен для Александра Чаховского, IT-директора, который покинул айти чтобы последовать своему призванию и стать импресарио.

2. IT – «уютный мир деградации». Эту причину называла Ольга Хаткевич, SEO –специалист из Wargaming. По ее мнению, в IT перестаешь развиваться, поскольку там и так хорошо. Рутина настолько достала, что Ольга решила взять паузу и уволится в никуда. А затем, стала фитнес-тренером и вполне довольна своим решением.

3. Айтишник – не хозяин жизни, а всего лишь обслуга. Люди на топовых позициях действительно получают все плюшки, а труд человека на обычных линейных позициях почти не отличается от труда людей на заводах или в колл-центрах.

4. Быть богатым - не призвание. Люди теряют смысл своей работы и больше не хотят тратить на нее силы и время. Алёна Мельченко сознательно вышла из состава учредителей IT-компании, поскольку "устала жить"от напряжения и интенсивной работы.

5. IT – золотая клетка. Это мнение Анны Суслиной, которая из ушла Epam и начала рисовать иллюстрации. Многие, обеспечив себе достойный уровень жизни, хотят заняться тем, что действительно «делает их живыми»

Эта статья очень созвучна моим мыслям, поэтому я бы хотел обсудить ее с вами.

В поисках себя

На мой взгляд, из IT уходят не потому что там плохо, а в поисках себя. Мало кому удается в 17 лет раз и на всю жизнь найти занятие по душе и следовать ему, начиная с поступления в университет на соответствующую специальность. Да, IT — это круто, это престижно, это перспективно. В советское время школьники хотели стать космонавтами, в девяностых – бандитами, а сейчас – айтишниками. Почему нет?

IT – это очень большая отрасль, в ней можно быть и инженером, и писателем, и художником, и маркетологом. И платят неплохо.Но после того, когда проработаешь 5 – 10 лет, закроешь большинство материальных вопросов, повзрослеешь, начинаешь задавать себе вопросы: а действительно ли то, чем я занимаюсь, дело моей жизни? Достойно ли оно называться делом?

Повзрослев, начинаешь лучше понимать себя и искать то, что помимо денег дало бы чувство гордости за собственною работу, ее полезности для других. Иногда даже готов заняться делом по душе даже без денег. Самореализация – вершина пирамиды, если помните. Становится актуальна, когда закрыты потребности попроще.

И наоборот. После ухода из IT человек начинает заниматься любимым делом, и он счастлив. Но материальные потребности опять становятся актуальными, поскольку вне IT большие доходы – редкость. Когда уровень жизни падает, человек задумывается о возвращении в найм, в IT с большими и размеренными доходами. Такие вот качели.

Читали ли Вы книгу Елены Резановой «Никогда- нибудь»? Там есть много толковых рекомендаций. Одна из них напрямую касается темы ухода из IT. Итак:

Ищи себя там, где потерял

Вот что пишет Резанова:

«Не спешите отказываться от нынешней сферы. Не исключено, что найдете себя вы почти там же, где потеряли». «Если бы в эту тему вы пришли сейчас, что вам было бы интересно?» «Найдите другой формат в своей теме и используйте свои навыки в непривычных областях».

Опишу, как это работает на своем примере.

Я помню этот момент, или даже моменты, где себя терял я. На последних классах школы я хотел стать психологом, мне это было интересно. Ходил на подготовительные курсы в педагогический университет. Но ближе к моменту поступления оказалось, что на одно место претендуют более 2-х медалистов и мне с моим хорошистским аттестатом там делать нечего. В голове созрел хитрый план: поступить на физфак, и уже потом на психологию. Физфак — потому что я учился один год в физ. мат классе с педагогическим уклоном. Сказано – сделано. Поступил. На третьем курсе выиграл университетскую олимпиаду по психологии, после чего сдал экзамены и поступил на второй курс факультета прикладной психологии, оставаясь учиться на физфаке. Еще во время учебы начал работать психологом в гимназии и учителем информатики. Работал на 1.5 ставки (50 ч в неделю), получал аж 20 долл. В мес. Это была одна из топовых зарплат в гимназии.Однако, через некоторое время я понял, что сидеть на шее у родителей не правильно.

Так я оказался в коммерческой фирме в качестве специалиста по маркетингу, заканчивая обучение на психолога в университете. А кем же еще может оказаться человек, который пришел а психологию через изучение манипуляций?) )Потом было много чего еще: иммиграция, бизнес-образование, продвижение сайтов, обратная иммиграция, развитие в цифровом маркетинге уже в Беларуси.

И вот, по прошествии многих лет поискового продвижения, настройки рекламы, контент маркетинга, построения стратегий и многого чего еще я тоже столкнулся с выгоранием, задумался о то, а что же я делаю на самом деле?

Цифровой маркетинг, по сути, набор тактических приемов. Нажми на кнопку – получишь результат. Это цифры, эксперименты, действия и опять цифры. За этими цифрами перестаешь видеть конкретных живых людей. Даже не потребителей, а тех, кто жмет на кнопки, ходит по конверсионным путям и шагам корзины. Абстрактная Мери – Джейн из Оклахомы, у которой ребенок-школьник, кот и долг за обучение в колледже.

Все усилия сосредоточены на воронке продаж, конверсии, юзабилити, ссылках и трафике. Люди, ау? Однажды я работал в офисе, где вместе со мной было 3 человека. Несмотря на то, что столы были рядом, мы общались по скайпу. Через год я начал замечать, что приходится делать усилие, чтобы просто разговаривать.

То, чем мне приходилось заниматься — это не маркетинг, это – конвейер, решение множества мелких рутинных задач. Даже разработка и внедрение стратегии в цифровом маркетинге – рекомбинация реальных и экспериментальных методов, различаются только акценты.

Бывает, сложно вырваться за пределы мира Цифры и увидеть ситуацию целиком. Как раз тот случай, когда за дровами не видишь леса. И дело тут даже не в том, что цифровой маркетинг – это тактический маркетинг. С этим можно и поспорить. А в том, что это мой взгляд стал слишком узким. Когда концентрируешься на конкретных задачах вроде получить трафик, лучше его сконвертировать, повысить видимость сайта, реально теряешь понимание конечного смысла всего этого. Как в старой притче: один кладет кирпичи, другой месит глину, третий подносят воду. И только очень немногие строят храм.

У разработчиков ситуация еще сложнее — они еще дальше от пользователей. Их знания и навыки более специализированы.Я совершенно согласен с Резановой, которая в своей книге предлагала, для начала, не менять радикально сферу деятельности, а посмотреть на свою работу под другим углом. Для меня таким углом стали люди, с которыми я работал. И для которых я работал. Я как будто увидел их впервые.

Нам нужно было собраться вместе и сфотографироваться для соц. сетей. И тут оказалось, что многие яркие люди и успешные профессионалы, парни и девушки, в глубине души очень застенчивые. Им физически сложно фотографироваться. Другие, наоборот, удивили своей готовностью помочь, словом или делом.

Все это произвело настолько сильное впечатление, что переключило меня самого. Сейчас я заново открываю для себя классический маркетинг, переосмысливаю свой опыт. И начинаю понимать, что не так уж и далеко я ушел от того места, где себя потерял, от психологии. Просто шагнул в сторону. И мне совсем не обязательно искать совершенно новую область.

Я изучаю смежные области, открываю новые идеи и подходы, оставаясь в пределах маркетинга и переосмысливая чужой опыт через призму своего и пишу об этом в своем блоге о людях и маркетинге.

Поэтому, повторю своими словами совет, данный Резановой в книге «Никогда – нибудь». Если вам надоело то, что вы делаете, но вы не знаете, чем бы хотели заняться – расширяйте горизонты. Перестаньте месить раствор и класть кирпичи. Стройте храм! Изучайте смежные области, смещайте акценты и углы зрения, постарайтесь выйти за пределы содержания своей работы и рассмотреть стартовые стимулы и результаты. Возможно, это даст новое дыхание, и вы сможете себя найти без радикальных изменений рода деятельности или даже без смены работы.

Вот еще несколько цитат:

«Чтобы проверить, настоящая ли у вас мечта, ее нужно протестировать и прожить».

«Не обязательно всё бросать и начинать новое, можно разделить задачу денег и задачу самореализации, имея стабильную работу за деньги».

«Самореализация – не точка на горизонте, а процесс. И он начинается не когда-то в отдаленном будущем, а как только вы решились и сделали первый шаг».

Если вы решились стать на путь самоопределения и самореализации – удачи вам на этом пути!

0
13 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Andrew Simon

Толерантненько "начали помогать работникам выходить из "золотой клетки").
Я также в детстве неплохо помогал мячу в ворота влетать))

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Li Bel

Мне кажется «поиски себя» касаются не только людей в IT, это применило к любой сфере деятельности

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Постников

Из примеров приведённых много особей женского пола, SEO, это не IT, или я что не понимаю, люди не могут быть в IT только потому что занимают пост в управлении компанией, IT это призвание, насильно не возможно создать  IT шника, а сфера очень большая и там не все про IT...

Ответить
Развернуть ветку
vic buynoff
 Айтишник – не хозяин жизни, а всего лишь обслуга

Это, конечно, серьезный минус для профессии. Наверное, каждый студент мечтает стать хозяином жизни

Ответить
Развернуть ветку
Denis Potrubeiko
Автор

Возможно, Вы правы. С другой стороны, "поиски себя" - всегда вовремя. Я, например, покинул "золотую клетку" относительно недавно. И не я один. Встречал посты в LinkedIn, где люди описывают искреннее удивление и непонимание, которое они видели на лицах, когда подавали заявление об уходе во время кризиса.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Make Luv

А что делать, когда уйти хочется, но любимого дела нет? Или оно вроде есть, но денег на нем не заработаешь. Приходится не делать резких движений.

Ответить
Развернуть ветку
Staff Counter

Занимайся любимым делам 1-2 или сколько получиться часов в день, и выход будет найден, главное не забрасывать его.

Ответить
Развернуть ветку
10 комментариев
Раскрывать всегда