{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Home business: стоит ли начинать

Заметки из личного опыта о пользе и вреде сетевого маркетинга

Коронавирус беспощадно бьет по бизнесу, и время признать, что мы живем уже далеко не в том мире, к которому привыкли. Претерпели изменения наш образ жизни, финансы, личная свобода, происходит переворот в мышлении людей и переоценка ценностей. Параллельно с этим завершился полный переход человечества из индустриальной эпохи в информационную. Как следствие, у россиян повысился интерес к дополнительному заработку в Интернете.

Одним из перспективных вариантов такого заработка является сетевой маркетинг. Этот вид занятости существует давно, однако до сих пор недостаточно понят обществом. Сейчас есть повод обратить больше внимания на это явление.

О себе. Меня зовут Анастасия, живу в Санкт-Петербурге.
Закончила Санкт-Петербургский политехнический университет по направлению издательское дело и редактирование, так же изучала журналистику в двух разных вузах. Однако ни по одной из своих специальностей работать так и не пошла.
Больше года назад жизнь прочно связала меня с сетевым маркетингом, чего я, конечно, никак не ожидала и не планировала в прошлом. Отмечу, у этого материала нет задачи рекламировать какие-либо компании. Просто хочу разобраться, что в этой индустрии такого спорного. В первую очередь для себя, потому что сама до сих пор о ней противоречивого мнения.

Соберу вместе негатив и позитив.

Факты без мнений.

Как вам такое?

Почему о сетевом нужно больше говорить

Одно я узнала точно – некомпетентность в этой сфере в нашей стране настолько высока, что даже люди, создающие мелкие сетевые компании, плохо разбираются в том, что делают. Мои наблюдения, назовем их деловым обозрением, помогут людям защитить себя и своих близких от обмана и научиться доверять тем, кто этого заслуживает.

Наверняка большинству из читателей уже поступали предложения о дополнительном доходе, бизнесе, партнёрстве. Вам наверняка хотя бы раз писали в социальных сетях: «Здравствуйте, не интересует ли вас дополнительный заработок?», «Я занимаюсь проектом в сфере здоровья», «Я зарабатываю, путешествуя», «В нашем бизнесе вы можете выйти на пассивный доход безо всяких вложений!». Либо ваш друг или знакомый звонит и говорит вам, что нашел хорошую возможность и хочет делать бизнес вместе с вами. И порой мы предпочитаем проигнорировать такие предложения, сочтя сомнительными, либо наоборот, можем довериться и попасть в неприятности. Давайте раз и навсегда разберемся, кто из этих людей – предприниматели, кто – мошенники, и чего каждые из их от нас хотят.

Начнем с того, что сетевой маркетинг – это концепция реализации товаров и услуг посредством личной рекомендации, где каждый клиент компании может заниматься прямыми продажами или построить сеть командных продаж, получая от производителя продукта чистую прибыль. Как правило, через такие системы реализуются товары для поддержания здоровья и хорошего самочувствия, красоты, бытовая химия и товары для дома, аксессуары, реже – продукция других категорий.

Вроде бы все просто, но в нашем обществе сетевой бизнес вызывает у некоторых людей множество негативных ассоциаций. «Продажи», «впаривание», «заманивание людей», «секта», «лохотрон», «пирамида», «промывание мозгов», «зарабатывает верхушка», «достал всех своих друзей» и так далее. В то время как за рубежом, например, в Америке, Network Marketing (сетевой маркетинг) является отдельной разновидностью профессии, мировоззрения и стиля жизни. В любой деятельности есть хорошие и плохие исполнители, однако именно в России сама эта сфера до сих пор подвергается критике и со стороны тех, кто не имеет к ней отношения, и даже тех, кто пробовал себя в этом.

