Ищем разработчика, который без ума от JavaScript и клёвых анимаций
Карьера
Юля Зайчикова
511

Почему копирайтеры нищие?

На этот текст меня вдохновила недавняя статья на vc про заработки фрилансеров, а также некоторые комментаторы, которые сильно сомневаются, что на коммерческом писательстве можно заработать что-то ощутимое. Я бы могла поспорить что с одним, что со вторым, но хочу рассмотреть проблему поглубже: действительно ли ставки в копирайтинге такие низкие? Если да, то кто в этом виноват и что делать?

В закладки

Но сначала немного о себе: я журналист и контентщик с опытом 6 лет. Сотрудничаю с журналами, диджитал-агентствами, частными клиентами-бизнесменами, веду свои небольшие блоги, один из них монетизирован. Нет, я не мамкина миллионерша, но одновременно с этим я никогда не работала за низкие гонорары. Скажем так, сопрягая журналистику и копирайтинг, я зарабатываю намного больше, чем могла бы получать в среднестатистической редакции журнала будучи обычным журналистом в штате.

При этом я согласна, что проблемы с гонорарами в копирайтерской сфере присутствуют. И в этой статье я попробую объяснить свой взгляд на причины.

Дисклеймер: у копирайтинга есть две стороны — нищая и денежная, — и в этой статье я рассматриваю исключительно первую. Не принимайте мой текст за доказательство абсолютного тлена на рынке копирайтеров: на коммерческом писательстве можно хорошо зарабатывать, но далеко не все умеют и хотят уметь это делать. Здесь я рассмотрю ситуацию с одного бока, а в следующей статье отдельно расскажу про денежную сторону копирайтинга. Надеюсь, это предупреждение остановит тех, кто с разгона начнет бомбить мою статью комментами в духе «это всё ниправда, вы врёти, копирайтеры могут быть миллионерами».

Могут, но сейчас не об этом.

Так почему бытует мнение, что многие текстописцы нищие? Я могу с ходу написать с десяток причин, но все они, как по мне, исходят от одной:


низкий порог входа в профессию


Чтобы делать сайты, нужно шарить в коде, чтобы создавать иллюстрации, надо учиться рисовать, а чтобы писать — «нужно просто уметь складывать слова в предложения». Для этого нет необходимости покупать оборудование, программы для работы, даже дополнительно обучаться не всегда нужно — в школе сочинения писал? писал. ноутбук дома есть? есть. Можно всего-то купить книжку Ильяхова, почитать блоги копирайтеров, зарегистрироваться на бирже и короновать себя писателем. Профит.

Объявление на vc.ru Отключить рекламу

Именно так думают многие мамы в декрете, школьники, люди, которые уже имеют профессию, но не прочь найти халтурку и добавить к своей зп 10-15к в месяц. Мамы в декрете, которые выросли в успешных и нормально оплачиваемых профи — не обижайтесь на моё обобщение. Я не буду спорить, что некоторые из представителей данных групп действительно могут стать хорошими спецами, но давайте по-честному: очень часто с приходом в профессию такими людьми движет желание просто немножко заработать, не напрягаясь, не обучаясь, не вникая, без особых вложений. Меньшинство вырастает из этого, большинство остаётся на том же уровне.

И чудесным образом это «большинство» начинает если не заправлять рынком, то немного им вертеть.

А потом мы вопрошаем: откуда демпинг? откуда на рынке фрилансеров-контентщиков столько неадекватных исполнителей, нарушающих сроки и не умеющих в нормальную коммуникацию? одновременно с этим, откуда такие неоправданно высокие ценники за текст от «спецов», которые в одном слове могут сделать две с половиной ошибки?

Демпинг цветёт, потому что 50₽/1000знаков (далее по тексту — n₽/кило) — это для нас что-то странное и нездоровое, а для мамы в декрете это дополнительные 5-7к рублей в месяц. И понятное дело, если такие расценки слишком часто мелькают на рынке, то некоторые клиенты (особенно мелкий бизнес) к ним совершенно закономерно привыкают. Но самое страшное, что и качество таких текстов непредсказуемое: это может быть как бессвязное месиво слов с ошибками, а может быть даже что-то более-менее адекватное (да-да, я видела такие примеры своими глазами). И тут у клиентов может сработать ошибка выжившего: раз кто-то кому-то написал за 50₽/кило и это было удовлетворительно, то вполне вероятно, что так будет всегда. И нищенская ставка на бирже становится неким подобием нормы.

Самое смешное, что на ставку уже (условно) в 100₽/кило клиент может выкатить требования, чтобы копирайтер являлся журналистом в третьем поколении, а текст был «вкусным, свежим, полезным, продавал, обучал, целовал, на дуде играл». Ставка в 100₽ далека от серьёзной, но что вы этому заказчику сделаете? Последствия демпинга.

Конкуренция на биржах бешеная. Причём часто решает не соотношение цена/качество, а скорость реагирования и рейтинг. У меня за спиной журфак, многолетний опыт в текстах, большое и разноплановое портфолио, но если я приду на биржу и попытаюсь там что-то заработать, то, скорее всего, потерплю фиаско. У меня нулевой рейтинг на бирже, нет возможности сутками отслеживать заказы, а мой профессиональный анамнез там особо никого не интересует — дальнейшие выводы можете сделать сами.

Такие доморощенные текстописцы часто оказываются не способными на адекватную коммуникацию и сотрудничество, потому что для них копирайтинг — это слова в предложения соединять, и всё. Запросить внятное ТЗ? спланировать свою работу на фрилансе так, чтобы сроки были соблюдены? уметь общаться, слушать, слышать, решать спорные вопросы? продвигаться и искать клиентов? Ладно, если они просто этого не умеют в силу опыта, но они и учиться этому, часто, не хотят. *И так сойдёт*, зачем эти лишние движения, если они просто пришли немножко заработать деняк? Результат предсказуем: такие копирайтеры быстро лишаются заказчиков, сидят без проектов и исправляют ситуацию с мёртвыми сезонами ещё большим демпингом. Страшнее всего, что они просто не знают, как действовать иначе, и выбирают путь наименьшего сопротивления.

Опять же, «такие» копирайтеры не умеют в адекватное ценообразование: их этому никто не учил, разбираться они в этом особо не хотят. В лучшем случае они вяленько изучат рынок, в худшем — будут брать удобную цену из головы. Отсюда и растут ноги как душераздирающих донных ставок, так и неоправданно высоких за текст сомнительного качества. И здесь я даже начинаю понимать клиентов: разок обжёгшись на «дорогом» копирайтере, который сдал плохой неграмотный текст, хочется уйти к дешёвым, ибо жаба душит и «чтоб я ещё раз…». В своём телеграм-блоге о фрилансе я как-то мельком затронула тему ценообразования, рассказала, из каких компонентов складывается стоимость моей работы, а также почему я не делаю скидки — и получила много обратной связи. Оказалось, что нехилое количество читающих меня копирайтеров, которые в профессии не первый год, никогда об этом даже не задумывались, и всё это время брали цены из головы.

Возможно, я немного сумбурно описала ситуацию, но надеюсь, что общая картина ясна.

В серьёзном копирайтинге можно зарабатывать, если и подходить к этому серьёзно, а не ради условных пары сотен баксов в месяц. Да, порой даже слегка обидно, что профессия «коммерческий писатель» прочно уравнивается с низкими доходами. Хочется начать выворачивать трусы наизнанку, кидать скрины вакансий с хорошими гонорарами, выкатывать ставки успешных коллег, но с другой стороны я прекрасно понимаю, откуда растут ноги и почему так прочно закрепилось мнение о копирайтинге как о нищей сфере.

Это всё хорошо, но что с этим делать, как зарабатывать на копирайтинге нормально? Обещаю разродиться статьёй на этот счёт в ближайшее время, а пока — вот вам мои краткие выводы:

Копирайтеры будут считаться нищими до тех пор, пока не вырастет порог входа в профессию. Пока на копирайтинг не перестанут смотреть, как на халтурку, чтоб немножко заработать в дополнение к окладу или к декретным.

Дело не столько в низких ставках, сколько в нежелании копирайтеров свои ставки повышать, углубляясь в сферу, выходя из любительского уровня на профессиональный.

Богатые копирайтеры — существуют, но бедных больше. К сожалению.

Если есть, что добавить, то жду вас в комментариях.

{ "author_name": "Юля Зайчикова", "author_type": "self", "tags": ["\u0444\u0440\u0438\u043b\u0430\u043d\u0441","\u0443\u0434\u0430\u043b\u0435\u043d\u043d\u0430\u044f_\u0440\u0430\u0431\u043e\u0442\u0430","\u043a\u043e\u043f\u0438\u0440\u0430\u0439\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043a\u043e\u043f\u0438\u0440\u0430\u0439\u0442\u0435\u0440","\u043a\u0430\u0440\u044c\u0435\u0440\u0430"], "comments": 12, "likes": 1, "favorites": 13, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 145355, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Mon, 27 Jul 2020 13:40:41 +0300", "is_special": false }
Объявление на vc.ru Отключить рекламу
Маркетинг
Защита деловой репутации компании в интернете
Защита деловой репутации, в первую очередь, предполагает под собой работу по созданию и укреплению этой самой…
0
12 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
1

Интересная статья, мне понравилась. Соглашусь с основными выводами, что копирайтинг нищ, пока на него смотрят как на подработку. Но здесь вопрос спорный - зная, о том, что порог входа в профессию низкий по оплате, иначе как на подработку, на это смотреть и не будут. Только если потом, когда появился опыт, клиенты и первый заказ по адекватной цене.

Ответить
1

Копирайтеры будут считаться нищими до тех пор, пока не вырастет порог входа в профессию.

Этот порог и не вырастет, ведь вы сами написали - ноутбук и пару классов образования достаточно. Спрос на тупое наполнение для считывания поисковиками будет тем же до прихода нормально генерящего тексты ИИ, но с русским языком это не так просто.

Пока на копирайтинг не перестанут смотреть, как на халтурку

То, что именно так и смотрят - это следствие рынка, а не причина его устройства.

как зарабатывать на копирайтинге нормально? Обещаю разродиться статьёй 

А вам то это зачем?) Конкурентов себе создавать?) Пускай себе сидят на здоровье, назовите себя "креативный редактор" или ещё как-нибудь, если хочется чувствовать "гордость" за дело.

Ну и да, президентам крутых компаний, когда спич пишут, счёт не выставляют в виде "за 1000 символов без пробелов" :)

Ответить
0

Соглашусь, в нормальном копирайтинге давно по знакам не считают. Но в контексте бирж до сих пор все ставки исключительно за кило. Насчёт конкурентов — тут каждому клиенту свой копирайтер, я не особо за это волнуюсь, скорее просто "за державу обидно") В какие паблики не зайди, сами копирайтеры ноют о том, какие же низкие расценки и какая мерзкая и неблагодарная у них работа. Хочется хоть как-то открыть им глаза на другое коммерческое писательство, адекватное, но такие статьи - это, конечно, капля в море

Ответить
1

слишком скучный текст

Ответить
1

Взгляните на ситуацию ещё и под другим углом.
У хорошего копирайтера всегда есть работа. Его рекомендуют, порой ему приходиться отказывать.
У нищего копирайтера кто клиент? Обычно это посредник. Я говорю не о редакторе, сео специалисте или менеджере, а о втором, третьем или четвёртым посреднике. Так вот они ищут как раз нищих копирайтеров.
По-моему каждый остался при своём.
Вывод: Кто хочет - тот хорошо заработает.

Ответить
0

Говорят, что писать должен быть голодным, а копирайтер, видимо, нищим...

Ответить
0

Писатель/художник приходит в свою сферу далеко не за деньгами) Поэтому здесь ещё более-менее оправдана такая гипотеза. А вот копирайтер приходит как раз-таки заработать, но тут замкнутый круг: ставка низкая - денег хочется больше - берешь больше заказов - штампуешь тексты низкого качества, потому что времени мало - не имеешь возможности развиваться - ставка остается низкой, а денег хочется больше...

Ответить
1

порочный круг копирайтера получается

Ответить
0

"Копирайтеры будут считаться нищими до тех пор, пока не вырастет порог входа в профессию. Пока на копирайтинг не перестанут смотреть, как на халтурку, чтоб немножко заработать в дополнение к окладу или к декретным."
т.е. всегда?

Ответить
0

:)) не исключаю, к сожалению. Но всё равно надеюсь, что рынок поменяется

Ответить
1

Рынок это объективная реальность, он поменяется, только если изменятся условия. Например, из фантастического - у всех россиян появится базовый доход.

Ответить

Комментарии

null