Джефф Безос рассказал о своих принципах принятия важных бизнес-решений

Прямая речь из его книги, выходящей в 2021 году.

$187 млрд — именно в такую сумму оценивают состояние основателя Amazon. Его путь вряд ли можно повторить, но на его ошибках и решениях можно учиться. Семь лет без прибыли и прогнозы аналитиков о скором банкротстве — но предпринимателю удалось преодолеть трудности и построить компанию стоимостью больше $1,6 трлн.

В отрывке из нового сборника своих работ гендиректор Amazon говорит, что его секрет — в том, чтобы принимать меньше решений, долго думать только о том, что нельзя будет исправить, и планировать на два-три года вперед. Самый богатый человек мира выступает с советами для владельцев и топ-менеджеров компаний.

Мне нравится отдыхать по утрам. Я встаю рано и ложусь рано. Я читаю газеты, пью кофе. Завтракаю с детьми до того, как они едут в школу. Это «ленивое» время — мой основной отдых, оно очень важно для меня.

Поэтому первую встречу я назначаю не раньше 10 часов утра. Мне нравится проводить встречи, требующие большой отдачи, перед обедом. А потом — что-то более рутинное. Потому что к 5 часам вечера я уже не могу четко думать о важных вопросах. Лучше тогда перенести встречу на завтра на 10 утра.

Потом я сплю 8 часов. Сон — главный приоритет, особенно если я не отправляюсь в другую временную зону. Иногда получить полные 8 часов невозможно, но я отношусь к этому очень внимательно и знаю, что мне нужно столько. Тогда я лучше думаю, у меня больше энергии и хорошее настроение.

Задумайтесь об этом: как руководителю, за что вам, собственно, платят? Вам платят за принятие небольшого количества очень важных решений. Ваша задача — не выносить тысячи мелких вердиктов каждый день. А сделать правильный выбор там, где это по-настоящему стоит того.

Допустим, я спал бы по 6 часов в день. Или даже пойдем ещё дальше, скажем, 4 часа. Я бы заработал себе дополнительно четыре «продуктивных» часа каждый день. Значит, если раньше у меня было, скажем, 12 продуктивных часов, у меня вдруг теперь их 16! На 33% больше времени, чтобы принимать решения.

Скажем, каждый день я принимаю по сто решений. Теперь я смогу принять ещё 33. Стоит ли это того, чтобы понизить качество таких решений? Если бы от их качества почти ничего не менялось — возможно. Но если у вас немного решений, и они ключевые для жизни компании, важно не быть уставшим.

Для стартапа действуют немного другие правила. Когда Amazon был всего сотней людей, я работал иначе. У меня был микро-контроль, я знал каждый процесс. Но теперь мы не стартап, и весь наш топ-менеджмент работает так же, как и я. Они работают в будущем. Они живут будущим. Никто из людей, отвечающих напрямую мне, не сосредоточен на текущем квартале.

Когда у меня хороший ежеквартальный отчет перед Уолл-Стрит, люди меня останавливают и говорят «Поздравляем с вашим кварталом». И я отвечаю «Спасибо». Но на самом деле в такой момент я думаю, что этот квартал был заложен три года назад. Он ничего не говорит о том, как хорошо мы трудимся сейчас.

В данный момент я работаю над кварталом, который покажет себя в 2023 году. Так должны работать и вы, если хотите, чтобы ваша компания стала успешной в будущем. Нужно думать как минимум на 2-3 года вперед. И если это так, то зачем вам сто решений сегодня? Если я принимаю два-три хороших решения в день, этого достаточно, чтобы мы процветали. Важно только, чтобы они были настолько высокого качества, насколько я смогу. Уоррен Баффет говорит, он доволен, если принимает три хороших решения в год. Я в это тоже верю.

Как принимать решения

Есть способ повысить скорость принятия решений, это очень важно. Если бы я был настолько наглым, чтобы давать советы другим руководителям компаний, я бы сказал, что одна из их главных проблем — это младшие менеджеры, которые слишком сильно копируют их поведение. Этого нужно остерегаться. Я вижу это в Amazon, при принятии решений все моделируют свое руководство. Это нормально, это естественно, но с этим нужно активно бороться.

Отчасти это подсознательный уровень. Вы смотрите на кого-то, вы его уважаете, вы постепенно набираетесь у него опыта. Но проблема с таким моделированием в том, что оно не учитывает тот факт, что существует два типа решений:

1. Первые решения — необратимые, с серьезными последствиями. Мы называем их «односторонними дверьми». Их нужно принимать медленно и аккуратно. Часто в руководстве Amazon я оказываюсь в позиции «главного тормоза». Я говорю: «Ого, это важно. Я хочу, чтобы вы проанализировали это ещё двадцатью разными методами, потому что это потом сложно будет исправить».

2. Проблема в том, что 99% решений — относятся ко второй категории. Они в чём-то важные, но вполне обратимые. Это двери, которые открываются в обе стороны. В которые можно зайти, а потом выйти. Если решение окажется неверным, вы теряете время и немного денег, но не более того.

Из примеров решений второго типа — начало подработки. Или предложение новой услуги в основном бизнесе. Введение новых схем ценообразования. Вещи, которые в моменте могут казаться очень важными, но которые можно обратить (это зачастую проще, чем вы можете подумать).

Что происходит с крупными организациями — что все решения со временем превращаются в тип 1. Для каждого сотрудника они кажутся необратимыми. Потому что последствием для него может стать увольнение, если он примет неверное решение, оно может стать его последним в этой компании. В результате решения или не принимаются вовсе, или занимают в тысячу раз больше времени, чем они того требуют. Это провал.

Почему мы остаемся динамичной компанией, несмотря на свои размеры — мы активно сражаемся с таким менталитетом. У нас больше миллиона сотрудников, если каждый из них тратит лишние десять минут на принятие решений в день, это 460 тысяч потерянных часов каждый месяц. Поэтому всё автоматизировано или сокращено, задуматься лишний раз нет возможности. Решения второго типа у нас может принимать только высокий руководитель.

Хотите быть более успешным? Перед принятием любого решения, быстро подумайте, к какому типу оно относится, 1 или 2. Если это решение второго типа, вполне обратимое, примите его быстро и без сожаления. Если выбор будет неверным, ничего страшного. Вы поработаете чуть интенсивнее, и всё исправите. Плюс — получите опыт, и станете более закалёнными. А это значит, что ещё больший процент решений первого типа, важных и необратимых, окажутся правильными.

Необратимые решения должны сразу осознаваться. Их нужно отличать. И принимать только путём консенсуса, дебатов и рассмотрения всех возможных вариантов.

Если в вашей компании зацикливаются на решениях второго типа, результатом будет общая медлительность, необдуманные риски, отсутствие достаточного объема экспериментов и, как следствие, снижение креативности, изобретательности. Боритесь с этой тенденцией. Результатом будет более динамичная и устойчивая к развитию конкурентов компания.

Другой способ ускорить принятие решений — уверенно лидировать в случае несогласия. Скажем, вам повезло, и у вас есть страстные миссионеры, люди, горящие идеей, на которых держится любая компания. Им всем небезразлично, у них есть своё мнение. Но если вы не будете осторожны, процесс принятия решений может превратиться в войну на истощение. Победит тот, у кого больше выносливости. В конечном итоге сторона, придерживающаяся противоположного мнения, просто капитулирует: «Хорошо, я устал. Мы сделаем это по-твоему».

Это худший в мире процесс принятия решений! В результате все деморализованы, а решение принято не лучшее, а, по сути, случайное. Намного лучше — ориентироваться на старшего руководителя, и в случае возникновения вопросов переходить к ещё более опытным лидерам. Спорные решения необходимо принимать быстро. Нельзя позволять двум молодым менеджерам целый год спорить и изнурять себя. Вы должны обучать этих молодых людей, показывать им правильное, на ваш взгляд, направление.

