Как спасти муравейник, или зачем нужны внутренние коммуникации?

6 советов для руководителей

Мы в PR-агентстве Fields4e специализируемся на B2B и корпоративном PR. Опыт общения с руководителями компаний показал, что инвестируя в репутацию и имидж компании вовне, не все осознают важность и необходимость продуманной программы внутренних коммуникаций. Мы проанализировали тему и делимся с вами выводами.

Неоспоримый факт, что в период пандемии балом правят коммуникации, и карантин - звездный час для пиарщика. Кто успел вписаться в повестку, тот сейчас снимает сливки и наслаждается минутой славы. Кто не успел, делает работу над ошибками.

Однако в погоне за славой и общественным признанием руководству ни в коем случае нельзя забывать о самой важной для бизнеса, и уязвимой во время кризиса аудитории – сотрудниках компании. Здесь на помощь приходят внутренние коммуникации, которые должны поднять боевой дух и создать условия для слаженной работы команды.

До пандемии решение подобных задач всегда уходило на второй план. Стандартная картина, когда PR и HR делят эту зону ответственности между собой и не могут договориться. В свою очередь, руководство вообще не понимает ценность сотрудника по развитию внутренних коммуникаций, когда продажи растут, и все идет как по маслу. Однако ничто не вечно, новая жизнь диктует новые правила.

«Знал бы, где упасть, соломки бы постелил»

По оценкам HR экспертов, количество вакансий на позицию менеджера по внутренним коммуникациям за период коронавируса значительно выросло. Это значит, что управленцы почувствовали острую потребность в специалистах, которые могут обеспечить единое информационное пространство для сотрудников и создать комфортную среду для работы в компании. Это неудивительно, на фоне стресса в новых условиях общая вовлеченность сотрудников в процесс работы падает, существовавшие прежде каналы коммуникации становятся неэффективны. Потеря офлайн общения и личного контакта приводит к тому, что сотрудники завалены имейлами и с утра до вечера сидят в zoom-конференциях. Зачастую это все происходит на фоне переживаний за свое рабочее место и будущее компании.

Ситуацию можно сравнить с потревоженным муравейником, в котором руководитель должен восстановить порядок и наладить процессы общения так, чтобы каждый труженик знал, в каком направлении и с какой целью он несет свой груз. Для этого нужен план по развитию и укреплению внутренний коммуникаций.

Итак, какие выводы можно сделать, опираясь на опыт «дней суровых», которые мы пережили, или, если быть точнее, до сих пор переживаем.

Коммуникации по вертикали

Для многих руководителей на первый план выходит функция коммуникатора. Все изменения, которые претерпевает компания, должны транслироваться сотрудникам. На профессиональном сленге это называется вертикальные коммуникации, которые нужны для донесения административных сообщений от руководителя к исполнителю, мотивации сотрудника на решение поставленных задач и укрепления лояльности по отношению к руководству.

В состоянии стресса человек склонен додумывать и искажать информацию. Если вы не заполните информационный вакуум, за вас это сделают другие. Несколько советов, как не наломать дров, сделать это грамотно.

1.

Расскажите своим сотрудникам, что компания делает во время кризиса, как будут меняться бизнес-процессы, краткосрочные и долгосрочные планы. Делайте это регулярно, сообщайте о статусе предпринятых мер и шагов. Так, например, генеральный директор «Росатома» Алексей Лихачев каждую неделю обращался к сотрудникам с видео-обращением, которое можно послушать в любое время на корпоративном сайте. В Lamoda также в острой фазе пандемии каждый понедельник начинался с «послания CEO». При этом важно соблюдать одно важное правило - не игнорировать вопросы и всегда давать обратную связь. Клэр Шмидт (Claire Schmidt), Основатель сервиса Allvoices, который используется в компаниях для организации анонимной обратной связи от сотрудника руководству, отмечает, что с марта количество сообщений увеличилось вдвое. Анализ сообщений платформы показал, что люди боятся остаться без работы, хотят знать больше о планах и будущем компании, переживают за свою безопасность и испытывают проблемы с организацией удаленной работы.

2.

Определите свою аудиторию и продумайте ключевые сообщения для каждой из них. То, что вы должны сказать топ-менеджеру, отличается от послания рядовому сотруднику. Если вы промышленная компания, и у вас штат людей, работающих на производстве, важно продумать коммуникацию для этой аудитории тоже. Содержание будет отличаться в зависимости от уровня вовлеченности сотрудников в бизнес-процессы. Едиными для всех являются сообщения о корпоративных ценностях компании, которые в период перемен и трансформаций остаются неизменными, помогают сплотиться и наметить правильный курс.

3.

Не умалчивайте плохие новости. Дефицит информации приведет к распространению слухов и сплетен в мессенджерах и социальных сетях, повлечет панику и демотивирует сотрудников. Особенно если речь идет об увольнениях, сокращениях. Для объявления серьезных для сотрудников изменений важно, чтобы это делал глава компании, тем самым подчеркивая значимость события и вовлеченность топ менеджмента в происходящее. И будьте честными, искренность укрепляет доверие и формирует сопричастность к проблемам компании, а значит и желание их совместно преодолевать. Пример такого личного обращения к сотрудникам в период массовых увольнений продемонстрировал менеджмент компании Airbnb в своем открытом письме сотрудникам. Компания также предложила свою помощь в трудоустройстве и запустила сайт, где сотрудник может загрузить свое резюме и рассказать о себе новому потенциальному работодателю.

Коммуникации по горизонтали

Горизонтальные коммуникации способствуют слаженной работе, помогая сотрудникам чувствовать себя в коллективе частью большой семьи. Хорошо, если у компании имеется эффективная платформа для общения сотрудников онлайн, интранет, специальные приложения на мобильных телефонах, социальные сети или групповые мессенджеры. Если ее нет, то общению вне рабочих онлайн-кабинетов надо срочно искать замену.

1.

Опирайтесь на общественное мнение, проголосуйте за форматы, которые наиболее удобны для поддержания неформальной общения в сети в период удаленной работы, к примеру, Slack, whats’up, Google Hangouts, для кого-то это может быть Instagram или группа в fb. Например, в Expedia сотрудники создали канал в Slack, где они обмениваются фотографиями любимых питомцев – незваных гостей на видео-звонках. Компания CMSWire запустила в Slack отдельный канал, где родители могут пожаловаться на своих детей, которые мешают работать, обменяться шутками и поддержать друг друга.

2.

Вложитесь в хорошее настроение сотрудников и позитивный настрой сотрудников. Купите подписку на онлайн-библиотеку, групповой курс по трансформации бизнеса, пригласите психолога. Вы поможете сотрудникам пережить стресс, и положительные эмоции от этих небольших подарков частично компенсируют неудобства нового рабочего мироустройства. Так поступила компания QIWI, которая запустила для своих сотрудников цикл лекций про работу нервной системы и занятия по Body Mind и йоге, чтобы помочь им справиться с психологическими последствиями изоляции.

3.

Не отказывайтесь от тим-билдингов. Ужины и игры в мафию в зуме, совместное приготовление блюд могут стать приятным завершением дня и разнообразить рабочие будни в четырех стенах. Например, Ситимобил организовал «планка challenge», где любой желающий мог постоять в планке со своим коллегой, в Gett по вечерам играли в покер.

И наймите менеджера по внутренним коммуникациям, это инвестиция в счастье и душевное спокойствие ваших сотрудников, которая окупится эффективной работой и выполнением KPI.

11
1 комментарий

Отличная статья!

Ответить