Откуда ветер

Можно начать с того, что эта деятельность пришла к нам из той же Америки. Ни для кого не секрет, что русский человек любит взять хорошую западную идею и начать реализовывать ее в условиях отечественной действительности. А действительность тогда была постсоветская, а именно 90-е. Нужда и агрессия, вот чем было наполнено сердце страны. Большинство людей разделились на два лагеря - люди, готовые поверить во что угодно ради шанса на хорошую жизнь, и люди, не обременённые моралью и готовые заработать на первых. Самая благоприятная обстановка для развития мошенничества. К тому же тогда не было хорошей обучающей базы по ведению бизнеса в целом и продажам, поэтому делали, как умели.

К сегодняшнему дню очень многое изменилось. Настоящий Network Marketing (NM) начал проникать в Россию. И даже люди, занимающиеся традиционным бизнесом, оценили эту возможность с точки зрения как финансовой, так и образовательной, и тоже зарабатывают отсюда деньги, в том числе на поддержание других своих проектов. Но обычному человеку все еще сложно отличить настоящий бизнес от фальшивого. Разберемся по порядку.

Около 60 лет назад на рынке начали появляться компании, избравшие для себя новый, нетрадиционный тип рекламы для продукции, которую производили. Они решили, что их продукт настолько качественный и конкурентоспособный, что люди будут готовы рекомендовать его друг другу, не боясь никого разочаровать.

Мы каждый день кому-то что-то рекомендуем, верно? Мои любимые заведения сделали очень хорошую кассу благодаря тому, что я говорила о них, пересказывала их меню, приглашала туда большие компании. Я делала это и продолжаю делать бесплатно. И друзья довольны, и я, и заведение. И вот однажды за это начали платить. Наши слова и наше мнение обрели ценность. Сегодня практически любой бизнес платит деньги, делает скидку или дарит подарки за то, что вы приводите к ним нового клиента. Это все и есть сетевой маркетинг.

Но компании, о которых мы здесь говорим, выбрали эту концепцию как основу своего развития и создали огромные сети глобального масштаба, где каждый клиент может стать партнером и создать себе большую команду.

Зачем открывать сетевую компанию?

Есть ряд, причин, почему все больше компаний используют эту концепцию. С точки зрения бизнеса такой прогрессивный подход к реализации продукта имеет ряд преимуществ.

Во-первых, это финансовая выгода. Компании больше не нужно тратить сумасшедшие суммы на рекламу своего продукта. Имея на рынке множество конкурентов, продукт может даже не продаться со склада и не окупить вложения. Сетевые компании платят за рекламу уже по факту продажи, после получения оплаты, а сохранённая сумма может быть пущена в оборот, что даёт больше возможностей для развития.

Вторая причина - это эффективность живой рекламы. К примеру, вам нужна спортивная обувь. Или не очень нужна. Но вы видите пару модных кроссовок на городском баннере, потом замечаете эту же рекламу в интернете, а по телевизору сам Криштиану Роналду рекомендует вам их носить. Так вы оказываетесь в магазине. Но если в этом магазине вы встретите своего старого товарища, его рекомендация сможет легко отправить вас с вашими деньгами совсем в другой павильон. Сарафанное радио – самый древний и эффективный вид маркетинга. Так что бизнесменам элементарно выгодней и проще продвигать свой бренд с помощью этого инструмента.

Существует и третья причина, почему вокруг столько сетевых проектов: это то совершенно новое для общества явление партнёрства. Люди до сих пор привыкают к тому, что такое возможно - компания своего нового клиента сразу же делает партнером. Купив продукт для себя или на продажу, мы не прощаемся с компанией, наши отношения только начинаются. Это взаимовыгодное сотрудничество, где нам позволено стать независимыми представителями целого бренда, магазина, порой даже многомиллиардного холдинга. Для простого человека это самый короткий путь в мир бизнеса.

Возникает вопрос: разве это бизнес?

Мы ведь ничего не создаём сами, просто присоединяемся к готовой системе. Давайте разберёмся, что такое бизнес и какова его структура.

Бизнес - это некая система продаж, нацеленная на систематическое получение дохода ее создателем. Предпринимательская деятельность как процесс включает в себя две составляющие - покупка и продажа. Покупка - это та часть, которая требует от нас вложений. Сначала мы создаём товар или услугу, либо ищем поставщиков. Арендуем помещения, организовываем логистику, бухгалтерию, закупаем оборудование, нанимаем людей. Платим за рекламу. Весь этот процесс требует отдавать наши средства, но не приносит дохода. Прибыль начинается тогда, когда покупаем не мы, а у нас. Только вторая часть приносит доход, рост и успех.

Сетевой предлагает нам приступить сразу ко второй части. Работая на базе уже созданного магазина, с продуктом, над созданием которого работали профессиональные маркетологи и ученые, мы можем выполнять лишь одну функцию - рекламу с последующей продажей.

Но мы не обязательно должны делать это в одиночку, ведь бизнес - это когда под вашим началом собраны энергия и время других людей, и их труд преумножает наши результаты. Именно поэтому бизнесмены за свои 24 часа в сутках могут зарабатывать миллионы - они приумножили собственные силы, покупая труд других людей. В сетевом вы никого не нанимаете, а лишь создаёте команду единомышленников, результаты которых тоже приносят вам доход. Только вот деньги за труд им платите не вы, а компания, да и развиваются эти люди совсем не ради вас, а ради собственного бизнеса. Это совершенно другая энергия, нежели работа наемных сотрудников, работающих за оклад.

Вся занятость в ближайшие 20-30 лет будет создана владельцами малого бизнеса и предпринимателями сетевого маркетинга.

Ричард Брэнсон

Хоть предприниматель в сетевом бизнесе и не занимается закупками, множеством договоров, бухгалтерских операций, не вкладывает больших средств и не платит зарплат, однако так же, как и в традиционном бизнесе, он обязан зарегистрироваться как ИП и платить налоги государству.

Почему не все сетевики успешны

Существует мнение, что в мире сетевого маркетинга зарабатывают не все. И это абсолютная правда! Однако недостатка индустрии, отмечу, в этом нет. Компания (в данном случае мы говорим о добросовестном бизнесе), предоставляет всем своим партнерам равные условия, но не несёт ответственности за те навыки, способности, а главное решительность и целеустремлённость каждого отдельного человека.

Мы видим, как вокруг открываются и закрываются, пекарни и магазины, кафе и кальянные. 90% предприятий закрываются уже в первый год, но никто не говорит, что кальянный или пекарный бизнес не работает. Очевидно, что плохого бизнеса просто не существует. Существуют лишь плохие бизнесмены. И они есть абсолютно в любой отрасли, порой в очень больших количествах.

Лидерство - это сила, способная собрать все части в единое целое. Только настоящему лидеру под силу построить сильнй бизнес.

Роберт Кийосаки

Сетевой маркетинг даёт возможность самому обыкновенному человеку начать выстраивать свою систему продаж без больших потерь и без риска. Более того, здесь очень много лиц, лично заинтересованных в вашем успехе. Однако это точно такой же бизнес, в котором есть не только взлеты, но и падения, есть отказы, кризисные моменты и даже предательства. Как и на любом пути к успеху, тут растут только те, кто готов по-настоящему менять своё мышление и привычки, а на это готовы лишь единицы. В этой деятельности успех или фиаско - это исключительно результат личного выбора.

Теперь главный вопрос - кто же пытается нас обмануть?

Индустрия NM когда-то потрясла мир скоростью своего развития, что повлекло за собой рождение многих сомнительных компаний, использующих тот же принцип личной рекомендации. И рынок захлестнул наплыв множества финансовых пирамид.

Что такое финансовая пирамида? Это компания, которая называет себя сетевой, однако ничего не производит. Ее цель не продажа продукта, а привлечение средств в систему посредством продажи мест в сети.

