{"id":14271,"url":"\/distributions\/14271\/click?bit=1&hash=51917511656265921c5b13ff3eb9d4e048e0aaeb67fc3977400bb43652cdbd32","title":"\u0420\u0435\u0434\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440 \u043d\u0430\u0442\u0438\u0432\u043e\u043a \u0438 \u0441\u043f\u0435\u0446\u043f\u0440\u043e\u0435\u043a\u0442\u043e\u0432 \u0432 vc.ru \u2014 \u043d\u0430\u0439\u0434\u0438\u0441\u044c!","buttonText":"","imageUuid":""}

Как стать проджект-менеджером: что смотреть, что учить и как набрать опыт

В первый четверг ноября руководителей проектов принято поздравлять с Международным днём проектного менеджмента. В России профессия менеджера проектов продолжает оставаться востребованной. Прямо сейчас, по данным hh, для проджект менеджеров открыты более 4000 вакансий в Москве и более 1000 вакансий в Санкт-Петербурге.

В этой статье мы хотим кратко рассказать, с чего начать, если вы задумались о начале карьеры менеджера проектов.

Автор фото: Михаил Селезнёв

Что делают проджекты

Название этой должности (или роли) может звучать по-разному — руководитель проекта, менеджер проекта, проджект менеджер, project lead/leader, delivery manager и вариации на тему. Иногда даже пишут «менеджер продукта», подразумевая обычные проджектовые задачи, поэтому всегда внимательно читайте описание вакансий.

В вакансиях среди задач менеджера проектов почти везде можно встретить следующие:

  • Составлять и согласовывать технические задания;
  • Ставить задачи команде, распределять нагрузку и мотивировать на победы;
  • Обеспечивать достижение качества и сроков в рамках бюджета проектов;
  • Управлять приоритетностью задач;
  • Выявлять риски и управлять ими;
  • Вести проектную документацию;
  • Налаживать отношения с клиентами (заказчиком), проводить собрания, созвоны и встречи.

Дальше задачи проджект менеджера и требования к кандидатам варьируются от компании к компании в зависимости от отрасли и специфики. Кому-то в итоге больше требуются продуктовые скиллы, для кого-то обязателен технический бэкграунд, а кому-то пригодятся навыки описания бизнес-процессов и запуска рекламных кампаний.

Согласно отчёту Хабр Карьера, в первом полугодии 2020 медианная зарплата руководителей проектов в ИТ составила 115 тысяч рублей.

Компенсация менеджера сильно зависит от уровня обязанностей, которые входят в его работу. Это может быть просто администрирование и отчётность, планирование работы небольшой команды, равно как и управление десятками людей, ответственность за их производительность и карьерный рост, найм и увольнение.
Такие менеджеры будут получать в разы больше их молодых коллег с более скромным кругом обязанностей.

Сергей Лавриненко, Основатель проекта Salary2.me

Больше про ежедневные задачи и челленджи работы проджекта можно почитать в статье «Чем занимаются менеджеры проектов каждый день и что для них сложнее всего», а здесь поговорим, что делать дальше.

Определиться, надо ли оно

Проджект менеджер (ПМ) — это не повышение, это другая роль. Хороший разработчик зарабатывает не хуже ПМа. Роль проджект менеджера хорошо подойдёт для тех, кто любит общаться с другими людьми, создавать проблемы и успешно их решать, вытягивать что-то на морально-волевых, а потом рассказывать на конференциях про самоорганизацию и эффективные бизнес-процессы.
У вас неплохие шансы преуспеть в этой роли, если:

  • Вам нравится находить общий язык с людьми из разных «миров»;
  • Вы не падаете в обморок, когда вам сообщают, дизайнер не успевает выполнить задачу;
  • Вы спокойно относитесь к появлению новых хотелок у заказчика;
  • Вы в состоянии прочитать договор от корки до корки;
  • Вам нравится заботиться о людях и помогать им добиваться результатов.

Если человек по жизни и в работе очень скромный и очень мягкий, наверное, сложно ему будет развиваться в роль проджект менеджера.

Виталий Шароватов, коуч тимлидов экс-Рокетбанк

Теперь обсудим, что делать, если решили пробовать.

Набирать опыт

Отсутствие опыта — один из основных барьеров, который мешает попробовать себя в новой роли. С одной стороны, это психологическая проблема — своего рода синдром самозванца. С другой — реальная: в вакансиях часто указан опыт, а где его взять?

Предлагаем три варианта.

1. Брать больше ответственности на текущей работе

Никто не откажется от помощи. Даже последний любитель микроменеджмента. Берите на себя больше ответственности и инициативы. Начните с себя: расставьте приоритеты в своих задачах, научитесь составлять бэклог на неделю или потренируйтесь делать диаграмму Ганта и анализ рисков на текущем проекте. Обсудите варианты развития с вашим руководителем/ментором, возможно, поменять специальность можно прямо внутри компании.

Большинство случаев карьерного роста в ПМстве начинается с бОльшей ответственности, которую берёт на себя сотрудник. Да, никто не может гарантировать вам, что ваши усилия оценят и вас повысят, но не делая работу сверх ожидаемого, вы точно снижаете ваши шансы для успешного промоушена.

Около 80% ПМов в моей практике были как раз теми сотрудниками, которые брали на себя больше, чем от них ожидали, были теми у кого горели глаза и болела душа за любимое дело и это сыграло решающую роль в получении ими первой официальной должности ПМа.

2. Сделать свой pet project

Это может быть что угодно. Главное, чтобы было интересно самому и можно было применить проектные скилы:

  • Умеете кодить — попробуйте сделать своё приложение.
  • Играете до утра — проведите киберчемпионат на работе.
  • Переживаете за экологию — организуйте проект по сбору вторсырья или посадке деревьев на работе.
  • Любите романы Вольтера — сделайте об этом сайт на Тильде.

Это полезно, потому что проджект менеджер должен обладать целым набором навыков, и вам нужно найти способы их использовать. Если не получается прокачать всё на одном маленьком проекте — не расстраивайтесь. Проект требует много взаимодействия с командой и стейкхолдерами — супер, прокачаете софт скиллы. Проект не требует участия других людей — ничего страшного, научитесь писать требования, оценивать риски и освоите другие hard skills. Главное, подойдите к проекту осознанно и старайтесь использовать профессиональные инструменты и подходы, о которых узнали.

3. Помочь волонтёрам

В России действует множество волонтёрских организаций, им почти всем не хватает рук и грамотного менеджмента. Это отличная возможность не только расширить горизонты, но и взять на себя инициативу, ничем не рискуя на работе. Найдите волонтёрскую организацию по вкусу и попробуйте приложить свои силы там. Можно присоединиться к существующему проекту, а можно начать свой.

В профессиональном мире тоже есть такие возможности. Мы рекомендуем узнать о позициях для волонтёров в PMI Moscow и PMI St. Petersburg Chapter. Также можно участвовать в организации профессиональных конференций и митапов — помимо проектного опыта вы получите полезные знакомства и рекомендации.

Волонтёрство — это уникальный опыт, который вы никогда нигде ни в какой компании ни за какие деньги не сможете получить. Мы, волонтёры, профессиональные РП с РМР и 10 летним опытом управления проектами, в сообществе приобретаем новый опыт управления волонтёрскими проектами.
Это хорошая возможность и для „старичков“ в профессии — расширение связей, реализация своих идей, развитие soft skills. И для новичков — стажировка, практика, наставничество, возможность получить релевантный опыт.

Дина Ивашёва

, Президент PMI Moscow chapter

Учиться и сертифицироваться

Кто-то любит ходить по граблям и игнорировать чужой опыт, кто-то любит учиться, но согласен только на максимум — университет или, в крайнем случае, образовательная программа на полгода-год. Такой основательный подход — это, конечно, здорово. Но как же право на ошибку и возможность выбора?

Мы рекомендуем начать с коротких курсов, по возможности бесплатных. Это поможет сначала не тратить время на раскачку и быстро приступить к учёбе, а потом углубляться в нужных направлениях с теми школами/преподавателями, которые вам подошли. Или прийти к выводу, что вас не интересует эта сфера. Это тоже нормально — всегда лучше как можно раньше понять, что занимаешься не тем.

Несколько примеров курсов:

Проджект менеджмент 101
Курс можно посмотреть за пару вечеров, получите необходимые основы и выберете направление для развития.

Управление проектами
Фундаментальный курс от НИУ ВШЭ, длится 12 недель, зато всё по классике.

Agile и Scrum в работе над проектами и продуктами
Курс фокусируется на фреймворке Scrum.

Fundamentals of Project Planning and Management
Для тех, кому нравится учиться на английском языке. Больше внимания на классические практики и примеры.

Во-первых, очень часто мы планируем свои карьерные планы, опираясь на то, какие профессии сейчас в топе, а не на свои способности и интересы. Обучение — это реальная возможность попробовать и понять, а действительно ли тебе интересно то направление, в котором ты планируешь работать. Курсы, семинары, воркшопы, сертификация — это ещё и хороший формат попробовать и оценить свои реальные силы. И самое главное — это можно делать без отрыва от основной работы!

Во-вторых, 80% успеха в любом деле составляет подготовка. Джуниор, знающий теоретическую основу, всегда будет выигрышнее смотреться на фоне джуниора, который ничего не знает, но очень хочет. Знание теории позволяет учесть опыт множества людей, которые работают в этой сфере и не допустить банальнейших ошибок на старте.

И в-третьих, есть хорошее выражение Ари де Гиуса: «Способность учиться быстрее, чем ваши конкуренты, может дать вам устойчивое, конкурентное преимущество». Именно поэтому постоянное развитие и прокачивание себя, позволяет быть готовым к любым ситуациям на рынке и расширять свои возможности.

Мария Седачёва, Project manager, эксперт по корпоративному и онлайн обучению

Когда определитесь с направлением после бесплатных курсов, то хорошая идея обратить внимание на получение начального сертификата — CAPM от PMI, PRINCE2 Foundation, Professional Scrum Master™ I или IPMA Level D. Плюс данных сертификатов в том, что они являются международными и могут пригодиться, если вы захотите расширить свои варианты трудоустройства.

О полезности сертификатов любят спорить, но это точно один из эффективных способ подтянуть «матчасть». Чтобы прочитать и вникнуть в профессиональное руководство из 500-800 страниц, ещё нужна сильная мотивация.

Смотреть выступления и вебинары

Очень полезно смотреть по сторонам — это даёт возможность быть в курсе разных взглядов и не начать вариться в собственном соку, думая, что ваша компания — это и есть весь мир, а по-другому не бывает. Кроме знаний и опыта, митапы и конференции дают и другую возможность: познакомиться со спикерами и участниками.

Мы пишем эту статью осенью 2020 и эта возможность закрыта, но не стоит отчаиваться: к счастью, записи выступлений стали выкладывать на youtube задолго до пандемии, а многие качественные события продолжают проходить онлайн.
Несколько рекомендаций:

  • Management Channel
    Канал крупнейшей конференции для тимлидов
  • Project Management Club
    Вебинары с проджектами и продактами, бесплатные обучающие видео
  • CodeFest Russia
    Канал крупнейшей IT конференции за Уралом
  • Академия Яндекса
    Подборка занятий про управление проектами и продуктом

Мне кажется, главная фишка конференций — возможность познакомиться с людьми, которые решают проблемы, похожие на ваши. Правда, с этой точки зрения полезнее выступать, чем быть зрителем, но и зрителем тоже хорошо.

Если вы приходите на выступление, от которого ждёте решения своей проблемы, лекарства от своей боли, но не получаете его — это не беда. Поговорите с остальными людьми, которые пришли, возможно, они тоже оказались там не случайно, и вы можете помочь друг другу.

Спикеру легче, потому что ему не надо ни с кем знакомиться: он уже представлен всему залу. Но другой разницы, кажется, нет.

Роман Поборчий, Эксперт по публичным выступлениям на технологических конференциях

Читать книги и статьи

Не стоит начинать сразу с тяжеловесных учебников или стандартов вроде PMBOK. Попробовать сразу всё в работе вы вряд ли сможете, а вот забросить книгу надолго и разочароваться — легко. Полезно почитать короткие описания фреймворков, например Scrum и p3express.
Книги:

  • Джозеф Хигни «Основы проектного менеджмента. Классическое руководство»
  • Эндрю Стеллман и Дженнифер Грин «Постигая Agile: Ценности, принципы, методологии»
  • Майк Барроуз «Канбан Метод. Улучшение системы управления»
  • Марк Лоффлер «Ретроспектива в Agile»
  • Томас Кайзер «Фасилитация на практике»

А ещё попробуйте бизнес-романы про управление проектами:

  • Том ДеМарко «Deadline. Роман об управлении проектами»
  • Джеф Кокс и Элияху М. Голдратт «Цель»
  • Джим Кук «Проект «Феникс». Роман о том, как DevOps меняет бизнес к лучшему»

На начальном этапе карьеры руководителя проектов книги – спорный источник информации. Во-первых, при отсутствии похожего опыта информация воспринимается искажённо. Например, я читал книгу Тома ДеМарко три раза: до того, как стал менеджером, через год и через три года работы. Каждый раз книга открывалась с новой стороны.

Важно, литература – всего лишь форма передачи информации. Нет принципиальной разницы, почитал ты книгу или посмотрел видео на ютубе. Главное, полученное полезное действие.

Виталий Салахмир, Менеджер проектов

Книги — это классно, но какие-то узкие вопросы лучше читать в коротких статьях:

  • vc.ru — много кейсов, искать лучше через поиск.
  • habr.com — хаб управление проектами. Много материалов по узким темам.
  • pmclub.pro — опыт сертификации, статьи от практиков, рецензии на книги и разбор инструментов.
  • salakhmir.ru — мысли о ПМстве от первого лица.
  • upravlenie-proektami.ru — короткие заметки об управлении проектами в ретро-стиле.

Обратите внимание на корпоративные блоги лидеров в интересующей вас сфере — многие компании стали открыто рассказывать про свою проектную кухню.

И не забывайте про Telegram — там много больших и маленьких каналов и чатов, где можно не только что-то прочитать, но и задать свои вопросы, попросить рекомендации и даже найти ментора, работу или стажировку!

Комьюнити в телеграме ценны главным образом людьми, которые в этом комьюнити есть — они делятся опытом и мнениями, полезными материалами, помогают с разбором конкретных ситуаций и кейсов — такое часто бывает у нас в чате. Можно прийти, описать ситуацию и попросить помощи. Часто такие случаи выливаются в обсуждения не на один день. Не раз ребята потом писали в чат, что благодаря комьюнити и полученным в нём советам ситуация решалась. В такие моменты особенно чётко чувствуешь, насколько важно иметь такой канал связи с коллегами по цеху.

А ещё не стоит недооценивать ценность моральной поддержки и валидации эмоций — когда есть место, куда вы можете прийти и там понимают вашу радость и боль и поддерживают. Это очень ценно само по себе.

Диляра Саетова, Ко-фаундер сообщества PM Lunch

Подборка материалов о том, как стать проджектом

Помогут разобраться в перспективах:

Захотели больше узнать о профессии? Используйте любимый способ планирования и постановки целей и дерзайте.

Всем любимой работы!

0
73 комментария
Написать комментарий...
Nikolay Vavilov

Эмм.
"1. Брать больше ответственности на текущей работе" - прикольно, значит начальник будет Ивану больше задач кидать, раз он хорошо справляется. 
я бы 1 заменил на 
1. "Найти компанию, где внедрено проектное управление"
2. "Прочитать PMbok и прочие проджектовые книги - определиться, оно вам надо?"

Ответить
Развернуть ветку
Anton Reut

"определиться, оно вам надо?" - вот в точку,  отдавать свое психическое и зачастую физ здоровье ради чужого проекта работая на дядю, это должно стоить того. Иначе нах этот нервяк весь. 

Ответить
Развернуть ветку
Кирилл

А есть иные способы научиться управлять эффективно?
Есть всего два пути роста: карьера и открытие собственного дела.

В первом случае: никто и никогда не продвинет человека вверх, если он не берёт на себя ответственность чуть больше, чем это положено по должности. Почему? Да кому захочется работать с таким "щепетильным товарищем", который боится лишний раз переработать.

Во втором случае, ваш бизнес не продвинется в развитии, т.к. заказчикам такой подрядчик тоже не нужен по причинам описанным выше, а подчинённые такого руководителя ни в грош будут ценить и не будут слушаться, и вся работа будет срываться регулярно.

Ответить
Развернуть ветку
70 комментариев
Раскрывать всегда