Быть продактом, выпуск пятый. «Коммуникация — один из важнейших навыков» — Андрей Тарасов, Product Owner «Qiwi Кошелька»

Всем привет! Это блог aim digital. Мы продолжаем серию статей и интервью о профессиях Product Manager и Product Owner. Сегодня о своём пути расскажет Андрей Тарасов, Product Owner «Qiwi Кошелька», руководитель департамента управления проектами Qiwi.

Андрей, привет! Расскажи, что способствовало твоему развитию в должности? Чем занимался раньше?

Я работаю в группе компании Qiwi с 2003 года, а должность product manager занимаю с 2013 года. До этого я сменил несколько ролей. Начинал с менеджера по работе с агентами — подключал партнёров, согласовывал условия работы, занимался удержанием, развитием терминальной сети.

Здесь же дорос до директора департамента, после оказался с другой стороны бизнес-цепочки — стал менеджером по работе с ключевыми провайдерами.

Следующие шаги в карьерной цепочке — бизнес-девелопер и, наконец, первая продуктовая роль — product manager терминалов Qiwi. В этой должности я впервые столкнулся с новым для себя вызовом.

Мне нужно было плотно общаться с разработкой, чтобы быстро получить базовые знания по технологической составляющей продукта, метрикам, которые давали понимание о том, что наши пользователи делают в терминалах, с какими трудностями сталкиваются, сколько мы на этом зарабатываем, а сколько теряем.

Это был новый мир для меня, мне было интересно копать данные, искать паттерны, находить кейсы, с помощью которых можно улучшить продукт, решить проблемы клиентов и заработать дополнительные деньги.

С 2016 года я являюсь менеджером по управлению проектным офисом, сейчас совмещаю эту должность. Также в рамках Qiwi около года я курировал развитие ДБО (дистанционное банковское обслуживание) карты рассрочки «Совесть». Сейчас сфокусирован на «Qiwi Кошельке», уделяю максимальное количество своего времени проекту, поскольку работать с продуктом и командой можно только на постоянной основе, а не время от времени.

К вопросу о том, что способствовало моему развитию как product manager — это понимание цели, которую ты хочешь достичь, и инструментов, с помощью которых можно к ней двигаться. Как только эти две вещи складываются в вашей голове, остальное — дело техники.

Как получал знания для работы по профессии менеджера продукта?

90% новых знаний удалось получить, экспериментируя с решениями задач бэклога, процессами в команде, форматами взаимодействия с клиентами, бизнесом. А остальные 10% знаний — это книги, курсы.

Можешь привести пару примеров? Если процессы, то какие больше всего помогали?

Например, работа с цифрами. Поначалу не сразу пришло понимание, что все продуктовые изменения должны в итоге выражаться в цифрах. Вот мы сделали релиз, а что поменялось в поведении клиентов: нужно ли что-то поправить или доделать, достигли ли мы своей цели?

Это приводило к дополнительной работе — встраивание метрик, сбор данных по косвенным метрикам, что довольно больно и долго. Поэтому рекомендую всегда ставить цели, исходя из той метрики, которую хотите поменять: больше регистраций на 10%, меньше обращений в поддержку по конкретной тематике на 30%, больше успешных активаций на 15% и т.д.

Когда цели выглядят таким образом, их легко потом измерить и понять: достигли необходимого результата или нет. А затем уже переходить к новой задаче.

Какие книги и курсы можешь порекомендовать?

В этой части я могу посоветовать курсы GoPractice, крутой симулятор про продуктовые метрики, их интерпретацию и принятие решений. Из книг: «На крючке» Марти Кеган, «От нуля к единице» Питер Тиль, «Lean Startup» Эрик Рис.

Расскажи о сложностях на пути развития и в работе.

Сложными были несколько вещей. Например, понять, что действительно нужно бизнесу и клиенту, а не зарыться в операционку и микроменеджмент. Поэтому мой совет — делайте то, что принесет максимальную ценность, а не то, что могут сделать за вас другие.

Также сложно не опускать руки, когда результат не достигает ожиданий или выстреливает совсем не так, как вы думали. Такое бывает, и это очень ценный опыт, важно то, что вы с ним сможете сделать.

И то, чему я до сих пор учусь — это умение выделять действительно важное — то, что сейчас нужно клиенту, то, что принесёт оборот, прибыль и клиентскую базу. Почаще задавайте себе вопросы, стоит ли тратить время на фикс того или иного бага? В какой последовательности делать фичи?

