{"id":7299,"title":"\u0413\u043e\u043b\u043e\u0441\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 vc.ru: \u0432\u044b\u0431\u0438\u0440\u0430\u0435\u043c \u0441\u0430\u043c\u043e\u0435 \u043d\u0435\u0432\u044b\u043d\u043e\u0441\u0438\u043c\u043e\u0435 hr-\u043a\u043b\u0438\u0448\u0435","url":"\/redirect?component=advertising&id=7299&url=https:\/\/vc.ru\/special\/vacancy&placeBit=1&hash=fe5f20397da228f9ae42ee87503a61e3a31884b3954f080b0a1e6dbbf239fec6","isPaidAndBannersEnabled":false}

Поиск призвания. Как не потратить годы на что попало?

Я менял профессию 3 раза и с каждой новой попыткой моя жизнь преображалась. Я чувствую себя на 300% лучше, чем в начале пути и хочу рассказать про подход, который помог мне в этом.

Если вам интересна тема, ищите блог в Telegram.

Понять что тебе не нравится профессия после 6 лет обучения — большой просчет.​

Когда люди выбирают профессию, часто они ориентируются на образ, который ей соответствует. Например врач — это Доктор Хаус, который долго думает над диагнозом, спасает жизни и получает благодарность пациентов. Однажды человек говорит себе — хочу стать врачом или дизайнером интерьеров и идет осваивать профессию. Такой подход работает редко. Люди тратят годы на погружение в профессию, чтобы в итоге понять, что она не соответствует воображаемому образу. В итоге оказывается, что врач 90% времени выслушивает одни и те же симптомы и выписывает одни и те же лекарства — романтики мало. Я предлагаю другой способ выбирать профессию — ориентироваться на процессы, которые приносят удовольствие.

Процесс — ключ, к поиску призвания

Идея проста — в основе любой профессии лежит набор процессов. Процесс — это «делание” чего-либо. Это базовая деятельность, вроде «анализа информации» или “генерации идей» которые в разных комбинациях встречаются во множестве профессий. Если понять какие процессы вам нравятся, а какие нет, то вы сможете найти множество профессий, которыми вам будет интересно заниматься и могут стать вашим призванием.

Рассмотрим пример, как профессии раскладываются на процессы. Две разные профессии: дизайнер мобильных приложений и маркетолог.

  • Дизайнер мобильных приложений вместе с программистами и другими специалистами создает программы для мобильных телефонов. Он работает над идеей, изучает проблемы людей, которые будут использовать эту программу, создает визуальные элементы (ее внешний вид) и многое другое.
  • Маркетолог помогает компаниям создавать интересные для людей продукты и услуги и продавать их. Он изучает потребности людей, рынок, создает правильный образ продуктов, управляет рекламными кампаниями и многое другое.

На первый взгляд, они занимаются совершенно разными вещами и создают совершенно разные продукты, но это не так.

Процессы, которые стоят за их деятельностью:

  • Исследование: поиск и анализ информации
  • Создание решений: генерация идей, синтез информации
  • Создание продукта: сборка визуальных решений, формулирование смыслов, написание текстов
  • Коммуникация: презентация и защита идей

Процессы одинаковые, отличаются инструменты и продукт, который получается на выходе.

Больше возможностей выбора профессии

Если посмотреть на разные профессии, как на определенный набор процессов, то подходящих вам профессий становится гораздо больше.

Что общего у маркетолога, дизайнера интерфейсов и программиста? Это совершенно разные по образу люди, которые создают абсолютно разные продукты и, казалось бы занимаются совсем разными вещами. Но у во всех этих профессиях есть множество одинаковых процессов. Все они проводят исследования и занимаются «сбором и анализом информации”, все три профессии очень завязаны на креативные процессы и решение задач и все они ежедневно «генерируют идеи». Все они регулярно “презентуют свои идеи» коллегам и клиентам.

Если вам нравится анализировать информацию, придумывать идеи и презентовать их, то вам могут пойти каждая из этих профессий. И каждая из них может стать вашим призванием, в зависимости от других процессов, которые присутствуют в этих профессиях. Или вы сможете создать свою профессию.

Часто я слышу что-то подобное: «Ну я маркетолог [подставьте свою профессию], в этой профессии никак без презентаций и управления рекламой [подставьте процессы, которые вы не любите]». Но есть куча профессий, где можно делать только то, что вам нравится и вообще не делать того, что не нравится. Нужно только поискать профессии с большей концетрацией тех процессов, которые вам по душе.

Не обязательно искать призвание среди общезвестных профессии, как врач, юрист, полицейский. У вас есть гораздо больше возможностей, ведь с каждым годом появляется куча востребованных профессий вроде «блогера” или «дизайн-стратега». Этим людям проще рассказать что они “делают», чем объяснить кто они по профессии, но это не уменьшает их востребованность на рынке.

​Не обязательно искать призвание в существующих профессиях, профессию мечты можно придумать самому из процессов, которые нравятся именно вам.

Два типа «правильных» процессов

Профессии состоят из разных процессов: одни могут нравиться, другие нет. Часто люди говорят что-то типа: «В целом мне моя работа нравится, но часто от нее тошнит. Нравится придумывать идеи и общаться с людьми. Но приходится постоянно делать презентации и защищать их перед руководством, писать сообщения, управлять рекламными размещениями (и обычно еще 50 пунктов) — ненавижу это.»

Удовольствие от работы появляется на стыке 2 типов процессов:

  • Процессы, которые генерируют энергию — после них вы чувствуете подъем сил и воодушевление. Противоположность — процессы, после которых вы чувствуете усталость и спад сил.
  • Процессы, во время которых человек максимально вовлечен — когда вы что-то делаете и время летит незаметно. Противоположность — процессы, во время которых вы легко отвлекаетесь, прикладываете много усилий, чтобы сосредоточиться и стремитесь прокрастинировать всеми возможными способами.

Энергия

У вас бывало, что в конце рабочего дня вы чувствуете больше сил, чем перед началом? Нет? А такое часто случается с людьми, которые нашли свое призвание. Это не означает, что они не устают вовсе, а то, что большинство процессов, которыми они заняты во время работы не отнимают у них энергию. Все мы встречали людей, которые могут говорить без умолку часами и не уставать, это пример когда человек занят процессом, который не отнимает, а то и генерирует энергию.

Вы сможете делать больше и лучше, если процессы, которыми вы занимаетесь генерирует энергию, а не отнимают ее.

Я могу писать программу курса 10 часов подряд и в конце захочу потренироваться, прогуляться, буду радоваться жизни и тд. После публичного выступления я лежу пластом весь оставшийся день, а то и весь следующий. Один процесс дает энергию, другой забирает. Если не управлять их количеством, то жизнь быстро превратиться в ад.

Вовлеченность

Люди, которые нашли свое призвание, часто рассказывают, что они не замечают как пролетают часы за работой. Утром ты садишься за работу и можешь очнуться только когда стемнеет или жена позовет ужинать. Если вы когда-нибудь слышали про «состояние потока», то это как раз пример высокой вовлеченности. Во время таких процессов мы полностью поглощены деятельностью, ощущаем спокойствие и уверенность в себе, иногда эйфорию. К сожалению, чаще встречаются другая история — когда человек всеми силами долго не может начать работу, постоянно отвлекается и прокрастинирует.

Легче добиться успеха, если вы вовлечены и получаете удовольствие от процесса.

Как определять «правильные» процессы и найти профессию по душе

Призвание — это когда вы увлеченно делаете свою работу и это дает вам энергию.

Определить «правильные» процессы очень просто — для этого вам нужно регулярно наблюдать за собой и, например, в конце каждого дня или раз в неделю отмечать и анализировать процессы, которыми вы были заняты. Это занимает 10–15 минут и вы можете начать прямо сейчас, процесс состоит из нескольких коротких упражнений.

Упражнение 1 — вспомните моменты из прошлого, когда ваша деятельность (не обязательно рабочая) приносила удовольствие, а именно:

  • После каких занятий вы чувствуете подъем энергии и энтузиазм?
  • После каких занятий вы наоборот чувствуете себя усталым? (При этом редко связано с обычной усталостью и может происходить даже в начале рабочего дня)
  • Какие занятия вы можете делать без ощущения тяжести и преодоления, за которыми легко пролетают часы, вы сосредоточены и спокойны?
  • Какие занятия вы делаете с огромными усилиями, тяжестью и необходимостью «преодолеть себя»?

