{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Из офлайна в онлайн без потерь: как держать удаленную команду в тонусе

Эта статья для тех, кто в связи с карантином срочно переносит свою деятельность из офлайна в онлайн. Все советы проверены на личном опыте.

Когда-то давно (кажется, в прошлой жизни) мы любили обсуждать плюсы и минусы удаленной работы, причем противников и сторонников было примерно поровну. С началом пандемии все изменилось. Сегодня на удаленку переходят даже те, кому раньше это казалось страшным сном – от учителей и парикмахеров до организаторов кулинарных мастер-классов и церемоний награждения. Уже никто не задается вопросом, хорошо это или плохо: это просто наша новая реальность, в которой надо учиться жить всем.

Я не хожу в офис уже больше 10 лет, последние четыре года занимаюсь развитием сервиса для удаленного взаимодействия групп и компаний. В этой статье я как один из немногих «сапожников в сапогах» хочу поделиться своими лайфхаками и инструментами, накопленными за эти годы. Все проверено на себе и на своей команде: наша команда работает удаленно с самого момента основания.

Вы все еще думаете, что групповая работа в онлайне сегодня – это просто созвоны в zoom и чаты в WhatsApp? Тогда мне есть чем вас удивить. Это целый комплекс решений, направленных и на людей, и на процессы, и на инструменты.

Event прорыв

Что такое принцип КМТ и почему он важен для работы онлайн-команды

Об организации удаленной работы и ошибках руководителя при переводе команды в онлайн написаны сотни статей. Но все они фокусируются одновременно лишь на одном аспекте, как правило, это человеческий фактор или организационные моменты, в основном мониторинг и контроль.

Управляя своими разработчиками, я пришла к тому, что важно одновременно учитывать три основных фактора. Эти факторы легли в основу нашего принципа КМТ:

КМТ = Команда + Методология + Технология

Расскажу об этих трех компонентах поподробнее.

К – Команда

Любой руководитель знает, что команда – это всегда больше, чем сумма отдельных людей. Чтобы каждый человек двигался к общей цели вместе с остальными, очень важна групповая динамика. В реальном мире она возникает сама собой, а вот в мире виртуальном ее приходится создавать.

Как же обеспечить сыгранность людей в группе? Психолог Брюс Такман считает, что команда на пути к максимальной продуктивности проходит четыре этапа: формирование, конфронтация, нормализация и функционирование. Чтобы выйти на пик эффективности, команде нужно время на «притирку» и выстраивание коммуникаций между всеми участниками, а резкие изменения могут «откатывать» группу на предыдущие этапы. Такими изменениями как раз и могут стать переход в онлайн из офлайна или наоборот.

Если вы так же, как и я, давно работаете удаленно, то можете вспомнить дискомфорт, с которым сталкивались в первые минуты или часы живой встречи после месяцев виртуального общения. Это нормально: реальные люди кажутся нам не такими, как на экране мониторов – и внешне, и внутренне. Поэтому команде требуется время, чтобы «сыграться» заново, и рабочие процессы нужно будет скорректировать соответственно.

Если же, наоборот, вы только что перевели свою команду в онлайн, и люди все еще в растерянности и недоумении, а результаты групповой работы ухудшаются – попробуйте провести виртуальный корпоратив, чтобы сбросить напряжение. Ведь корпоратив – это не только еда и напитки, но и самый настоящий тимбилдинг. И в онлайн-мире его тоже вполне можно устроить – мы пробовали.

Помимо групповой динамики, второй важный аспект успешной онлайн-команды – это мотивация сотрудников. Именно удаленная работа, как лакмусовая бумажка, проявляет, насколько человеку важно и интересно то, чем он занимается, ответственно ли он подходит к делу и умеет ли сам себя организовать.

Если ваши сотрудники испытывают драйв и грезят новыми достижениями в компании – поздравляем, ваш переход на удалёнку пройдет легко. Если нет – не стоит опускать руки. Вам пригодятся принципы agile для построения самоорганизующихся команд. Согласно Дэниэлу Пинку, одному из ведущих мировых исследователей мотивации и самоорганизации, человеку нужны три вещи для мотивации на результат:

1. Автономность. Это естественная потребность человека принимать решения и управлять собой. Расскажите сотрудникам о том, что теперь у каждого из них еще больше возможностей проявить себя и вложиться в результат всей команды или компании.

2. Мастерство. Человеку свойственно желание развиваться, совершенствовать свои навыки и компетенции. Напомните, что переход на удаленную работу – это вызов самому себе. Справившись с ним, сотрудники почувствуют переход на новый уровень, а это как минимум приятно.

3. Цель. Донесите общие цели команды так, чтобы каждый увидел в них отражение своей цели. Это очень важный пункт, поэтому не бойтесь потратить время, чтобы зафиксировать и проговорить цели с сотрудниками, а также убедиться, что они правильно поняты. Для слаженной работы важно, чтобы на ближайший период представления по общим задачам компании и по задачам своей команды совпадали у всех участников.

Преподнесите сотрудникам переход на удалёнку через призму этих трех факторов, но не забывайте поддерживать с ними регулярную связь раз в неделю и стимулировать общаться друг с другом. Если каждый сосредоточится только на своём участке, есть риск сбиться с курса.

М – Методология

Организовать эффективную работу в офлайне гораздо проще, чем в онлайне, по одной простой причине. В реальном мире на помощь вербальному компоненту коммуникации (словам) приходит сильная невербальная составляющая. Интонация, мимика, взгляды, жесты, язык тела, да даже вкусы и запахи (вспомните капучино с печеньками в разгар брейнсторма) – все это помогает заполнить пробелы в общении, избежать недопонимания и быстро нивелировать возможные конфликты. В виртуальном мире эти возможности сильно ограничены пропускной способностью интернета и размером экрана. Выход один – выстроить правильную методологию групповой работы, когда сама организация процесса будет поддерживать и направлять участников.

Расскажу, как это работает в моей команде, на примере совещаний. Люди в теме сейчас могут скептически усмехнуться, потому что совещания и в офлайне, и в онлайне не всегда бывают продуктивными. Часто это про «поговорили и разошлись»: потратили кучу времени, ни к чему конкретному не пришли, а участники так и не поняли, что им делать дальше.

Для продуктивного совещания недостаточно просто разговора. Эффективная совместная работа и сонастройка команды возможны только тогда, когда выключается эффект одной «говорящей головы». Правильно выстроить процесс совещаний в команде нам помог методолог, и вот к какому алгоритму мы пришли:

Цель – План – Фиксация идей и вопросов – Предметность – Управление вниманием – Итоги и следующие шаги

1. Цель: Не знаете точно, зачем собираете команду? Не собирайте, лучше подарите это время сотрудникам для продуктивной работы над основными задачами или для общения с семьей.

2. Чёткий план: Разошлите его участникам минимум за день до встречи (если речь не идет о форс-мажоре), напомните о нем в начале совещания и придерживайтесь по ходу. Если в процессе возникли дополнительные вопросы — запишите их и договоритесь об отдельной встрече.

3. Фиксация идей и вопросов. Очень часто люди во время совещаний хотят обменяться мнениями, но, чтобы не отклоняться от плана, решают вернуться к этому позже. Проходит день – и всё забыто, записи слушать долго, сложно найти нужное. Современные инструменты для групповой работы в онлайне позволяют записывать мысли и идеи каждого участника отдельно от общего чата, чтобы сфокусироваться на сути и не отвлекаться на сообщения типа «а у меня звук квакает» или «ребенок проснулся, вернусь к вам через 10 минут». В процессе работы эти идеи можно группировать, оценивать, голосовать, а потом выгружать в отдельный отчет для детального анализа.

4. Предметный разговор. В онлайне важна чистота послания, чтобы ваши слова воспринимались именно так, как вы и планировали. Чтобы подкрепить словесный ряд, задействовать разные зоны мозга и подключить моторику, делитесь презентациями, видео, картинками, документами для совместного редактирования. Я искренне люблю Google Docs – этот прекрасный инструмент позволяет сократить время на пересылку документов и избежать того, что команда будет работать над разными версиями одного и того же файла.

5. Управление вниманием. Вы уверены, что на онлайн-совещаниях сотрудники действительно вас слушают, а не раскладывают пасьянс, читают книгу или листают ленту Facebook? Вовлекайте их в действия: пусть они рисуют прямо на ваших слайдах, добавляют свои идеи, голосуют. Чем больше физических движений совершает команда вместе с вами (даже если это просто клики мышкой или набор на клавиатуре), тем лучше они сфокусированы на обсуждении и тем меньше шанс, что вы потеряете их внимание.

6. Итоги и следующие шаги. Чтобы совещания не превратились просто в болтовню, подведите итоги, зафиксируйте их и наметьте план действий для каждого участника. Выделите на это 10 минут в тайминге встречи и не пренебрегайте этим пунктом. Подведение итогов в конце встречи позволяет сразу выделить важное, структурировать информацию и легко освежить в памяти нужные аспекты.

По аналогии с совещаниями, точно так же можно разработать методологические основы для всех остальных бизнес-процессов.

И еще один лайфхак: персонализация. При оформлении виртуального пространства совещания, стратегической сессии или обучения для своей команды помните об основах дизайна и психологии человека. Найдите те платформы и ресурсы, которые позволят вам выделиться и создать свой креативный визуальный ряд, а еще лучше – вовлеките в его создание всю команду. Работать в собственноручно оформленном пространстве гораздо приятнее: дома или в офисе это могут быть фотографии семьи, милые сердцу сувениры или любимый кактус, а в виртуальном личном кабинете – своя цветовая гамма, картинки или заставки, шрифты и анимация.

Т – Технология

Для работы с командой я пробую все новое, что предлагает современный мир, и оставляю только то, что подходит именно нам. Приведу несколько примеров.