Как научиться делегировать? Всегда ли есть ресурсы, чтобы делегировать?

Чтобы научиться грамотно делегировать, важно обращать внимание на несколько факторов.

Первый — правильная расстановка приоритетов и ответы на вопросы: что и зачем делаем. Задача продакта заключается именно в получении ответов на эти вопросы и определении степени важности, последовательности действий по направлениям.

Хорошая приоритизация помогает сфокусировать ресурс на самом ценном, будь то разработка новой фичи, очередное исследование, подготовка гипотез, запил крутого дашборда, исправление злосчастного бага или создание инструкций для клиентского сервиса.

Второй важный момент — это распределение ролей в команде и ответы на вопросы: кто и как сделает. Решения в этой области по возможности пробуйте «отдавать» в команду. Так они смогут почувствовать ответственность за свою работу, увидеть, какую пользу принесли компании и клиентам, повысить уверенность в собственных силах и самостоятельность.

Но не забывайте: все, что происходит с продуктом в конечном счете — ваша ответственность.

Советы и рекомендации новичкам. Как стать успешным, что нужно делать?

  • Общайтесь со всеми, от кого зависит ваша работа: босс (что он от вас ожидает?), заказчики (какие у них есть боли? какие проблемы хотят решить?), команда разработки (какие последние релизы были? какие сложности есть сейчас? какой техдолг?), ну и, конечно, клиенты, которые пользуются вашим продуктом (зачем им ваш продукт? Для чего его используют? чего им не хватает? как еще решают задачи если не с помощью вашего продукта? готовы ли за него заплатить? ксли да, то сколько?). Всегда собирайте обратную связь любым доступным способом: интервью, опросы, данные в аналитике, отчеты по продажам — всё что угодно.
  • Когда это возможно — обязательно используйте данные для принятия продуктовых решений. Нет данных, стройте гипотезы и проверяйте их минимально возможными затратами. Вообще старайтесь каждый день смотреть на основные дашборды продукта.
  • Не бойтесь погрузиться в смежную для себя компетенцию. Погуглите и выучите слова, на которых говорят разработчики. Теперь вы с ними одна команда, вам вместе делать продукт, поэтому максимально важно общаться на одном языке. Не зазорно, например, получить доступ к базам данных и научиться писать несложные SQL-запросы, чтобы снимать первичную аналитику по тому, как зашли новые фичи. А вот учиться писать код — это уже, наверное, лишнее.
  • Не бойтесь говорить нет заказчикам. Иначе ваш бэклог распухнет от задач, которые можно было и не делать, а ценность вашей работы и работы команды будет стремиться к нулю. Важно: говорить нужно аргументированно, с обратной связью заказчикам, ведь они учатся также как и вы.
  • Погружайте в процесс своей работы ключевых заказчиков, узнавайте их истинные проблемы и задачи, которые они хотят решить. Не идите на поводу готовых решений от них — можно сильно ошибиться и потерять время, деньги, клиентов.
  • Поддерживайте свою команду разработки — помогайте, будьте честными, и они отплатят вам тем же. Это правда работает.
  • Научитесь признавать ошибки. Это поможет отпускать тяжелые ситуации, найти союзников и новые решения, которые будут успешнее предыдущих.
  • Старайтесь считывать настроение вашей команды, что их беспокоит, что радует и мотивирует.
  • Представляйте почаще то, как будет развиваться ваш продукт, как изменится поведение клиентов и их потребности, когда вы или конкуренты запустят новые фичи. Это поможет четче выстраивать направления развития продукта.
  • Просите обратную связь. У клиентов, заказчиков, команды, любых стейкхолдеров вашего продукта.

Какие навыки считаешь самыми важными для менеджера продуктов?

  • Коммуникация. Пожалуй, один из самых важных скиллов. От ее качества зависит напрямую, насколько быстро и хорошо вас поймут стейкхолдеры, команда, да по сути все в компании. А также то, как будет развиваться продукт.
  • Умение правильно формулировать гипотезы и критерии их успешности.
  • Умение одинаково хорошо работать как на системном уровне, так и на уровне глубокого погружения в детали продукта и переключаться между ними.
  • Умение говорить заказчикам «нет» я уже упоминал выше.
  • Желание экспериментировать с продуктом и процессами. Не случайно так популярна фраза: «Если вы думаете, что знаете о своем продукте и клиентах всё – подумайте еще раз».
0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда