(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93790508, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93790508, 'hit', window.location.href);

На собеседовании: как готовиться и какие вопросы задавать, если вы соискатель

Редакция блога Selectel узнала у директоров по маркетингу и HR разных компаний, на что они обращают внимание, собеседуя будущих сотрудников в департамент маркетинга, и какие вопросы ждут от соискателя.

Содержание

Самый главный совет: относитесь к собеседованию как к дружественным переговорам. Помните, что это не перекрестный допрос и не дебаты, придерживайтесь мягкой тактики общения, будьте открыты. Бояться задавать вопросы не стоит. Но важно понимать, как их формулировать, и при необходимости объяснять причину того или иного вопроса. Обязательно изучите, в какой отрасли работает потенциальный работодатель, и стройте диалог, исходя из полученных данных.

Предварительное исследование: бизнес, маркетинг и люди

Бизнес

Вы будете чувствовать себя увереннее, если перед собеседованием изучите всю возможную информацию о компании. Постарайтесь определить, на чем конкретно она зарабатывает, как строится бизнес-модель. Вы можете применить формат «тайного покупателя», пообщаться с технической поддержкой, задать вопросы как потенциальный клиент.

Это позволит вам составить полное мнение о компании, которым можно поделиться на собеседовании. Расскажите о своем поиске, опишите ход мыслей, спросите мнение работодателя, согласен ли он с вашими выводами. В таком диалоге вы сможете получить ценную информацию о приоритетных задачах компании и сверите вашу картину мира с реальной обстановкой бизнеса.

Маркетинг

Попытайтесь узнать до собеседования, как именно построен маркетинг в интересующей вас компании. Какие победы и поражения на счету профильного отдела. Если информации в интернете немного, смело задавайте соответствующие вопросы на собеседовании. Проявляйте живой интерес, не задавайте вопросы «для галочки». Старайтесь формулировать вопросы так, чтобы у работодателя оставалась альтернатива, отвечать на них или нет.

Включайте эмпатию: если вы видите, что вопрос не работает на вас (собеседник спорно реагирует, «закрывается», отвечает обтекаемо), смените стратегию. Можно извиниться за вопрос и объяснить, почему вы задали именно его.

Ваша цель: узнать, какие задачи ставит перед собой отдел маркетинга, какие надежды возлагает на него руководство компании. Без этой информации вам будет сложно сориентироваться, справитесь ли вы с работой на новой позиции или нет.

Еще один важный момент — понять, кто и как будет оценивать вашу работу. Существуют ли метрики, за которые отвечаете только вы, и каково их влияние на развитие бизнеса.

Люди

Сложно найти человека, которому абсолютно все равно, в каком коллективе ему предстоит работать. Постарайтесь узнать, с кем вы будете взаимодействовать большую часть времени прямо на собеседовании. Руководитель может дать общую характеристику атмосферы в команде или описать интересы каждого сотрудника.

Тут, как и ко всем другим рекомендациям в тексте, уместно дополнение: пытайтесь органично вплетать вопросы в ход собеседования. Если будете задавать их «по списку», рискуете оставить негативное впечатление о себе. Важно соблюдать меру.

Расскажите про KPI.

Selectel

Что поможет лучше ориентироваться на собеседовании

Стоит найти и прочитать публикации о компании в СМИ. Например, в интервью топ-менеджеров и экспертов компании могут быть обозначены важные векторы развития организации, позволяющие понять, какие у нее стратегические цели, какие задачи ставят перед собой сотрудники в следующем году, что компания считает важным, на чем делает акцент.

Попробуйте также узнать о бэкграунде будущего руководителя: какое у него образование, какие должности занимал ранее, какие задачи выполнял. Если раньше занимался лидогенерацией и аналитикой, окончил техническую специальность, то в его глазах ценность будут иметь данные, четкие результаты, подкрепленные показателями метрик. Если у начальника «контентное» прошлое, вполне возможно, что он будет обращать внимание на ваши тексты, умение излагать мысли, навыки сторителлинга и так далее.

Дополнительная информация поможет сделать набросок личностного портрета потенциального руководителя. Может, вас объединяет любовь к какому-то автору или блогеру? Упомяните об этом вскользь на интервью — получите плюс в карму.

Какие вопросы задавать

«Вопросы, которые задают на собеседовании» — WordStat показал, что таких поисковых запросов только в апреле набралось более 28 млн. И информации много. Хоть скачивай список из 100 вопросов и готовься к собеседованию, как к госэкзамену. Интересно, что запрос «какие вопросы задавать на собеседовании» гораздо менее популярный — им задаются в среднем от 8 до 10 тысяч пользователей поисковых систем. Но, если вы хотите получить лучшую работу мечты, и если вы хотите работать с людьми, с которыми вам будет приятно иметь дело, задавать правильные вопросы — очень важно.

Выделим несколько причин, почему это так:

  • Вы покажете свою заинтересованность в должности, дадите работодателю понять, что осознанно подходите к выбору места работы и нацелены именно на эту вакансию;

  • Сможете наладить диалог с руководителем, лучше узнать его в беседе;

  • У вас будет больше информации, чтобы понять, подходите ли вы на должность, а она — вам, до официального оффера.

Аурика Виларди, директор по маркетингу Selectel

Вопрос, который кажется мне наиболее уместным на собеседовании, касается ожидаемых результатов работы. Причем речь не только о ваших персональных KPI, но и KPI всей команды отдела маркетинга. За какие именно показатели отвечаете вы — это важно знать на старте. Всегда хороший вариант — узнать о возможностях развития в компании, об обучении. Мы в Selectel горячо приветствуем тягу сотрудников к новым знаниям и придерживаемся концепции lifelong learning (с англ. — «непрерывное обучение»).

Виктория Шульце, директор по координации и трафику, директор по персоналу в DDB Russia

Одно из основных условий для успешного прохождения интервью — это искренняя заинтересованность в работе именно на этой должности и в этой компании. Если ее нет, а кандидату просто нужна работа или деньги, это чувствуется независимо от того, какие вопросы задает соискатель.

Перед собеседованием важно проанализировать требования к кандидату, поставить себя на место руководителя и честно ответить себе на вопрос: почему он должен выбрать именно вас? Если вы понимаете, какую ценность представляете для выбранной компании, идите на интервью и помните, что не только работодатель выбирает сотрудника, но и кандидат выбирает компанию. Поэтому спрашивайте то, что вам на самом деле важно. Искренне интересуйтесь корпоративной культурой компании, перспективами профессионального роста, будьте естественны и открыты.

И главное — не опускайте руки, если вам отказали в работе. Попросите дать вам обратную связь, проанализируйте прошедшее интервью и ответьте себе на вопрос: что в следующий раз вы сделаете по-другому.

Ольга Маталыцкая, директор управления рекламы, PR и брендинга Группы ЦДС

На собеседовании всегда выиграет тот, кто поставит на первое место оценку своей пользы для компании. Большинство разочарований (и работодателя, и сотрудника) связаны с несоответствием ожиданиям, поэтому постарайтесь на старте понять, чего ожидают от вас на этой должности. Задайте вопрос: чего вы от меня ждете на этой позиции — в профессиональном плане, в плане soft skills? Честный ответ работодателя позволит вам понять, подходите ли вы на должность и подходит ли она вам.

Постарайтесь не задавать или оставьте на конец собеседования вопросы корпоративного комфорта: во сколько обед, как часто можно брать отпуск, какие потенциальные льготы предлагает компания. Если соискатель задается только такими вопросами, я решу, что он больше думает о том, что сможет взять от компании, а не о том, что он сможет ей дать.

Анна Бездудняя, управляющий директор MediaLink

Мы верим в команды, объединенные общими ценностями. Поэтому мне важно в вопросах соискателя обнаружить значимые для него ценности и его мотивацию к работе в компании. Если вы не нашли историю создания компании в интернете, можете спросить об этом на собеседовании. При каких обстоятельствах она была создана и кем? Попросите рассказать о корпоративной культуре, ценностях организации, о принципах отношений в коллективе на горизонтальном уровне и в иерархии. Может, у компании есть этический кодекс? Существует ли практика «открытых дверей» к топ-менеджменту, когда сотрудник может обратится напрямую не только к своему линейному руководителю, но и к самому главному боссу? В целом, будет нелишним показать, что вы готовы максимально интегрироваться в культуру компании. Важный вопрос: какие маршруты повышения квалификации на моей позиции мне доступны или даже обязательны?

Елена Бурилова, руководитель отдела маркетинга Euroinvest Development

Существует категория соискателей, которые не обладают некоторыми навыками, но убеждают, что готовы попробовать. Но дело в том, что пробовать не готова я, мне необходимо, чтобы человек мог решить поставленные перед ним задачи. Попробуйте подать нехватку ряда навыков по-другому. В моей практике один соискатель признался, что не обладает необходимыми компетенциями, но сказал, что ему нужно два дня, чтобы подготовиться и успешно пройти собеседование во второй раз. Я воспринимаю это как конкретное действие, намерение и желание показать свои способности на практике. Конечно, такой подход подкупает, ведь человек не просит подстроиться под него, а сам готов заполнить свои профессиональные пробелы. В этом кейсе кандидат успешно прошел собеседование и получил работу.

Константин Хомченко, CEO маркетингового агентства Chili Marketing

На собеседовании мне важно услышать от соискателя вопросы о том, какими ценностями движим коллектив, как принимаются решения в команде. Есть понятные требования к уровню владения профессиональными навыками, но важны и человеческие качества кандидата. В этом плане у нас жестко: если человек не разделяет наши ценности, мы точно не сработаемся.

Хороший вопрос от соискателя — от чего зависит уровень зарплаты и как он может на него влиять. Вопрос достаточно прямой и позволяет не «танцевать» друг перед другом, а говорить по делу. Понимание, что на зарплату можно влиять трудом — очень полезное качество. Здорово, если кандидат интересуется планами компании — это говорит о том, что человек рассматривает рабочее место на долгий срок.

Тот самый вопрос

Один из самых неудобных для многих вопросов на собеседовании — про зарплату. В какой момент собеседования его лучше задавать, чтобы не показаться нетактичным? Что делать, если собеседование подходит к концу, а вопрос об интересующей вас оплате труда так и не прозвучал?

Анастасия Светличная, руководитель отдела персонала Selectel

Обычно работодатель сам задает вопрос с открытой формулировкой, так что нужно быть готовым назвать подходящую вам сумму. При определении таковой оцените ежемесячные траты (платы по ипотеке или за аренду жилья), диапазон ЗП в описании вакансии (если была указана) и уровень ваших компетенций по отношению к требуемым.

Если вопрос так и не поступил, не стесняйтесь задать его сами. На мой взгляд, лучше оставить его на конец собеседования, когда вы уже сможете оценить, действительно ли вам интересны задачи и справитесь ли вы с ними. Что касается формулировки, используйте нейтральную фразу: «Расскажите, пожалуйста, о предполагаемой сумме заработной платы на этой позиции и о схеме премирования, если она есть». Такой вопрос точно никого не смутит.

Какие вопросы лучше не задавать

Здесь, безусловно, стоит ориентироваться на общеизвестные метрики адекватности. Поэтому опустим перечисление очевидно неуместных и нетолерантных вопросов. Остановимся на тех, что кажутся безобидными на первый взгляд.

«Ну, как все прошло?» Постарайтесь воздержаться от получения фидбэка во время собеседования. Вопрос может показать неуверенность в том, что вы подходите на эту вакансию. Если необходима оценка собеседования, обратитесь с этим вопросом к рекрутеру спустя некоторое время (желательно после принятия положительного или отрицательного решения по вашей кандидатуре).

«Я вам подхожу?» Такое решение чаще всего принимается после собеседования. Коллеги не смогут вынести его без обсуждения. Лучше проявите терпение. Ведь ответ «нам нужно подумать» едва ли вас успокоит.

