«Виртуальная Долина»: что предлагает «Место» — сообщество стартапов и инвесторов от Николая Давыдова и Андрея Дороничева Статьи редакции

Авторы идеи верят, что для запуска проекта и поиска партнёров не обязательно ехать в Кремниевую долину. Но первые участники сомневаются, что концепция останется эффективной в чатах на тысячи человек.

13 мая директор по продуктам Google Андрей Дороничев и сооснователь венчурного фонда Gagarin Capital Николай Давыдов анонсировали проект «Место» — сообщество для предпринимателей, инвесторов и стартапов.

За месяц команда проекта получила 13 тысяч заявок. 5 июня состоялся тестовый запуск, и доступ получили первые 100 человек, но организаторы обещают, что до начала июля пригласят и остальных. В сообщество уже вступили основатели фонда Brothers Venture Даниил и Давид Либерманы и создатель образовательного стартапа U Skillz Дмитрий Фалалеев.

Однако первые участники уже опасаются, что «Место» станет неудобным, когда в нём соберутся тысячи человек. Основатели рассказали vc.ru, как собираются решать эту проблему, как сейчас устроено сообщество и что получат его участники.

Так могут выглядеть рекламные плакаты «Места» Skam

Как появилась идея проекта

Идея проекта возникла у Дороничева после фильма Юрия Дудя о Кремниевой долине. Ему написали тысячи зрителей, «мечтающих найти своих и создавать что-то большое». И Дороничев решил сделать площадку, где они могли бы объединиться.

Прототипом «Места» стал пост предпринимателя в Instagram, в котором он рассказал, как правильно работать с идеями, чтобы они воплотились в жизнь, и предложил подписчикам поделиться своими идеями.

Дороничев рассказал о проекте Давыдову, и тот согласился, что нужно перезнакомить всех, кто предлагает идеи, чтобы они нашли инвесторов и экспертов.

Мне кажется, «Место» может получиться очень классной штукой, нужной людям.

В «Месте» смогут собираться люди с идеями, знаниями, руками и деньгами, делиться и создавать другие классные штуки. Такая виртуальная Долина.

Николай Давыдов, сооснователь Gagarin Capital

После обсуждения поста Дороничева к команде присоединилась генеральный директор коммуникационного агентства Blue Ocean Bureau Яна Белова. В комментариях она рассказала, что тоже мечтает собирать в онлайне людей, чтобы создавать новые продукты и «собираться по вечерам на виртуальной кухне».

Мы хотим создать для участников среду, которая будет формировать новое поколение русскоязычных предпринимателей. Она основана на взаимопомощи — это фундаментальная ценность «Места».

Если вы приедете в Долину, увидите такую же экосистему взаимопомощи, где сооснователи Airbnb приходят на встречи Y Combinator и читают лекции.

Мы хотим показать, что необязательно ехать в Долину, достаточно попасть в среду, где принято общаться и взаимодействовать, как в Долине. И вложившись в среду, мы пожнём плоды.

Андрей Дороничев, директор по продуктам в Google

Дороничев надеется, что в результате работы сообщества через 5–10 лет будут созданы успешные продукты и глобальные компании, такие как Miro — российский сервис, который позволяет командам удалённо обсуждать идеи и визуализировать их с помощью эскизов и схем. Сервисом пользуются Netflix, Twitter, Airbnb, Cisco, Skyscanner, а в апреле 2020 года стартап привлёк $50 млн от фонда Iconiq Capital, который управляет капиталами основателя Facebook Марка Цукерберга и главы Twitter и Square Джека Дорси.

«Если мы создадим такие компании за счёт того, что люди будут помогать друг другу, то это будет успех», — считает Дороничев.

Как устроено сообщество

Чтобы стать участником, нужно подать заявку на сайте «Места». Волонтёры проекта проверяют анкету и высылают участнику на почту письмо со ссылкой для входа в сообщество. Оно работает на платформе мессенджера Openland.

Анкета участника проекта

Больше всего заявок приходит от предпринимателей, которые хотят создавать продукты в сфере здорового образа жизни, медицины, образования, воспитания детей и социальных услуг, рассказала vc.ru Белова.

Большинство желающих вступить в сообщество — это люди, у которых нет большого опыта в бизнесе, но они знают, чего хотят, понимают проблему и у них есть идея, отмечает Белова. Есть и те, кто хочет прорекламировать свой продукт в сообществе, найти клиентов или сотрудников. Такие анкеты команда не принимает.

Но среди первых участников есть и известные специалисты, например, бывший директор по продукту в Skyeng Михаил Карпов, основатели фонда Brothers Venture Даниил и Давид Либерманы, основатель U Skillz Дмитрий Фалалеев, основатель digital-агентства Smetana Андрей Бузина.

Члены сообщества могут переписываться в нескольких тематических каналах:

  • Welcome — здесь знакомятся и рассказывают о себе.
  • Ideas — здесь обсуждают идеи, например, предлагают создать коливинги для стартап-команд и интерактивные базы знаний для старта карьеры.
  • NeedHelp — в этом чате любой может предложить присоединиться к проекту, попросить дать обратную связь по своим презентациям для инвесторов, помочь с нужными контактами.
  • CanHelp — канал для поиска тех, кто готов помочь советом или делом в разработке и развитии стартапов, помочь как юрист или специалист в профильной области знаний, например, производстве автомобилей.
  • News — в этом канале появляется важная информация, полезные ссылки, новости и анонсы мероприятий.
  • Kitchen — чат для неформального общения.

Участники будут встречаться на онлайн-квартирниках (неформальных встречах), онлайн-питчах идей и лекциях инвесторов и менторов. Например, на первой неделе после тестового запуска генеральный директор PandaDoc Никита Микадо поговорит о том, как продать идею инвесторам. Год назад его сервис привлёк $10 млн инвестиций.

Как основатели хотят превратить сообщество в «виртуальную Долину»

На запуск «Места» основатели потратили $300. Проект некоммерческий, он не связан ни с Gagarin Capital, ни с Google и будет развиваться на волонтёрских началах, говорит Давыдов.

Основатели собираются создать в сообществе такую же среду, в которой живут сами в Долине. Но они не хотят быть «главными», называют себя «со-создателями» и надеются, что каждый новый участник будет наравне с ними влиять на развитие проекта.

«Все сотрудники в этой компании волонтёры, а руководителей нет, потому что они не нужны — все и так на одной волне и понимают, зачем и что делают», — поделилась в Telegram-канале сообщества Белова.

Основатели хотят поддерживать среду взаимопомощи, продвигая несколько принципов общения, которые они считают основными в предпринимательской среде Кремниевой долины. Они звучат так: «Мы создаём. Мы помогаем. Мы доверяем. Мы делимся». Каждый более подробно расписан на сайте «Места».

Создатели рассказывают о них первым участникам и надеются, что те будут соблюдать их и продвигать среди новых членов сообщества.

Принципы сообщества

Основатели хотят в будущем отсеивать тех, кто будет нарушать принципы общения. Но пока, по их словам, сообщество не нужно активно модерировать — все и так общаютя в соответствии с его правилами и ценностями. Дороничев верит, что так будет и дальше: тех, кто будет неэтичным, участники быстро выявят и забанят.

Если участник после Zoom-встречи резковато шутит, что за спиной у спикера не хватало брендированного ковра, ребята из сообщества сами подключаются — с предложением шутить так, чтобы это звучало не обидно, или написать с предложением забрендировать канал или сделать мерч. Даже если бы модераторы хотели отреагировать, они бы не успели.

Яна Белова, генеральный директор Blue Ocean Bureau

Однако на первой неформальной онлайн-встрече с основателями участники высказали опасения насчёт развития проекта. Они боятся, что все нужные идеи и люди будут теряться в ленте сообщений, когда в сообществе будет 13 тысяч человек. Как тогда регулировать общение и поддерживать среду взаимопомощи, основатели пока не знают.

Они хотят решить эту проблему с помощью участников. Белова собирается создать канал, в котором они будут обсуждать, чего не хватает в «Месте» и как его можно улучшить, будут голосовать за удачные идеи и сами создавать необходимые инструменты и дополнительные сервисы.

При этом в каждом канале появится своя инициативная группа, которая будет его вести и придумывать мероприятия, надеется она.

На встрече у участников появился ещё один вопрос. Они не поняли, будет ли кто-то оценивать участников и модерировать идеи. У основателей не было ответа, и Дороничев предложил создать ещё один канал, чтобы обсудить эту проблему.

Но если для каждого обсуждения создавать отдельный канал, в них скоро можно будет потеряться, стали переживать участники. Чтобы не упускать нужные чаты из вида, Давыдов предложил создать канал с каналами, где модераторы будут собирать ссылки на важные сообщения, и завести Google-документ с полезными ссылками.

На уровне идеи сообщества всё звучит понятно, но по реализации есть вопросы, согласна Белова. Ответить на них получится, только если все будут проявлять инициативу, предлагать и пробовать разные решения, считает она.

0
149 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Маслов

В инсте главного идеолога этого проекта его подписчики, набежавшие после фильма Дудя, всерьёз считают, что их проект может конкурировать с хабром, у которого очень развитое сообщество, в котором дофига спецов и любителей, которые сами создают контент. Также они предполагают, что если напишут статью на хабре с описанием своей идеи, то её обязательно удалят, не вытерпев конкурентов.

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korshakov

Я смотрел на хабр недавно, они даже за 10 лет редактор не обновили. Простите, а в чем с ним вообще соревноваться?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korshakov
Habrahabr.ru is ranked 705,797 among websites globally based on its 56,086 monthly web visitors.

Смешные цифры так-то. Нормальный хабр давно напрашивался в РФ.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Домен Хабра — habr.com (траф можно посмотреть тут: https://www.similarweb.com/website/habr.com#overview)
Хабр — самая крупная площадка в мире, сфокусированная на контенте, написанном разработчиками для разработчиков.  

Ответить
Развернуть ветку
Stepan Korshakov

Был не прав, но это снг. Открываешь Хабр в США и там пусто.

Ответить
Развернуть ветку
Valentin Dombrovsky

Но при этом Хабр остаётся крупнейшей мировой площадкой такого рода. 

Ответить
Развернуть ветку
какой-то иван

но хабр ведь не про бизнес/стартапы, а чисто про IT, не?
vc по тематике и то ближе.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Викторович

vc уже давно не про стартапы. А про бизнес вообще

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Vlad Korobov

по близкости людей не глубоко технических вполне может, по теплоте может быть получше чем редит

Ответить
Развернуть ветку
146 комментариев
Раскрывать всегда