{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Почему жизнестойкость решили сделать компетенцией будущего

Жизнестойкость – компетенция, которая всё чаще встречается в экспертных обзорах наряду с адаптивностью и управлением стрессом. Хотя, казалось бы, зачем множить сущности, да еще и с трудом определяемые? Мы постарались разобраться в этом вопросе.

Так ли хороша адаптивность?

Адаптивность – это модный термин, который обозначает, по сути, приспособляемость. Чем адаптивнее человек, тем легче он переносит любые перемены. Одним из главных индикаторов адаптивности является адекватное восприятие среды и умение оставаться в нем целостной личностью.

Сегодня мало говорят о другой стороне адаптивности: успешные приспособленцы далеко не всегда выбирают путь борьбы за изменения. Мы предполагаем, что человек должен адаптироваться к быстро развивающейся прогрессивной среде, но среда может иногда и застаиваться…

Адаптивность как компетенция замечательно развивается там, где у компании есть четкий вектор развития, а у сотрудников – хорошие образцы для подражания и примеры, на которые они могут равняться.

Вывод

Сотрудники должны обучаться не столько адаптивности, сколько управлению планом своего развития в контексте проектируемых компанией изменений. Чтобы быть адаптивными в будущем, они должны увидеть себя в этом будущем и осознать этот контекст.

Где границы управления стрессом?

Стресс – это воспринимаемый человеком дисбаланс между требованием среды и возможностью прореагировать в условиях, когда неспособность выполнить требование приведет к серьезным последствиям. Навыки управления стрессом позволяют нам эффективно работать в стрессовой ситуации.

Стрессовые ситуации бывают следующими:

  • те, которые мы можем контролировать и менять;

  • те, которые мы не можем ни контролировать, ни менять.

Кратковременный стресс может быть даже полезным: вы готовились к большому мероприятию, волновались, не спали ночь – потом быстро пришли в норму с чувством настоящей победы. Но вот вас перевели на удаленку, вы уже седьмой месяц работаете в авральном режиме, дома нагнетается напряженная обстановка и вы не представляете, когда это кончится.

Один из исследователей метко подметил, что бороться со стрессомвсе равно что лечить головную боль гильотиной.

Бороться надо с причинами стресса, поэтому эксперты выделяют два ключевых подхода к управлению стрессом, а точнее, два способа преодоления стрессовых ситуаций:

  1. Развивать в себе умение не реагировать на раздражитель остро (выпить стакан воды, сделать медитацию, отвлечься на рисование рожиц в блокноте, то есть любым способом задержать развитие бурной реакции на стрессор и т. д.);

  2. Применять копинг-стратегии, то есть осознанно прилагать усилия для преодоления проблемы (к копинг-стратегиям относятся, например, изменение видения проблемы и знаменитый прием Скарлетт О`Хары «Я подумаю об этом завтра»).
Стадии стресса по Г. Селье

Выходит, чтобы преодолеть стресс, надо приложить усилия. Проблема в том, что прилагать дополнительные усилия на фоне разрастающегося чувства упадка сил смогут не все. И это вполне нормально, ведь неисчерпаемых ресурсов не бывает.

Вывод

Сотрудников имеет смысл обучать управлению стрессом, так как эти навыки действительно помогают сохранять ресурсное состояние в кризис. Правда, при наличии продолжительного стресса эффективность их работы все равно будет снижаться. Таким образом люди адаптируются к кризисной ситуации.

Откуда же взялась жизнестойкость?

Жизнестойкость определяется как способность быстро восстанавливаться после кризисов и адаптироваться к резким и длительным переменам. Другими словами, быть готовым принять удары судьбы, подняться с колен.

Появление этой компетенции должно, с одной стороны, насторожить профессиональное сообщество предсказанием трудных времен, а с другой стороны –отдать должное многим поколениям антикризисных руководителей.

Символом этой компетенции является Ванька-встанька. Некоторые эксперты сравнивают жизнестойкость с упругостью и определяют формулой:

Психолог Дмитрий Леонтьев описывает жизнестойкость как черту, характеризующуюся мерой преодоления заданных обстоятельств.

Профессор С. А. Богомаз характеризует жизнестойкость как системное психологическое свойство, возникающее у человека вследствие особого сочетания установок и навыков, позволяющих ему превращать проблемные ситуации в новые возможности.

В основе жизнестойкости – самоэффективность, а также сильная мотивация, набор копинг-стратегий, открытость новому, оптимизм и готовность справиться с ситуацией.

В характеристике жизнестойкости есть важный аспект. Жизнестойкие лидеры смотрят в будущее с оптимизмом, но при этом не приукрашивают ситуацию. В основе жизнестойкости – стремление быть реалистом, объективно оценивать ситуацию, чтобы:

  • изменить то, что можно изменить;

  • адаптироваться к тому, что невозможно изменить.

Вывод

Жизнестойкость помогает лидерам превращать кризисы в ситуации развития. В сравнении с навыками управления стрессом и адаптивностью эта компетенция – трансформирующая, так как именно она сулит ее обладателям настоящие прорывы, фокусируя их не на том, чтобы «как-то продержаться» или «как-то приспособиться», а на том, чтобы преодолеть ситуацию и даже обратить ее себе на пользу.

Поддается ли измерению жизнестойкость? Да! Мы писали об этом в блоге «Новая эпоха управления». Тесты ситуационных суждений измеряют даже такие «сверхмягкие» компетенции.

Скажем больше: многое из того, что в настоящее время компании характеризуют как адаптивность своих сотрудников, на самом деле – их жизнестойкость. Потому что людей, готовых приспособиться к любым обстоятельствам, немало, а вот тех, кто готов «прогибать под себя изменчивый мир», намного меньше.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда