Как работает ИТ-инфраструктурная Академия: обмен опытом без погружения в реку с крокодилами

Коллеги из «Инфосистемы Джет» шутят, что до определенного момента в компании прекрасно работала «бразильская система обучения». Ее принцип — лучше всего учиться плавать в реке с крокодилами. Так в недрах сложных инфраструктурных проектов закалялись технические специалисты, которые становились фронтменами — ставили задачи подразделениям, сводили их результаты воедино, общались с заказчиком и сейлами. Но теперь на смену стихийной селекции пришла ИТ-инфраструктурная Академия.

Рассказываем, как куются кадры для сложнейших инфраструктурных проектов страны.

ИТ-инфраструктурная Академия в действии

В компании развита система обучения «золотого фонда» — технического штата. Коллеги растят технические компетенции, подтягивают софт скиллс и могут научиться тому, как написать статью на VC.ru. Но, оказывается, этого мало. Например, в направлении проектирования ИТ-инфраструктуры «Инфосистемы Джет» работают больше 100 человек. Практика обмена опытом на реальных проектах в подразделении работала всегда и служила верой и правдой. Но в направлении задумались о том, как повысить результативность этого обмена. Стало понятно, что требуемые компетенции специалистов не закрыть внешним обучением и не найти в виде готового курса на рынке.

У нас в команде есть уникальные коллеги, которые выросли из разных технических ниш. Этих людей отличают самостоятельность и умение брать на себя ответственность за результат в целом. Наша компания растет, увеличивается число проектов, и нам нужно больше таких специалистов. Это они на пресейлах и проектах отвечают за аккаунт или отдельное направление. Можно ждать стихийного появления подобных самородков, но почему бы не попробовать их растить? Так появилась идея создания ИТ-инфраструктурной Академии в нашей компании.

Юрий Семенюков

директор департамента инфраструктурных решений «Инфосистемы Джет» и автор идеи создания академии

Идея поначалу была воспринята скептически — кто захочет несколько месяцев учиться и сидеть на лекциях, как в университете? Основатели академии стали думать, как сделать так, чтобы коллеги легко впитывали информацию и хотели приходить на занятия. Курс решено было сделать интерактивным, погрузить коллег в реальные проблемы, разбирать живые кейсы. И, забегая вперед, скажем — выбор формата сработал!

Летом 2020 года ИТ-инфраструктурная Академия приняла своих первых студентов — опытных инженеров с хорошей квалификацией. Горячее желание развиваться и брать задачи со звездочкой стало их входным билетом на обучающий курс.

Открываются лайфхаки пресейла

Играть, делиться и расти

«Никаких скучных лекций!» — этот принцип определил успех академии. Особенностью обучения стала ориентация на живые кейсы. Отработка новых знаний происходит в формате викторины «Своя игра». Команды сами выбирают себе задачи по уровню сложности и, решая их, увеличивают свой счет. Собственно, он и определяет победителя финальной игры.

На предыдущем месте работы я тоже проходил обучение, но оно шло в формате лекций, и, честно говоря, было скучновато. В ИТ-инфраструктурной Академии мы имели дело с реальными кейсами и прорабатывали их, оказываясь в роли заказчика, сейла, инженера. Например, нужно было подготовить техническое предложение клиенту, чьи реальные потребности оказались далеки от его первоначального запроса. Чтобы выполнить задание, пришлось провести разведку. Это было увлекательно. Плюс понравилась работа в команде, возможность обмена мнениями. С таких занятий выносишь гораздо больше, чем с множества часов самых умных докладов.

Артем Хмеленко

инженер систем хранения данных «Инфосистемы Джет»

Все преподаватели академии «найдены» внутри компании. И это не попытка сэкономить. В «Инфосистемы Джет» — одна из сильнейших экспертиз по проектированию и созданию ИТ-инфраструктурных систем. Построить частное облако, развернуть систему резервного копирования в масштабах страны, внедрить платформу управления контейнерами и модный DevOps — за всем этим крупные заказчики идут к нашим специалистам. Поэтому было логично привлечь сэнсэев из своих рядов.

Учебная программа академии включает в себя три блока — пресейл, проекты и инструменты. Пока студенты в три потока отучились на первом блоке, посвященном пресейлу.

Пресейл. Первый — пошел!

Я сам, будучи инженером, работал на пресейлах более 8 лет. В какой-то момент я начал действовать как робот: заказчик или менеджер ставили задачу, а я претворял ее в проект. Так возникает рутина. Если она побеждает, то не стать действительно крутым специалистом: уходит творчество и интерес, качество работы падает. Классный инженер — это доверенный советник заказчика, ключевая фигура пресейла и последующего проекта. Моя задача в академии — вырвать коллег из привычного ритма, научить выходить за рамки подхода "задача – исполнитель", раскрыть лидерские качества. А потом на реальном кейсе "прожить" этот опыт вместе с ними. Теория тут не поможет, настоящим специалиста делает опыт.

Владимир Беляевский

руководитель отдела развития бизнеса «Инфосистемы Джет» и профессор ИТ-инфраструктурной Академии

Блок по пресейлу задумывался, чтобы сформировать единый подход к созданию предложения на запрос клиента. На этом участке отрабатывали подготовку технического решения: от сбора информации от заказчика и продумывания технического решения до подготовки финальной презентации с ним и защиты.

Хороший пресейл невозможен без погружения инженера в ситуацию клиента. Звучит обыденно, а в жизни порой это требует понимания своего «предназначения» на этом этапе. Мы постоянно сталкиваемся с тем, что запрос клиента на входе кардинально отличается от его истинной боли. И наша задача — сделать чуть больше, чем просит клиент: выяснить ситуацию у заказчика, предложить варианты решения и рекомендовать оптимальный вариант. Именно в этом наша ценность для клиента.

Юрий Семенюков

После изучения теории мастерства пресейла студенты в командах решали реальный кейс. Клиент просил посчитать конкретную конфигурацию системы хранения данных. Но задачка была с подвохом: при расспросе выяснилось, что заказчику нужна СХД для резервного ЦОД, который только создается, и по нему у заказчика тоже много вопросов. Поэтому в итоге решением задачи должно было стать комплексное предложение по ЦОД.

Выйти за рамки своей специализации и посмотреть на ситуацию в целом — самый полезный для меня опыт. Я, как и некоторые мои коллеги, думал, что отвечаю за узкий аспект, а об остальном позаботится сейл. Оказалось, что мое влияние на решение задачи гораздо больше, чем "копать отсюда и до забора". Появилось понимание, как это делать. Стало ясно, какие дополнительные вопросы задавать клиенту, как изучить его потребности, предлагать то, необходимость в чем он, возможно, не осознавал. Это задает совсем иной тон моего участия в пресейлах.

Дмитрий Ерыкин

инженер вычислительных комплексов «Инфосистемы Джет» и студент академии

Следующие ступени

Следующим этапом в обучении станет работа над проектами. Здесь будут рассматриваться конкретные области проектной деятельности, как, например, проведение ИТ-аудита или проектирование частного облака, внедрение систем хранения данных или платформы для контейнерных приложений. Учебная программа академии предполагает изучение основных принципов реализации проектов определенного типа. Опытные сотрудники будут делиться наработками и советами, расскажут о подводных камнях и путях их обхода.

Третий блок учебной программы посвящен инструментам. Он о методах работы в разных ситуациях, регламентах передачи информации.

Наши профессора

Точка не поставлена запятая

ИТ-инфраструктурная Академия еще не перешагнула за рамки экспериментального формата. Но многое говорит в пользу того, что эксперимент удачный. Доказательство этого — позитивные отзывы слушателей и их желание продолжать обучение. Часто студенты не хотят расходиться после занятий, и обсуждения затягиваются после «последнего звонка». Кроме того, с появлением ИТ-инфраструктурной Академии в компании зарождается единая культура ведения пресейла и проектов.

Самые значительные перемены начинаются со смены образа мышления. Это как раз то, что делает академия. На наших глазах коллеги начинают видеть свое место в проектах совсем иначе. Иногда это происходит через ломку стереотипов. Например, мы спрашивали коллег, зачем они делают презентации для клиента. Самый частый ответ: "Чтобы рассказать о решении заказчику". Коллеги были удивлены и даже возмущены, когда преподаватель заявил, что все эти презентации были сделаны впустую. Потому что цель у презентации на пресейле только одна — помочь заказчику принять решение о выборе ИТ-инструмента. Такие простые открытия вырывают нас из привычной реальности. И я видел, как к студентам приходит понимание. Через такие прорывы и происходит изменение мышления. И так мы сможем получить специалистов новой формации, которых на рынке единицы.

Юрий Семенюков
{ "author_name": "Инфосистемы Джет", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 5, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "subsite_label": "hr", "id": 186326, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 11 Dec 2020 11:19:47 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарии

null