Выслушайте все точки зрения, примите их к виду. И скажите: «Послушайте, никто из нас здесь не знает правильного решения. Но я хочу, чтобы вы сыграли со мной. Оставайтесь при своем мнении, оно может оказаться ценным позже, но сейчас мы сделаем это так. Не соглашайтесь, но помогите мне в этом».

И вот что важно: иногда разногласия возникают между старшим человеком и его подчиненным. Подчиненный хочет сделать это одним способом, а старший сотрудник считает, что это нужно делать иначе. В такой ситуации более высокопоставленный человек должен уметь принимать факты. И делать так, как ему рекомендуют, пусть он и не согласен. Я так делаю постоянно. Совершенно не соглашаюсь с советниками по каким-то вопросам, но принимаю и поддерживаю их решения.

Я буду спорить о чём-то час, день или три дня. И в итоге говорю: «Знаешь что? Я действительно не согласен с этим, но у тебя в этом больше текущих знаний, чем у меня. Мы сделаем это по-твоему. И я обещаю, что никогда не скажу тебе, что "я же говорил"».

На самом деле это очень успокаивает. Вы признаете реальность того, что у старшего руководителя каждый день очень много решений, и он не обязательно разбирается во всём лучше всех остальных. Конечно, ваше суждение очень ценно, у него большой вес, и поэтому иногда вам следует отвергать подчиненных, даже если у них более «точная» правда. Но иногда стоит сказать: «Я знаю этого человека, я работал с ним годами. У него отличное суждение. Я не согласен с ним сейчас, но у него есть хорошие факты, и свежая перспектива. Я поддержу его решение, и обязуюсь помочь ему всеми силами».

Когда вы показываете это своим подчиненным, они следят за вами, и неосознанно переносят эти же принципы на свои собрания. Постепенно эта культура распространяется по всей организации. Решения в целом принимаются намного быстрее, а самые важные решения становятся более качественными. Компания, независимо от её размеров, может успешно расти.

Кстати, в Америке несколько часов назад началась Черная пятница. Amazon принимает в ней самое активное участие, скидки идут на десятки тысяч товаров. Ожидается, что компания за несколько дней заработает минимум $8 млрд. Акции Amazon на этом уже начали очередной рост. Состояние самого богатого человека в мире в ближайшие дни, как ожидается, увеличится ещё на несколько миллиардов.

0
80 комментариев
Написать комментарий...
Давид Сабаури

Гениальный человек. На перепродаже сделал 240 млрд долларов и стал самым богатым человеком в мире. На самом деле- он красавчик. Не своровал, не убивал, не врал, а просто взял и сделал то, чем пользуются многие американцы и европейцы.

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

Вор и плагиатор грандиозных оптовых масштабов,
который специально для этого, формирует целую екосистему и платформу.

Извиняюсь, даже доходит вплоть до копирования популярных марок ароматической туалетной бумаги.

Может вы хотябы слышали Про украденный Патент первых умных колонок, и повторюшку за Маском Blue Origin ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

у него доступ ко всем данным продаж есть. он не анализирует ниши он сразу видит конфиденциальную финансовую информацию.

раньше прецедентов не было. если я хочу открыть ларек я хожу по району смотрю ларьки смотрю чего торгуют сколько людей но я не вижу их конфиденциальные данные.

а с появлением маркетплейса правила другие и вообще интересно как это разрулить. 

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

подбор терминов не так важен.
как оценить и назвать поведение,
когда ты размещаешься на маркетплейсе,
а потом маркетплейс посмотрев на твои продажи, выпускает конкурирующий товар, а тебя понижает в выдаче ?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Art.Spark

это возможность которой он пользуется.
Но ведь с людьми можно и честно сотрудничать ... но видимо не брезгует тем "делаю потому что могу".

Ответить
Развернуть ветку
Alex Illarionov

Бизнес — это не писю по ветру пускать. Там Львы.

Ответить
Развернуть ветку
Mika

Какая прекрасная метафора

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

людей много их хватит на него.

Ответить
Развернуть ветку
77 комментариев
Раскрывать всегда