Не нанимайте крутых программистов, если вы стартап и только начали делать продукт. Они вам все испортят

Всю свою карьеру я работал программистом в ИТ-корпорациях и вносил мизерный вклад в гигантские системы, которые никому не нужны. Но везде меня считали крутым.

Один раз я написал статью о том, как увлечение новым языком программирования спасло меня от выгорания. Её прочитало много людей, и меня позвали работать в стартап. Предложение было заманчивым, ребята звали меня делать реальные вещи, а не абстрактное дерьмо. Я согласился.

Собес был странным. Я привык, что обычные интервью хуже экзамена, а эти парни почти не проверяли мои технические скиллы. Они только и говорили, что за продукт хотят сделать, — я же привык обсуждать, как делать, а не что.

Мы уже тогда говорили на разных языках, но похоже, они приняли положительное решение ещё до собеса — статья внушила им, что я подхожу команде как человек. Мои скиллы их не особо интересовали. Наверное, ребята думали, что все хорошие программисты пишут код одинаково.

Когда я приступил к работе, я охренел. У них всё было сделано неправильно. Они буквально в тупую брали и решали проблемы продукта, подпирая один костыль двумя другими. Они не выстраивали хорошую архитектуру, не работали по практикам, их кодом можно было выжигать разработчикам глаза.

Я сразу сказал прямо — это не код, это дырявый пакет с мусором, мы всё здесь к чертям перепишем.

Когда много работаешь в большой корпорации, учишься убеждать людей, потому что каждый день отстаиваешь решения перед десятками крутейших инженеров. Вот есть ты — истинный технарь, настоящий мессия, человек, который один тут знает, как надо правильно вести разработку.

Эти парни такими не были — и легко купили мои аргументы, потому что и наняли меня разбираться в вещах, которые они не понимают. Не отвлекаться же от бизнеса. Я был только рад — вот у нас есть модуль, который прямо сейчас работает и решает настоящую проблему, вот у нас есть ведро, в которое мы его выкинем, и вот у нас есть план, как сделать то же самое, но нормально.

Как у любого стартапа, у этого был ограниченный бюджет. И я убедил всех, что его надо тратить на правильный код, продуманную архитектуру и глубокое тестирование. «Это самая правильная инвестиция, — настаивал я. — Знаете, почему 90% стартапов схлопываются? Потому что у них все начинает валиться из-за ранних ошибок, и весь бюджет уходит на латание дыр в прототипе, из которого они решили растить продукт, не переписывая. А могли бы разрабатывать новые фичи».

Я принес это мышление из больших компаний — там не существует никакого бюджета. Там делаем, сколько хотим, менеджеры поворчат, но ИТ-гигант все равно оплатит любой чек.

Каждый день у нас были созвоны, и каждый день парни пытались убедить меня подзабить на качество — но я каждый раз легко их переубеждал. Потому что только тот, кто сечет в качестве, может об этом убедительно спорить. Но их нытье, что вот к этому дню они планировали добавить вот эти пять фич, а вместо этого мы просто переделали то, что уже работало, начинало меня доставать.

«Эй, вы меня наняли, чтобы повысить качество разработки — мы его повышаем». Но это моя логика. Кроме логики есть ещё эмоции, и я начал сопереживать. На самом деле я понимал, что им не нужно качество. Если вы любите работать на результат — попробуйте меня понять. Представьте, что вы попали в компанию вечного процесса, где релиз вечно откладывается все дальше и дальше, и вы начинаете понимать, что никто к нему особо и не стремится. Как быстро вы сбежите?

Примерно так же я не представляю, как можно позволить себе собранный на коленке продукт.

Парни в этом стартапе, может, и хотели писать код, над которым никто не будет смеяться, но для их бизнеса такие вещи — чисто косметические. Им ведь действительно тупо нужно зафигачить, чтобы оно работало. Но признаться в этом самим себе они не могут.

Когда я это прочувствовал, я поймал себя на том, что уже третью неделю покрывал тестами модуль, который хорошо работал и не нуждался в модификациях в обозримом будущем.

Я сел, хорошенько подумал и осознал — из-за меня этот бизнес просто выкинул четыре месяца. Буквально никакого профита от того, что мы тут делали, для них нет. И никогда не будет. Я взял яйца в кулак, извинился и ушёл. В гигантскую компанию, которая всегда рада оплатить мои идеалистические порывы делать никому не нужное максимально правильным способом.

Наверное, я огромный мудак. Может и правда то, что я делаю, — это плохо, и мне нужно стать другим разрабом. Но это не так. Дело в том, что есть разрабы, которые занимаются индустрией, и есть те, кто фигачит вам продукт. Главное уметь отличать их друг от друга и ни в коем случае не ждать от индустрийщиков, что они сделают вам ваш продукт. Потому что они плевать на него хотели. На ваш продукт, на ваших пользователей, на ваш бизнес и на вас самих.

Они легко убедят вас на собесе, что ваши разрабы — говно собачье, а то, что вы уже сделали, — игрушечный прототип, который прямо сейчас надо сесть и написать нормально. Они не мудаки, их учили решать другие проблемы.

Если бы вам как-нибудь довелось саппортить проект, которому десять лет, вы бы поняли, откуда тут растут ноги. Но конкретно для вас сейчас вот что важно — если у стартапа возникают проблемы с поддержкой старого кода, значит, у вас все просто отлично. Значит, вы уже запустились, зарабатываете бабки, пришло время становиться большой корпорацией и нанимать хороших программистов, которые будут месяцами копаться в каждом модуле.

А до тех пор — гоните этих умников в шею. Они пришли к вам не ваши проблемы решать. Они пришли вести исследования, качать свой скилл и уходить на более жирное место.

Если ваш кандидат на должность СТО рассказывает про программирование с горящими глазами, часто говорит об архитектуре, фреймворках и прочем — это тот самый парень. И от него будут одни чертовы проблемы.

Моя история со стартапом была два года назад, и я даже не помню, что там был за проект. Вообще ничего не помню. Все мои друзья — такие же разрабы, как я, — работают точно таким же образом. Мы живем ради развития индустрии и разработки, а не ради говноприложений для людей, которые не отличают джаву от джаваскрипта.

А вот кто действительно нужен для разработки приложений — это ребятки, которые услышали про зарплаты в ИТ и научились программировать за полгода ради денег. Такие, кому плевать на элегантность подходов функционального программирования. Тех, кто на досуге читает книжки про бизнес, а не про домейн драйвен девелопмент. И они работают вот так — тупо делают в срок, что им сказано. И это именно то, что тебе нужно, пока над твоим проектом работает меньше сотни человек.

0
397 комментариев
Написать комментарий...
Artem Gruzdev
а не про домейн драйвен девелопмент

driven произносится "дривн"

Ответить
Развернуть ветку
John Preston
Драйвен девелопмент
Ответить
Развернуть ветку
394 комментария
Раскрывать всегда