Упражнение 2 — определите какие процессы стоят за занятиями

  • Порефлексируйте над тем что получилось. Нашли что-то занимательное или интересное? Какие процессы наиболее приятны, а какие отнимают энергию и вы их делаете через силу?
  • Попробуйте абстрагировать их и копнуть глубже. Какой базовый процесс стоит за этими занятиями?

Упражнение 3 — подумайте над тем, как получать больше удовольствия от работы

  • Как вы можете уменьшить количество энергозатратных и процессов с низкой вовлеченностью?
  • Как вы можете увеличить количество процессов с высокой вовлеченностью и процессов, которые дают вам энергию?

Я делаю эти упражнения регулярно, раз в несколько недель. Это помогает лучше узнать себя и вовремя корректировать то, чем я занимаюсь. К тому же, со временем приятные процессы могут наскучить и лучше об этом знать сразу, а не когда произойдет выгорание и не будет энергии что-то менять.

Поиск профессии, с большим количеством приятных процессов — самая сложная часть и, часто, требует длительной работы. Если у вас произошло озарение и вы с первой попытки поняли, как можно изменить свою работу к лучшему, то мои поздравления. Если озарения не происходит, то нужно за собой наблюдать какое-то время. Можно копнуть в прошлое и подумать о том, какие процессы вам нравились в детстве или в школьные годы.

Если вы определили «правильные» процессы, но вам кажется что для них нет подходящей профессии, то стоит покопаться в разных индустриях или же создать свою профессию (что будет почти всегда лучшим вариантом). Об этом будет одна из следующих статей.

Итог

При поиске призвания лучше ориентироваться не на флёр профессии, а на процессы из которых она состоит. Зачастую, разные на вид профессии состоят из одинаковых процессов. Например, у дизайнера много общих процессов с маркетологом, а у программиста с писателем. Понимание этого дает возможность увидеть разные варианты своего призвания и переходить из одной профессии в другую менее безболезненно.

Вы сможете найти огромное количество подходящих для вас профессий из разных индустрий, если поймете 2 вещи: какие процессы вам дают энергию и во время каких процессов у вас легко сохраняется высокая вовлеченность.

Понять это можно с помощью регулярного наблюдения за собой и ведения дневника: раз в день / неделю обращать внимание на 2 вещи:

  • После каких дел вы чувствовали подъем / спад энергии;
  • Во время каких занятий вам было легко / тяжело концентрироваться на работе.

После вы снижаете долю плохих и повышаете долю хороших процессов в вашей работе. А если это невозможно в текущей профессии, то ищете новую, ориентируясь на процессы, а не на то как профессия выглядит со стороны.

{ "author_name": "Дмитрий Капаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 19, "likes": 3, "favorites": 40, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 120284, "is_wide": true, "is_ugc": true, "date": "Tue, 14 Apr 2020 20:07:40 +0300", "is_special": false }
0
19 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...

Нечитабельно.

1

Если вы знаете русский язык, то проблем с чтением не возникнет.

2

Да хоть на китайском, очередной "бизнес-тренинг" ни о чем конкретном. Лучше уж с ошибками, но по существу и делу.

0

Вроде ничего не продаю :)

0

Почему?

0

Нет, нормальная статья, однозначно.

И про энергию; что своё дело придаёт сил, а не отнимает их.

1

Ответа Как так и не нашел.

0

посмотрите в блоке Итог. Ищете процессы, которые дают энергию и вовлеченность. Для этого пробуете много и ведете дневник, где отмечаете "плохие" процессы, которые отнимают энергию и во время которых трудно вовлекаться и "хорошие", во время которых легко вовлекаться и дают энергию. Когда соберется достаточно, ищете профессии с большим количеством "хороших" процессов

0

Плохие\хорошие -  по существу есть что-нибудь? 

1

Удовольствие от работы появляется на стыке 2 типов процессов: 1) Процессы, которые генерируют энергию — после них вы чувствуете подъем сил и воодушевление. Противоположность — процессы, после которых вы чувствуете усталость и спад сил.

2) Процессы, во время которых человек максимально вовлечен — когда вы что-то делаете и время летит незаметно. Противоположность — процессы, во время которых вы легко отвлекаетесь, прикладываете много усилий, чтобы сосредоточиться и стремитесь прокрастинировать всеми возможными способами. ред.

0

Такое чувство, что Вы либо никогда не работали, либо это перечитали книг по коучингу.

0

Понятно :)

0

почему?

0

Пока сам не поработаешь, не узнаешь, какие внутри «процессы».

0

Отчасти да, но можно "прототипровать" – найти способ попробовать себя в профессии в щадящих условиях и пообщаться с людьми, которые уже в профессии 

0

Так можно всю жизнь потратить на поиск этих приятных процессов и остаться дилетантом во всем. Тем более, что любые приятные процессы рано или поздно надоедают.

0

а что тогда делать?

0

Спасибо большое за статью!
Очень полезно, так как, как раз сейчас пытаюсь понять, чем хочу заниматься!

0

А когда будет статься про то, как придумать свою профессию ?

0
Читать все 19 комментариев
Запуск без денег и раскрутка через TikTok: как устроен магазин корейской косметики с выручкой 40 млн рублей за полгода Статьи редакции

Рассказывает Наталья Мичкаева, которая занялась продажей косметики, пока простаивал её канцелярский магазин.

Команда Hey Babes!
История инфографики в России: 2010 → 2021 год

Как в России появилась инфографика и что с ней стало за 10 лет. Рассказываем через призму развития нашего агентства.

Разворот из пятого выпуска «Инфографики». Чтобы понять, что здесь происходит, читателю нужно вчитываться и внимательно рассматривать каждый кусочек. Инфографика тут выполняет роль декорации, а не упрощает считывание информации
Меняем жизнь с ArchTech!
Куда утекли кадры?

Как сообщает издание “Коммерсантъ”, российские ретейлеры столкнулись с проблемой острой нехватки фронт-персонала. Причиной тому стал ряд обстоятельств, в том числе, массовый отток трудовых мигрантов и переход кадров в рынок онлайн-торговли.

Aviasales запустил свой первый платный сервис — с кэшбеком у партнёров, секретными маршрутами и приоритетной поддержкой Статьи редакции

На старте «Ещё» стоит 990 рублей в год.

Никто, кроме нас: TalkBank стал единственной российской компанией, вошедшей в глобальный рейтинг AIFinTech100

Глобальный рейтинг AIFinTech100 ежегодно публикует список самых инновационных поставщиков решений в сфере искусственного интеллекта и машинного обучения для решения проблем финансового сектора. Россию представляла финтех-платформа TalkBank — единственная российская компания, попавшая в список 100 самых технологичных компаний со всего мира.

«Фирма Мелодия» за пару недель привлекла инвестиции на «Цветы»

«Фирма Мелодия» досрочно завершила сбор инвестиций для выпуска концертного альбома Стаса Намина и группы «Цветы» ― «Лучшие песни за 50 лет» (три DVD). Пользователи краудлендинговой платформы Co-Fi менее чем за две недели вложили 160 000 рублей на издание релиза.

Брендинг в fintech late 2021: от милых иллюстраций до премиальных 3D

Пока вы читаете эту статью, скорее всего, в мире родится еще один финтех. И чем больше их становится, тем важнее им отличаться друг от друга и разговаривать с клиентами не только на языке цифр, но и эмоций. Какие визуальные решения для этого используют финансовые продукты — мы решили выяснить и рассказать вам в этой статье.

Алгоритмическая реклама обещала экономию и прозрачную статистику, но стала жертвой ботов и клик-ферм Статьи редакции

88% кликов на неё поддельные, поэтому ключевое обещание программатика привлечь исключительно заинтересованную аудиторию — уже само по себе мошенничество. Почему рекламным агентствам невыгодно с этим бороться и что делают компании — рассказал профессор маркетинга Скотт Гэллоуэй.

Сравнение расходов на неалгоритмическую рекламу (белый) и «программатик» (чёрный) в США с 2011-го по 2021 год Emarketer & Digital Citizens Alliance
Оставил вещь в «Яндекс.Такси» — её отказались вернуть

07.10.2021 случайно оставил зарядный кейс для наушников в такси, заказанное в приложении «Яндекс.Такси». После обнаружения пропажи, позвонил водителю, на что он ответил, что находится на заказе и не может разговаривать.

null