{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

«Скамейка запасных»: какая команда бизнес советников нужна спортсмену вне спорта

Кто стоит за победами спортсменов, увеличивает и сберегает их финансы

Не секрет, что спорт в России — занятие не самое прибыльное, особенно когда речь идет не про футбол или хоккей. Легкоатлеты в месяц получают 15-20 тысяч рублей, фигуристы при удачном раскладе — 30 тысяч. Вдобавок, занятие это нестабильное: призовые на ЧМ или Олимпиаде еще нужно заработать, на мелких турнирах больше медали и грамоты редко можно что-то получить, а если случится травма, и этого лишаешься. Поэтому вопрос сохранения и приумножения финансов спортсмена всегда актуален, и решают его три элемента в механизме развития личного бренда.

Первый элемент: родители

Успех спортсмена во многом зависит от родителей — именно они должны поддержать на раннем этапе, направить, помочь преодолеть первые трудности, привить трудолюбие. Что бы тренер ни пытался вложить в ребенка, если родители инициативы не проявляют, успеха добиться не получится. Особенно это важно для тех видов спорта, куда приходят в 3-5 лет: гимнастика, балет, танцы, плавание, теннис. При этом родители должны не только психологически поддержать, но и работать в тандеме с тренером: контролировать режим дня ребенка, питание, активность, домашние тренировки.

Всех спортсменов, которые уже в детстве становились «звездами», в первую очередь развивали родители. Зачастую тоже имевшие отношение к миру спорта, даже если в другой дисциплине. Бренд Анны Курниковой, самой юной участницы Олимпийских игр в России, имевшей титул первой ракетки мира в парном разряде, делала мать Алла. Она переехала с десятилетней дочерью во Флориду и не просто поддерживала психологически, а контролировала весь тренировочный процесс. Участием в турнирах и рекламными контрактами девочки-подростка тоже занималась мать: благодаря этому только контракты с Adidas, Omega, Yonex и другими крупными брендами в начале 2000-х приносили Анне $10 млн в год. Это в три раза больше ее призовых за 8 лет спортивной карьеры.

Еще один успешный бренд, созданный благодаря родителям — Мария Шарапова. Отец играл с четырехлетней дочерью в парке, а еще через 4 года принял решение переехать в США и договаривался с лучшими тренерами, намереваясь сделать из дочери чемпионку. И сделал — Мария выиграла все 4 турнира Большого шлема. За всю спортивную карьеру она заработала $325 млн, из которых лишь $38 млн были призовыми. Остальное — рекламные контракты с Nike, Land Rover, Pepsi, Canon, TAG Heuer и пр. Бренд Шараповой оказался настолько сильным, что даже скандал с мельдонием не стал помехой для продления контрактов с Evian, Porsche, Nike.

И это не единственные истории: с маленькой Ляйсан Утяшевой мама переехала из Волгограда в Москву, а после выступала в роли ее личного менеджера даже после ухода дочери из спорта. Дедушка Алины Кабаевой, работавший в спорткомитете, открыл секцию художественной гимнастики в общеобразовательной школе, потому что в районе такого не было, а он хотел отдать туда внучку. А мама настойчиво упрашивала Ирину Винер посмотреть на ребенка, хотя Алине было уже 11 — поздно для гимнастики. Самая юная абсолютная чемпионка мира в гимнастике Яна Кудрявцева тоже часто вспоминает о том, что ее спортивные победы случились благодаря поддержке отца (Алексея Кудрявцева, чемпиона по плаванию), хотя после «серебра» на Олимпиаде в Рио она боялась, что не пустит ее домой.

Второй элемент: тренер

Не менее важная часть формирования успеха спортсмена и его личного бренда — тренер, который зачастую становится вторым родителем. Сложно не построить крепкие отношения, когда в зале находишься с утра до вечера. Особенно крепкая связь появляется между членами сборной и их тренерами: этому активно способствует пребывание на закрытой базе в Новогорске. Успех спортсмена определяется не только профессиональными качествами тренера, но и личными отношениями между двумя сторонами, доверием.

О том, как тренер становится вторым родителем, часто говорят российские гимнастики, рассказывая про Ирину Винер-Усманову — главного тренера российской сборной. Про ее метод кнута и пряника, требовательность и даже жесткость говорят не меньше, чем о чутье на талантливых спортсменок. Ляйсан Утяшева стала чемпионкой после перехода в ее команду. Более того, когда гимнастка получила тяжелую травму, которая не позволяла продолжать карьеру, Винер оплатила операцию и реабилитацию и вернула ее на ковер.