Мы все ещё помним «МММ» - легендарную пирамиду Мавроди, открытую и откровенную. Сегодня, когда это преследуется законом, такие организации развиваются в скрытом виде, создавая для прикрытия самые удивительные товары и услуги. Они предлагают нам купить золото, хранящееся в Швейцарии, право пользования кэшбэк-платформой, участие в «игре», приглашают «инвестировать» в криптофонды, солнечные батареи, заняться торговлей на бирже или ставками, словом, продают дорогой воздух.

Для того чтобы защитить себя от пагубной репутации мошеннических организаций, крупные сетевые компании объединились и создали Ассоциацию прямых продаж (Direct Selling Association). Это независимая международная организация, имеющая филиалы в разных странах. Ее цель - отделять компании сетевого маркетинга от финансовых пирамид. Если компания входит в несколько ассоциаций в разных странах, ей можно доверять. Так же DSA может проверить компанию на легальность и опубликовать результаты.

Как происходит проверка

Существуют определённый перечень признаков, присущих финансовой пирамиде. Если хотя бы один из этих признаков присутствует в компании, она никогда не будет признана полностью легальной.

Отличительными признаками пирамиды являются отсутствие продукта, его неликвидность (несоответствие средней рыночной стоимости), продукт, не предназначенный для конечного потребителя, дорогой вход, отсутствие возврата продукта. Также такие компании часто обязывают покупать продукт для старта бизнеса и/или привлекать новых людей для заработка. В легальной сетевой компании вам достаточно зарегистрироваться, чтобы получить доступ прямым продажам и начать зарабатывать.

Почему так много людей занимаются финансовыми пирамидами?

Никто не спорит, что так можно заработать неплохие деньги. Но в подобном доходе есть несколько очевидных недостатков:

Во-первых, это не бизнес. Такие компании, как правило, существуют не более нескольких лет, и невозможно определить, в какой момент проект закроется.

Во-вторых, существует закон. Компанию может закрыть, например, Центробанк до того, как она обанкротится сама.

В третьих, в такой деятельности всегда присутствует обман. Если обманываете не вы, обманывают вас. Череда рекомендаций, начавшаяся с вас, может принести вам прибыль, но привести множество людей к потере денег и разочарованию. Берегите свою репутацию и честное имя - некоторые вещи ценнее денег.

Что делает сетевой маркетинг отталкивающим

Это могут делать только сами партнеры и их стиль работы. У сетевого бизнеса нет жёстких фильтров на входе. Начать его достаточно легко, нужно всего лишь стать клиентом, а это под силу любому. Если в традиционном бизнесе для старта необходимы вложения миллионов рублей, в NM основная масса - это люди, которые никогда не зарабатывали в больших объемах, им свойственна некоторая суетливость, жажда быстрых денег, мышление наемного работника и недальновидность. Из этого вытекает несколько аспектов, которые могут сделать этот бизнес непривлекательным для наблюдателей.

Они работают на количество. Нам кажется, что жизнь сетевика - это поиск новых людей, который никогда не кончится. Однако некоторые команды и лидеры работают над правильным подбором партнеров и качеством партнёрства, благодаря чему создают прочную сеть, которая через пару лет начинает приносить стабильный пассивный доход.

Они ведут себя несолидно. Многие сетевики, не имея должного образования в области бизнеса, стремятся сделать как можно больше одноразовых продаж и общаются с чувством нужды, либо агрессивно, что, в сущности, одно и то же. От таких людей можно услышать как «приходи, послушай меня, пожалуйста», так и «ну и оставайся нищим, мне от тебя тошно». (Если вам так сказал ваш близкий друг, это уже частный случай).

Они готовы работать с кем угодно. Тут есть две стороны - хороший лидер действительно способен качественно обучить как своего друга, так и совершенно нового в его жизни человека. Другой момент - некоторые люди набирают команду через интернет, просто настраивая таргетинговую рекламу или Инстаграм. Складывается ощущение, что вам предлагают не надежное бизнес-партнёрство, а место в потоке определенного процента подключившихся.

Сетевой бизнес - это в первую очередь история о человеческих отношениях. В сетях создаётся особый вид взаимовыгодных отношений, который является действительно привлекательным в нашей современной действительности, где многие люди страдают от одиночества.

Они занимаются коробейничеством. Такое случается тогда, когда человек пытается превратить сетевой бизнес в традиционный, закупая продукт в больших количествах и пытаясь сбыть его на рынке на расстеленной клеенке, на улицах или просто бродя по офисам и квартирам, пытаясь найти покупателей. Как вы поняли, человек с клетчатой сумкой - это не настоящий сетевик, и уж точно не бизнесмен.

Они безумствуют. Некоторые команды начинают присваивать своим продуктам новые свойства с целью работать необычно и захватить определённую целевую аудиторию. Например, некоторые сетевики занимающиеся духами, выстраивают свои продажи вокруг утверждения, что их ароматы могут помочь похудеть или поправить финансовое положение. У такого предложения есть определённый покупатель, однако одновременно оно отталкивает намного большую часть покупателей (здравомыслящих).

Деньги приходят в бизнес благодаря настоящим лидерам, а не лучшим продуктам или услугам.

Роберт Кийосаки

О личной эффективности

На сегодняшний день в мире существует около 3 тысяч компаний сетевого маркетинга. Из них 2/3 были основаны в США, где 15% населения занимается сетевым бизнесом, а каждый пятый миллионер сделал своё состояние в МЛМ-компании.

Пол Зейн Пилзер, известный многократными успешными предсказаниями новых экономических тенденций, написал книгу «Следующие миллионеры», которая фокусируется на ведущей роли сетевого маркетинга в грядущие годы.

Ричард Брэнсон, один из самых богатых людей планеты сказал: «Вся занятость в ближайшие 20-30 лет будет создана владельцами малого бизнеса и предпринимателями сетевого маркетинга». Вы можете найти так же высказывания Дональда Трампа, Билла Клинтона, Роберта Кийосаки, Уорена Баффета, Владимира Довганя, Ирины Хакамады и многих других успешных фигур, где они положительно отзываются о возможностях этой индустрии.

Сейчас она процветает более чем в 170 странах мира, ее годовой оборот составляет больше 150 млрд. долларов (это в 3-4 раза больше, чем оборот цветочной индустрии!). Последнее зафиксированное количество партнеров компаний – 118 млн. человек по всему миру.

И снова о наболевшем. Вирус пройдет, а что будет дальше? Новые поиски, предложения и новые возможности. Стоит ли начинать бизнес с сетевой компанией, каждый решает сам. Очевидно, что в этой индустрии есть деньги, развитие и люди, которые эти деньги зарабатывают. Но чтобы выйти на высокий, постоянный доход, необходимо изо дня в день работать над собой, расти личностно и всегда быть готовым к трудностям, ведь легких денег не бывает.

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Стелла Тихонова

Сильно ! 
Открылись глаза на многие вещи ! 

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Воинский

Потрясающе просто и разумно! Жду новых статей! С удовольствием прочту! Успеха во всём!

Ответить
Развернуть ветку
Артур Шамхалов

Отличная статья, очень полезная. Спасибо что есть те кто смотрит на это все со стороны и может все разъяснить! Спасибо ещё раз!

Ответить
Развернуть ветку
Мария Телешева

Очень крутая и полезная статья!! 

Ответить
Развернуть ветку
Виктория Ходыкина

Анастасия, спасибо большое. Хорошая статья! Узнала для себя много нового и интересного. 

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Капитонова

Анастасия, благодарю, всё развёрнуто написала про NM (Network marketing) теперь даже «чайник» сможет все с лёгкостью понять. Отдельное, спасибо, за литературу и авторов к которым следует прислушиваться в этой сфере.
Статья полезная, советую. 

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Noskov

Пример моей доходной недвижимости по философии Роберта Кийосаки. 

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда