«Не тычьте в меня договором», или несколько слов о болях ИТ-рекрутеров
Всем привет! Меня зовут Татьяна Мельничук, три года назад я основала IT-рекрутинговое агентство Lucky Hunter. За время существования агентства мы с командой рекрутеров пережили многое: крещение крупными IT-компаниями, удачные сделки, выход на зарубежные рынки, прорывные проекты.
Но вместе с тем, мы столкнулись с множеством препятствий и стрессовыми ситуациями на пути. Большинство сложностей связаны с непониманием со стороны клиентов о том, что представляет собой IT-рекрутинг.
Сегодня я твердо убеждена, что услуга, которую мы оказываем — одна из самых сложных на рынке, и в этой статье я постараюсь объяснить, почему. Я решила собрать самое «наболевшее» и поделиться историей о том, как непросто приходится быть тем, кто оказывает услугу, особенно, когда дело касается IT-рекрутинга.
Стереотипы об IT-рекрутинговых агентствах
Я работаю на рынке рекрутинга уже более 13 лет. За это время что я только не слышала в свой адрес или адрес коллег. Фразы, вроде: «Вы специально показываете кандидатов подороже, чтобы получить побольше выручки, ведь вы работаете за проценты от годового дохода сотрудника”; “Вы проталкиваете своих друзей, чтобы устроить их в нашу крутую компанию” или “Вы некомпетентны и ничего не смыслите в IT, как вы можете определить опытного специалиста».
Расстраивает и то, что многие считают, что рекрутеры находятся изначально в неравном с клиентом положении, лишь потому что оказывают услугу.
Как обстоит дело в реальности?
Начнем с того, что IT-рекрутинг — B2B услуга, в которой нет понятия о неравенстве, работе по правилу “клиент всегда прав” или других уничижительных принципах. IT-рекрутинг (да и в принципе любая услуга) — в первую очередь, подразумевает партнерство и взаимовыгодное сотрудничество.
Мы делаем все, чтобы удовлетворить клиента и попасть в его ожидания, но не готовы жертвовать своими принципами. Мы уважаем каждого клиента, оказывая услугу максимально эффективно. И все это, несмотря на то, что рекрутеры изначально занимают менее выгодную позицию:
- IT-рекрутинговые агентства не работают по предоплате. Специалисты по подбору персонала получают вознаграждение за услугу только тогда, когда кандидат примет оффер и выйдет на работу. Спустя несколько месяцев поиска клиент передумал искать сотрудника? Что ж, мы благодарим за работу и стойко принимаем тот факт, что только что потратили сотни часов поиска впустую. В процессе поиска клиент осознал, что хочет резко поменять профиль кандидата, и теперь ему нужны не два Middle Frontend-разработчика, а один Senior Full-stack девелопер? Окей, меняем правила игры и подстраиваемся под новые нужды компании-заказчика.
- Агентства гарантируют бесплатную замену кандидата, не прошедшего испытательный срок. Специалист перехотел заниматься разработкой высоконагруженных проектов и взял курс по кройке и шитью, чтобы быть поближе к семье? Мы делаем замену. Кандидат получил встречный оффер для работы на Бали? Мы делаем замену. Лишь в случае летального исхода (не дай Бог) сотрудника мы на законном основании имеем право не предоставлять гарантию.
Получается, все риски агентства несут на своей стороне. Работая с рекрутинговым агентством, клиент ничем не рискует. Кроме того, многие клиенты работают сразу с несколькими агентствами в параллель. Получаются своего рода «голодные игры»: кто первый нашел, тот и получает вознаграждение. Признаюсь, это подливает масло в огонь.
Что получается?
Мы работаем в настоящих жёстких условиях, рискуем потерять время, деньги, силы. Иногда происходит так, что найденный нами кандидат по ошибке не был закреплен за нашим агентством, и нам приходится долго и упорно доказывать, что мы должны получить за него оплату в случае оффера, а не другое агентство, которое вышло на него позже.
О репутации
Работая с людьми, мы ежедневно рискуем напороться на человеческий фактор. Так например, в ходе беседы с клиентом и решения спорного момента, который регулировался правовыми нормами, я услышала в свою сторону фразу: «не тычьте в меня договором!”. Как это возможно? Как можно “тыкать» в кого-то договором? Это нормативный документ, который до начала сотрудничества подписывают стороны, подтверждая, что согласны на условия.
Клиенты могут вести себя некорректно по отношению к подрядчикам, зная, что никаких санкций не получат. Мы, со своей стороны, всегда ведем тактичную беседу, уважительно относимся к людям даже в стрессовых ситуациях.
По факту, клиенту не составит труда оставить о нашей работе гневный отзыв на эмоциях, а доказать, что мы оказывали услугу качественно, в соответствии с договоренностями — увы, непросто.
Почему я написала это на VC?
Как говорится, накипело: ) Я устала слышать далёкие от истины отзывы об IT-рекрутинге. Я бы также хотела донести до вас, что мы (подразумеваю всех, кто занимается подбором IT-специалистов и делает это добросовестно) оказываем партнерскую услугу и, в первую очередь, преследуем цель выполнить нашу работу качественно, и более того, для нас очень важно выстроить прочные отношения с клиентами, строить крутые команды, развивать IT-индустрию.
Давайте будем добрее друг к другу.
Ниочем, я как рекламный буклет к прочитал.
Эта статья - тот редкий случай, когда цели прорекламировать компанию не стояло, от слова совсем. Наоборот, через эту статью хотелось показать, как иногда бывает трудно работать IT-рекрутером. Есть даже риск, что некоторые могут воспринять статью слишком близко к сердцу, но, несмотря на это, очень уж захотелось показать другую сторону медали. Жаль, что вы не уловили посыл.
не нужно говорить 7 слов если достаточно 3
Хочется больше живых примеров и кейсов, понятно что везде NDA, но в итоге хочется прочитать байки крока с хабра, но про HR. Сейчас есть ощущение, что не хватает амбулы, а преамбула удалась, да.
Добрый день. Спасибо большое за комментарий. Как раз в этой статье и хотелось обрисовать общие моменты. Статью с кейсами рассматриваю как отдельный материал, который в скором времени обязательно появится на VC.
Учитывая все нарастающую неадекватность требований бизнеса и не бизнеса к сотрудникам, я вообще не понимаю, как вы умудряетесь работать в нынешних условиях.
Соглашусь с Вами, особенно остро ощущается проблема, когда начинаешь расширять свой бизнес, а следовательно, увеличивать воронку клиентов. Все же, здравомыслящих людей намного больше, это не может не радовать :)
Соглашусь в автором. И готов привести свои примеры непростой доли рекрутеров на рынке. Особенно понравилось сравнение с "голодными играми" это точно про нас.
Меня трудоустройте. Бали не надо. У меня "офис" в своём доме за городом. Ездить не хочу в Москву.
И всё же офер, от слова "оферта". Хотя лучше поменять на "предложение о найме".
Сергей, добрый день. Пришлите, пожалуйста, свое резюме, и мы посмотрим, есть ли для вас подходящие вакансии. Моя почта: [email protected]
Спасибо! Пришлю! :)