10 причин, по которым пора уволить вашего эйчара
За последнюю неделю пара человек сказали мне, что HR-ы, они как риелторы при аренде недвижимости, – ненужная прослойка, которая не может ответить ни на один вопрос, не даёт поговорить с собственником, а если после заключения договора возникают какие-то проблемы — с них спроса нет.
Их функция заканчивается ровно на подборе сотрудников (о качестве я молчу). И тут я стала вспоминать отзывы моих знакомых, кандидатов, истории из интернетиков про взаимодействие с эйчарами. Всё сильно печально.
Проблема в том, что ваша HR-служба — лицо вашей компании, она подбирает, адаптирует и обучает вашу команду. А ещё это пульс и эмоции вашей команды. Если в списке ниже вы найдете минимум 3 пункта, которые соответствуют реальности в отделе персонала — срочно сделайте с этим что-нибудь.
1. Не знает целей вашего бизнеса
Вы планируете выходить в регионы, хотите оптимизировать расходы или запускаете новый продукт? Пофиг, ваш эйчар тупо набирает вам людей, а для каких целей и что их будет ждать дальше — не его проблемы. Тут у меня всё.
2. Размещает вакансии на hh и ждёт
Это такая тупость, что у меня просто срывает голову, если я слышу очередную жалобу «я разместил вакансию на hh и еще двух рабочих сайтах, но кандидатов нет». Такого эйчара я просто хочу попросить самоудалиться из профессии и больше никогда в нее не возвращаться.
Компания из-за такого умника получает следующее:
- Незакрытые месяцами (иногда годами) вакансии.
- Нехватку персонала, если речь идёт о массовом подборе.
- Слив бюджета на помойку. Во-первых, часть вакансий можно закрывать вообще с нулевым бюджетом. Во-вторых, на таких сайтах куча нерелевантных откликов, и эйчар тратит своё рабочее, оплачиваемое вами время на то, чтобы их разгрести. Кстати, очень удобно создавать видимость занятости.
- Некачественные кадры. Есть ряд специалистов, которые не успевают выйти на рынок после увольнения: у них уже есть несколько предложений по работе от других компаний. А еще иногда сотрудников приходиться хантить — если вам вдруг нужен кто-то сильно уникальный и замечательный.
3. Нет единого бизнес-процесса «подбор — адаптация — обучение — мотивация — выход»
Вы принимаете людей на работу, а они сваливают от вас через неделю-другую, вакансии вечно открыты и бешеная текучка. Знакомо?
Нет никаких показателей и аналитики по каждому этапу, всё через пень-колоду: наняли, например, продажника. Вышел он в свой первый рабочий день, а ему говорят: вот твой стол, а это — стул. Работай. К тебе чуть попозже подойдет руководитель и расскажет, что нужно делать.
Проходит, день, второй, неделя — руководителя так и нет. «Ну и хрен с вами» — думает продажник, и на следующий день не приходит на вашу замечательную работу и не берёт трубку.
Эйчар томно вздыхает, что опять искать людей, а собственник выкладывает из своего кармана бабки на подбор, зарплату новичкам, которые не принесли никакой пользы в компанию. Замкнутый круг. Остальные бонусы даже перечислять не буду.
4. Не планирует и не ведёт бюджет
Преступление, за которое нужно отправлять в ад. У HR-подразделения должны быть их HR-планы, анализ рынка и, конечно, они должны уметь считать деньги. Если на хэдхантере стоит закрыть вакансию 4000 рублей, а при помощи таргетированной рекламы — 500, казалось, выбор очевиден. Но нет. С таргетированной рекламой нужно попыхтеть.
5. Не даёт обратную связь кандидатам
«Спасибо, я вам перезвоню» — вот что убивает ваш HR-бренд и репутацию корневого бренда вместе.
Компания тратит время и деньги на подбор, соискатели — на изучение вакансии, подготовку к собеседованию и личную встречу с вами. Но эйчар почему-то считает, что имеет право не давать никакой обратной связи и уходит в закат, нарушая все правила деловой этики.
Если вы всё ещё удивляетесь, почему профессиональные и талантливые ребята не хотят идти к вам на работу, возможно, это одна из причин.
6. Он всех обманывает
Соискателям он обещает условия, которые далеки от реальности.
Сотрудникам — светлое будущее, которое никогда не наступит.
Компании подсовывает плохих кандидатов, чтобы залатать дыры.
Именно так бизнес получает плохие отзывы на антиджоб-сайтах и репутацию ненадежного работодателя, посредственных сотрудников и видимость бурной деятельности вместо работы.
7. Ведёт коммуникации, от которых тошнит
Пишет ли он текст вакансии, проводит адаптацию для новичков или делает стенгазету — это набор шаблонов, не имеющих ничего общего с вашей компанией, подход к работе и реальным коммуникациям.
Вы ищете 20-летних дерзких и энергичных ребят в команду, но ваш эйчар заставляет их отвалиться еще на моменте описания компании своими сухими канцеляризмами.
Уметь разговаривать на языке целевой аудитории, давать ей необходимое ценностное предложение и ставить это на рельсы бизнеса — задачка уже посложнее.
