Чудное время, чтобы войти в геймдев — и сразу на международный рынок: как я это сделал десять лет назад и где я теперь

Всем привет. Я Максим Михеенко, сооснователь компании 5518 Studios. Около 17 лет я занимаюсь геймдевом, последние десять из них — для зарубежных клиентов. Сегодня расскажу, как, зачем, кому и почему именно сейчас стоит впрыгнуть в геймдев.

Должно быть интересно талантливым ребятам, кто любит играть, у кого есть амбиции работать с международными брендами, ну и кто не отказался бы от дохода в долларах, сидя где-нибудь в уездном городе N.

Студия и текущая команда: кто есть, и кто ещё нужен

Когда мы с моим партнёром Майклом Касалино, бывшим арт-директором Disney, открывали 5518 Studios — не знали, получится ли что-то, будут ли клиенты, сможем ли выполнять проекты мирового уровня… Но о деньгах — не думали. У нас было огромное желание делать игры — оно стояло во главе угла.

Я и сейчас не фокусируюсь на деньгах как на основной цели своей деятельности — да, звучит пафосно, но так и есть. Я живу на две страны (Москва — Санкт-Петербург — Ульяновск — Воронеж — Казань — Лос-Анджелес), у меня ни там, ни там нет квартир, дач, машин и прочего.

Была детская мечта о крутой тачке, потому что все мы, выросшие в 90-е, уверены: успешный мужик ездит на дорогой иномарке. Я купил Audi, убедился, что «могу себе позволить», покатался несколько месяцев — и продал. А деньги вложил в бизнес.

Потому что его развитие — вот, что действительно для меня важно.

Компания для меня — это больше чем просто работа. Она мне и ребёнок, и жена. Это моё детище, и своими руками выращивать из крошечного цыплёночка мощного игрока индустрии — захватывающее дело.

Я хочу построить большую и сильную компанию, делать работу для брендов «А-класса», собрать под одной крышей сотни топовых профессионалов.

Скажем, в нашей команде есть два художника по волосам: опытный и начинающий, но с большими перспективами. Это очень редкая специализация, непростая и высокооплачиваемая.

Сравните: junior-3D-художник зарабатывает от $500 до $1000 в месяц, а 3D-художник по волосам на старте может получать от $4000.

Крутых спецов такого плана по всему миру человек 20, один из них уже с нами, хотелось бы заполучить остальных.

Поэтому я пишу этот пост. Не из-за 19 художников по волосам, но и ради ещё сотен талантливых ребят, которые фанатеют от игр и хотят стать программистами, гейм- и левел-дизайнерами, 2D- и 3D-художниками, QA- и бета-тестерами, арт- и проджект-менеджерами.

Сейчас в нашей команде около 70 первоклассных специалистов со всех концов света. Ядро — ребята из России и СНГ. Основные направления работы — 2D, 3D, анимация, VR, программирование. Мы работаем с крупнейшими заказчиками в игровой индустрии и принимаем участие в топовых проектах, в которые играет весь мир.

Наши 3D-модели есть вStar Trek: Fleet Command, Fortnite, Apex Legends, Borderlands 3 DLC, Call of Duty: Black OPS 4, Metro Exodus: Sam’s Story, Homescapes, Gardenscapes, War Thunder, World of Tanks и многих-многих других.

Стоп!

Вы только что прочли абзац с названиями игр, в создании которых есть наш серьёзный вклад. Мы поучаствовали в множестве лучших игр 2019–2020 года. И если сейчас вы не возбудились, не прочувствовали, к проектам какого уровня открывается доступ, — дальше можно не читать.

Девиз калифорнийцев: улыбаемся и пашем. Если хочешь на них работать — надо так же

Мой рабочий день — 24 часа в сутки, а отпуск был четыре года назад, но при этом я получаю неимоверный кайф, потому что наша работа доставляет удовольствие миллионам людей, фигурки по нашим 3D-моделькам украшают коллекции фанатов, наших персонажей косплеят на Comic-Con, наш арт — на футболках людей по всему миру.

Мог ли я мечтать о таком лет 20 назад? Мечтать — конечно же. Я считаю, что именно благодаря желанию прикоснуться к лучшему наша команда добилась таких успехов.

Но одного желания маловато, и заказчики не падают на голову из ниоткуда.

Все крупнейшие игровые студии (Sony, EA, Activision Blizzard, Naughty Dog) расположены в Калифорнии. Чтобы правильно с ними взаимодействовать, нужно научиться разговаривать на их языке. И это стало для меня главным откровением, когда я впервые попал в США: огромная разница менталитетов.

На международном рынке русскому человеку зачастую тяжело. Из-за высокой конкуренции нужно не просто ходить в офис, а ежедневно стабильно усердно работать. Чуть расслабился в понедельник после разгульного уик-энда — в спину уже дышат индийцы, китайцы и вьетнамцы.

Кстати, вьетнамцы очень неплохи в ИТ. У них хороший английский, потому что там долго базировались американцы. Они не так креативны, как русские и европейцы, но трудолюбивы, готовы слышать, учиться — и завоёвывать индустрию.

Но вернёмся к «стабильно усердно работать», а конкретно — к «стабильно»

В России не любят рутину, но обожают подвиги — когда месяц вы с кислой миной протираете штаны, а за двое суток до дедлайна делаете 146% работы: жизнь кипит, сердце трепещет, вот это всё. Американцам важнее, чтобы вы продуктивно трудились восемь часов в день, периодически отчитывались и, может быть, закончили работу раньше срока, чтобы приступить к правкам.

К слову, к правкам у русского человека — традиционная неприязнь ещё с советских времён, закреплённая средним образованием. Люди считают, что необходимость что-то изменить = низкая оценка их работы. Нет!

Правки — это обратная связь, и, если у американского заказчика их нет — скорее всего, с вами больше не хотят сотрудничать. Когда заказчик просит вас что-то переделать, будьте добры, сделайте это как можно скорее и с улыбкой на лице, потому что это ваша работа, за которую платят хорошие деньги.

Это, кстати, тоже меня поразило. Первое время я смотрел на улыбающихся богатых калифорнийцев и думал, что они постоянно на расслабоне. Кайфуют на своих виллах в Беверли-Хиллз. Максимум — отправляют одно письмо в день и при этом зарабатывают миллионы.

Оказалось, за этими улыбками скрывается ежедневная пахота от зари до зари в условиях огромной конкуренции и постоянно растущего стресса. Недаром у них каждый второй сидит на антидепрессантах.

Нет света, затопили соседи, нужно забрать тёщу из детского сада — все эти привычные отмазки, которые спокойно прокатывают у нас, в США вообще не понятны. Максимум болезнь может быть уважительной причиной, почему что-то не сделано. Американцы по умолчанию считают вас хорошим, но если вы не умеете отвечать за результат, перевоспитывать вас не будут. Любого могут уволить со словами:

«Отлично поработали, держи коробку, у тебя 15 минут, чтобы собрать вещи. Охранник тебя проводит».

В России же все привыкли, что начальник — это «родитель, который всё знает», а подчинённый — «несмышлёный ребёнок». Сотруднику будут делать выговор, наказывать, уговаривать, штрафовать… но не уволят, пока он не перейдёт черту и не потопчется за нею какое-то время.

Ещё один удивительный для нашего человека факт в отношениях «заказчик — исполнитель» — никаких открытых конфликтов, споров и тому подобного. Если вы пытаетесь убедить клиента в бесполезности новых правок или даёте ему советы о том, как изменить концепцию проекта — с вами распрощаются. Потому что вам платят не за оценочные суждения и диванную аналитику, а за работу в рамках ТЗ.

Пример. На одну из моих первых встреч с потенциальными заказчиками я поехал соло, без партнёра Майкла. До тех пор я с американцами только переписывался — вполне успешно. Но в устной речи опыта у меня не было, я старался не облажаться и ограничивался чем-то вроде «cool», great», «OK», улыбался и кивал.

А вот мои конкуренты на этой встрече были подготовленными, у них был очень крутой английский. Они не только обсудили с заказчиками свою часть работы, но и завели оживлённый спор о том, что не касалось их напрямую: как переделать проект, чтобы он стал более успешным и востребованным.

Я был уверен, что проиграл этот «тендер» в пух и прах. Но выбрали меня. Позже я понял, что американцам было ментально проще работать со мной — с человеком, которому всё нравится, который всё понял и готов приступать прямо сейчас.

Поэтому четыре года с момента открытия 5518 Studios я регулярно езжу в Лос-Анджелес и Сан-Франциско, 30% времени я провожу там, попутно впитывая калифорнийский менталитет. И непрерывно стараюсь прививать его нашей команде, делая из русских-русских ребят русских-международных.

Важный момент и в том, что даже с отличным знанием языка нужно специально тренироваться не воспринимать американскую речь буквально. Придётся уяснить оттенки смыслов.

У русских повышенная степень негатива, у нас можно даже похвалить человека каким-нибудь ругательством. В Америке — кардинально по-другому. Фраза «Good start!» из уст калифорнийца означает «Переделать всё к чёрту». Когда вам приходит фидбэк «looks good», по неопытности можно решить, что всё хорошо — но нет. Это означает, что всё плохо. А если клиент написал «looks not good»или «looks bad» — это самое ужасное, что он видел в своей жизни и даже после смерти он не забудет это позорище.

Нам «looks bad» не писали ни разу, «looks good» — пару раз, было ужасно стыдно.

Когда американец пишет: «When you have chance please fix it» — это не значит, что вы можете отложить дело до конца недели и поправить на выходных. Верный перевод: «Прямо сейчас сядь и внеси изменения!». А если он просит сделать это right now — значит всё уже давным-давно перегорело, и он просто не знает, как ещё до вас достучаться. Это сверхповышение тона.

Пока я не побывал в Америке, я этого не понимал.

Чтобы у вас сформировалось понимание калифорнийского менталитета, я приведу несколько важных качеств, которыми должен обладать русский сотрудник американской компании:

  • Верьте в себя всегда и везде. Ваши таланты и навыки обязательно будут оценены.

  • Будьте пунктуальными. Распределяйте силы пропорционально на весь срок до дедлайна и не опаздывайте на встречи.
  • Спросите, если сомневаетесь. Русские люди стесняются уточняющих вопросов, боясь показаться глупыми.
  • Работайте в рабочее время. На международных рынках никто и никому не платит за присутствие. Платят только за результат, сделанный вовремя. Это не значит, что у нас сдельная зарплата: есть фикс, есть премии, доплаты за правки и переработки. Но при всём этом мы всегда смотрим сначала на результат.
  • Будьте открытыми. Доверяйте людям: коллегам и работодателям. Мы все заодно, работаем в команде, чтобы сделать самую крутую игру для студента, домохозяйки или гопника, от которой они сойдут с ума.
  • Не теряйте энтузиазм. К рутинной работе легко привыкаешь, поэтому не забывайте, зачем вы пришли в геймдев — ради мечты. Именно поэтому я всегда говорю, что самое главное для соискателя — любить играть в игры. Те, кто приходит только за зарплатой в долларах, а не ради игр и не ради кайфа от игр, нам не нужны. Они просто долго не протянут.

Кто конкретно нужен и сколько платят

Если раньше специалистами становились люди среднего возраста с высшим образованием, то теперь многие школьники уже умеют моделировать, рисовать в цифре, пробуют писать код, а уж геймерами становятся вообще с пелёнок. И к 17–18 годам они уже без пяти минут специалисты.

Они знают, что и как нужно делать, а главное — горят этим. Поэтому мы готовы принимать на работу людей даже без опыта — обязательны только искры в глазах и желание пахать с самого первого дня.

Ещё одно преимущество работы в геймдеве в том, что можно быть передовым специалистом, не выходя из дома.

Хороший заработок доступен даже в глубинке, а уровень жизни у условного 3D-художника из Саратова будет… выше, чем у такого же художника из Калифорнии.

К примеру, в Штатах специалист может зарабатывать $6000–7000, но треть он отдаст на налоги, около $5000 за квартиру, еду и аренду машины. И всё, деньги закончились. Никакого кино каждый день — это дорого. Рестораны — только для встреч с клиентами и по праздникам.

Когда я впервые потратил $400 на ужин в Сан-Франциско в мишленовском ресторане, в моей голове крутилась мысль: «В Казани есть точно такой же салат с креветками, и сервис не хуже, только в 10 раз дешевле».

Да, зарплата в России ниже, но стоимость жизни в Штатах выше несоизмеримо.

Среди моих знакомых большое количество русских айтишников, которые работают со всем миром — и не хотят уезжать из России. Они обустраивают себе прекрасную жизнь среди своих, имея семью, квартиру, машину, собаку и отпуск в любой точке мира.

На рынке вакансий геймдева можно отыскать множество специальностей: программист, левел-дизайнер, художник, бета-тестер, гейм-дизайнер, арт-менеджер, проджект-менеджер.

В первую очередь нужно понять, к чему тянет больше всего. В детстве вместо мячика вам давали Borland Pascal, и теперь вы не скачиваете нужный софт, а пишете его сами — добро пожаловать в программисты. Код — сердце любой игры, в котором лучше всего разберётся тот, кто его написал. Поэтому программистов ценят и стараются не отпускать.

