Вся правда о зарплатах на рынке ИТ
Всем привет! Меня зовут Татьяна Мельничук. Я — основатель и руководитель IT-рекрутингового агентства Lucky Hunter. К нам обращаются разные клиенты, но всех их объединяет одно: не имея достаточных in-house-ресурсов, клиенты передают задачу по подбору ИТ-профессионалов на аутсорс.
Казалось бы, мы отлично знаем IT-рынок, уже много лет общаемся с кандидатами, понимаем специфику каждой вакансии. Несмотря на это, в момент, когда мы озвучиваем вилку по вакансии, мы сталкиваемся с недоверием со стороны клиентов.
Заказчики ссылаются на аналитики заработных плат из открытых источников, полагая, что мы заведомо повышаем стоимость специалистов, и все для того, чтобы получить более высокое вознаграждение за услугу.
Чтобы уладить сложившееся недоразумение, я бы хотела рассказать вам, почему не стоит ориентироваться на публичные данные о зарплатах на рынке и поделюсь нашими реальными целями в работе.
В чем проблема публично доступной аналитики?
В первую очередь, публичные данные о зарплатах показывают нам среднюю температуру по больнице. Часто не учитывается бэкграунд специалиста, особенности компании, предыдущий опыт и тот факт, что специалисты с рынка всегда стоят дороже, чем внутренние кадры.
Во-вторых, открытые источники не учитывают изменения на рынке. IT-сфера постоянно меняется, и данные из сети не успевают обновляться с такой скоростью. К примеру, за последние полгода отмечаются такие перемены:
- Зарплата в регионах постепенно приравнялась к зарплатам в мегаполисах. Искать специалиста из небольшого города на удаленку на зарплату, меньшую чем в Москве или Петербурге в сегодняшних условиях уже неактуально.
- IT-специалисты неохотно рассматривают предложения от российских компаний. Европа и США всегда привлекали многих IT-специалистов, но сегодня это условие стало таким же топовым, как когда-то удаленная работа.
- Кандидаты, в целом, стали менее открыты к новым предложениям: пандемия заставила пересмотреть приоритеты, и теперь одно из ключевых требований — стабильность и уверенность в завтрашнем дне.
- Особенно трудно переманивать кандидатов в начинающие стартапы, а также в неизвестные компании.
- Востребованность некоторых IT-специалистов значительно выросла, и, следовательно, выросли и зарплатные ожидания. К примеру, это касается Golang и мобильных разработчиков.
И, наконец, в третьих, подумайте, существовали бы специальные исследовательские центры? Предоставляли бы агентства отдельную услугу по HR-аналитике, если бы все было так просто? Нам кажется, что нет.
Что будет, если все-таки довериться аналитике?
- Компания неправильно сформирует профиль кандидата;
- Усложнятся процессы рекрутинга;
- Увеличится срок закрытия вакансии (и, скорее всего ее удастся закрыть только с понижением требований к специалисту).
Мы понимаем, что не каждая компания может позволить себе специалиста за условные 300 тысяч рублей в месяц. Но рекрутинговые компании работают, отталкиваясь от реалий рынка: мы не сможем удовлетворить нереалистичные задачи клиента.
Немного цифр
Я сделала для вас несколько скринов, чтобы наглядно показать, какие зарплаты предлагают открытые источники.
Это скрин взят с «Хабр. Карьеры.» Как мы видим, он показывает, что средняя зарплата Senior Golang разработчика составляет 211 000 рублей. Это не совсем релевантные данные. Golang позиция сейчас у нас самая популярная, и найти хорошего Senior-специалиста, который согласится на зарплату ниже 300 000 рублей, довольно трудно (учитывая, что минимальная вилка, которую мы сообщаем клиенту — 240 000 рублей).
Другой пример — Senior Python разработчик.
Средняя зарплата Python-разработчиков сегодня другая и стартует от 220 000 рублей.
Стоит отметить и выборку: согласно скринам, команде Habr удалось опросить 60 Golang и 57 Python разработчиков. Это совсем небольшое количество анкет, поэтому анализ вряд ли можно назвать точным.
Важно и то, что на сбор данных в среднем уходит полгода, и когда информацию публикуют в открытых источниках, она к этому моменту перестает быть актуальной (в силу специфики и изменчивости IT-рынка).
Несмотря на это, у «Хабр.Карьеры» есть и преимущество: специалисты сами указывают свои зарплаты, и на основании этих данных портал формирует значения.
Другие примеры
Портал Visasam.ru в своей статье о зарплатах программистов предоставил такую таблицу:
Разрыв с реальными цифрами выше и составляет в среднем от 70 000 — 100 000 рублей (для Middle-Senior позиций). Зарплаты на позицию тимлидов значительно дальше от рыночных значений.
Еще один пример: статья Rusbase. Начинается она так:
Эти цифры также не соответствуют рыночным значениям, поэтому на них не следует ориентироваться.
И напоследок — сайт trud.com. На запрос «PHP-программист» в разделе «Зарплаты» сайт показал среднюю зарплату в размере 66 903 рублей. (Аналитика Trud.com очень усреднённая и не позволяет настроить фильтры)
Вывод
Публично доступная аналитика заработных плат не всегда корректно отражает реальность. Не рекомендуем ориентироваться на нее, принимая решения о зарплате.
Будет более полезно, если вы спросите кандидатов напрямую, сколько они хотели бы получать или, если есть возможность, закажите аналитику зарплат в исследовательской компании.
Несколько слов о том, почему стоит доверять IT-рекрутинговым компаниям
Для нас важнее всего — партнерство с клиентом, долгосрочные отношения, построенные на взаимном доверии и уважении. Этот принцип идет вразрез с ведением нечестной политики в отношении клиентов и кандидатов.
По этим причинам мы всегда сообщаем клиенту только актуальную информацию по зарплате, не завышая (и не занижая) рыночные значения.
Буду рада вашим комментариям.
Комментарий недоступен
Сомнительно, но то, что платить _после_ придётся - это понятно. Обычно _после_ появляются деньги на рефакторинг.
Часто после сеньора за 100к проще выкинуть код и написать заново.
Комментарий недоступен
Опыт поколений показал, что взять и переписать приводит к фейлу проекта почти всегда.
А вот изолировать старый код, новые фичи писать отдельно и постепенно переносить старый код, срабатывает почти всегда.
Комментарий недоступен
А мой опыт вполне очевидный: если код писали за 40к в месяц, с вероятностью в 95% его можно выкидывать, если писали за 200к, то с вероятностью 95% код либо вполне хороший, либо идеальный
Как код коррелирует с деньгами. Что-то новое.
Вам не кажется, что есть корреляция между зарплатой и уровнем специалистов и , соответственно, качеством создаваемого ими продукта?
Хотя не всегда, слишком много говорящих голов, но все равно.
Не не кажется. Я считаю код зависит только от скиллов. А уж кто как себя там продает это дело десятое. Видел слабеньких миддлов которые вполне себе говнокодили в крупных компаниях за зп раза в 4 больше чем у головостых сеньеров из регионов.
Я скептически отношусь к идее непризнанных гениев, которые сидят в регионах на копеечной зарплате.
Многие люди не выкупают, что они могут претендовать на куда большую зарплату. А многие по случайности начинают получать выше рынка и начинают считать это нормой. Ну как с зарплатами по 200к.
Так про-то и речь. Просто многие джуны вайтишники уверены что IT это как в армии. Наседел 10000 жопа часов получи лычку pre-middle и 20% к окладу.
зря.
а уж несправедливость оплаты - это не когда непризнанный гений, а когда скажем более талантливый получает 180 а менее талантливый 300 - встречается сплошь и рядом.
проблема в том что измерить талант сложно, нужны активные действия самого специалиста по демонстрации таланта.
Говорили про корреляцию денег и кода, короче слив защитан.
То что вы один раз увидели не значит что так происходит всегда.
Так происходит всегда, на удаленку с регионов ищут дешевых работников, в обратном случае проще нанять человека на месте в офис.
Нет
Плохое качесвто это большой круг. И все низкие з\п внутри него на 99%. 1% оставляем на растущего таланта новичка, но с потенциалом. А вот большая з\п на половину также в дерьмовом коде. 50 на 50 что и из огромные бабки будет черти что.
Ровным счётом - никак. И суперпрофи может создать эпичное говно.
а вот мой опыт говорит о том что если код писали за любую сумму то через год его с вероятностью 95% можно выкидывать:)
т.к. рынок не стоит блин на месте а развивается..
Я работал на проекте который стартовал 6 лет назад, и начинался на .Net Framework 4.5, недавно его успешно на .Net Core перенесли
сочувствую:)
Через пару лет его хочется отрефакторить да времени никак не найдется. А выкидываются варианты не дошедшие до прода бывает. Если дошло то только рефактор без потерь данных делать.
да и из прода выкидывают часто. бизнес процесс поменяли и опа. стал код не нужен и опа.
в таких случаях как раз экономия начальных вложений является выгодной. типа сделали говнокод задешево но т.к. знали что его долго тянуть не надо а просто потом выкинуть - то и норм.
Вы значит не работали в действительно больших проектах
Комментарий недоступен
Мне тоже интересно. Постоянно спрашивают на собесах "какой ваш самый сложный проект". Блядь какая нахуй разница если что в сайте-визитке, что в сбере контроллеры и вьюхи одни и те же.
Все, что вы назвали это вершина айсберга и там в принципе не может быть проблем у любого студента кто хоть раз прочитал хоть один туториал.
Понятие "бизнес требование" для вас наверное ничего не говорящий термин. А проблемы в корпоративных системах как раз в том, что их количество настолько велико, а иногда и качество оставляет желать лучшего. Наложите на это кучу разработчиков которые правили один и тот же код и выйдет, что зачастую ни один разработчик не может быть уверен, что плоправив конкретный ты вы не поставите на непроходимый нехилый счётчик пару тысяч ипотечников которое потом пойдут в суды. Вот поэтому вы не можете выкинуть даже кусочек кода просто так, не то что целую подсистему.
Этим и отличаются сеньеры за 300к рублей которые понимают, что все не так здесь просто, от джунов 30к которые видят только контроллер/вьюху и готовы сейчас же выкинуть все нахрен быстренько переписать все "как надо" и поставить весь сбер раком.
Пока вы будете на вопрос о самом большом проекте рассказывать про контроллер. Дорога к зарплатам в 300к вам увы закрыта.
Я это не рассказываю. Но хз как правильно отвечать на этот вопрос. И я в курсе про принцип Открытости-Закратости и понимаю что выпиливать ничего не надо 100 раз не проверив.)) Для меня эти проекты не сложные потому что я понимаю архитектуру и как их делать, что применять, как тестировать, как разворачивать, словом весь фуллстек. Конечно вопрос в человекочасах, будь они, я бы один и аналог гугла запилил попутно читая книжки. Только вот собеседующие думают что там какая-то магия и супер всё сложно.
ну раз не сложно . вот тебе 30тыс рублей в месяц
Давай, на биткоин переведёшь?
Но вы то явно не за 300K разработчик с такими речами даже на 50шку не тянете. То есть у признаете что для вас норма гад обдежкты изменения пары строк в которых развалят всю систему, а про юнит тесты я так понимаю вы даже не слышали. Короче джун раздувает щечки.
Возьмите к примеру проект на примерно 120 человеколет потраченных на него ресурсов (5 лет на 25 человек). Таких проектов в корпоративной разработке хоть отбавляй. Вы там мало, что сможете выкинуть.
*хитро улыбнулся. Разработка, длившаяся 5 лет - была выкинута целиком и полностью. Чуть поменьше людей, да. Сути не меняет.
Такое тоже бывает. Но по опыту это обычно следствие закрытия/реорганизации бизнес направления и соответственно отказ или переработка каких-то процессов со стороны бизнеса для которых эта система больше не нужна или не подходит по чисто их внутренним причинам никак не связанным с разработкой.
Выкинуть целую бизнес подсистему по решению только ИТ департамента просто потому, что разработчики увидели там плохой код это что-то из параллельной реальности. На своем опыте сталкивался только с ситуациями когда строили новую платформу при параллельном использовании старой при этом старая активно дорабатывалась. Отказывались постепенно от кусков старой. Бизнесу поверьте тоже не просто даются такие перескоки - как минимум переобучение людей это довольно затратная процедура.
Комментарий недоступен
он имеет ввиду что в проекте такого размера очень часто бывает что видишь сходу очевидную дурь, полную. типа выкинуть и все. начинаешь разбираться - оказывается это следствие двух противоречивых бизнес требований которые никак нельзя разрулить а программисты вынуждены были сделать и ни выкинуть ни рефакторить нельзя.
наверное есть и проекты где есть откровенно плохие моменты которые бесспорно можно выкинуть, но я вот проектов первого вида (как выше описал) встречал больше чем второго.
Ну как минимум от 10 разработчиков, 2 пары тестировщиков, дев опс и тд