{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как я устраивался на работу в разгар пандемии

Рассказывает iOS-разработчик Андрей Морозов.

В конце февраля я озадачился поиском новой работы, но тогда и представить не мог, что собеседования, оформление и даже онбординг будут удаленными. На весь процесс — от собеседования до первого рабочего дня на новом месте — у меня ушло полтора месяца.

Рассказываю обо всем по порядку.

Собеседования 👨🏼‍💻

Первые собеседования проходили как обычно: я договаривался о встречах в офисе рано утром, либо в шесть-семь вечера, тратил в среднем около часа на дорогу и ещё от полутора до трех часов на само интервью.

Все это сопровождает дичайший мандраж, который испытываешь, пока идешь от метро до переговорки с интервьюером, прокручивая в голове основные темы для обсуждения, чтобы смоделировать разговор наперед.

Задачи по основной работе тоже никуда не исчезли, хотя в преддверии собеседований моя производительность падала практически до нуля. В таком режиме я побывал в Bookmate, ivi и inDriver.

А затем пришла она — самоизоляция.

На удивление многие компании не прекратили наем и даже адаптировали его к текущим реалиям. Вместо стеклянных переговорок и white-board’ов теперь были Zoom, мини-контесты с задачками на онлайн-платформах и live coding.

Я поймал себя на мысли, что это в корне меняет ситуацию. Собеседование перестало быть чем-то отягчающим и волнующим. Я воспринимал его как очередной рабочий созвон с обсуждением деталей по предстоящим задачам.

В результате запланированные интервью перестали убивать мою производительность на основной работе. В довесок к этому я сэкономил время на дорогу и теперь мог проходить по два собеседования в день.

Но есть и минусы.

  • Харизма и обаяние. При живом общении человек так или иначе влияет на своего собеседника, используя харизму, мимику и жестикуляцию. В результате между ними возникает какая-то химия — положительная или отрицательная. Однако дистанционное собеседование, пусть и с использованием камеры, так не работает.
  • Офис и атмосфера. В онлайн-формате нельзя прогуляться по офису и оценить окружающую атмосферу живьём. Статьи в корпоративных блогах компаний хоть и дают небольшое представление об обстановке, но все-таки могут приукрашивать реальность, либо умалчивать о каких-то недостатках и изъянах.

В результате, полностью дистанционные интервью у меня были с ребятами из МТС, «Юлы», Badoo, Joom и Tinkoff.

Но если с собеседованиями всё понятно, то как происходит процесс оформления? Где брать технику и подписывать документы?

Оформление 💼

В итоге мой выбор пал на Joom (и наоборот), где процедура оформления устроена довольно заботливо. Все данные для трудоустройства я заполнил на специальном сайте-анкете, там же выбрал нужную для работы технику.

В назначенную дату ко мне приехал курьер и аккуратно донес до двери ноутбук, клёвый набор для нового сотрудника с различными ништяками и папку документов. Отвозить подписанные бумаги тоже никуда не пришлось — достаточно было отправить фото и сканы обратно HR.

Справедливости ради стоит отметить, что похожий формат вывода нового сотрудника был и у ребят из «Юлы». Сейчас жалею, что не спросил об этом у HR других компаний: можно было бы сравнить подходы и оценить, насколько быстро компании готовы адаптироваться к удаленке.

Для полноты картины необходимо сказать, что увольнение с предыдущего места происходило совсем не дистанционно. Нужно было съездить, чтобы забрать трудовую книжку, расписаться во всех документах и сдать рабочую технику.

Происходящее довольно явно подсветило проблемы в сверхбюрократизированных цепочках некоторых компаний, где кандидат должен пройти несколько кругов ада, чтобы выйти на своё рабочее место. Для нас это, как лакмусовая бумажка, — способ узнать о новом работодателе чуточку больше и сделать правильный выбор еще на стадии переговоров.

Однако, процедура оформления хоть и важный, но всего лишь первый шаг в новой компании. Гораздо интереснее, как устроено погружение в команду и рабочие процессы коллег, которых ты даже не видел вживую.

Онбординг 🚀

Во многих компаниях введение нового сотрудника в курс дела и его адаптация — самые слабые стороны HR-процессов.

Нет ничего досаднее, чем ощущение, что про тебя забыли и оставили один на один со всеми запросами необходимых доступов, логинов и паролей от внутренних сервисов.

Ведь именно в первые дни у человека формируется представление о зрелости команды и проекта в целом. Поэтому казалось, что в условиях вынужденной удаленки такое понятие, как онбординг и вовсе исчезло из оборота.

Не сказать, что у меня большой опыт прохождения этих самых онбордингов, но подход Joom впечатлил.

Персонализированная страница в Notion — мелочь, а приятно 😀

Первый день был полностью расписан по часам.

  • Созвон с HR-директором. Активировали базовые сервисы и учетки. Почти везде используется корпоративный Google-аккаунт. Разобрали документы, пробежались по основным бумагам, которые нужно прочитать и подписать. В Notion я ознакомился с подробным чек-листом нового сотрудника.
  • Настройка VPN. Подключился коллега из helpdesk, перехватил управление ноутбуком, поставил все необходимые сертификаты и удостоверился, что все ресурсы доступны.
  • Обсуждение целей и планов. Созвонился с руководителем клиентских проектов (мобильные приложения и веб). Вкратце обсудили дальнейшие планы и задачи, которые стоят на этот квартал.
  • Знакомство с командой. Каждый немножко рассказал о себе, своих интересах и увлечениях. Выяснилось даже, что один из парней из одного города со мной — привет, Уфа.

Да, за первый день невозможно охватить вообще всё. Но самое главное, что я понял, — в компании готовились к моему выходу: сформировали набор небольших задач, чтобы постепенно ознакомиться с проектом, а также подготовили все необходимые доступы заранее.

На первый взгляд может показаться, что это какие-то маловажные детали, но по моему опыту именно такие мелочи как раз и формируют общее отношение компании и команды к своему продукту и делу.

Итог 🏁

Коронавирус действительно изменил наше общество, заставив бизнес перестраивать и изменять свои процессы в угоду онлайн-формату. Сложно сказать, пошло ли это многим на пользу или нет. Но однозначно у нас теперь появился шанс на полностью дистанционные собеседования и процедуры оформления необходимых бумаг.

А главное, что компании, научившиеся проводить качественный онбординг в онлайне, с высокой вероятностью смогут продолжить делать это и в обычной жизни, что безусловно хорошо.

Что касается меня, то в середине марта было распутье — продолжить поиск работы или отложить эту авантюру до лучших времён, когда всё устаканится. Сейчас я понимаю, что сделал правильный выбор, ведь неизвестно, как долго ещё продлится карантин, а получать удовольствие от работы нужно здесь и сейчас!

А вы искали работу во время пандемии?
Да, но найти пока не удалось.
Да, есть новая работа!
Нет, моя работа меня устраивает.
Нет, лучше подожду, пока все закончится.
Меня вообще не интересует работа по найму.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Делитесь своим опытом трудоустройства или увольнения на удаленке в комментариях!

0
81 комментарий
Написать комментарий...
Alex Ondre

Если раньше при работе в офисе хоть как-то оформляли, пусть даже после испытательного срока и можно было даже свой трудовой договор увидеть, экземпляр которого вам либо вообще не выдавался, либо только при увольнении. Но сейчас вообще всё в чёрную. Удалёнка это абсолютно тоже самое что и фриланс. Никаких отчислений в страховые фонды. Никаких оплачиваемых отпусков. Можно месяц отработать, думая что вас оформили, а потом узнать что вас обманули и так и не получить зарплату за месяц.

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

в каких шарагах вам приходилось работать? Подавляющее большинство (по крайней мере до короны) удаленщиков - это it индустрия, там как только кандидату предложишь в черную работать, он сразу уйдет конкуренту

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Ну достаточно много аутсорс компаний так работает) И которые входят в топы среди аналогичных)

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Smirnov

работал и в крупной аутсорс-конторе( для региона по крайней мере 2к сотрудников), и в мелкой(5=30-50) - присылали курьером трудовой, ноут, зп день в день. Так же много друзей-знакомых с таким же опытом в разных компаниях. Я не отрицаю что всякий скам есть, но мне кажется на сегодняшнем рынке очень сложно найти ситуацию когда необходимо выбрать такую компанию

Ответить
Развернуть ветку
Yan

Например  это еще хорошо, что если компания выделяет рабочие инструменты. Например @Авиасейлс подобного не делает).

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre
Ответить
Развернуть ветку
Yan

Такая у них и не только идеалогия, что компания не покупает рабочие инструменты. В данном случае к примеру лэптоп.
Я лично сталкивался с аутсорс компанией, которая такое практикует.

Даже Яндекс с асессорами, которые устроены напрямую (не через прокладки) тоже аналогичное практикует, что не выделяет технику за частую.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Хм. Пойти к ним в @Яндекс в асессоры что-ли. Но я так понял они в штат не оформляют. А то в нашем Мухосранске в разгар кризиса найти вакансию андройд сеньор разрабам на 30к уже достижение, да ещё чтобы оформили в штат.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Если действительно сеньор, в чём проблема найти ремоут?

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

В регионах её нет просто. Пара контор на весь город. А фриланс задалбывает кидаловом с оплатой и заказчиками которые хотят клон гугла за 20 тыщ рублей. Пока нормальный оплачиваемый проект найдёшь, с десятком скама столкнёшься. Компаний которые на удалёнку оформляют в белую по трудовому договору просто нет - когда на собеседовании эйчару заикаешься про трудовой договор, то она просто исчезает, так что это тупо тот же фриланс или свой бизнес с открытием ИП, что добавляет гемору. Ну вот зачем работодателю подымать свою задницу, идти на почту, оформлять и отсылать заказным письмом договор, платить налоги за вас, когда можно найти бесплатного фрилансера, которого можно через месяц кинуть с оплатой и потом найти просто другого лоха?

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Причем здесь регионы, если мы про удалённую работу говорим? Полно работодателей из других стран с нормальными рейтами от $20-25 в час, зачем вы вообще с местными компаниями общаетесь? Ну да, ИП для ВЭД открыть придётся, но это нормально.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Ну так я и говорю, что пока нормального работодателя/клиента найдёшь, который стабильно платит нормальный рейт, то перед этим кучу скама соберёшь. Ну каждый второй же на удалёнке оплату зажимает или включает бесплатные хотелки, или вообще тупо исчезает когда проект сдаёшь. И часы вот эти 20-25 дол в час вовсе нереальные. Потом начинается что-то мало ты сделал за эту сумму. Поэтом получается 1 час для работодателя = минимум 4 часа для исполнителя.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov
Ну каждый второй же на удалёнке оплату зажимает или включает бесплатные хотелки, или вообще тупо исчезает когда проект сдаёшь.

"Проект сдаёшь" это не удалёнка, это фриланс. Не путайте жопу с пальцем, пожалуйста - я говорю не о заказах "собери мне клон фейсбука" с бирж, а про нормальные большие компании с удалённым штатом.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Это абсолютно одно и то же, фриланс и удалёнка, жопа и палец. Нет трудового договора на руках - значит это тупо фриланс который кидает через месяц после сдачи задач. А ИП - это не удалёнка, это тупо свой бизнес где вы также ищете заказы, берёте риски что вас кинут, т.е. это тупо фриланс, только, возможно, не на неделю, а на месяц, "долгосрочный".

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Понятно. Что ж, кажется, вы просто упрямо делаете выводы исключительного исходя из собственного опыта, не соглашаясь с тем, что он может быть неполным или ограниченным. Сочувствую, но теперь понятно, почему вы на жизнь жалуетесь.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Ondre

Я верю вам что вам повезло найти что-то нормальное. Но я расцениваю это как 1% из 100%. За более 10 лет работы мне так не удалось найти нормальной удалёнки где бы было всё прозрачно, по белому трудовому договору со стабильной высокой оплатой. Да даже в нашем Мухосранске всего пара компаний в белую работает. Заикаешься про трудовой договор - сразу исчезают, говорят что "подумают" или "перезвонят". Хотел ИП открывать для работы с иностранцами - заказчик из Германии исчез прям перед моим походом налоговую для открытия ИП. Американцы тоже хотели клон фейсбука по цене шоколадки. Звали как-то из @Skyeng, но у них сейчас зашквар - надо работать при включённой камере, а на заре своего становления, если поискать отзывы, они были мягко сказать не сильно белыми с одним из неадекватных основателей кто хотел чтобы один человек работал за пятерых.

Ответить
Развернуть ветку
Max Yankov

Алекс, я повторюсь, может, вы всё-таки не там ищете? Особенно если постоянно повторяете фразы про мухосранск и путаете фриланс с удалёнкой. Постучитесь хотя бы в FAANG и иже с ним для начала: настоящие сеньоры нужны всем.

Ответить
Развернуть ветку
78 комментариев
Раскрывать всегда