Как выбрать направление и войти в digital c нуля: практические советы

На протяжении вот уже месяца мы плавно приближались к теме, которая волнует сейчас многих из нас — тема выбора направления в digital. В предыдущих статьях мы выяснили, что такое digital и как он влияет на нашу повседневную жизнь, разобрали основные навыки и компетенции, которыми должен обладать специалист будущего.

Автор статьи — Евгений Егоров.

В этой статье я помогу разобраться в том, какие профессии сейчас есть и как выбрать именно ту, которая подойдет вам, чтобы не остаться без работы. Так же обозначу самые быстрые из них для изучения и скорейшего заработка, ибо сейчас у многих нет времени получать полноценное 5- летнее образование в университете.

Тем более, что концепция школа—работа—университет уже уходит на второй план и становится уже не столь актуальный, каждый сам способен выбирать себе вектор развития и способ получения образования. В конце статьи будет небольшой тест, состоящий из вопросов, которые помогут вам выбрать наиболее подходящее направление, если конечно вы еще не передумали и горите мыслью изучать профессии будущего.

Основные направления

В таблице ниже можно увидеть и подробно изучить основные Digital направления. Они расположены, начиная творческих и креативных профессий и заканчивая математическими и алгоритмизированными областями справа.

Мы подробно остановимся на каждой из них, приведем пример основных профессий, пройдемся по задачам и выявим навыки, необходимые для освоения науки и применения знаний на практике. Так же, вы увидите средний уровень заработка и длительность освоения каждого из направлений. Последнее основано на моих личных наблюдениях и опыте общения с коллегами из IT сферы.

Что касается среднего уровня заработка, то это средняя температура по больнице, крайние значения могут быть выше и ниже в зависимости от множества факторов: региона, в котором вы работаете, области, сферы, требований и обязанностей. Поэтому не судите строго, если вы уже работаете в одном из направлений, можете написать вместился ли ваш уровень заработка в обозначенный мною промежуток.

Под «длительностью освоения» я понимаю, средний срок обучения профессии, после которого можно найти работу и начать зарабатывать деньги, будь то фриланс, студия или любая другая организация.

  • 1 / 5 = пол года
  • 2 / 5 = год
  • 3 / 5 = полтора года и т.д, прогрессию вы поняли.

Это отнюдь не значит, что все это время вы каждый день должны сидеть дома и учить онлайн курсы. Чем раньше вы попадете во взрослую жизнь, упадете из гнезда и окажитесь в мире реальных проблем и сложностей с заказчиком, тем раньше вы окажетесь в сфере и начнете зарабатывать. Сила не в самих знаниях, а в умениях их применить, иначе вы так и останетесь теоретиком или артистом одной роли — ученика.

Дизайн

Уже почти не осталось компаний, которые не имеют собственного сайта или хотя бы страницы в социальных сетях. Креативно оформить «виртуальное лицо» бизнеса помогают веб-дизайнеры. Поддержка и улучшение сайта, создание удобного и понятного пользователю интерфейса — основной функционал веб-дизайнера. Эти же характеристики становятся ключом к увеличению продаж и повышению лояльности целевой аудитории.

Тут так же не стоит забывать о том, что дизайнер — не просто рисующий картинки художник, но и человек перфекционист, желающий довести свою работу до идеала. При том, в своих работах, неважно что это, 3d графика, лэндинг или приложение, он опирается на требования и опыт пользователей, желая достичь нужного эффекта.

Это может быть сухое удовлетворение потребностей, когда задачу необходимо закрыть быстро, например, интерфейс банкомата, когда нужно оперативно снять деньги. Или же наоборот приложение, соц сеть, которое обязано расположить к себе нового пользователя, заставить его оформить платную подписку и быть радостным до конца дней.

Основные профессии:

  • Веб-дизайнер
  • Графический дизайнер
  • 3D Artist
  • UI/UX-дизайнер интерфейсов
  • Дизайнер интерьеров

UX/UI дизайнер

Род деятельности, в котором я и сам сейчас варюсь. В нашей родной стране это понятие появилось не слишком давно, но уже каждая компания желает себе такого специалиста, не вкладывая сильного смысла в эту аббревиатуру. UX/UI дизайнер — человек, чье дизайн решение основано на проектировании и исследовании конечного пользователя, понимания его болей.

Основная задача такого дизайнера — оптимизировать рутинные задачи пользователя и создать необходимый настрой / ощущение от использования продукта, сервиса или приложения. Человек работающий в данной области должен знать не только основы типографики, композиции и прочих визуальных составляющих, но и методы проектирования и исследования.

Скажу от себя, что эта профессия весьма разносторонняя и в ней прозрачен вертикальный рост и переход из одного направления в другое. Зная весь процесс изнутри, общаясь с программистами и людьми из бизнеса в продуктовой команде, можно, например, перейти в менеджмент и управление digital проектами.

Задачи:

Cоздать функциональный интерфейс, с учётом особенностей пользовательского взаимодействия. Зачастую таким профи приходится так же заниматься аналитикой, проектировать взаимодействие с пользователями и создавать структурные схемы страниц (wireframes). От требований зависит и уровень зарплаты.

Навыки и качества:

  • Знание основ типографики, цветов, композиции, пользовательский паттернов взаимодействия
  • Знание методологии проектирования
  • Креативное мышление и Soft Skills, о которых мы поговорили в прошлой статье
  • Владение графическими программами Figma / Photoshop / Cinema 4d
  • Эмпатия
  • Английский язык средний

Зарплата дизайнера: 60—150 тысяч рублей в месяц

Длительность освоения: 1 / 5 – 2 / 5

Маркетинг

Для начала приведу цитату, человека, не помню его имени, который емко охарактеризовал направление маркетинга в двух предложениях. Отличные слова, если знаете, кому они принадлежат, пишите в комментариях.

Маркетинг — это продать что-то ненужное, тем, у кого не хватит денег это купить, чтобы все окружающие завидовали, хотя им все равно

Соглашусь ли я с этой цитатой — отчасти да, так как и сам проработал в продажах около 8 лет. Это были продажи физических вещей, автомобилей, недвижимости, текстиля, но все же их объединяло одно: больше продашь — больше получишь. Чтобы составить более полноценное представление об этом направлении, приведу еще один великолепный пример из книги Роберто Чалдини «Психология влияния», которую я прочитал недавно.

Автор рассказывает, что перед Рождеством, по Американскому телевидению активно идет реклама какой-то новой игрушки, естественно дети видят ее и сразу начинают просить. Родители клянутся, что обязательно купят именно эту феноменальную куклу или машинку своему чаду.

Далее, отец, радостно думая, что освободился от головной боли, довольный идет в магазин в надежде найти сокровенную. Он приходит в ужас, когда ему говорят, что они уже закончились и уговаривает ребенка купить другую, на что тот с неохотой соглашается, ибо выбора нет. Проходит рождество, ребенок получает свой подарок, но что это… по телевизору вновь реклама той самой желанной игрушки, которую ему обещали. В итоге, чтобы быть последовательным и выполнить обещание ребенку все-таки покупают первоначально желаемую.

Оказывается, что крупные магазины специально утаивают на складах часть рекламируемых игрушек, чтобы поддерживать уровень продаж после праздников. Были известны случаи, когда рекламируемая игрушка даже не была выставлена на прилавок, тогда это дело закончилось судебным разбирательством.

Основные профессии:

  • SMM-маркетолог
  • Интернет-маркетолог
  • Таргетолог
  • SEO
  • Performance-маркетолог
  • Копирайтер

Остановимся чуть более подробно на некоторых из направлений.

SMM маркетолог

Задачи:

  • Продвигать бизнес в соц. сетях
  • Вести аккаунты в социальных сетях (писать посты, создавать иллюстрации. Размещать видео и статьи с учетом особенностей каждой соцсети)
  • Формировать комьюнити
  • Cтимулировать вовлеченность
  • Обрабатывать негатив и разрешать спорные ситуации

Навыки и качества:

  • Уверенность в себе
  • Способность продать себя
  • Знание инструментов продвижения, SEO и таргета
  • Стрессоустойчивость и многозадачность

Копирайтер

Копирайтер специализируется на одном или сразу нескольких видах текстового контента.

Задачи:

  • Писать тексты для наполнения и продвижения сайтов, email-рассылок, лендингов, соцсетей и корпоративных блогов.
  • При помощи текста выполнять поставленную задачу
  • Улучшить индексацию страницы в поисковых системах
  • Побудить пользователей выполнить целевое действие
  • Работать с разными форматами текста, например, на главную страницу сайта, на лендинг, в колонку бизнес-СМИ или для поста в соцсеть

Навыки и качества:

  • Писать грамотно, без воды, структурировано
  • Проверять достоверность фактов, докапываться до первоисточников
  • Знать основы редактуры, чистить статьи от словесного мусора

Таргетолог

Это специалист, который занимается рекламой в социальных сетях. Он настраивает рекламу так, чтобы она показывалась не всем подряд, а только определенной группе людей — целевой аудитории. Для этого используются таргетинги, — параметры: возраст, профессия, увлечения, место обучения, географическое положение и прочее

Задачи:

  • Определять целевую аудиторию
  • Запускать и анализировать рекламные кампании в соцсетях: настраивать параметры таргетированной рекламы
  • Прописывать ссылки с интригующими описаниями, которые мотивируют кликнуть
  • Минимизировать рекламный бюджет и увеличить аудиторию продвигаемого бренда

Навыки и качества:

  • Уметь качественно анализировать информацию
  • Разбираться в желаниях и нуждах людей и проводить социальные опросы
  • Не бояться экспериментировать
  • Креативно подходить к созданию рекламы

Зарплата маркетолога: 70—150 тысяч рублей в месяц

Длительность освоения: 1 / 5 – 2 / 5

Менеджмент

Несмотря на всепоглощающий охват автоматизированных решений и внедрение роботов в различные процессы, сфера менеджмента до сих пор доступна только людям. В этом мы пока ещё опережаем бездушных роботов. Менеджеры — управленцы в Digital объединяют команду специалистов, трудящихся над одним или несколькими проектами.

Основные профессии:

Менеджер — управленец проектами, человек который может разруливать, пожалуй, самые нелегкие задачи. Он ведёт различные digital-проекты по разработке мобильных приложений, сайтов, планирует сроки и определяет бюджеты; руководит проектными командами; готовит тех задания и документацию по проектам; участвует в создании, внедрении и реализации коммуникационной стратегии в канале digital; контролирует эффективность выполнения проектов, выполняет сбор требований и защищает проекты перед заказчиками. Внедряет новые технологии создания, разработки и метрики успешности продуктов.

Product manager

Продакт-менеджер «ведёт» продукт (или часть продукта) и отвечает за его успех. В ИТ продуктом может быть сервис, платформа, мобильное приложение, профессиональный софт — всё, что удовлетворяет потребности и формирует опыт пользователя.

Предположим, компания разработала и выпустила на рынок продукт — приложение по заказу еды на дом. Если пользователи довольны, акционеры получают прибыль, команда разработчиков не уволилась и продукт развивается, то это успех. Работа продакт-менеджера — «растить» продукт, удерживая баланс между задачами пользователя, задачами бизнеса и процессом разработки.

Задачи:

  • Поэтапный аудит и оперативная корректировка рабочего процесса
  • Приоритизация задач согласно требованиям и возможностям
  • Координация работы и контроль этапов её выполнения
  • Анализ рынка и внешней среды
  • Бенчмаркинг рынка и внешней среды
  • Создание команды, мотивация и развитие сотрудников

Навыки и качества:

  • Способность убеждать и договариваться
  • Знать современные тенденции и основы в digital-дизайне
  • Умение вести переговоры и склонить в нужную сторону
  • Не бояться брать на себя ответственность за конечный результат и качество получаемого продукта
  • Тайм-менеджмент, рациональная организация рабочего процесса

Зарплата менеджера: 130—240 тысяч рублей в месяц

Длительность освоения: 3 / 5

Программирование

Сегодня рынку требуются профессиональные разработчики, что подтверждают и рекрутеры. По словам самих специалистов, профессиональный рост неограниченный: чем больше реализованных проектов, тем больше спрос на разработчика.

Разработчик мобильных приложений

Мало, кто остался равнодушным к мобильным играм, счётчикам калорий, шагомерам, быстрому доступу к банковским счетам и прочим приложениям, которыми нас радуют разработчики и самые передовые компании. Думать о пользователе не только модно, но и выгодно. Поэтому ежедневно появляются новые приложения для мобильных устройств.

Компании готовы вкладывать в это направление развития бизнеса немалые средства. И одна из основных статей расходов бизнесменов — оплата услуг разработчика, который может придумать и создать нечто особенное. Вряд ли здесь что-то существенно изменится в ближайшее время, поэтому специалисты, которые разрабатывают приложения для мобильников на платформах IOS и Android обеспечено достойное место в ТОП-10 профессий будущего.

Задачи:

  • Проектирует и верстает страницы (или ставит задачи верстальщику
  • Разрабатывает сервисы,
  • Тестирует их (например, как они выглядят на смартфоне или десктопе в разных браузерах).
  • Backend-программист занимается серверной частью проектов и интегрирует их с вёрсткой и внешними системами.

Навыки и качества

  • Системное мышление
  • Внимательность / усидчивость / терпение
  • Язык разметки HTML
  • Стили CSS и язык программирования JavaScript
  • Английский на уровне чтения технической документации.
  • Знания системы контроля версий GIT, понимания принципов функционирования сети Интернет и протокола HTTP
  • Работа с языком программирования PHP и его фреймворками
  • Знание системы управления базами данных MySQL

Зарплата программиста: 70—300 тысяч рублей в месяц

Длительность освоения: 4 / 5

Data science

Наука о данных — это широкая сфера, которая сочетает несколько похожих по смыслу дисциплин. Это программирование, математика, статистика, бизнес-аналитика и машинное обучение.

Data scientist — гибрид аналитика и программиста. Сегодня компании получают и обрабатывают огромное количество информации. Данные необходимо собирать, интерпретировать и использовать для принятия бизнес-решений. Big data, или большие массивы данных, помогают компаниям развиваться, поэтому профессия сейчас на пике популярности.

Специалисты в этой сфере, аналитики данных, работают с большими массивами данных, извлекая из них полезную информацию. Результат даёт ответы на множество вопросов: например, почему один менеджер заключил больше сделок, сколько единиц товара нужно закупить в следующем квартале и какой компонент лекарства улучшит самочувствие пациента. Для решения некоторых задач специалисты разрабатывают алгоритмы, которые способны генерировать результат без участия человека.

Люди, которые могут перевести огромные массивы данных в человеческий вид и увидеть в них закономерности — незаменимы для бизнеса. Аналитики нужны и в крупных компаниях для анализа поведения пользователей, и в малом бизнесе — для исследования рынка и составления краткосрочных прогнозов.

Основные профессии:

  • Data scientist
  • Инженер по Machine Learning
  • Веб-аналитик

Data scientist

Data scientist должен знать, как решать задачи при помощи математической статистики и машинного обучения, представлять работу сложных алгоритмов аналитики и маркетинга.

Чтобы иметь визуальное представление о том, какую значимость имеют специалисты в данной области, советую посмотреть фильм Netflix «Big hack». В нем рассказывается, как с помощью данных можно повлиять на выбор и поведение людей. Такая аналитика и правильно направленная реклама может стать сильнейшим оружием, способным в корне изменить государственный строй, впрочем больше без спойлеров.

Это специалист, который отвечает за сбор и анализ информации о посетителях и их поведении на сайтах. На основе этих данных и отчетов из систем аналитики специалист формирует список предложений, который сможет оптимизировать сайт и увеличить количество трафика, а так же конверсионность сайта.

Веб-аналитик

Это специалист, который отвечает за сбор и анализ информации о посетителях и их поведении на сайтах. На основе этих данных и отчетов из систем аналитики специалист формирует список предложений, который сможет оптимизировать сайт и увеличить количество трафика, а так же конверсионность сайта.

Например, вы являетесь руководителем интернет-компании стартапом в e-commerce индустрии. Вы думаете над дизайном главной страницы своего сайта и агентство предлагает вам сразу две версии — одна с синими кнопками и крупным заголовком вверху, другая с красными кнопками и античными шрифтами. Что же делат?! Вот тут и приходит на помощь аналитик со своими системами и знаниями А/B — тестирования. «Что это за фигня, какие нафиг тесты» — скажете вы? На самом деле все серьезней, чем вы думали.