Левел-дизайнерами становятся люди с богатым воображением и хорошим вкусом, ведь создать уровень — задача не для дилетантов. Если вы подмечаете самые мельчайшие детали как на улице, так и в игровом пространстве — и вам это нравится — попробуйте себя здесь.

Ну а если выход из дома для вас невозможен без графического планшета в рюкзаке, то путь очевиден: 2D-художник.

Профессий — масса. Если хотите знать все — просмотрите титры любой новой игры, например последней Call of Duty. Проще сказать, кого нашей команде нет: сценаристов и художников по спецэффектам (VFX). Это отдельные комплексы работ, которыми занимаются соответствующие студии.

Есть две главные вещи, которые нужно для себя уяснить:

  1. В геймдеве не платят за часы работы. Не важно, сколько времени вы просидели в офисе, попивая кофе. Важно, что вы сделали работу в срок и качественно.

  2. В геймдев не приходят исключительно за деньгами. Это так не работает.

Геймдевелопер должен быть увлечён своей игрой, жить ею. И 5518 Studios всегда ждёт тех, кто хочет работать с крутыми проектами, готов полностью отдаваться процессу и кому в кайф осознавать, что благодаря его вкладу в том числе — игра понравится миллионам пользователей. Мы ждём тех, кто готов посвятить играм ближайшие 10–15 лет.

Со своей стороны обещаем стабильную зарплату, премии, проекты от топовых американских студий. А когда пройдёт пандемия — офис с чаем, кофе и печеньками (если кто-то ещё хочет работать в офисе, конечно).

Бонус-трек. Коронавирус и гейминдустрия

У русских старой формации другое отношение. Половина правительству не доверяют, остальные — проверяют. Закон как бы для всех, но если я тихонечко его нарушу, то ничего страшного. Для клиентов из Штатов такая безалаберность — важный индикатор. Если ты не следуешь правилам, ты не молодец.

Вся наша команда давно переведена на режим удалённой работы. Мы просим всех регулярно соблюдать гигиенические рекомендации и следить за иммунитетом, сообщать при первой необходимости об изменении в самочувствии. Но в то же время помнить о дедлайнах текущих проектов :)

Для того чтобы сотрудники легче переносили изоляцию, с ними работает наш штатный психолог. Мы стараемся сфокусировать внимание людей не на проблемах окружающего мира, а на задаче, которая даст возможность им заработать в условиях нелёгкого времени. Фокус на основное, на настоящее.

Пережили печенегов с половцами, 1998, 2008 и 2014 — переживём и 2020. Главное — быть на своём месте.

Всем желаю крепкого здоровья и удачи во всех начинаниях. Мой email по вопросам сотрудничества: maxim Корги 5518studios.com (с пометкой ИГРОДЕВ2020).

0
145 комментариев
Написать комментарий...
vic buynoff
 почему именно сейчас стоит впрыгнуть в геймдев

В вышеизложенном лонгриде ответа на вопрос нет (( Можно только предположить, что геймдев-студии с оригинальным названием "5518" остро не хватает специалистов, что неудивительно - рынок переполнен играми, конкуренция жесткая, спецов мало, работа сложная, игровые движки кривые и т.п. Разработка игры сегодня (если не hyper casual) - это очень дорого, очень долго и очень трудоемко, а выхлоп настолько маловероятен, что в геймдев сейчас идут лишь безумцы. Удачи.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Понял смысл цифр 5518: ощущаешь себя на 55 в 18!

Ответить
Развернуть ветку
Лев Щенин

Коллеги,  неужели я один смотрю американские сериалы и замечаю таблички с номером дома, где живёт главный герой?
5518 - это просто номер дома, где живёт (или жил в момент регистрации компании) основатель фирмы.
В Америке, в отличие от России, немного другая система нумерации домов.
Если верить историкам, города в Америке появлялись вдоль дорог.
Эта часть получала название "Мэйнстрит" - "главная улица".
Улица могла тянуться вдоль всего города на несколько десятков километров.
Соответственно, нумерация домов могла вырасти до четырёх-значных величин.
Всё просто ?
Если вам понравилась моя логика - добавьте плюсик мне в карму.
Если не понравилась - можем начать "работу с возражениями".

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Из нас двоих в КГБ не взяли вас. Так что, поздравляю, с логикой у вас лучше!

Ответить
Развернуть ветку
Илья Ефимов

А может быть его на самом деле и взяли, и он внедрился даже глубже чем планировалось))

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Он уже и забыл,что работает на КГБ. Настолко глубоко он внедрился

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Страну проспал!

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
142 комментария
Раскрывать всегда