«Сколько я буду зарабатывать?» (в начале собеседования). Сразу спрашивать про ЗП и бонусы — плохая практика. Вы еще не оценили свои задачи, а потенциальный работодатель — вас. Отложите вопрос на конец интервью.

«А чем ваша компания занимается?» Лучше заранее узнать ответ в интернете или у рекрутера. Во-первых, такой вопрос выдаст в вас человека, который не интересовался потенциальным местом работы. Во-вторых, вы рискуете зря потратить время на собеседование на неподходящую вакансию.

«Как скоро можно перейти в другой отдел/на другой проект?» Этот вопрос заставит задуматься работодателя, действительно ли вы заинтересованы в работе на выбранной позиции. Или же для вас это проходной сценарий, точка входа в компанию. Естественно, при принятии решения выбор будет сделан в пользу более мотивированного человека.

Видео с Дней карьеры Selectel, которое подсказало нам тему материала:

Selectel Career Days. Будни маркетологов, HR и аналитиков

Понравился материал?

Подписывайтесь и следите за обновлениями блога Selectel.

Хотите работать в IT?

Читать далее:

19 советов для соискателей и новичков — рекомендации для начинающих в IT

Как войти в профессию UX-дизайнера — все о профессии проектировщика интерфейсов


0
27 комментариев
Написать комментарий...
Евгений Широков

Вряд ли поможет и очень спорно.
Я пробовал как-то задать вопросы.
Получил вопрос:
- Что, охуел? кто здесь вопросы задаёт, я или ты?
Перл принадлежит маркетологам компании канцлер в Воронеже.

А в основном, hr которые встречались, смотрит на тебя как на умалишенного и спрашивая:
- Вы тут ещё не работаете, и вас такая информация интересует?

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini

Так это самые лучшие ответы) Сразу всё понятно о компании становится

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Но кому-то и там надо работать, правда? Особенно когда очередь из работодателей не стоит.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Евгений, очень жаль, что у вас случился такой опыт собеседований. Все эксперты, с которыми мы общались, подчеркнули, что хотят получать вопросы от соискателей. Так они оценивают заинтересованность кандидата в работе. Возможно, действительно, корень проблемы — в уровне компаний и культуре рекрутинга.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Константинов

Когда проходил собеседования и доставал свой список, hr'ы наоборот начинали радоваться, что соискателю не пофиг и у него есть свои вопросы.
Думаю вам просто не везло. Но как уже писали выше, ответы формата "ты ничего не попутал? Ито я ЭЙЧАР и задаю тут вопросы!" тоже о многом говорят)

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Kopylova

Удивлена, что "вопросы корпоративного комфорта", о которых честно упомянула одна из экспертов, не включили в итоговый список того, о чём лучше не спрашивать. Из моего скромного опыта, эти вопросы реально из самых нелюбимых и вгоняют в ступор и даже порою в приступы агрессии. Про зп, функционал, команду можно пытать сколько угодно и почти всегда найдёшь общий язык. Но стоит спросить про "бытовые условия" - вот прям рукалицо.

Может, это тысячу раз непрофессионально, но да, мне важно знать, в каких условиях я буду работать. А то проходишь 5 этапов собеседований, соглашаешься на пафосный дресс-код, контроль по чипам, а потом тебя сажают в кабинетик 3х3, где сидят ещё 10 человек, окно не открыть (нам дует), кондей не включить (мы заболеем), ещё и обедают в том же кабинете, потому что кухня уже 3 года ремонтируется. Ну нафиг. Если это фулл-тайм в офисе, а не пару раз в месяц приезжать на планёрки, то вопрос условий работы принципиальный. Кто-то не любит работать в опен-офисах, у кого-то жёсткая диета, а в компании только общая столовка с неподходящим меню, ну и т.д., люди разные. И хорошо, если кандидат интересуется этим на берегу, а не получает неприятный сюрприз в первый рабочий день.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Мы не вынесли «вопросы комфорта» в стоп-лист как раз потому, что в Selectel, например, к ним относятся с пониманием. Мы многое делаем для удобства наших сотрудников и только рады об этом рассказать :) Но сложно не согласиться с экспертом, что такие вопросы лучше оставить на конец собеседования, когда другие важные вопросы уже обговорены. 

Ответить
Развернуть ветку
Tanya Kopylova

ну тут согласна. Понятно, что сначала обсуждаются ключевые моменты. И если по ним мы друг другу не подходим, то дальше мне уже фиолетово, в каком офисе у них сотрудники сидят))

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly

Не брать на работу человека из-за отсутствия навыка, который можно усвоить за 2 дня, это такой лол ))) Любят щеки надувать некоторые люди )))

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Уж да, самый фееричный момент статьи.

Ответить
Развернуть ветку
Павел Яковлев

Да, пожалуй, это все больше применимо для больших компаний. Или для Москвы, Питера. Чаще именно там получал адекватную реакцию на такие вопросы. Но чем глубже в Россию, тем хуже реакция на такие проявления интереса.

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Речь не про реакцию, а про отсутствие оффера после собеса
На собесе агриться могут уже совсем полные имбецилы

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Stroev

— Чем вам помочь?
— Чем ВАМ помочь?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Аболенина

То ли лето настало, то ли лыжи не едут.
А на какую профессию мы собеседуемся, если должны изучать маркетинг? Может я из другого времени или вселенной, или не увидела наименование должности, но считаю, что человек должен быть, в первую очередь, профессионалом в своём деле. Да, тяжело работать с занудой или опоздуном, но если он полностью и четко выполняет свою работу, принося прибыль компании, то ..... А в современном обществе, к сожалению, тренд личных качеств. На рабочем месте останется тот, с кем можно облить грязью остальных. А эксперта и профессионала, который постоянно говорит о проблемах, просто попросят на выход.
Личные качества проще увидеть и протестировать, чем профессиональные. Вот и занимаются кадровики тем, что проще.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Александра, здравствуйте! Текст задумывался в первую очередь для специалистов, которых интересует карьера в маркетинге, но соответствующее предложение ускользнуло при правке. Внесли соответствующее уточнение в лид. Спасибо, что обратили внимание!

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Ну как бы так-то KPI содержат коммерческую тайну обычно

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Князькова

Если KPI какого-то работника, да даже подразделения (не путать с общей стратегией компании) - тайна тайн, которую даже примерно не готовы описать. Или хотя бы обрисовать ожидания, методику определения, то это такой же звонок, как и у человека, который выше описал реакцию на вопрос на собеседовании. Не так грубо, конечно. Но параноидальное засекречивание всего и всех - так себе показатель. Особенно если контора, простите, уток резиновых изготавливает )))

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

А зачем конторе с резиновыми утками отдел маркетинга? о_О

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Князькова

Утрирую, конечно ) Но много ли на рынке компаний, которые действительно, а не в своем больном воображении готовят суперсложный инновационный технологический прорыв, что даже не могут заикнуться о деталях своей работы соискателю. Ставлю всех своих уток на то, что тех, что с больным воображением, куда больше.

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов

Соглашусь.

Ответить
Развернуть ветку
Invictus Domini

Даниил, а Вы много рекламы резиновых уток видели в последнее время? Очевидно же, что им нужно более активное продвижение

Ответить
Развернуть ветку
Данила Орлов
Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вот они и наняли навального....

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Конкретные цифры, возможно, да. Но ведь всегда можно попросить очертить KPI более обтекаемо. 

Ответить
Развернуть ветку
Vl Al

"Сразу спрашивать про ЗП и бонусы — плохая практика. " - А че сиськи мять? Типа, за время собеса зарплатный фонд поменялся.

Ответить
Развернуть ветку
Selectel
Автор

Давайте представим, что в вакансии указана вилка ЗП от 60 до 100 тыс. Разброс большой, но такое бывает. Как работодателю, так и соискателю будет легче понять, на какую сумму может рассчитывать кандидат, когда они лучше узнают друг друга. 

Ответить
Развернуть ветку
Никита Пыльников

Мы же о РФ говорим? И если указана вилка за от 60, то и работник будет получать 60 )

Ответить
Развернуть ветку
24 комментария
Раскрывать всегда