Карьера
Motive Group
432

Как коронавирус меняет рынок фриланса: мнения экспертов

Сегодня, 14 мая – профессиональный праздник, День фрилансера. Праздник, однако, со слезами на глазах. Исследования биржи Workspace показывают – доходы фрилансеров в апреле упали, а у некоторых специальностей просто рухнули. Что ожидает рынок фриланса в будущем и пора ли прощаться со «свободным» статусом и переходить на работу в офис?

В закладки

Самые пострадавшие категории фрилансеров, согласно исследованию Workspace – дизайнеры и копирайтеры, их доходы упали в среднем на 46 и 31% соответственно. Меньше всех пострадали программисты, суммарно объем средств от выполненных заказов уменьшился на 16%. Больше половины опрошенных (52,2%) отмечают рост конкуренции на рынке фрилансерских услуг. Доход не снизился только у 19,2% участников исследования.

MOTIVE agency&production опросили экспертов, как они видят будущее фриланса в России и к чему готовится тем, кто недавно покинул душные офисы.

Несмотря на то, что ситуация становится хуже, демпинговать фрилансеры пока не готовы.

Сергей Антропов, владелец портала Kadrof.ru, рассказывает: «В начале апреля мы провели опрос среди фрилансеров относительно скидок, которые они предоставляют терпящему бедствие малому бизнесу. Большинство (около 60%) скидок не дает. Около 17% ищут любые заказы, остальные готовы предоставлять скидки в основном в пределах 10-20%. В целом я бы сказал, что фрилансеры пока стараются держать цены на «докарантинном» уровне».

Если знать, как искать и ценить себя выше, работу найти несложно.

Ольга Копцева, PR-директор Motive, сопредседатель Гильдии медиафрилансеров Союза Журналистов Санкт-Петербурга:

«Фрилансеры – народ закаленный, кризисы, лавины, цунами вряд ли их испугают. Для специалистов, которые заняты на рынке удаленных услуг не первый год, меры, связанные с ограничениями для бизнеса, скажутся самым минимальным образом. Как правило, это люди, которые имеют несколько потоков постоянных заказчиков и при отказе от сотрудничества одного заказчика, работают с другим. Не все работают на российском рынке, есть площадки для продажи услуг в Европу и Америку. Мир не перестал крутиться, товары производят и продают, цифровая среда живет прежней и даже более активной жизнью, чем раньше. Тяжелее всего тем, кто еще в начале пути или не определился со специализацией в работе. Как мы знаем, чем более узкое направление выбирает специалист, тем больше заказов приходит посредством сарафанного радио, бирж, отраслевых групп и сообществ в фэйсбуке. Работу фрилансеру найти можно. Нужно знать, где искать, в какие тематические группы внедриться, как познакомиться с потенциальным заказчиком в соцсетях. Ценообразование при этом напрямую зависит от того, во сколько себя оценивает специалист. Эта цена, конечно, должна быть адекватна качеству предоставляемых услуг. И даже если все в твоем городе продают тексты по 100 рублей за тысячу знаков, а ты оцениваешь в 10 раз больше, найдется клиент, который готов будет заплатить».

Однако, велик риск увеличения конкуренции на этом рынке.

Полина Петруша, советник первого проректора Университета ИТМО отмечает, что «во время каникул многие компании максимально снижали издержки, сократили штат и вывели за рамки всех сотрудников, непосредственно не связанных с генерацией прибыли: дизайнеров, SMM-щиков, копирайтеров, фотографов и видеографов. Теперь все, кто остался без работы пополнят рынок фрилансеров, а, значит, неизбежен демпинг».

Оживление рынка после отмены ограничительных мер прогнозируют все опрошенные эксперты.

Сергей Антропов видит перспективы в регионах: «Предполагаю, что после снятия ограничений многие владельцы бизнеса будут думать, как перейти в онлайн или хотя бы сделать какое-то онлайн-направление. Вы удивитесь, но еще есть много фирм, у которых нет сайтов, особенно в регионах. Поэтому все, что связано с вебом, должно расти».

«Каникулы закончились, рынок оживляется, покупательная способность населения снизилась, но все-таки есть, а, значит, выживать будут те, кто сможет себя продвигать максимально эффективно с минимальным бюджетом. – Оценивает ситуацию на рынке Полина Петруша. — То есть спрос на услуги всех тех, кого сократили в связи с оптимизацией издержек, будет расти, а вот позволить себе держать их в штате позволить смогут себе не все. Вот тут-то и наступит звездный час фрилансеров».

Самыми удачливыми фрилансерами остаются разработчики. Их не особенно коснулась карантинная истерия, и после нее у них все будет хорошо.

«Предполагаю, что у разработчиков, программистов в целом все будет хорошо, – отмечает Сергей Антропов. – В некоторых профессиях будет сложнее найти проекты, но профессионалы без работы не останутся. Новичкам, возможно, будет сложнее входить на рынок и получать клиентов, но с другой стороны, это будет стимулировать к профессиональному росту».

Чтобы выжить и остаться на рынке фрилансерам придется проявить свои лучшие качества.

«Оплата «за результат» станет ключевым преимуществом фрилансеров. — Прогнозирует Полина Петруша. – Правда, далеко не единственным: важно также умение работать с небольшими (и даже микроскопическими) бюджетами и способность выжимать из них максимум результата».

О смене юридического статуса пока задумалось небольшое количество фрилансеров. 5% планируют закрыть свое ИП, около 10% – ликвидировать свой статус как самозанятых. 8,9% собираются встать на учет как безработные. То, что фрилансеры работают без договоров, Сергей Антропов считает одним из мифов профессии: «Многие рассматривают регистрацию в качестве самозанятых, многие уже ими стали. Это удобный режим с минимальным размеров налогов и даже без необходимости сдавать отчеты. Среди моих знакомых все больше людей пользуются этим режимом. Если человек получает стабильные доходы от фриланса, то он задумывается об оформлении своей деятельности».

{ "author_name": "Motive Group", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 3, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 127165, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 14 May 2020 22:09:13 +0300", "is_special": false }
Право
Семь настоящих причин зарегистрировать товарный знак в России
Хорошее название помогает компании защититься от подделок, покорить рынок и выйти за рубеж. Плохое может её обанкротить.
Объявление на vc.ru
0
Комментариев нет
Популярные
По порядку

Прямой эфир