Функциональная структура вместо продуктовой и один главный управляющий — Тим Кук: как организованы процессы в Apple Статьи редакции

И почему компания больше доверяет экспертам, чем менеджерам — Harvard Business Review собрал основные принципы, которые помогают Apple одновременно выпускать инновационные продукты и не вязнуть в бюрократии.

D11

Единая вертикаль управления

Реорганизацию компании начал ещё Стив Джобс в 1997 году — сразу после своего возвращения. В первый год на посту гендиректора он уволил генеральных менеджеров всех бизнес-подразделений, объединил разрозненные отделы в одну функциональную организацию.

Также ранее каждое бизнес-подразделение вело собственный отчёт о прибылях и убытках. Джобс оставил один общий P&L для компании.

Функциональная организация Apple в 1996 году и в 2019-м

С такой структурой компания разбита на сотни специализированных команд. Десятки групп могут работать над одним компонентом нового продукта. Например, над двухобъективной камерой с портретным режимом работали не менее 40 команд: по программному обеспечению для датчика движения, разработке сенсора и другим аспектам.

Старшие вице-президенты отвечают за функции, а не за продукты.

Тим Кук сейчас, как и Джобс прежде, занимает единственную управляющую позицию во всей организации. Он контролирует дизайн, разработку, маркетинг, торговлю и любые другие процессы в Apple. В остальном в компании нет генеральных менеджеров, которые могли бы так прямо влиять на процессы.

Эксперты важнее менеджеров

Решения в компании принимают только сотрудники с наибольшим опытом и экспертизой в конкретной области:

  • Apple конкурирует на рынках с высоким темпом технологических изменений. Поэтому важно полагаться на решения сотрудников с глубокими знаниями. Компания делает ставку на технологии, которые должны быть успешными ещё до того, как они станут популярными на рынке — эксперты повышают вероятность удачного продукта.
  • Если бы компания полагалась в первую очередь на финансовые показатели, это бы замедлило работу над инновационными продуктами. К примеру, топам исследовательских подразделений выплачивают премии по показателям эффективности всей компании, а не по финансовым результатам отдельных продуктов. Также финансовая команда не участвует в совещаниях команд разработчиков, а инженерные команды не определяют цену продуктов.

Репутация влияет на решения в компании — и наоборот

В функциональной организации репутация отдельного сотрудника и команды — механизм контроля над решениями. Пример такого подхода — введение портретного режима в iPhone 7 Plus в 2016 году.

Старший руководитель этого подразделения Пол Хьюбел и его команда сильно рисковали: было неясно, сможет ли функция убедить клиентов купить новую дорогую модель — или её будет недостаточно.

Если пользователи не захотят доплачивать за камеру, команде будут меньше доверять во время выхода нового смартфона и в целом отдавать ей меньший приоритет. Но камера оказалась главной особенностью iPhone 7 Plus — и её успех ещё больше укрепил репутацию Хьюбела и команды.

Менеджеры должны быть экспертами в своей области

После внедрения функциональной организации Стивом Джобсом менеджеры Apple на всех уровнях должны были обладать тремя ключевыми характеристиками:

  1. Глубокий опыт, который позволяет осмысленно участвовать во всех процессах вокруг конкретной функции.
  2. Погружение в детали этих функций.
  3. Готовность к дискуссии о других функциях во время коллективного принятия решений. Так на действия компании влияют только квалифицированные сотрудники.

Apple считает, что легче обучить эксперта хорошо управлять, чем обучить менеджера быть экспертом.

В Apple мы подумали: «О, мы станем большой компанией, давайте наймём профессиональных менеджеров». Это вообще не сработало... Они знали, как управлять, но не знали, как сделать хоть что-нибудь.

Стив Джобс, в интервью в 1984 году

Также Apple сохраняет минимальное количество топ-менеджеров: в 2006 году в компании было 17 тысяч сотрудников и 50 топ-менеджеров. В 2019 году — 137 тысяч сотрудников и 96 менеджеров.

0
155 комментариев
Написать комментарий...
Anton Reut

Какие инновационные продукты выпустила Эппл после смерти Джобса и ухода Айва? Серьезно. По-моему сплошное топтание на месте.

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Tykhonov

Наушники. Часы.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

инновационные. что в нашуниках и часах ИННОВАЦИОННОГО?

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

Назовите ваши беспроводные наушники которыми вы пользовались до появления AirPods аналогичные по удобству и качеству

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Итого имеем:
АЧХ уровня китайских
Время заряда - меньше китайских
Форма - выпадают из ушей.
Цена - лохи купят, им же важное статус поиметь, а не качество.
ИННОВАЦИИ.
иди погугли мониторные на ушники, за цену недоразумения от эппл можно вполне начальный уровень найти.

Ответить
Развернуть ветку
Панда Ву

А на вопрос по существу вы так и не ответили

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Shure SE215, аж с 2012 года выпускается, но айфоноголовому -какая разница, если в 2 раза дороже можно купить китайский звук с лого яблока?

Ответить
Развернуть ветку
Petia Sidorov

Shure ))) , у них есть Блютузные модели и без проводов? Пусть сначала сделают, потом сравним звучания, цены, технология. Может мне не хочется ходить и между ушами висит провод. 

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Прикинь, если включать мозги и зайти на сайт, оказывается они есть. 
А если еще чуть свой мозжечок напрячь, посмотреть характеристики, придется свою яблоковеру в помойку выкидывать. но ты же не сможешь?. Вам, яблодрочерам, хоть в уши ссы- все "инновационные продукты", а-ля батарея на 2 маха - ведь пользоваться телефоном 6 часов и на зарядку-  это круто, как и слушать музыку плохого качества.

Ответить
Развернуть ветку
Petia Sidorov

Не очень понятно, почему столько негатива к бреду Apple. И не понятно почему столько негатива к пользователям продукций Аппл, допустим я зарабатываю деньги, как хочу так и трачу. Как говорится каждый др... как хочет. Если у человека столько негатива, и тратить время, что бы такое написать, видимо есть проблемы с психикой.  

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

Потому что Яблочный маркетинг людям пелену на глаза такую накинул, что даже если их продукт объективно по характеристикам будет говно - они ответят тебе "amazing". 

Неспособность людей признавать доказанные факты.

Ответить
Развернуть ветку
Petia Sidorov

А почему вы думаете, что вы правы? Допустим у меня Порш, это в 2 раза дороже Ауди и 3 Раза дороже Фольксваген, все кто ездят на Фольксваген, считают что Поршеводы ло...и, переплачивают в 3 раза. Но самое интересное, что Поршеводу до одного место мнения владельцы Фольксвагенов. Моя позиция, у меня есть деньги, что хочу того и покупаю.

Ответить
Развернуть ветку
Nikolay Vavilov

неуместное сравнение - сравнивайте продукты с равными характеристиками.
корректный пример:
В  салоне вам продали машину "LIMITED EDITION SPECIAL ANNIVERSARY" с мотором меньшей мощности, с бензобаком в 2-а раза меньшей емкости, при этом еще и что-бы вашу машину заправить, вам нужно приобрести специальный аксессуар - стандартный пистолет в ваш бак не влезет. и вот вы подъезжаете такой на заправку, а рядом паркуется ваш друг, на точно такой же машине, но которая едет в 2-а раза быстрее, бензина у которой в 2-а раза больше, и заплатил он за нее в 2а раза меньше
Но зато у вас шильдик "ЛИМИТИД ЕДИШН"

Ответить
Развернуть ветку
152 комментария
Раскрывать всегда