{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Благополучие в музее: почему важно говорить о профессиональном выгорании и хроническом стрессе музейных сотрудников

Какие ассоциации вызывает слово «музей»? У кого-то — искусство и архитектура, кто-то сразу вспомнит про туристов и сувениры, кто-то представит школьные экскурсии и уроки истории. Но музей — это не только коллекция, здание и выставки. Музей — это люди, которые в нем работают: хранят, исследуют, представляют публике музейные предметы, общаются с посетителями, принимают вызовы времени и адаптируются к меняющимся обстоятельствам. С какими трудностями сталкиваются музейные специалисты и как помогают себе?

Аля Загитова и Аня Михайлова, представительницы музейного сообщества, рассказали, как работают с темой профессионального благополучия в российских музеях.

Аня — эксперт в области цифровых коммуникаций для музеев, директор АНО «Идеи для музеев», аналитик управления музейно-туристкого развития ГАУК МОСГОРТУР. Закончила Санкт-Петербургский государственный университет и Школу музейных исследований Лестерского университета (Великобритания). Работала в музее-заповеднике «Петергоф» (Санкт-Петербург), Музее антропологии и этнографии РАН (Кунсткамера), Государственном историческом музее. Вместе с Алей организует профессиональные и неформальные музейные мероприятия.

Аля Загитова — куратор проектов АНО «Идеи для музеев», консультант по цифровым коммуникациям для музеев и низкобюджетному маркетингу культурных проектов, организатор музейных мероприятий и куратор ежегодной конференции в Государственном историческом музее.

C чего все начиналось

К изучению темы благополучия в музеях Аня и Аля подошли одновременно, но с разных сторон. Аня обратила внимание на важность разговора о благополучии после семи лет проведения неформальных музейных мероприятий, на которых в том числе часто звучали истории о профессиональном выгорании и хроническом стрессе. Аля планировала магистерскую диссертацию о корпоративной культуре российских музеев, вместе с Аней организовывала встречи музейных профессионалов. В поисках темы для очередной рассылки «Идей для музеев» Аня написала пост на личной странице в Фейсбуке и попросила совета коллег. Среди ответов прозвучала тема музейного «счастья и несчастья» и стала отправной точкой для изучения темы благополучия.

Музейные коллеги поделились личными историями профессионального выгорания, из которых было очевидно, что благополучие каждого отдельного специалиста связано с благополучием профессиональной среды. Часто люди оказывались в сложной ситуации без поддержки и не знали, как и где найти внутренние силы на решение проблем и конфликтов.

Для того, чтобы разобраться в том, что такое профессиональное выгорание и благополучие, как с ними работать, Аля и Аня обратились к экспертам.

Что было предпринято

В партнерстве с Юлией Карасевой, основателем и генеральным директором консалтинговой компании Inbalansy, Аля и Аня провели обучающий вебинар для музейных специалистов во время встречи Музейного клуба. Юлия больше 10 лет работает в HR-консалтинге и поделилась своим опытом не только, как профессионал в области внутрикорпоративных отношений, но и как директор собственной компании.

Музеи могут перенять опыт бизнес-компаний в области управления персоналом и стратегического развития. Как и в бизнес-среде, в музеях, по наблюдениям коллег, иногда встречается конкуренция между отделами и сотрудниками, которая может перерасти в серьезные конфликты. Иногда эти конфликты усиливаются из-за сложностей взаимопонимания между сотрудниками разных поколений, сложной и многоуровневой коммуникационной структуры музея. Хорошо, когда у руководителей есть инструменты для того, что выстроить эффективные процессы управления и коммуникации.

Юлия Карасева,

Генеральный директор компании Inbalansy

Опыт бизнес-среды также может быть полезен музеям для работы со стратегическим планированием. К сожалению, не у всех российских музеев есть четко сформулированные миссия и цель. Отсутствие стратегического видения может мешать музею развиваться. Сотрудникам важно понимать общую цель, чувствовать значимость своей работы, испытывать удовлетворение от решения рабочих задач.

Тема благополучия сотрудников одинаково актуальна в музеях и бизнес-среде. На вебинаре Юлия отметила, что специфика музейного благополучия может быть связана с тем, что работу в музее традиционно воспринимают как творческую, а сотрудников более чувствительных и восприимчивых к неблагополучной рабочей среде. Конфликтные ситуации могут воспринимается острее, чем в профессиональных сферах, где творческой составляющей меньше, это может оказывать влияние на эффективность их работы и снижение мотивации. Юлия рассказала какие программы поддержки сотрудников внедряют компании, чтобы помочь сотрудникам справиться со сложностями и поддержать их продуктивность. Неожиданными для слушателей вебинара оказались слова Юлии о том, что даже в бизнес-среде, тема благополучия сотрудников в России является новой и не всегда встречает поддержку.

Тем не менее, в российском профессиональном сообществе постепенно возникают точечные инициативы в области благополучия сотрудников. Так, например, коллега Ани и Али Катрин Ненашева, куратор публичной программы «Разные люди — новый музей» Политехнического музея (Москва) вместе с экспертами провела серию закрытых встреч для музейных специалистов, посвященных профессиональному выгоранию и способам самоподдержки. В некоторых музеях есть специальные программы, направленные на укрепление связей внутри команды: совместные выезды, творческие проекты, тренинги, командные игры. Для того, чтобы развивать направление поддержки сотрудников нужны специалисты и возможности, которых пока, к сожалению, недостаточно.

С какими трудностями столкнулись

Из-за ограничений, связанных с пандемией коронавируса, бюджеты многих музеев сократили, и сотрудники столкнулись с новым стрессом и неопределенностью — отложились запланированные проекты, сорвались выставки, сократилось количество посетителей. Многие музеи оказались вынуждены усилить онлайн-присутствие, которое было единственным способом оставаться на связи с посетителями и подписчиками.

Большая нагрузка на специалистов пиар-отделов и смм-специалистов музеев, особенности коммуникации во время удаленной работы дали Ане и Але повод для публичного разговора о музейном благополучии, проблемах внутримузейной коммуникации и выгорании смм-специалистов, которые оказались на онлайн-«передовой».

Это запись из Instagram*. По требованиям Роскомнадзора, мы не можем её показать
*Meta, владеющая Instagram, признана экстремистской организацией на территории Российской Федерации

Еще один проект, который родился во время режима самоизоляции и связан с поддержкой музейных сотрудников — The Listening Station: серия онлайн-интервью с музейными специалистами о жизни и работе в режиме самоизоляции. Важный итог 20-ти интервью в том, что главная ценность музея — люди. И от того, как они себя ощущают на рабочем месте, как общаются друг с другом, как поддерживают коллег, зависит успех и развитие всего музея.

К сожалению, пока тема музейного благополучия и особенностей внутримузейной коммуникации остается болезненной и сложной. Но Аня и Аля убеждены, что постепенно разговор о благополучии станет частью профессиональных дискуссий. Коллеги планируют серию встреч со специалистами для того, чтобы рассмотреть проблему профессионального выгорания и благополучия с разных сторон, предложить музейным сотрудникам способы самодиагностики, самопомощи и показать возможности и инструменты развития благополучной среды в музеях.

Профессиональное благополучие реально, если музейному сообществу важно расти и развиваться. АНО «Идеи для музеев» было создано для поддержки и развития российского музейного сообщества и сотрудничества с коллегами. Аня Михайлова и Аля Загитова верят в то, что они на правильном пути.

0
3 комментария
Семён Аксёнов

Интересно...

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Главная проблема музейных сотрудников в крайне низких зарплатах.

Ответить
Развернуть ветку
Ольга Зайцева

Если ваша причина именно эмоциональное выгорание, советую посмотреть это видео, где подробно рассказывается о том, что это и как с этим бороться.

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда