Чудное время, чтобы войти в геймдев — и сразу на международный рынок: как я это сделал десять лет назад и где я теперь

Всем привет. Я Максим Михеенко, сооснователь компании 5518 Studios. Около 17 лет я занимаюсь геймдевом, последние десять из них — для зарубежных клиентов. Сегодня расскажу, как, зачем, кому и почему именно сейчас стоит впрыгнуть в геймдев.

Должно быть интересно талантливым ребятам, кто любит играть, у кого есть амбиции работать с международными брендами, ну и кто не отказался бы от дохода в долларах, сидя где-нибудь в уездном городе N.

Студия и текущая команда: кто есть, и кто ещё нужен

Когда мы с моим партнёром Майклом Касалино, бывшим арт-директором Disney, открывали 5518 Studios — не знали, получится ли что-то, будут ли клиенты, сможем ли выполнять проекты мирового уровня… Но о деньгах — не думали. У нас было огромное желание делать игры — оно стояло во главе угла.

Я и сейчас не фокусируюсь на деньгах как на основной цели своей деятельности — да, звучит пафосно, но так и есть. Я живу на две страны (Москва — Санкт-Петербург — Ульяновск — Воронеж — Казань — Лос-Анджелес), у меня ни там, ни там нет квартир, дач, машин и прочего.

Была детская мечта о крутой тачке, потому что все мы, выросшие в 90-е, уверены: успешный мужик ездит на дорогой иномарке. Я купил Audi, убедился, что «могу себе позволить», покатался несколько месяцев — и продал. А деньги вложил в бизнес.

Потому что его развитие — вот, что действительно для меня важно.

Компания для меня — это больше чем просто работа. Она мне и ребёнок, и жена. Это моё детище, и своими руками выращивать из крошечного цыплёночка мощного игрока индустрии — захватывающее дело.

Я хочу построить большую и сильную компанию, делать работу для брендов «А-класса», собрать под одной крышей сотни топовых профессионалов.

Скажем, в нашей команде есть два художника по волосам: опытный и начинающий, но с большими перспективами. Это очень редкая специализация, непростая и высокооплачиваемая.

Сравните: junior-3D-художник зарабатывает от $500 до $1000 в месяц, а 3D-художник по волосам на старте может получать от $4000.

Крутых спецов такого плана по всему миру человек 20, один из них уже с нами, хотелось бы заполучить остальных.

Поэтому я пишу этот пост. Не из-за 19 художников по волосам, но и ради ещё сотен талантливых ребят, которые фанатеют от игр и хотят стать программистами, гейм- и левел-дизайнерами, 2D- и 3D-художниками, QA- и бета-тестерами, арт- и проджект-менеджерами.

Сейчас в нашей команде около 70 первоклассных специалистов со всех концов света. Ядро — ребята из России и СНГ. Основные направления работы — 2D, 3D, анимация, VR, программирование. Мы работаем с крупнейшими заказчиками в игровой индустрии и принимаем участие в топовых проектах, в которые играет весь мир.

Наши 3D-модели есть вStar Trek: Fleet Command, Fortnite, Apex Legends, Borderlands 3 DLC, Call of Duty: Black OPS 4, Metro Exodus: Sam’s Story, Homescapes, Gardenscapes, War Thunder, World of Tanks и многих-многих других.

Стоп!

Вы только что прочли абзац с названиями игр, в создании которых есть наш серьёзный вклад. Мы поучаствовали в множестве лучших игр 2019–2020 года. И если сейчас вы не возбудились, не прочувствовали, к проектам какого уровня открывается доступ, — дальше можно не читать.

Девиз калифорнийцев: улыбаемся и пашем. Если хочешь на них работать — надо так же

Мой рабочий день — 24 часа в сутки, а отпуск был четыре года назад, но при этом я получаю неимоверный кайф, потому что наша работа доставляет удовольствие миллионам людей, фигурки по нашим 3D-моделькам украшают коллекции фанатов, наших персонажей косплеят на Comic-Con, наш арт — на футболках людей по всему миру.

Мог ли я мечтать о таком лет 20 назад? Мечтать — конечно же. Я считаю, что именно благодаря желанию прикоснуться к лучшему наша команда добилась таких успехов.

Но одного желания маловато, и заказчики не падают на голову из ниоткуда.

Все крупнейшие игровые студии (Sony, EA, Activision Blizzard, Naughty Dog) расположены в Калифорнии. Чтобы правильно с ними взаимодействовать, нужно научиться разговаривать на их языке. И это стало для меня главным откровением, когда я впервые попал в США: огромная разница менталитетов.

На международном рынке русскому человеку зачастую тяжело. Из-за высокой конкуренции нужно не просто ходить в офис, а ежедневно стабильно усердно работать. Чуть расслабился в понедельник после разгульного уик-энда — в спину уже дышат индийцы, китайцы и вьетнамцы.

Кстати, вьетнамцы очень неплохи в ИТ. У них хороший английский, потому что там долго базировались американцы. Они не так креативны, как русские и европейцы, но трудолюбивы, готовы слышать, учиться — и завоёвывать индустрию.

Но вернёмся к «стабильно усердно работать», а конкретно — к «стабильно»

В России не любят рутину, но обожают подвиги — когда месяц вы с кислой миной протираете штаны, а за двое суток до дедлайна делаете 146% работы: жизнь кипит, сердце трепещет, вот это всё. Американцам важнее, чтобы вы продуктивно трудились восемь часов в день, периодически отчитывались и, может быть, закончили работу раньше срока, чтобы приступить к правкам.

К слову, к правкам у русского человека — традиционная неприязнь ещё с советских времён, закреплённая средним образованием. Люди считают, что необходимость что-то изменить = низкая оценка их работы. Нет!

Правки — это обратная связь, и, если у американского заказчика их нет — скорее всего, с вами больше не хотят сотрудничать. Когда заказчик просит вас что-то переделать, будьте добры, сделайте это как можно скорее и с улыбкой на лице, потому что это ваша работа, за которую платят хорошие деньги.

Это, кстати, тоже меня поразило. Первое время я смотрел на улыбающихся богатых калифорнийцев и думал, что они постоянно на расслабоне. Кайфуют на своих виллах в Беверли-Хиллз. Максимум — отправляют одно письмо в день и при этом зарабатывают миллионы.

Оказалось, за этими улыбками скрывается ежедневная пахота от зари до зари в условиях огромной конкуренции и постоянно растущего стресса. Недаром у них каждый второй сидит на антидепрессантах.

Нет света, затопили соседи, нужно забрать тёщу из детского сада — все эти привычные отмазки, которые спокойно прокатывают у нас, в США вообще не понятны. Максимум болезнь может быть уважительной причиной, почему что-то не сделано. Американцы по умолчанию считают вас хорошим, но если вы не умеете отвечать за результат, перевоспитывать вас не будут. Любого могут уволить со словами:

«Отлично поработали, держи коробку, у тебя 15 минут, чтобы собрать вещи. Охранник тебя проводит».

В России же все привыкли, что начальник — это «родитель, который всё знает», а подчинённый — «несмышлёный ребёнок». Сотруднику будут делать выговор, наказывать, уговаривать, штрафовать… но не уволят, пока он не перейдёт черту и не потопчется за нею какое-то время.

Ещё один удивительный для нашего человека факт в отношениях «заказчик — исполнитель» — никаких открытых конфликтов, споров и тому подобного. Если вы пытаетесь убедить клиента в бесполезности новых правок или даёте ему советы о том, как изменить концепцию проекта — с вами распрощаются. Потому что вам платят не за оценочные суждения и диванную аналитику, а за работу в рамках ТЗ.

Пример. На одну из моих первых встреч с потенциальными заказчиками я поехал соло, без партнёра Майкла. До тех пор я с американцами только переписывался — вполне успешно. Но в устной речи опыта у меня не было, я старался не облажаться и ограничивался чем-то вроде «cool», great», «OK», улыбался и кивал.

А вот мои конкуренты на этой встрече были подготовленными, у них был очень крутой английский. Они не только обсудили с заказчиками свою часть работы, но и завели оживлённый спор о том, что не касалось их напрямую: как переделать проект, чтобы он стал более успешным и востребованным.

Я был уверен, что проиграл этот «тендер» в пух и прах. Но выбрали меня. Позже я понял, что американцам было ментально проще работать со мной — с человеком, которому всё нравится, который всё понял и готов приступать прямо сейчас.

Поэтому четыре года с момента открытия 5518 Studios я регулярно езжу в Лос-Анджелес и Сан-Франциско, 30% времени я провожу там, попутно впитывая калифорнийский менталитет. И непрерывно стараюсь прививать его нашей команде, делая из русских-русских ребят русских-международных.

Важный момент и в том, что даже с отличным знанием языка нужно специально тренироваться не воспринимать американскую речь буквально. Придётся уяснить оттенки смыслов.

У русских повышенная степень негатива, у нас можно даже похвалить человека каким-нибудь ругательством. В Америке — кардинально по-другому. Фраза «Good start!» из уст калифорнийца означает «Переделать всё к чёрту». Когда вам приходит фидбэк «looks good», по неопытности можно решить, что всё хорошо — но нет. Это означает, что всё плохо. А если клиент написал «looks not good»или «looks bad» — это самое ужасное, что он видел в своей жизни и даже после смерти он не забудет это позорище.

Нам «looks bad» не писали ни разу, «looks good» — пару раз, было ужасно стыдно.

Когда американец пишет: «When you have chance please fix it» — это не значит, что вы можете отложить дело до конца недели и поправить на выходных. Верный перевод: «Прямо сейчас сядь и внеси изменения!». А если он просит сделать это right now — значит всё уже давным-давно перегорело, и он просто не знает, как ещё до вас достучаться. Это сверхповышение тона.

Пока я не побывал в Америке, я этого не понимал.

Чтобы у вас сформировалось понимание калифорнийского менталитета, я приведу несколько важных качеств, которыми должен обладать русский сотрудник американской компании:

  • Верьте в себя всегда и везде. Ваши таланты и навыки обязательно будут оценены.

  • Будьте пунктуальными. Распределяйте силы пропорционально на весь срок до дедлайна и не опаздывайте на встречи.
  • Спросите, если сомневаетесь. Русские люди стесняются уточняющих вопросов, боясь показаться глупыми.
  • Работайте в рабочее время. На международных рынках никто и никому не платит за присутствие. Платят только за результат, сделанный вовремя. Это не значит, что у нас сдельная зарплата: есть фикс, есть премии, доплаты за правки и переработки. Но при всём этом мы всегда смотрим сначала на результат.
  • Будьте открытыми. Доверяйте людям: коллегам и работодателям. Мы все заодно, работаем в команде, чтобы сделать самую крутую игру для студента, домохозяйки или гопника, от которой они сойдут с ума.
  • Не теряйте энтузиазм. К рутинной работе легко привыкаешь, поэтому не забывайте, зачем вы пришли в геймдев — ради мечты. Именно поэтому я всегда говорю, что самое главное для соискателя — любить играть в игры. Те, кто приходит только за зарплатой в долларах, а не ради игр и не ради кайфа от игр, нам не нужны. Они просто долго не протянут.

Кто конкретно нужен и сколько платят

Если раньше специалистами становились люди среднего возраста с высшим образованием, то теперь многие школьники уже умеют моделировать, рисовать в цифре, пробуют писать код, а уж геймерами становятся вообще с пелёнок. И к 17–18 годам они уже без пяти минут специалисты.

Они знают, что и как нужно делать, а главное — горят этим. Поэтому мы готовы принимать на работу людей даже без опыта — обязательны только искры в глазах и желание пахать с самого первого дня.

Ещё одно преимущество работы в геймдеве в том, что можно быть передовым специалистом, не выходя из дома.

Хороший заработок доступен даже в глубинке, а уровень жизни у условного 3D-художника из Саратова будет… выше, чем у такого же художника из Калифорнии.

К примеру, в Штатах специалист может зарабатывать $6000–7000, но треть он отдаст на налоги, около $5000 за квартиру, еду и аренду машины. И всё, деньги закончились. Никакого кино каждый день — это дорого. Рестораны — только для встреч с клиентами и по праздникам.

Когда я впервые потратил $400 на ужин в Сан-Франциско в мишленовском ресторане, в моей голове крутилась мысль: «В Казани есть точно такой же салат с креветками, и сервис не хуже, только в 10 раз дешевле».

Да, зарплата в России ниже, но стоимость жизни в Штатах выше несоизмеримо.

Среди моих знакомых большое количество русских айтишников, которые работают со всем миром — и не хотят уезжать из России. Они обустраивают себе прекрасную жизнь среди своих, имея семью, квартиру, машину, собаку и отпуск в любой точке мира.

На рынке вакансий геймдева можно отыскать множество специальностей: программист, левел-дизайнер, художник, бета-тестер, гейм-дизайнер, арт-менеджер, проджект-менеджер.

В первую очередь нужно понять, к чему тянет больше всего. В детстве вместо мячика вам давали Borland Pascal, и теперь вы не скачиваете нужный софт, а пишете его сами — добро пожаловать в программисты. Код — сердце любой игры, в котором лучше всего разберётся тот, кто его написал. Поэтому программистов ценят и стараются не отпускать.

Левел-дизайнерами становятся люди с богатым воображением и хорошим вкусом, ведь создать уровень — задача не для дилетантов. Если вы подмечаете самые мельчайшие детали как на улице, так и в игровом пространстве — и вам это нравится — попробуйте себя здесь.

Ну а если выход из дома для вас невозможен без графического планшета в рюкзаке, то путь очевиден: 2D-художник.

Профессий — масса. Если хотите знать все — просмотрите титры любой новой игры, например последней Call of Duty. Проще сказать, кого нашей команде нет: сценаристов и художников по спецэффектам (VFX). Это отдельные комплексы работ, которыми занимаются соответствующие студии.

Есть две главные вещи, которые нужно для себя уяснить:

  1. В геймдеве не платят за часы работы. Не важно, сколько времени вы просидели в офисе, попивая кофе. Важно, что вы сделали работу в срок и качественно.

  2. В геймдев не приходят исключительно за деньгами. Это так не работает.

Геймдевелопер должен быть увлечён своей игрой, жить ею. И 5518 Studios всегда ждёт тех, кто хочет работать с крутыми проектами, готов полностью отдаваться процессу и кому в кайф осознавать, что благодаря его вкладу в том числе — игра понравится миллионам пользователей. Мы ждём тех, кто готов посвятить играм ближайшие 10–15 лет.

Со своей стороны обещаем стабильную зарплату, премии, проекты от топовых американских студий. А когда пройдёт пандемия — офис с чаем, кофе и печеньками (если кто-то ещё хочет работать в офисе, конечно).

Бонус-трек. Коронавирус и гейминдустрия

У русских старой формации другое отношение. Половина правительству не доверяют, остальные — проверяют. Закон как бы для всех, но если я тихонечко его нарушу, то ничего страшного. Для клиентов из Штатов такая безалаберность — важный индикатор. Если ты не следуешь правилам, ты не молодец.

Вся наша команда давно переведена на режим удалённой работы. Мы просим всех регулярно соблюдать гигиенические рекомендации и следить за иммунитетом, сообщать при первой необходимости об изменении в самочувствии. Но в то же время помнить о дедлайнах текущих проектов :)

Для того чтобы сотрудники легче переносили изоляцию, с ними работает наш штатный психолог. Мы стараемся сфокусировать внимание людей не на проблемах окружающего мира, а на задаче, которая даст возможность им заработать в условиях нелёгкого времени. Фокус на основное, на настоящее.

Пережили печенегов с половцами, 1998, 2008 и 2014 — переживём и 2020. Главное — быть на своём месте.

Всем желаю крепкого здоровья и удачи во всех начинаниях. Мой email по вопросам сотрудничества: maxim Корги 5518studios.com (с пометкой ИГРОДЕВ2020).

0
145 комментариев
Написать комментарий...
Профессор Фортран
И непрерывно стараюсь прививать его нашей команде, делая из русских-русских ребят русских-международных.

Я искренне надеюсь, что у вас ничего не получится. Русский менталитет можно сколько угодно ругать, но в конечном счёте именно русские ребята делают вашей компании заказы.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Маслов

Лолшто?
Сколько русских ребят, по вашему мнению, идут не на торренты?

Ответить
Развернуть ветку
Профессор Фортран

Я говорил про штат компании.

Ответить
Развернуть ветку
Георгий Маслов

Сорян, понял.
Но в итоге получается, что заказы делают не просто русские, а русские-международные, а русские-русские уходят. Так что все правильно написано

Ответить
Развернуть ветку
142 комментария
Раскрывать всегда