Для примера почитайте тексты вакансий в вашей компании. Или послушайте вопросы кандидатам на собеседовании. Не стошнило? Поздравляю. Берегите такого золотого сотрудника.
8. Не ориентируется в специальностях
Айтишники (ну и еще парочка ниш) всё-таки поняли, что к чему, и решили отстроиться. Их эйчары уже знают, чем отличается бэкенд от фронтенда, джун от миддл.
Зато в более приземленных компаниях с простым и понятным продуктом, которые торгуют носками, кофе или стройматериалами пока я встречаю универсальных спецов в подборе: и программиста найдут, и финансового дирика и кладовщика.
Постановка целей должности, задач на испытательный срок, разработка функционала для них плёвое дело. В интернете куча примеров. Такие эйчары никогда не хотят упасть в грязь лицом и не передают узкие, сложные специальности более профессиональным в этом деле подрядчикам. Ещё чего.
9. Обожает тимбилдинги и корпоративы
У вас обвалились продажи? Пора отправлять всю команду на тренинг.
После проваленной задачи сотрудники между собой не разговаривают? Это лучшее время для тимбилдинга.
Вы были вынуждены сократить зарплату из-за сложной ситуации на рынк? Супер, подходящий момент для небольшого корпоративчика.
10. Ведёт себя как охранник на промбазе
Мне доводилось несколько раз приезжать на промышленные предприятия, и чтобы туда попасть, нужно пройти через охранника, который ведет себя так, словно он вершит судьбы людей и весь этот бизнес — его. Он презрительно смотрит на тебя, затем в твои документы, нехотя выписывает тебе пропуск и пропускает через турникет, делая тебе великое одолжение.
Услышать хамское общение по телефону, как будто только тебе нужна работа, а не сотрудник компании сегодня в порядке вещей. Начинать собеседование позже назначенного времени — тоже норма. Попросите кого-то из ваших знакомых устроится к вам на работу: смогут ли ему продать вакансию?
10 страшных грехов, но это еще не всё. Тут я рассуждаю только о том, как ведётся подбор в компаниях. А функционал эйчара на нём далеко не заканчивается.
Если вы всё еще думаете, что на рынке труда одни бездельники и ослы, нормальных кандидатов нет — то проблема у вас, а не у рынка. Чините своего эйчара или нанимайте нового, и будет вам счастье.
На интервью можно столкнуться с вопросами из раздела «red flags». Такие вопросы демонстрируют, что в компании нет корпоративной этики, а руководство любит нарушать личные границы и не принимает ответ «нет».
Некоторые вопросы просто не компетентны и нерелевантны будущей работе. Их задают для занижения самооценки кандидата, снижения его цены. Примеры:
Вы замужем? Если нет, то почему?
У вас есть дети? Если нет, то почему? Если да, то как часто болеют и нужно ли вам забирать их откуда-нибудь?
Вы косите от армии/бегаете от налоговой?
Есть ли у вас хобби?
HR пытается подловить, что вы чего-то не знаете (точных дат выхода версии или новой фичи)
HR в пассивно-агрессивной манере интересуется, почему вы ушли с предыдущих мест работы
Вопросы про высшее образование, если в резюме указано, что его нет или оно не окончено
Если вы живете далеко от работы, то как вы будете на нее ездить? Особо наглые могут спросить, в своей квартире ли вы живете и предлагают ее сдать и переехать в арендованную поближе к работе
"У вас есть дети? Если нет, то почему?"
А как же "если есть - то почему?"
Данный вопрос относится непосредственно к моим компетенциям? Или это ваш личный вопрос? Я думаю, это самый лучший ответ. Нет никакой грубости hr, но в тоже время даёт понять, что вопросы данного характера не очень уместны.
После такого наезда вас не возьмут т.к. подумают что вы шибко умный и на вас ездить не получится. Может, конечно, отчаявшаяся хрюша ищет себе мужа, но более вероятно она не хочет брать а) декретнец, б) не привязанных к ипотеке и семье мужчик чтобы убежали через полгода в контору через дорогу.
В компаниях где к сотруднику относятся как к человеку и предоставляют возможности для развития люди пачками не бегут, да и в принципе текучки нет. А есть "неприниматели", которые каждый день думают, как переписать систему мотивацию так, чтобы была видимость заработка, но работник не мог её получить, вводят постоянно новые штрафы и вечно держать работника в страхе... Глупо надеется, что такой человек не сбежит через пол года. Если относится к человеку как дерьму, глупо ждать другой реакции.
Да везде так отсносятся как к дерьму. Человеки-винтики. Почему-то особенно выделяются маленькие компании человек на 10 и большие корпорации на более чем 1000. А в средних как-то бывает что ещё думают о сотрудниках. У того-же зелёного банка был доклад на эту тему на ит-конференции. Сначала так тихо дают опросник, типа "всё ли вас устраивает в компании, что бы вы хотели поменять или добавить" и не дай бог у вас там будут рациональные предложения типа вы весь софтскильный такой или вас что-то не устраивает. Мигом избавятся как от нелояльного. Солату думать не положено!