Функциональная структура вместо продуктовой и один главный управляющий — Тим Кук: как организованы процессы в Apple Статьи редакции
И почему компания больше доверяет экспертам, чем менеджерам — Harvard Business Review собрал основные принципы, которые помогают Apple одновременно выпускать инновационные продукты и не вязнуть в бюрократии.
Единая вертикаль управления
Реорганизацию компании начал ещё Стив Джобс в 1997 году — сразу после своего возвращения. В первый год на посту гендиректора он уволил генеральных менеджеров всех бизнес-подразделений, объединил разрозненные отделы в одну функциональную организацию.
Также ранее каждое бизнес-подразделение вело собственный отчёт о прибылях и убытках. Джобс оставил один общий P&L для компании.
С такой структурой компания разбита на сотни специализированных команд. Десятки групп могут работать над одним компонентом нового продукта. Например, над двухобъективной камерой с портретным режимом работали не менее 40 команд: по программному обеспечению для датчика движения, разработке сенсора и другим аспектам.
Тим Кук сейчас, как и Джобс прежде, занимает единственную управляющую позицию во всей организации. Он контролирует дизайн, разработку, маркетинг, торговлю и любые другие процессы в Apple. В остальном в компании нет генеральных менеджеров, которые могли бы так прямо влиять на процессы.
Эксперты важнее менеджеров
Решения в компании принимают только сотрудники с наибольшим опытом и экспертизой в конкретной области:
- Apple конкурирует на рынках с высоким темпом технологических изменений. Поэтому важно полагаться на решения сотрудников с глубокими знаниями. Компания делает ставку на технологии, которые должны быть успешными ещё до того, как они станут популярными на рынке — эксперты повышают вероятность удачного продукта.
- Если бы компания полагалась в первую очередь на финансовые показатели, это бы замедлило работу над инновационными продуктами. К примеру, топам исследовательских подразделений выплачивают премии по показателям эффективности всей компании, а не по финансовым результатам отдельных продуктов. Также финансовая команда не участвует в совещаниях команд разработчиков, а инженерные команды не определяют цену продуктов.
Репутация влияет на решения в компании — и наоборот
В функциональной организации репутация отдельного сотрудника и команды — механизм контроля над решениями. Пример такого подхода — введение портретного режима в iPhone 7 Plus в 2016 году.
Старший руководитель этого подразделения Пол Хьюбел и его команда сильно рисковали: было неясно, сможет ли функция убедить клиентов купить новую дорогую модель — или её будет недостаточно.
Если пользователи не захотят доплачивать за камеру, команде будут меньше доверять во время выхода нового смартфона и в целом отдавать ей меньший приоритет. Но камера оказалась главной особенностью iPhone 7 Plus — и её успех ещё больше укрепил репутацию Хьюбела и команды.
Менеджеры должны быть экспертами в своей области
После внедрения функциональной организации Стивом Джобсом менеджеры Apple на всех уровнях должны были обладать тремя ключевыми характеристиками:
- Глубокий опыт, который позволяет осмысленно участвовать во всех процессах вокруг конкретной функции.
- Погружение в детали этих функций.
- Готовность к дискуссии о других функциях во время коллективного принятия решений. Так на действия компании влияют только квалифицированные сотрудники.
Apple считает, что легче обучить эксперта хорошо управлять, чем обучить менеджера быть экспертом.
Также Apple сохраняет минимальное количество топ-менеджеров: в 2006 году в компании было 17 тысяч сотрудников и 50 топ-менеджеров. В 2019 году — 137 тысяч сотрудников и 96 менеджеров.
Интересно, сколько нужно менеджеров, чтобы придумать не класть зарядку к 12-му айфону?
Я никого не защищаю, но они готовят потребителя к отказу от модели поведения с зарядным кабелем. На это нужно время, люди не любят резкие перемены. В следующем году или через один, вероятно, зарядка по кабелю исчезнет из iPhone. Нерешаемых проблем с синхронизацией по радио для разработчиков тут нет, а пользователь должен оценить возможность просто положить гаджет на магнитную зарядку или прислонить её к устройству. Если магнит держит крепко и центрует зарядку и смартфон друг относительно друга, это прекрасное решение. Ну, и стоит помнить, что это первое поколение такого решения, так что в следующем могут улучшить по отзывам. А судить всем нам, как и обычно. Приживётся — оставят магнит и уберут порт.
Защищаете. С их стороны это просто жадность. В противном случае клали бы ваучер на получение зарядки или как те же APC присылали по серийнику. Надеюсь, претензия к роспотребнадзору взлетит и эплу придется добавить зарядку.
Флоппи тоже из-за жадности убрали, сволочи.
Насколько надо быть ограниченным чтобы сводить все к жадности/тупости/понтам? Обычно а дискуссиях об эпл все сводится к этим трём слонам
Вы не слишком агрессивны? У не ограниченных людей какая причина того, что в некомплект теперь входит лайтинг на usb-c вместо usb-a?
И при чем тут тупость и понты? Мне нравится эпл, но я не хочу быть привязанным к маку для зарядки айфона, т.е. мне нужно купить зарядник.