Как мы запустили и «забустили» акселерационную программу

Привет! Меня зовут Марина Поликарпова, в Яндекс.Облаке я развиваю программу Yandex Cloud Boost. Мы помогаем бизнесу создавать цифровые продукты в облаке на выгодных условиях. В этом посте хочу рассказать о работе нашего проекта изнутри, о важных выводах, которые могут помочь компаниям при подготовке аналогичных программ. P.S: скетчи авторские.

Найти своих

Еще до публичного запуска платформы Яндекс.Облако мы понимали, что существуют пользователи, которым облачные технологии необходимы на всем пути создания продукта: от проверки гипотез и прототипирования до выкатки в продакшн и релиза обновлений.

Это компании, бизнес которых состоит в том, чтобы построить цифровой сервис и поставлять его на рынок по модели SaaS. Например, рекрутинг-платформы, онлайн-образование, CRM, ERP, сервисы и системы автоматизации определенных сфер и производств (склады, рестораны и пр.), мультиплатформенные игры и приложения. Именно для них мы запустили отдельный «путь» в Яндекс.Облако – партнерскую программу.

На старте абсолютно все пользователи получали грант 4 000 рублей, для участников партнерской программы мы увеличили его в 5 раз. Помимо этого, они получали консультации с архитекторами, предложения от других сервисов Яндекса, которые помогали организовать работу небольшой команды стартапа.

Через полгода мы увеличили гранты до 200 000 рублей, выделили отдельного архитектора, договорились с новыми сервисами Яндекса и модифицировали прежнюю программу, превратив ее в Yandex Cloud Boost.

Результат: через три месяца после перезапуска количество участников программы увеличилось на 30%.

Программный подход «из коробки»

На начальных этапах поддерживать программу «в ручном режиме» было возможно, однако с ростом количества участников постоянная коммуникация занимала много времени. Это снижало продуктивность и не позволяло нам сосредоточиться на стратегическом развитии и росте метрик. Мы решили автоматизировать процесс взаимодействия с пользователями.

Для чего автоматизировали коммуникацию:

1. Обучать участников работе с платформой;

2. Отслеживать тех, кто не начал расходовать грант, и выяснять причины;

3. «Растить» экспертизу участников с разных точек зрения: технической, экономической, продуктовой.

Для этого мы:

1. Запустили стримы с короткими базовыми видеоуроками (как развернуть виртуальную машину, как настроить сеть и пр.);

2. Настроили автоматические триггеры для звонков: теперь, если пользователь не начинал расходовать грант в течение двух недель, с ним связывался сотрудник call-центра, уточнял причины и предлагал по необходимости перенести срок действия гранта;

3. Запустили email-цепочки, которые рассказывают о разных сторонах жизни на платформе и дают полезные lifehack’и: как оптимизировать расходы на ИТ-инфраструктуру, в чем преимущества микросервисной архитектуры по сравнению с монолитной, что стоит почитать продакт-менеджеру.

Оставаться людьми

Не все вопросы можно описать в F.A.Q. Не все проблемы можно решить с помощью бота в Telegram. За процессами в нашей программе всегда стоят конкретные люди: я и моя коллега Елизавета Князева. Наши участники знают, как мы выглядим и как нам написать «в личку», если им нужна помощь. Сегодня, когда любой b2b благодаря мессенджерам становится b2c, быть ближе к своей аудитории просто.

Однако это накладывает на тебя и огромную ответственность: любой человек может написать тебе сообщение, задать вопрос или призвать тебя к ответу за то или иное действие как представителя твоей компании.

Все наши письма написаны нами и подписаны нашими именами. Мы обращаемся к клиентам на «ты» не потому что не уважаем нашу аудиторию, а потому что считаем наших участников своими коллегами «по цеху» и хотим быть ближе к ним. Мы регулярно встречаемся на митапах Облака и мероприятиях ИТ-рынка и следим за успехами друг друга, даже если в определенный момент наши пути разошлись.

Польза не всегда измеряется в CPU и RAM

В нашей программе мы аккумулируем людей, которые создают продукты: это команды, в которых есть не только технические специалисты (инженеры, администраторы), но и маркетологи, аналитики и продакт-менеджеры.

Мы решили делиться с ними не только знаниями о том, как использовать облачные сервисы в создании их продуктов, но и продуктовой экспертизой. Для этого у нас было все: опыт, знания, эксперты и целая экосистема из продуктов и сервисов Яндекса, которыми пользуются миллионы людей по всему миру.

Мы стали рассылать письма по продуктовой тематике: где учиться на продакта, какие книги полезно почитать, чтобы ускорить рост своего продукта, какие интернет-ресурсы дают полезных контент. В итоге организовали Yet Another Meetup для продакт-менеджеров, и уже за первые несколько дней количество регистраций перевалило за тысячу.

Сила – в коллаборации

Практика объединения акселерационных программ выгодна как для самих программ, так и для ее участников. Мы привлекаем новых пользователей, которые в свою очередь получают двойную помощь и технологии для запуска проекта. Недавно мы объединились с программой NVIDIA Inception для поддержки ИИ-стартапов.

С компанией NVIDIA мы сотрудничали и до этого: в Яндекс.Облаке есть графические видеокарты NVIDIA Tesla v100, которые можно использовать для сложных вычислений, обучения моделей в проектах машинного обучения.

Недавно Яндекс.Облако стало первым сертифицированным партнером NVIDIA России, который предоставляет доступ к библиотеке приложений для работы с искусственным интеллектом (ИИ) и машинным обучением — NVIDIA GPU Cloud (NGC). Стало очевидно, что в облачных технологиях на GPU будут заинтересованы участники акселератора NVIDIA.

Для них мы изменили пропорцию гранта, потому что стандартный грант, который можно было потратить на виртуальные машины с видеокартами, был слишком мал и не позволял провести качественное исследование.

Мы постоянно в поиске новых партнерств, потому что верим в синергетический эффект, который они дают всем участникам. Сейчас мы, например, прорабатываем партнерство с несколькими известными технопарками и акселераторами.

Выводы:

  • Любая акселерационная программа – это не вещь в себе: она создается для определенной аудитории и с определенной целью. Как только вы это сформулируете для себя, наполнить ее «плюшками» будет несложно. Если, конечно, вы знаете, что конкретно нужно вашим участникам. Ну а если нет – custdev в помощь!
  • Автоматизируйте все, что можно автоматизировать без потери качества – иначе через вашу программу пройдет намного меньше участников, чем вам скорее всего хочется, а, значит, и пользу вы принесете единицам (десяткам в лучшем случае).

  • Роботы, наверное, и заменят людей, но не везде и не прямо сейчас. Пусть у вашей программы будет «человеческое лицо» — это поможет установить и удерживать контакт с вашими участниками.
  • Не бойтесь делиться вашими знаниями и наработками – как непосредственно в предметной области, так и в смежных областях: ваши пользователи оценят «добавленную стоимость» (value added), которую вы даете, и будут воспринимать вас не просто как yet another [service] provider, а партнера, которому можно доверять.

  • Ищите на рынке успешные или просто «вкусные» идеи и стройте партнерские отношения с командами, которые их воплощают — в плюсе останутся все: вы, ваши партнеры и участники программы, получающие то, что им нужно, и еще чуть-чуть.


0
10 комментариев
Написать комментарий...
Александр Сидоров

А что вы использовали, чтобы эти скетчи нарисовать?)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Поликарпова

Я рисую стилусом на смартфоне (Galaxy Note 9), в приложениях Autodesk SketchBook и ibisPaint X :-)

Ответить
Развернуть ветку
Александр Сидоров

Спасибо. Давно хотел понять как такие скетчи делают. Оч крутые)

Ответить
Развернуть ветку
Марина Поликарпова

Спасибо и удачи!)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitriy Voitenko

Яндекс, дорогие, когда выкатите аналог firebase? Ну или почему не выкатываете, из-за партнёрства со скорокодом?

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Гусев

Добрый день, Дмитрий!

Как уже предложила Марина, вы можете оставить feature request на сайте. Но я с удовольствием пообщался бы с вами подробнее о том, что именно вы хотели бы видеть у нас. Если удобно, то напишите на [email protected] и я свяжусь с вами. Спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Марина Поликарпова

Добрый день! А оставьте нам, пожалуйста, заявку-пожелание в нашем feature board: https://cloud.yandex.ru/features

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Orlov

Грант до 1 000 000 ₽* для знакомства с сервисами Яндекс.Облака

Ответить
Развернуть ветку
Elizaveta Knyazeva

Все так, действительно даем гранты до 1 млн руб :) 

Ответить
Развернуть ветку
Макс Шпак

Слава богу скетчи авторские.

Ответить
Развернуть ветку
7 комментариев
Раскрывать всегда