Имя абсолютной чемпионки мира Алины Кабаевой громко зазвучало тоже благодаря Винер, считавшей ее уникальной гимнасткой, при этом не позволяющей «зазвездиться». Многие девочки в разных интервью повторяют, что Ирина Александровна им всегда говорила: «Чемпионка — пока стоишь на пьедестале, а как сошла — начинай заново». Алине пришлось за три дня сбрасывать три килограмма, чтобы попасть к Винер, а после дисквалификации из-за допинга только благодаря тренерской поддержке Кабаева вернулась на ковер и взяла олимпийскую медаль в Афинах.

Однако в отношениях тренера и спортсмена важно не пересекать тонкую грань между личным и бизнесом. Как только одно начинает влияет на другое, выстроенная схема рушится. Ситуацию наглядно демонстрируют переходы Евгении Медведевой от тренера к тренеру. В 2018 она ушла от Этери Тутберидзе из-за личной обиды, связанной с упущенным олимпийским золотом (якобы «отданным» Алине Загитовой). Только этот маневр успехов не принес — у Брайана Орсера Медведева добилась лишь бронзы в ЧМ 2019 и золота на Кубке России. В итоге, в сентябре 2020 стало известно о возвращении в команду Тутберидзе.

Впрочем, не все трансферы идут от личных обид: Алена Косторная ушла от Этери Тутберидзе не только из-за конфликтов, но и из-за желания получать спонсорские контракты — этой стороной вопроса в «Самбо-70» активно не занимались. А современному спортсмену мало побед: нужно понимать, чем обеспечивать себя, когда карьера закончится. Контракты у чемпионок Тутберидзе были, но редкие и организованные самим спонсором: Puma выбрала Загитову, Nike — Щербакову. Тренер этим вопросом не занимался, хотя это и не является его основной задачей.

Третий элемент: бизнес-команда

Одними спортивными достижениями сыт не будешь: солидные призовые даже в серьезных соревнованиях только у футболистов и хоккеистов. Чем меньше раскручена дисциплина, тем ниже ее доходность. В биатлоне за золото Кубка мира полагается 15 тысяч евро (впрочем, на ЧМ сумма могла превысить 30 тысяч), в фигурном катании одиночникам за ЧМ дают больше $60 тысяч. Есть еще Олимпийские игры, после которых спортсмены получают дополнительное вознаграждение от страны. После Рио 2016, например, «золото» Россия поощрила 4 млн рублей. Также могут добавить денег и регионы: гимнастка Вера Бирюкова от Омской области получила 3 млн рублей.

Только такие крупные турниры проводятся раз в год (а Олимпиада — раз во все четыре), и часть денег отчисляется тренеру. На более «мелких» стартах много не заработаешь, поэтому нужны спонсорские контракты. Ими же, как и развитием бренда спортсмена, в идеале занимается большая команда, состоящая из менеджеров, агентов, юристов, финансовых советников. К делу могут подключаться тренер и родители.

Одним из способов сбережения и приумножения инвестиций могут оказаться семейные офисы, которые пришли из США и постепенно развиваются в России. Обращение в такую организацию позволяет сэкономить время на поиск каждого звена бизнес-команды. Семейный офис решает все финансовые вопросы по принципу “одного окна” и изначально он ориентировался на бизнесменов, но сегодня появляются компании, сотрудничающие и со спортсменами.

Все известные звезды спорта имеют как минимум своего агента: делами футболиста Криштиану Роналду занимается Жорже Мендеш, основатель агентства Gestifute International. Кроме Роналду агентство управляет финансами еще 90 футболистов, а комиссионные агента в 2016 году превысили $70 млн. Сам Роналду в 2016 заработал $88 млн и занял первую строчку в рейтинге самых высокооплачиваемых спортсменов в мире по версии Forbes. Больше $30 млн от этой суммы – контракты с Nike, TAG Heuer и другими брендами.

О российских спортивных агентах известно меньше, но они есть и здесь: например, делами клубов «Спартак» и «Динамо» занимается Павел Андреев — первый, кто получил аккредитацию РФС для официального ведения дел и получения комиссии от клубов. Впрочем, голкипер ЦСКА Игорь Акинфеев сам решал контрактные вопросы с командой, а в журналах и рекламе светиться и вовсе избегал.

Но все же самостоятельное ведение дел — редкая практика и не самая удобная. Чем больше лишних задач, тем меньше времени на тренировки. Спортсмен выкладывается на полную для достижения целей. Команда советников спортсмена должна действовать также — играть во всю свою мощь для сохранения и укрепления финансового благополучия его и его семьи.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда