{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

«Дальше действовать будем мы…» Зачем открывать бизнес в кризис?

Я беседую с Рашитом Калимуллиным, основателем и CEO сервиса нового поколения по доставке еды Dostavkinbot. Компания буквально ворвалась на рынок. За небольшой срок команде разработчиков удалось подключить к системе рестораны и кафе в Уфе, Санкт-Петербурге, Москве, городах СНГ. И все это было сделано на карантине.

Я знаю, что вы стартовали с разработки на платформе Telegram и поэтапно автоматизируете сервис на WhatsApp, Viber, Facebook. Боты – это просто модный тренд или они реально нужны бизнесу? Ведь владелец ресторана может развернуть простой сайт и заниматься только своим продвижением?

– Я считаю, что чат-боты – новое слово в эволюции бизнеса по доставке. Для развития нужны функциональные современные инструменты. Синхронизированная работа наших ботов позволяет оформить заказ через большинство популярных соцсетей, делать бесплатные рассылки, отслеживать заказ в реальном времени. Отдельно выделю большие возможности для детальной аналитики с нашей фишкой - составлением портрета интересов каждого клиента.

Владелец заведения не знает, кто заходит к нему на сайт, а в случае с чат-ботом сразу сохраняется имя человека и его телефон. Можно собирать свою базу клиентов, и в дальнейшем работать с ней. Отстройке от конкурентов такие опции серьезно помогают, в чем мы убеждаемся на опыте наших клиентов.

Приведу пример из нашей практики без упоминания бренда, чтобы не сочли за рекламу. Компания уже несколько лет на рынке и довольно известная в Санкт-Петербурге. По началу не сильно они даже верили в наш продукт, но подключились. В процессе ежедневного анализа мы заметили, что пользователи при заказах в этом заведении чаще выбирают раздел “Наборы”, хотя он стоит не первым в списке и чем-то особенным не выделяется. Мы предложили делать рассылки о новых позициях именно в этом разделе и упор в рекламе делать на этот сегмент. Количество заказов за 3 недели выросло на 25 %.

Затраты на создание и развитие сайта значительно выше: администрирование, контент, продвижение. Мобильное приложение тоже нужно собрать и стоит немало. К тому же сегодня далеко не каждый пользователь хочет скачивать новую программу на свой смартфон. А мессенджерами в обычной жизни мы пользуемся все и часто.

Администрирование бота необременительно, настройки занимают мало времени. Как результат – быстрый старт. Для бизнеса, который зарабатывает деньги, это всегда большой плюс.

Рассылки в системе бесплатны и пользователю приходят как обычное сообщение, а значит и частота прочтения их выше. По статистике люди проводят около 50% экранного времени в мессенджере, и здесь чат-бот является отличным инструментом маркетинга.

Рашит, а если взять сайты-агрегаторы, как пример? Я могу прийти уже в готовый проект, который еще и клиентов приведет.

– Здесь главными становятся вопросы выгоды. Часто комиссия агрегатора лишает прибыли пользователя системы. Ряд известных сайтов берут с каждого заказа 35 %. Рестораторы это отмечали в докризисный период, а сейчас это особенно ощутимо.

Полагаю, что ситуация изменится и агрегаторы хотя бы для постоянных клиентов введут тарифы в диапазоне 10-15% с заказа. Но время, конечно, это займет.

У Dostavkinbot уже сегодня заказы бесплатны, есть только ежемесячная абонентская плата.

Ну, если так все здорово, то почему вся доставка не перешла на ботов? Почему они не захватили всю отрасль?

– Как в любом бизнесе и тут есть нюансы и сложности. Любое новое требует времени. Мне часто приходится слышать, что владельцы заведений питания уже вложились в свой сайт или мобильное приложение, и львиную часть бюджета вкладывают уже в их развитие. Они не готовы пробовать что-то еще. Хотя это не совсем верный подход по моему мнению. Если ты тестируешь какое-то направление, пробуй варианты, отбирай эффективные инструменты, от остального без сожаления отказывайся.

Подключиться к сервису, такому как Dostavkinbot, это дорого?

– Совсем наоборот. Ежемесячная подписка стоит не более двух средних чеков заведения. Получается, оплата стартует с суммы 2990 рублей в месяц. Подписку можно приостановить в любой момент, как и вернуться к нам. Также мы предоставляем бесплатный тестовый период.

Бывает, всем нам приходят мысли типа «что-то надо делать». Рашит, почему решили запускать такой проект сейчас, в это непростое время? Считаете, что это было правильное решение?

– Абсолютно. Для каждого продукта приходит свое время. У нашей команды приличный опыт разработки чат-ботов под разные задачи. В марте стало ясно, что в жизни людей грядут большие изменения. Мы взглянули на рынок и выделили для себя ту нишу, в которой наш продукт способен эффективно помогать в сокращении издержек, увеличивать продажи.

Как показывают прогнозы последних трех месяцев, с самоизоляции “вернутся не все”. Многим людям понравилось работать из дома, а компании поняли, что далеко не всегда необходимо содержать большой офис. Такой фон способствует росту количества заказов еды на дом. Возможно, этот показатель после окончания пандемии будет несколько меньше, чем на ее пике, но все же будет значительно выше докризисных уровней.

Каких результатов вы хотите добиться со своим проектом? Есть конкретные планы?

– За год мы хотим сделать так, чтобы Dostavkin стал доступен во всех популярных мессенджерах. Это для удобства пользователей делаем и для расширения клиентской базы. Условно говоря, заказ еды с одной кнопки на всех мессенджерах страны.

Работаем над улучшением встроенной аналитики для бизнес-клиентов бота, над интеграции бота во многие популярные CRM-системы. Это позволит обратить в нашу веру новых адептов, в том числе и тех, кто собирает заказы только с сайтов сейчас.

Запустились мы чуть более двух месяцев назад и уже смогли подключить рестораны не только в крупных российских городах, но и в странах СНГ. Планируем утроить количество абонентов к концу этого года.

Мы вообще люди открытые. Стараемся делиться пусть пока скромным, но уже успехом. Запущена партнерская программа. Любой может стать партнером, подключать новые кафе и рестораны и зарабатывать вместе с нами.

А сомнения были на этом пути? Как справляетесь? Куда ни глянь, нам предсказывают то обвал рубля, то снижение покупательского спроса, снижение доходов населения…

– Сомнения преследуют каждого. Не знаю человека, который действовал бы без эмоций. Не сомневаешься, когда лежишь на диване и ничего не собираешься делать.

Секретов особых здесь нет. Но вот лично я использую принцип маленьких побед. Сделали сайт – здорово, запустили рекламу – отлично, пришла первая заявка – победа! Сложности так легче преодолевать.

Я стараюсь ставить четкие цели и немного мечтать. Мечта вдохновляет, помогает заряжать команду, идти «через тернии к звездам». Мы в команде все ребята юморные, шутим часто. Это помогает, так легче работается, проще брать барьеры.

Случаются и в рутине веселые моменты?

– Еще как. Мы стараемся отвечать на все вопросы, показывать выгоду клиента от сотрудничества с нами. Но бывает, что люди просто не верят в возможности технологии. Холодные звонки на старте проекта совершали сами, командой. Однажды я звоню в кафе с предложением по автоматизации доставки еды. Первая реакция – ничего не надо. Рассказываю, что в пару кликов можно делать заказы через мессенджер. «Через что?», - переспрашивает абонент. «Мессенджер, где люди могут общаться и обмениваться сообщениями», - отвечаю ему. На что клиент уверенным голосом говорит: «Ага, конечно! До свидания!» и кладет трубку.

Сейчас модно рассказывать о секретах успеха, давать советы… Понимаю, что это не про вас, но все же стоит новичку заходить в такой бизнес?

– На самом деле пробовать стоит всегда, если вы хотите преуспеть. Вопрос в том, какие возможности вы видите и как их используете. И тут важно действовать. Это путь почти всегда без гарантий и да, будет больно. Профитные сделки в жизни всегда сопряжены с риском.

Решения для бизнеса, созданные на базе того же Telegram, имеют большие перспективы роста. Конечно, нужна профессиональная команда, но не менее важны упорство и вера. Победы обязательно будут. Думаю, что нашим проектом, запущенным в кризис мы это подтверждаем.

0
2 комментария
Михаил Филиппов

Интересная мысль, а зачем реально людей заставлять идти на сайты, приложения? Все ж по 90% своего времени в соц сетях сидят...
Любопытно!

Ответить
Развернуть ветку
Роман Карповский

Видел уже не одно решение на рынке по автоматизации доставки через чат-ботов. Это решение в разы выглядит более боеспособным 👍 
Удачи в развитии!

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда