Карьера
Netpeak
1314

Как держать всё под контролем и на что смотреть в бизнесе в период кризиса: чек-лист от CEO Netpeak

Меня зовут Дмитрий Пискарёв, я руководитель агентства интернет-маркетинга Netpeak. Учитывая текущую ситуацию, я решил поделиться основными советами, которые помогают нам переживать кризис, оперативно реагировать на любые изменения и так же быстро принимать важные решения. Надеюсь какие-то из них будут полезны и вашему бизнесу.

В закладки
Дмитрий Пискарёв, руководитель агентства Netpeak в Украине

1. Полноценно организовать переход к формату работы WFH (work from home)

Для многих предпринимателей это новый опыт, потому что одновременно 100% команды не работали удаленно. Нам же с этим повезло — в конце декабря 2019 года у нас был опыт переезда одесского офиса, в период которого команда из 120 человек удаленно работала в течение двух недель. За это время мы стали умнее.

Сейчас мы попали в западную реальность, которую называют WFA (Work From Anywhere). Мы понимаем, что долгосрочно не сможем расширять локальный штат из-за географических ограничений, поэтому уже сейчас готовим бизнес к тому, чтобы расширять его распределенно и удаленно. Поэтому используйте это период как толчок к развитию: «выживет» не самый сильный, а гибкий и быстрый.

2. Организовать контроль выполнения задач и работы сотрудников удаленно

У нас есть собственная ERP-система — ПУП (панель управления проектами), в которой большинство функций контроля реализованы автоматически: чекин сотрудника, изменения в режиме рабочего дня (пауза), чекаут.

Если у вас нет ERP-системы и сейчас нет времени её устанавливать, рекомендую делать рабочие чаты в удобном мессенджере, где каждый сотрудник будет отписываться о старте и конце рабочего дня. Они у нас тоже есть.

Рабочий чат в Telegram департамента маркетинга Netpeak

Наши ребята даже написали бота в Telegram — Hellobyechatbot, который поможет разнообразить приветствия сотрудников. У него две команды:

  • /hi — кидает рандомную фразу о начале дня (работает с 7:00 до 12:00)
  • /bye — подбирает фразу об окончании дня (работает с 17:00 до 23:00)

Для гибкости и вовлечения большинство команд в агентстве работают, используя некоторые артефакты Scrum:

  • Спринты — отрезки по одной-две недели, на которые назначаются задачи для каждого члена команды.
  • Daily scrum — ежедневные 15-минутные встречи команд, где каждый участник рассказывает о том, что сделал за вчера, какие планы на сегодня, сложности в работе. Эти встречи есть у всех команд, независимо от того, работают они по системе спринтов или нет. Они позволяют оперативно выявлять проблемы и плохих сотрудников.
  • По окончании спринта проводятся встречи команды для подведения итогов итерации и распределения задач на следующий спринт.

Наше рабочее пространство организовано в «ПланФиксе», но канбан-доски есть в любой современной системе управления проектами.

Рабочее пространство в «ПланФиксе» в департаменте маркетинга Netpeak

3. Провести аналитику, оптимизировать и создать новые рабочие процессы

При переводе более 250 сотрудников в разных городах на удаленку за два дня я столкнулся с главными трудностями: резкая смена большого количества процессов и информирование сотрудников о происходящем.

Мы решали это так:

  • Для всех новостей организованы чаты и каналы в Telegram: если что-то меняется, мы оперативно предупреждаем сотрудников. У нас есть каналы отдельных офисов, отдельных городов и отдельных команд.
  • HR-департамент оперативно изменял и создавал большое количество правил, мануалов, регламентов и сразу информировал о них всех сотрудников.
  • Отдельно потребовалось написать алгоритм действий для удаленной работы и ответить там на большинство вопросов: «Как будет считаться врем?», «Что делать, если отключили свет?»

4. Установить все необходимые руководителю инструменты для работы

Мой список программ при переходе на удаленную работу не изменился. Вот что я использую каждый день:

  • Zoom — просто маст-хев для онлайн-встреч с большим количеством участников. Мне нравится его быстрота и стабильность картинки, возможность модерирования встречи (mute участников, вывод конкретного участника на экран всех) и легкое планирование встреч в календаре через плагин Google Chrome.
  • RescueTime — использую для оценки своей собственной продуктивности. Особенно мне нравятся их еженедельные отчеты на почту, которые позволяют увидеть, какие приложения и категории отнимают больше всего времени, опомниться и на следующую неделю стать чуть-чуть продуктивнее :)
  • Trello — несмотря на то что в качестве трекера задач в компании мы используем «ПланФикс», лично я для себя планирую работу в тут. Trello позволяет мне разбить рабочее время на блоки и легко управлять ими как с компьютера, так и со смартфона, что было особенно актуально во время офлайн-встреч.

5. Определить основные показатели работы бизнеса, на которые стоит смотреть в период кризиса

Говоря на примере агентского бизнеса, сейчас мне важно иметь в голове три числа:

  1. валовый доход по состоянию на сегодня;
  2. совершившиеся приостановки работ по клиентам на сегодня;
  3. прогнозируемые приостановки работ по клиентам на следующий месяц.

Вывод простой: эти числа в комбинации позволяют корректировать план действий.

6. Взять камень и отсечь лишнее — оптимизация расходов

На период карантина мы ввели мораторий на следующие активности:

  • Открытие новых вакансий. Мы продолжаем сейчас закрывать вакансии, которые были открыты до введения карантина, но новые пока не открываем.
  • Закупку техники и мебели. Для организации работы дома, сотрудники без проблем могут забрать из офиса свой стул и стол, чтобы не покупать это отдельно. Ноут, второй монитор и другая техника — само собой.
  • Проведение квалификаций, движение по карьерным лестницам, изменение систем стимулирования. У сотрудника на каждой позиции, есть карьерная лестница и система стимулирования, по которой предусмотрены дополнительные финансовые поощрения. Мы их не отменяем, но на время карантина возможность перехода, например, с джуниора на мидла (и соответственно изменения системы стимулирования) нет.
  • Тимбилдинги и собрания. До введения карантина во многих командах проводились собрания 360, на которых обсуждались результаты работы за месяц и планирование следующего. Например, 27 марта такая встреча должна была быть в Одессе у департамента маркетинга (в котором сотрудники работают в Одессе и Харькове). Ради безопасности, встречу отменили.
  • Посещение внешних образовательных ивентов (курсов, конф, семинаров, тренингов).

Кроме того, мы получили значительные скидки от арендодателей офисов, что несомненно позволит нам пройти этот период легче.

7. Рекомендации, на чем стоит сконцентрироваться сейчас бизнесу, чтобы «выжить»

Я считаю, что сейчас очень важна оперативность принимаемых решений и скорость адаптации к внешним событиям. Чем быстрее ваш бизнес будет реагировать на изменения, тем больше шансов выжить. Расскажу пару инсайтов, которые мы применили у себя:

1. Проведите онлайн-собрание с топ-менеджерами и предупредите про измененную модель управления.

2. Начните контролировать критические точки на ежедневной основе: клиенты и финансы. В Netpeak мы сделали следующее:

  • Dashboard с вероятностью ухода клиентов в текущем и следующих месяцах. Позволяет прогнозировать денежные потоки.
  • Dashboard клиентов, которые отказались стартовать работы. Позволяет предлагать особые условия на период кризиса и, конечно, прогнозировать денежные потоки.
  • Telegram-чат с ежедневными отчетами по движению денег во всех регионах присутствия по отдельности и сравнением с прошлым аналогичным периодом.

Эти три инструмента являются по сути пульсометром для бизнеса, который позволит нащупать отклонения еще до того, как потребуется реанимация.

8. Адаптироваться под новые условия рынка и быть гибкими

Если говорить о том, как изменился спрос на рынке интернет-маркетинга, мы видим определенное проседание рынков России и Казахстана в связи с падением цены на нефть и последующими валютными ралли. Полагаю, что ситуация в России и Казахстане отстает где-то на месяц от того, что происходит в Украине.

Введенный в Украине карантин первые дни был шоком для всех, но последующие сигналы показали, что люди начинают адаптироваться, уходя в онлайн. Очевидно, что это перетекание пока не такое сильное и увеличение онлайн-активности не перекрывает минус в наличных деньгах, который возник в офлайне.

Тем не менее у нас есть клиенты в определенных нишах, которые стали зарабатывать гораздо больше. Например, показатель транзакций значительно вырос в таких нишах как «еда» и «напитки» — + 46,9%, строительство и ремонт — + 111,5%, детские товары — + 65,3%, электроника — + 73,2%, бытовая техника — + 62,1% и другие.

9. Не бояться принимать решения

Если мне предстоит принять важное решение — даю себе ровно 24 часа для его верификации. И опять же, смотрите на основные цифры работы вашего бизнеса сейчас. Отталкиваясь от них принимайте любые решения — от покупки подписки на Zoom до создания нового рабочего процесса.

Чек-лист для руководителя, как вести себя в период кризиса

Подводя итоги всего вышеперечисленного (или если вы сразу пролистали до этого пункта), выведу пять основных пунктов того, на что стоит обратить внимание руководителю любого бизнеса в период неопределенной ситуации:

  • Определите основные финансовые показатели вашего бизнеса, которые сейчас наиболее важны. Мониторьте ежедневно их динамику, предсказывайте развитие ситуации и не бойтесь принимать решения быстро.
  • Используйте только те источники, что дают денег. Проведите аналитику расходов и доходов, на основе которых отсеките лишнее и приумножьте в эффективных каналах привлечения клиентов.
  • Отстройте системно процесс удаленной работы. Создайте чаты, рабочие пространства, введите ежедневные звонки с командой, чтобы не терять в продуктивности.
  • Создавайте специальные условия для ваших клиентов. Будьте креативны в подходе к клиенту. Некоторым может быть важно расширенное личное обучение или приоритетная поддержка, в то время как другие могут быть благодарны за оперативные доработки продукта/услуги. Выявляйте важные моменты, непрямые потребности для клиента и пробуйте отработать по ним.
  • Уходите в онлайн. Бизнес с высокой долей офлайна сейчас терпит значительное падение активности продаж. Поэтому, чем быстрее вы сможете адаптироваться под онлайн, тем меньше потеряете денег.
Одно из крупнейших агентств интернет-маркетинга в Восточной Европе. Более 2500 успешных историй по SEO, контекстной рекламе, email-маркетингу и бизнес-аналитике.order@netpeak.net
{ "author_name": "Netpeak", "author_type": "editor", "tags": ["\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441\u043d\u0430\u043a\u0430\u0440\u0430\u043d\u0442\u0438\u043d\u0435"], "comments": 3, "likes": 16, "favorites": 38, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 127330, "is_wide": false, "is_ugc": false, "date": "Fri, 15 May 2020 14:13:10 +0300", "is_special": false }
0
3 комментария
Популярные
По порядку
6

четко, структурно, по делу. 

Ответить
1

Отличная статья!

Ответить
0

Понравилось про "максимум 24 часа на принятие решения". И смешной бот в телеге)

Ответить

Прямой эфир