Аналитик при помощи программиста запускает две версии стартовой страницы и показывает разным посетителям сайта разные версии. После чего тщательно изучает поведение каждой группы посетителей: какие страницы и как долго они смотрели, как быстро вышли, купили ли что-нибудь и вернулись ли снова. По итогам такого анализа делаются выводы и принимается решение, как будет выглядеть дизайн вашей новой главной страницы — то есть какую версию из двух выбрать.

Задачи:

  • Настройка систем аналитики на сайте
  • Настройка кастомизированных отчетов в системах аналитика
  • Анализ данные и рекомендации клиенту
  • Подготовка отчетов и презентаций для руководства или клиента.

Навыки и качества:

  • Аналитический склад ума
  • Знание систем аналитики
  • Умение строить гипотезы и проверять их на практике, А-Б тестирование
  • Умение настраивать самому или ставить задание для программистов по настройке систем
  • Умение работать с большими данными, знание Excel
  • Перфекционизм и внимание к деталям

Зарплата Data Science специалиста: 100—250 тысяч рублей в месяц

Длительность освоения: 3 / 5—5 / 5

Итак, мы познакомились с основными направлениями и профессиями, в каждом из них. Наверняка, вы уже думаете всерьез поменять профессию и пытаетесь понять какое же из направлений вам ближе всего по духу.

Два года назад у меня была примерно такая же ситуация, когда я работал в отделе продаж известного хоккейного клуба. На тот момент я получал 40к и не сказать, что был слишком доволен этим фактом. Так получилось, что за соседним столом со мной сидел представитель творческой профессии — дизайнер, который приходил на работу к часу и, улыбаясь, доставал свой Macbook.

Когда я узнал, что этот молодой человек получал ровным счетом в два раза больше меня, мне захотелось разобраться в чем тут дело. В процессе нашей с ним беседы выяснилось, что Сергей занимается фирменным стилем, подготовкой образов для социальных сетей и делает задания, поступающие от маркетингового отдела.

Стоп, а почему я так не могу? Ведь я тоже хочу приходить на работу позже, а иногда и вовсе работать из дома.

Так же мне надоело работать в продажах, вечно впаривать ненужную дрянь тем, у кого нет на это денег. Это сильно демотивирует, когда ты тратишь время на клиента, а в конце концов он разворачивается и говорит: «Я подумаю». Тогда я стойко решил освоить новую профессию и записаться на онлайн курсы, тем более, что у меня были знания Photoshop, популярного в то время. О том, как правильно выбрать курс, я расскажу вам в следующей статье

А сейчас предлагаю задать себе 5 вопросов, которые смогут подтолкнуть вас к смене профессии. Вспоминается известная цитата: «Если вы не боитесь перед решительным шагом, то этот шаг для вас не слишком серьезный».

Топ 5 вопросов, которые помогут понять готовы ли вы сменить профессию.

  • Есть ли у вас скрытые таланты, которые сейчас не задействованы?
  • Что для вас идеальная рабочая обстановка?
  • Представьте свой оптимальный рабочий день? Каким приходите на работу, каким уходите с работы?
  • Довольны ли вы текущим уровнем заработка?
  • Ваш идеальный коллектив
  • Что сделает вас счастливым? Какое направление, какое занятие?

Удовлетворены ответами? Понимаете, готовы ли вы менять профессию и начать действовать сейчас? Логичный вопрос, который возникнет после вашего решительно настроя — «Как разработать план перехода в новую профессию, если я совсем начинающий?»

Как войти в Digital с 0?

  1. Самый быстрый путь — пройти обучение в авторитетной онлайн школе, которых сейчас развелось немало. Почему авторитетной? Если HR видит в резюме, что кандидат закончил известную школу, то его балл автоматически повышается. О том, как правильно выбрать место обучения, расскажу в следующей статье, разобрав на собственном примере.
  2. Если вы выберите профессию, следуя за своей душой, то этот процесс будет наиболее эффективным. Поддерживайте огонь в глазах и помните, зачем вы это заварили.
  3. Выбрав необходимое направление и курс, регулярно практикуйтесь. Запомните, что сила не просто в полученных знаниях, а в их правильном применении. Часто бывает, что дизайнеры устраивают сами себе челендж и рисуют / проектируют по одной небольшой работе каждый день, набивая руку.
  4. Во время обучения вы сможете составить несколько кейсов, основой которых могут стать выполненные домашние задания. Так же, есть вариант сделать просто выдуманный кейс, например, переделать главную страницу любого известного сайта.Так же это могут быть и реальные проекты, которые вы взяли уже на этапе обучения, пусть даже и от ваших знакомых и за бесплатно.
  5. Сделать портфолио. Без него вам будет сложно доказать свою квалификацию и компетентность. Работодателю же, это создаст головную боль, ведь он не сможет адекватно оценить ваш уровень экспертности. В дальнейшем вы сможете отправлять ссылку на ваши работы потенциальному работодателю, чтобы тот оценил ваш уровень профессионализма.
  6. Составить резюме. Вам необходимо вписать ваши новые скилы, а старые постараться минимизировать. У некоторых образовательных платформ есть даже специальные отделы / карьерные консультанты, которые помогают вам грамотно это сделать.
  7. Ловить стажировки. Будьте уверены, что первые несколько месяцев работы в новой компании, как правило, создают определенные сложности для работодателя и ваших коллег. Если вы начинающий, у вас по-любому будет миллион вопросов на тему работы, оно и хорошо. Говорю к тому, что даже неоплачиваемая стажировка, на первых этапах может стать глотком воздуха и точкой роста для вас.
  8. Нетворкинг. Заводите как можно больше друзей из вашей области в социальных сетях, это поможет вам в дальнейшем, проверено. Обратите особое внимание на Facebook, именно там заводят профессиональные социальные связи. Просто создайте аккаунт, зайдите на страницу к лидеру в вашей области и начинайте добавлять всех его друзей. Ваша страница не должна быть пустой или рыбной(шаблонной), иначе к вам никто не добавится.Так же в диджитал сфере проходит очень много мероприятий / лекций, где можно вживую познакомиться с будущими коллегами и заразиться атмосферой.
  9. Не бойтесь рассказывать о своем опыте, пусть даже и небольшом. Рассказывайте подробно о ваших ошибках, о том, как вы падали и какие уроки вы вынесли из этого. Сейчас в силиконовой долине, судя по рассказам из интервью Дудя, на работу охотнее возьмут человека с пятью ошибками, нежели человека с одной победой.

Итоги

Направлений, как мы видим, очень много и определиться с нужным весьма непросто. Подумайте о том, что вам ближе всего по душе, вас тянет больше к креативу или к математическим наукам, какой опыт у вас уже был до этого, и можно ли текущие знания масштабировать в выбранную профессию? Так же, вы можете попробовать посмотреть вебинары по одному из направлений, чтобы составить общее впечатление и заразиться атмосферой не выходя из дома, многие онлайн школы почти каждый день проводят такого рода события.

Если эта статья показалась вам полезной, ставьте аплодисменты, дальше будет только интереснее, ведь в четвертой части мы обсудим:

  • Онлайн-образование или университет
  • Как правильно подобрать онлайн курсы
  • Минусы самообучения

Автор статьи — Евгений Егоров. Связаться со мной и спросить про онлайн обучение digital профессиям можно в одной из моих соц сетей, открыт к сотрудничеству и предложениям.

0
57 комментариев
Написать комментарий...
Илитный Иксперт

Не могу точно понять почему, но вся эта фигня с ВОЙТИ В АЙТИ очень сильно раздражает

Ответить
Развернуть ветку
Valera Rybakoff

Бесит потому что это и так понятно. 😁 В СССР можно было свалить из страны только став космонавтом - и все хотели быть космонавтами, а сейчас - айтишниками. 😁

Ответить
Развернуть ветку
Anton Matrosov

Не, это отпечаток героев своего времени. Раньше хотели быть космонавтами, потом - разработчиками игр, сейчас - известными видеоблоггерами.

Ответить
Развернуть ветку
54 комментария
Раскрывать всегда