Для оперативного общения:

Вариантов масса: WhatsApp, Slack, Zoom, Google Meet etc. - всё, что помогает быстро обмениваться сообщениями и не тормозить процесс. Не злоупотребляйте рабочими чатами: помните, что кто-то из ваших коллег может по личным причинам не выключать телефон на ночь, и пишите только по делу и в оговоренное время. Ночные сообщения вполне могут подождать до утра или отправиться по электронной почте.

Для работы с документами:

Если у вас еще нет электронного документооборота и электронной подписи – самое время завести СБИС, Контур, ЭЦП и т.д. Удалённая работа и тонны бумаги — вещи несовместимые.

Для обучения сотрудников:

Об онлайн-обучении для прокачки навыков команды сейчас не говорит только ленивый. Карантин заставил многие компании перейти от разговоров к действиям. Если у вас уже есть программа обучения на корпоративном сайте или в LMS (learning management system – например, getcourse), можно дополнить её аналогами очных встреч и тренингами. Если для обучения достаточно просто общения, отлично подойдет Zoom, если задачи более сложные – обратите внимание на специализированные сервисы, например, Training Space или Granatum Solutions.

Для контроля над задачами:

Таск-трекеры, CRM и тайм-трекеры вам в помощь.

· Таск-трекеры нужны не только руководителю для контроля, но и сотрудникам. Они помогают сфокусировать усилия на достижении целей и наглядно видеть, на каком этапе находится команда. Для разработки мы используем jira. Это отличный инструмент для планирования релизов, спринтов, выставления приоритетов и назначения ответственных – особенно если вы работаете по agile. Cамые популярные аналоги – Trello и Asana.

· В CRM-системе (одна из самых популярных вот уже много лет – это Bitrix 24) удобно управлять продажами и всеми этапами отношений с клиентом: автоматизировать поступление новых лидов, менять статусы, вести календарь, чтобы вовремя получать напоминания, подключить автодозвон, например, через приложение Mango Office.

· Контролировать рабочее время сотрудников по часам и минутам нужно далеко не всегда, не если такая потребность все же есть (например, для людей на почасовой оплате), можно использовать таймтрекер. Мы при необходимости пользуемся Toptracker – он снимает экран, фиксирует точное время исполнения, позволяет отследить работу по задачам и сформировать отчеты за день/неделю/месяц.

Подведем итог

Раньше, когда я говорила, что работаю удаленно, на меня часто смотрели с завистью и странно улыбались, видимо, предполагая, что я не работаю вовсе. Ну что ж, welcome to the club!

Работа из дома – это ловушка. Постепенно она начинает заполнять собой всё время бодрствования. Компьютер манит светом экрана, вы совершенно случайно оказываетесь рядом, так почему бы не посмотреть почту? Не ответить в мессенджере? Дописать статью/строчку кода/досчитать/доучить/договорить… И вы начинаете работать всегда, за исключением времени на сон – которого, кстати, почему-то становится меньше, а не больше.

Важно вовремя сделать паузу и заложить в своё расписание отдых и восстановление – выгорание на удалёнке случается даже чаще, чем в офисе! Заведите свои ритуалы для начала и завершения работы, например, переодевайтесь в деловую одежду утром и в домашнюю вечером. Важно, чтобы это было всегда одно и тоже действие, которое формирует привычку и учит мозг переключаться с продуктивного труда на отдых и обратно.

Во время карантина настроиться на эффективную удаленную работу сложнее, чем кажется: кроме того, что требуется гораздо более сильная внутренняя мотивация, нужно еще подключить навыки логистики, планирования и переговоров, чтобы договориться со всеми членами семьи о неприкосновенности своего рабочего места и времени. В этом плане работать в офлайне намного проще: уходя из дома по утрам, мы закрываем за собой дверь и оставляем за ней все отвлекающие факторы.

Когда эта пандемия наконец закончится, кто-то из вас полюбит удаленную работу так же, как люблю ее я, и продолжит работать из дома, а кто-то вернется в родной офис. Задача любого руководителя – помочь своей команде в этот непростой турбулентный период, создав сильную мотивацию, обеспечив грамотной методологией и лучшими технологиями, чтобы в итоге общая эффективность не только не пострадала, но и выиграла.

Алена Дядченко, руководитель разработки Granatum Solutions

0
4 комментария
Oksana Smirnova

Спасибо за статью, про ловушку при работе из дома - прямо в точку: как газ, заполняет собой все время и пространство :)

Ответить
Развернуть ветку
Oksana Zheleznova

Я тоже уже 10 лет почти работаю на себя и ооочень понимаю все, что пишет автор, особенно о том, что удалённая работа заполняет собой всё свободное пространство. Стараюсь с этим как-то бороться через прокачку work-life balance. И за лайфхаки по организации групповой работы спасибо, это моё больное место. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Masha Karaban

Понравился принцип КМТ, но хотелось бы больше практичных советов :) 

Ответить
Развернуть ветку
1 комментарий
Раскрывать всегда