{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Как управлять карьерными ожиданиями ценных сотрудников?

Запуская наш новый онлайн-курс для карьеристов, HR и нанимающих менеджеров «Навигатор по карьере настоящего и будущего», мы задались вопросами:

  • Почему ценные сотрудники могут покидать компанию?
  • Как и за счет чего можно удерживать «кадры - бриллианты»?

Именно об этом и будет наша статья.

Почему уходят таланты?

Одним из основных мотивов увольнения талантливых сотрудников является отсутствие перспектив карьерного развития – так называемые #стеклянные_потолки .

«Стеклянный потолок» – это невидимый барьер, мешающий человеку или группе людей подняться выше определённого уровня в иерархии организации.

Уходят ценные кадры не потому что реализовали свой потенциал, а потому что других альтернатив для себя в компании не видят.

И часто, не дойдя до момента реальных ограничений в карьерном и профессиональном росте, сотрудники заранее готовят себя к переходу на более высокую должность, но к другим работодателям, в том числе к конкурентам.

Несмотря на кризис на рынке труда, битва за таланты в условиях стремительного прогресса становится сильнее.

Полагаю, не нужно рассказывать сколько стоит для компании цикл подбора, а затем «выращивания» сотрудника в компании до того момента пока посеянные зерна начнут давать урожай.

Есть и другая сторона феномена «стеклянных потолков», когда сотрудник, не имея четких ориентиров для дальнейшего развития, в определенный момент теряет интерес к работе и переходит в «режим энергосбережения».

Как найти WIN-WIN между мотивацией сотрудника расти и потребностями бизнеса в новых ролях, функциях и позициях?

Как HR партнерам и нанимающим менеджерам нивелировать влияние «стеклянных потолков», повысить управляемость карьерных ожиданий, активизировать потенциал сотрудников?

В чем реальная причина?

Давайте разбираться, всегда ли «стеклянные потолки» являются тупиками в карьере и как быть в ситуации ограничений в карьерном росте, особенно если сотрудник является значимым звеном корпоративной системы.

Как показывает практика карьерного консультирования и результаты различных исследований мотивации сотрудников, далеко не всегда «карьеристу», претендующему на следующую ступень иерархии и упирающемуся в стеклянный потолок, нужна вертикальная карьера и статус руководителя.

На одной из консультаций сотрудник поделился со мной, что он просто не видит другого способа, кроме как стать руководителем, чтобы увеличить свое влияние на процессы и итоговый результат в своем направлении.

Можем предположить, что конкретно им движет не желание быть формальным лидером и управлять людьми, и даже не более высокий уровень дохода, а стремление к бОльшей свободе в принятии решений и в действиях.

Резонный вопрос: может ли данный сотрудник реализовать эту потребность в компании, не переходя на следующую ступень в иерархии?

3 главных рекомендации

При встрече с проблемой «стеклянных потолков», ПЕРВОЕ, что имеет смысл сделать непосредственному руководителю и HR партнеру – определить причину=мотив, который преобладает у сотрудника, претендующего на более высокий пост. Затем помочь ему сформулировать истинную карьерную цель, релевантную его мотивам, потенциалу и желаемому образу жизни.

Высокий статус в должности по сей день в нашей культуре является одним из главных триггеров успешности.

Зачастую именно ложные карьерные цели сотрудников, толкающие к карьерным перемещениям, даже если сотрудник внутренне к ним не готов, являются источниками появления «стеклянных потолков».

Итак, наша задача убедиться вместе с сотрудником в том, что карьерная цель принадлежит ему, а не навязана социумом и ближайшим окружением.

Ярким маркером истинности цели является наличие энергии у сотрудника, готовности действовать и преодолевать препятствия, с которыми ему неизбежно предстоит столкнуться при переходе на качественно новый уровень.

ВТОРАЯ рекомендация – проанализировать вместе с сотрудником, насколько высока интенсивность стремления к росту и скорость, с которой должны произойти карьерные изменения.

Существуют общепринятые временные интервалы (например, минимум 2-3 года для перехода на следующую ступень в иерархии), есть особенности системы грейдов в конкретной компании, и есть внутренний таймер у каждого сотрудника.

И ТРЕТИЙ шаг – оценить потенциал сотрудника и соответствие фактического уровня развития компетенций (hard&soft skills) заявленному уровню в профиле должности.

Инструмент развивающих диалогов

Следующие вопросы из эпизода развивающего диалога о карьере руководителя и подчиненного помогут Вам в этом:

- Где и кем ты видишь себя в будущем, в перспективе 3-5 лет (департамент, должность, роль)?

- Каким образом твои ценности и мотивы, сильные стороны будут реализованы при достижении данной цели?

- Сколько у тебя времени? К какому моменту (год, месяц, день) ты хотел бы перейти на новую ступень?

- Обладаешь ли ты всеми необходимыми компетенциями для новой роли или тебе требуется время для формирования или развития до более высокого уровня определенных характеристик?

- Как достижение данной карьерной цели коррелирует с другими жизненными целями, которые есть у тебя: они пересекаются и помогают друг другу, или, наоборот, конфликтуют между собой?

- Есть ли у тебя план, который будет учитывать конкретные шаги, сроки достижения, ресурсы (какие конкретно компетенции развивать, сколько времени, каким способом)?

- Каким образом ты сможешь отслеживать прогресс и корректировать план в ходе изменений внутри системы и себя самого?

- Какая поддержка тебе нужна от меня и/или членов команды?

Может оказаться, что к моменту готовности сотрудника и у бизнеса созреет потребность в новой должности. А для категории талантливых сотрудников практически у любой компании есть потенциальная возможность создать должность «под сотрудника».

В книге «от Хорошего к великому» (Построенные навечно) Дмимм Коллинз приводит примеры, когда лидеры великих компаний сначала подбирали «нужных им в путешествии людей, избавлялись от ненужных, добивались, чтобы нужные люди занимали нужные места, и только затем, иногда уже совместно решали, а куда же они собственно едут».

Как Вам такой подход?

Можно, конечно, продекларировать, мол, у нас тут не Америка, у нас покруче будет!

А что если все-таки в некоторых случаях идти не от штатного расписания, а от потенциала человека и репертуара его роли – к функции, создавая должности под людей, а не обтесывать людей под заданные параметры должности?

Знаю владельцев крупных компаний, которые следуют принципу «сначала «кто», затем «что»», и это помогает им продвигать бренд работодателя и становиться лидерами в своих отраслях и регионах.

В чем выгоды диалогов о карьере?

На мой взгляд, у компаний, которые осознают проблему стеклянных потолков в своей организационной структуре, должны появиться ответы на карьерные «вызовы» сотрудников.

Системная работа предполагает – регулярный мониторинг ситуации, проведение карьерных диалогов, дней карьеры, программ преемственности и других мероприятий, помогающих разобраться в карьерных ожиданиях сотрудников, выявить скрытые резервы, найти альтернативы продвижения в компании. Кроме этого важно использовать модели поддержки карьеристов, чтобы не оставлять их наедине со своими карьерными планами.

Такая совместная работа предполагает непосредственное вовлечение в процесс, а также повышение компетенций карьерного менеджмента непосредственных руководителей.

В качестве выгод, которые получат HR, руководители подразделений и бизнес в целом:

  • снижение текучести ценных кадров,

  • более высокая концентрация сотрудников на задачах бизнеса,
  • повышение самоотдачи сотрудников и лояльности к компании,
  • выявление и активация скрытых резервов сотрудников.

И в заключении

Обсуждать карьеру с сотрудником можно и нужно, даже если у компании нет в конкретном моменте предложений по повышению в должности и бюджета на увеличение заработной платы.

Развивать подчиненных реально и в рамках текущей должности, подключая их к кросс-функциональным проектам, давая возможность лидировать в полезных инициативах, помогая им в продвижении в качестве экспертов.

Уверена, что для компаний, для которых человеческий потенциал – главный ресурс, а непрерывное развитие сотрудников – ценность корпоративной культуры – карьерные диалоги и другие инструменты карьерного менеджмента, помогающие преодолевать карьерные тупики и раскрывать новые горизонты, станут эффективным и экономически обоснованными инструментами.

Авторство статьи принадлежит Самодумовой Екатерине компания AutoBoss #ABRecruiting

0
7 комментариев
Написать комментарий...
Alex Ivanov

Спасибо за статью!
Интересный момент - насколько правильно сотруднику привязываться именно к временным интервалам грейдов текущей компании? Не вернее ли будет привязка к "деньгам в кармане"? К примеру, цель - раз в 2-3 года увеличивать доход в 2 раза, а не идти по грейду одной компании. 

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Свечинская
Автор

Alex, спасибо за комментарии и вопросы. Цели у сотрудника могут быть абсолютно разными и они редко измеряются исключительно деньгами. Карьерные диалоги нацелены на анализ потенциала сотрудника, его ожиданий от дальнейшей карьеры, оценку применимости потенциала к актуальным бизнес-целям компании. И речь, скорее, о качественном профессиональном росте сотрудника. А деньги это следствие).

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

В целом статья про то, как удержать сотрудников, но рекомендации при этом сводятся к тому, чтоб иметь сотруднику мозг и нагружать его дополнительной работой.

Если он уходит, потому что где-то ему предложили должность выше, то эти ваши "Сядь и подумай, достоин ли ты более высокой должности и будешь ли усиленно к этому стремиться со всей энергией" ему нафиг не нужны, он просто уйдёт туда, где уже предложили.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Кристина Свечинская
Автор

Ваши комментарии резонны, если человек хочет уйти - уйдёт, вопрос времени.
Статья про сотрудников, которые находятся на уровне потребностей в самореализации. На этом уровне человеку важны не только деньги. Идея карьерных диалогов в том, чтобы помочь человеку расширить представление о том, как он может развиваться в текущей компании в какой-либо роли, должности, функции. Итак, речь не о борьбе за сотрудника, который уже сделал свой выбор и уходит в другое место, а мониторинге карьерных ожиданий и мотивации сотрудника до того, как человек принял решение.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Денис Пешехонов

"В иерархической системе каждый индивидуум имеет тенденцию подняться до уровня своей некомпетентности" (С) Принцип Питера

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Раскрывать всегда