{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Какие проблемы с наймом в ИТ ждут в 2021 году?

Описанные тренды и зарплаты релевантны для:

  • Интернет-бизнесов, технологичных продуктовых компаний;
  • Разработчиков, Продакт менеджеров, Аналитиков, Дата сайнтистов;
  • Опытных экспертов уровня сеньор и выше;
  • Москвы и кандидатов, которые работают удаленно из любой точки мира;
  • Кандидатов, которые не находятся в активном поиске работы.

В конце статьи вы найдете нашу зарплатную аналитику для хантинга (в том числе в зарубежные компании). В ней мы указываем зарплаты специалистов от middle уровня. А ключевые тренды хантинга описываем с фокусом на senior экспертов и выше.

Ключевые тренды хантинга в ИТ

Хантить опытных экспертов на "холодном рынке" стало сложнее за счет роста количества контрофферов.

Если в 2019 году на десять сделанных офферов случался в среднем один контроффер, то к концу 2020, по нашему опыту и опыту коллег из ИТ/интернет-бизнесов, чуть ли не каждый третий оффер успешно перебивается контроффером от текущего работодателя.

Почему так? Даваите порассуждаем:

  1. Срок поиска сеньорного эксперта может занимать от 3 месяцев до полугода. Работодателю выгоднее удержать имеющегося специалиста, чем терять время и деньги на поиск замены.
  2. Успешный контроффер не всегда зависит от суммы. Предлагаем не брать в расчет кейсы, когда ценность эксперта для компании настолько велика, что контроффер подобен атомной бомбардировке, например ЗП увеличивается в 2 раза для полной гарантии. Гораздо чаще мы наблюдаем иные успешные кейсы удержания текущих сотрудников. Например, за счет общей их лояльности к компании, когда деньги повышаются максимум до уровня имеющегося оффера или даже ниже. Когда кандидату предлагают большую зону ответственности в плане задач или менеджмента. Или альтернативные возможности, такие как: перемещение в рамках компании, работу на другом проекте, с новыми интересными технологиями и т.д.
  3. Лояльность сотрудников повышает вероятность принятого контроффера. Мы часто сталкиваемся с тем, что кандидаты гораздо охотнее принимают контрофферы от тех работодателей, которые этично и корректно повели себя во время коронакризиса. Например, компания не стала срезать ЗП и сокращать сотрудников даже в сложной экономической ситуации или за свои счет помогла организовать комфортное рабочее место для удаленной работы, или организовала выплату компенсации.

Что же делать, если вам в 2021 году нужны экспертные сеньорные специалисты?

  • Закладывайте более длительный срок на найм, чем вы привыкли делать ранее. Либо пересматривайте свои ожидания от кандидатов.
  • Будьте готовы, что от ваших офферов будут отказываться чаще, чем прежде. Это, кстати, касается и миддл-специалистов тоже. Чтобы снизить этот риск, мы обычно рекомендуем компаниям гибко подходить к формированию офферов, учитывая мотивацию кандидатов. Также имеет смысл закладывать дополнительные ресурсы (как денежные, так и другие вещи, которые могут заинтересовать кандидата) на случай, если вы захотите побороться за интересного эксперта. Такие моменты лучше учитывать заранее, чтобы не тратить время на дополнительное согласование условий внутри компании.
  • Пересмотрите свои бюджеты на найм с учетом ваших аппетитов.
  • Оцените, что вам важнее в моменте. Закрыть потребность бизнеса одним опытным, но дорогим экспертом по стоимости, скажем, полутора миддлов? Либо уровень сложности задачи таков, что для ее решения можно взять middle-специалиста и продолжать растить его экспертизу внутри компании?

Удаленка стала "must have" для многих профессий в ИТ

Если последние два года мы везде писали про удаленку как хорошее конкурентное преимущество, то сейчас удаленную работу организовали даже самые консервативные ИТ-бизнесы.

Что это значит с точки зрения найма?

  1. Удаленка почти всегда является базовым критерием для некоторых вакансий (например, JS программистов или разработчиков под iOS или Android). Большая часть кандидатов из этих профессий вообще готова начать что-то обсуждать только при возможности удаленной работы.
  2. Если вы планируете нанимать опытных продакт-менеджеров или аналитиков (senior уровня и выше), то возможность удаленной работы может быть вашим конкурентным преимуществом.
  3. Возможность удаленной работы важна даже для московских кандидатов.
  4. Конечно, есть те, кому интересна работа именно в офисе, но таких все меньше. Но даже фанаты офиса чаще всего предпочитают микс-формат, когда есть офис, куда можно прийти, но не сидеть там фуллтайм.
  5. Удаленка не даст вам возможность сэкономить на зарплате сотрудников.
  6. Умение выстраивать эффективное асинхронное взаимодействие команд в разных часовых поясах дает крутые перспективы найма.

Что делать?

  • Учиться выстраивать асинхронные рабочие процессы. Узнавайте, как это устроено в других компаниях, подсматривайте идеи, адаптируйте их для себя.
  • Если у вас нет возможности предложить сотрудникам полную удаленку, предлагайте хотя бы частичную.
  • Перестраивайте HR-процессы с учетом удаленки, если вы это еще не сделали. Критичнее всего, как обычно, онбординг.
  • Позаботьтесь о своих сотрудниках. Например, выделите бюджет на помощь в организации удаленного рабочего места.

А что с зарплатами?

Есть предложение: давайте вместо обсуждения текущих рыночных зарплат обнимемся и немножко поплачем? Например, потому что, по нашей оценке медиана ЗП-вилок у сеньорных специалистов выросла за год, в среднем, на 20%.

Откуда такой рост?

  1. Из-за критичного дефицита на рынке специалистов сеньор-уровня и выше. Кандидаты в 2020 году гораздо менее охотно рассматривают предложения о работе и больше нацелены на сохранение текущей стабильности. Если в 2019 году типичная рекрутерская воронка "от предложения вакансии до успешного оффера" для разработчика выглядела примерно так: 300 потенциальных "холодных" кандидатов и 1-2 оффера, то к концу 2020 она выросла минимум в полтора, а часто и в два раза. Это означает, что для того, чтобы закрыть вакансию фронтенд-разработчика, вам может потребоваться предложить ее около 500 релевантным кандидатам.
  2. Все больше компаний готовы покупать экспертов за запрашиваемые деньги. А некоторые - готовы перекупать и платить выше рынка. Тут стоит вспомнить активно масштабирующиеся крупные бизнесы, крупные fintech-компании, а также не-ИТ компании в стадии активной диджитализации. В итоге рынок "пылесосится", кандидаты видят вакансии с вилкой выше рынка и их ЗП ожидания вырастают.
  3. За этот год на российский рынок пришло много новых зарубежных компаний, как стартапов, так и стабильных бизнесов. Они, также, как и мы, научились работать в распределенных командах и имеют неоспоримое конкурентное преимущество: зарплату в долларах или евро. В основном, их вакансии нацелены на опытных разработчиков с отличным знанием технологий, с хорошим инженерным бэкграундом, а также с прокачанными коммуникационными скиллами, плюс необходим разговорный уровень английского. Отбор на такие вакансии проходят, конечно, не все наши разработчики, но само наличие таких предложений на рынке растит ЗП ожидания кандидатов.
  4. Нестабильный рубль и в целом его удешевление, а также рост цен, конечно же приводит к росту запрашиваемых окладов. Особенно среди тех кандидатов, которые могут себе позволить претендовать на вакансии международных компаний.
  5. Опционы (если вы - российская компания) не являются вашим конкурентным преимуществом, если только вы не вышли на IPO.
  6. Премии тоже, как правило, не мотивируют экспертов снижать свои ЗП ожидания. Большинство кандидатов предпочитают ориентироваться на окладную часть.

Что тут можно сделать?

  • Если вы планируете растить техническую команду в ближайшие годы, работайте с джунами, стройте внутренние стажерские программы, вкладывайтесь в людей на перспективу.
  • Помните про своих текущих сотрудников и повышайте их ЗП до рыночных, будьте готовы к контрофферам.
  • Если же у вас жесткий бюджет и все кандидаты, которые в него вписываются, вам не подходят, тогда попробуйте вот что: снимите ограничение по ЗП и начните смотреть кандидатов максимально широко. Вам нужно быстро оценить, как наилучшим образом решить вашу задачу найма. Например: может быть, надо поднять ЗП или лучше снизить требования? Если снизить требования, то насколько. Если поднимать деньги, то до какого предела. Или, может быть, вашу бизнес-задачу можно решить наймом совсем другого специалиста. Или часть бизнес-задачи можно решить имеющимися экспертами, а под оставшуюся функциональность сформировать новую вакансию. Чтобы ответить на эти вопросы, вам нужно оценить реальный рынок кандидатов, на которых вы можете претендовать. А это можно сделать, убрав ограничения и начав смотреть кандидатов, которые готовы с вами пообщаться. Не оценивайте рынок по резюме, оценивайте рынок по тем кандидатам, которые согласились с вами разговаривать.
  • Если сроки для вас критичны, а пересмотр бюджета займет время, пробуйте решать свои текущие задачи с помощью привлечения аутсорсеров.
  • Если вы не можете повлиять на бюджет найма, тогда готовьтесь к более длительным срокам поиска нужного специалиста и проявляйте гибкость: выбирайте тех, в ком видите потенциал, вместо того, чтобы месяцами искать идеального единорога.

ЗП-вилки для хантинга в 2021 г

В табличках ниже мы показали те ЗП-ожидания кандидатов, которые вам стоит учитывать, если вы планируете найм опытных экспертов из технологичных продуктовых интернет-компаний.

  • Цифры указаны в net, то есть "на руки".
  • Указан оклад, без учета возможных премий, бонусов и опционов.
  • Источник информации - база данных New.HR.
  • Минимальный объем выборки, на которой мы делали вывод: от 100 кандидатов одного профиля.
  • Метод сбора: данные собраны вручную, командой New.HR. Вопросы по ЗП ожиданиям были заданы каждому релевантному респонденту лично.
  • В выборке не учитывались кандидаты, которые ищут работу открыто и срочно.
  • В зарплатных вилках не учитывались так называемые экстремумы, например, зарплаты разработчиков, зарабатывающих выше 10 000$. Такие кейсы стоит рассматривать отдельно, учитывая совокупность влияющих факторов, поэтому мы не стали их учитывать в текущей аналитике.
  • Период сбора данных: июнь-декабрь 2020г.
Зарплаты для хантинга продактов, аналитиков и дата сайнтистов New.HR
Зарплаты для хантинга разработчиков New.HR

Разница зарплат в российских и международных компаниях

Для некоторых разработчиков мы добавили дополнительное поле, где описали, сколько, в среднем, готовы платить зарубежные компании кандидатам на российском рынке. Мы привели ЗП-вилки не по всем профессиям, а лишь по тем, где у нас накопилось достаточно данных для анализа.

Какие разработчики интересны зарубежным компаниям?

Если описывать кратко, то это, как правило, опытные инженеры, которые имеют значительный опыт в разработке (в среднем, от 5 лет и более). Имеют глубокую экспертизу хотя бы в одном языке программирования, но при этом мультиязычны, готовы изучать новые технологии и выбирают язык разработки как инструмент для решения конкретной задачи. Обладают широким инженерным кругозором (сетевые технологии, базы данных, алгоритмы, структуры данных), имеют хорошую академическую базу. Знание английского критично. Это может быть не свободное владение, но готовность уверенно пройти собеседования на английском языке и регулярно использовать его в устной и письменной форме.

Зарплаты для хантинга разработчиков в зарубежные компании New.HR

Если вы профессионал в своей области

и хотите обсудить ваши карьерные перспективы, пишите нам: [email protected], мы постараемся быть вам полезны.

Если вы планируете активно нанимать в 2021 году

и хотите узнать, чем ещё кроме денег вы можете заинтересовать кандидатов, а также, какие компетенции увеличивают или уменьшают стоимость специалистов, читайте нашу июньскую аналитику для хантинга:

Если вас интересует, какие технические директора бывают на российском рынке, сколько они стоят и какими компетенциями обладают, то возможно, вам также пригодится наш недавний аналитический обзор по рынку CTO. В следующем году мы планируем выпустить похожие обзоры рынка по CPO, Head of Analytics/Head of Data Officer и HRD.

Если у вас остались вопросы, пишите: [email protected], мы постараемся вам помочь.

0
417 комментариев
Написать комментарий...
Илитный Иксперт

Главная проблема найма в IT никак не поменялось - кадровый голод. 

С каждым годом становится только больше вакансий и долбоебов. Свободных сеньеров на рынке нет, даже хорошего мидла напряжно найти. Зато зумерков\вайтишников\и "23 летних сеньеров" как грязи.

И никаких признаков улучшения ситуации я не вижу, средний уровень разработчиков стремительно падает, растет только уровень ЧСВ.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

деньги платить не пробовали? :)

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Так проблема то не в деньгах, а в отсутствии людей. От того что ты заплатишь выше рынка вайтишнику он лучше работать не станет

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

вам сколько - тыщу человек сразу надо? необходимое вам число людей на рынке есть, просто вам они не по карману

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Я же сейчас говорю не про ультра сеньеров, а про средний уровень

10 лет назад берем толкового джуна-мидла, даем ему проект и он нормально делает. Сейчас берем мидла, а он выебывается и делает хуйню

В разных местах работал, везде одна тенденция - все больше и больше псевдо-разрабов, которые просто хайповые слова повторяют чтобы цену себе набить, и куча возни вокруг результатов их жизнедеятельности.

Попробуйте пообщаться с разрабами которые младше 30, поменяете мнение. 

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

слушайте, вы же не девственницу в меде ищете, ваша проблема решается деньгами. наймите вон это агентство и оно вам найдёт мидла, который и споёт и спляшет, раз уж сами сделать это не смогли

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Камон, я же нигде не сказал, что вот я-бедный-несчастный не могу найти мидла на работу. Че вы к этому прицепились.

Я говорю об общей тенденции, а не о каком то конретном кейсе.

Выйдите за пределы тусовки С++ сеньеров старого разлива, посмотрите на молодняк, мобильщиков, фронтендщиков, бекендщиков и поймете о чем я говорю.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

ok. приличныхх разрабов меньше не стало, зато стало больше вайтишников, вот и всё. и да - кадровый голод, поскольку разрабов нужно всё больше, а тут ещё и удалёнка их начнёт высасывать

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Ну я ровно про это изначально и говорю.

При этом ладно бы вайтишники (про них все знают что они хуйня), но предыдущая поросль всяких веб\мобайл\макак вайтишниками по факту не считается, но при этом далеко от них не ушла. Это пока что неосознанная проблема.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Это пока что неосознанная проблема

С чем-то готов согласиться, но проблема ли это вообще? 

Что вообще требуется?

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
но проблема ли это вообще?

Хуй знает. Проблема ли когда вместо того чтобы просто и дешево красить кнопку люди каждый год придумывают новый более сложный и дорогой фреймворк покраски кнопки, а джуны на них смотрят и думают что так и надо?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

проблема в том что в фронте не нужны хорошие спецы. поэтому там платят немного и туда и идут "макаки"

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
проблема в том что в фронте не нужны хорошие спецы.

Проблема в том, что критериев (общепринятых) что есть хороший спец нет)). Для кого-то "хороший спец" - это тот, кто кучу модулей "склеил" в последней версии самого модного фреймворка))

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Это наверное самое точное определение проблемы.

Просто эта хуйня уже укоренилась и приводит вот к какой херне.

Вот например, возьмем мобилки, там сейчас входит в норму брать самые модные фреймворки и склеивать их через жопу. Причем если ты будешь склеивать не через жопу, ты просто не везде даже собес пройдешь, потому что требуется делать именно через жопу. Потому что это хайпово, а людей которые понимают что это через  жопу в сфере осталось мало.

Как в такой ситуации учить людей этой востребованной специальности? Если учить их нормально - тогда они на работу не попадут, потому что собес не пройдут, либо им придется из себя долбоебов строить и плеваться. А учить по долбоебски - только усугулблять ситуацию.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Причем если ты будешь склеивать не через жопу, ты просто не везде даже собес пройдешь, потому что требуется делать именно через жопу. Потому что это хайпово, а людей которые понимают что это через жопу в сфере осталось мало.

мне очень нравится (уже) классическая статья 

"«Hello, (real) world!» на php в 2017 году"

Вы наверняка думаете, что писать на php — это просто. И «hello, world» выглядит примерно так так

(далее они набрасывают фреймворки и т.п. вместо простого оператора принт)) )

https://habr.com/ru/post/322170/

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Спасибо, поблевал.

Статья смешная, а проблема серьезная.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Статья смешная, а проблема серьезная.

Да, так и есть. Но пока есть люди, готовые платить за модное ИТ (не вдаваясь в суть) так и будет.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Просто сейчас плохой разраб это не тот кто знает меньше хорошего разраба, а тот который знает полную хуйню и уверен что это не хуйня.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

а я уже объяснил, см. чуть выше :)

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
проблема в том что в фронте не нужны хорошие спецы

Тут я согласен, проблема то не в этом.

Проблема в том что макак уже больше чем всех остальных разрабов, они массово проникают за пределы фронта, неподготовленный человека разницу между такой макакой и хорошим разрабом не всегда уловит и т.п.

Для тех кто сейчас приходит в разработку, более менее опытные макаки это и есть крутые ребята к которым нужно стремиться, а разработчик вашего уровня - несуществующий мифический персонаж.

Макаки уже начали разрабатывать свои подходы в разработке, которые начинают считаться нормой, electorn, VIPER и т.п. Это говно как снежный ком копится.

Для среднего разраба сейчас вы просто старпер который несет хуйню, потому что не шарит в хайповом софте.

Ответить
Развернуть ветку
Ditto St.

Правильно ли утверждение что хороший спец это тот кто искренне получает удовольствие от выбранного им пути (профессии и карьеры) а макаки и вайтишники те кто идут в профессию сугубо ради выгоды (денег)?

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

нет, я о том что там низкий потолок. за 2 года вы всему выучитесь, и будете работать не хуже чем чел с 10 годами. соответственно з/п перестанет расти. и интеллектуального challenge больше не будете ощущать. поэтому умные люди не идут туда или быстро уходят

я лично, поработав несколько лет в энтерпрайзе на delphi, чувствовал что достиг потолка и подумывал вообще из программирования уйти. но потом просто перешёл в более интеллектуальные области - haskell, сжатие данных, низкоуровневая оптимизация

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров

На самом деле и да и нет. 

Потолок там (в веб разработке) - космос (сейчас поясню)
Но никто не хочет платить за этот космос. Руководствуются принципами "И так сойдет" (С) и "не хуже, чем у других".

А теперь про космос. В веб разработке возможна оптимизация (не только по скорости загрузки, что понимается уже почти всеми, но и по потреблению памяти, по быстродействию), что невозможно без понимания "внутренностей" того же браузера, например. 

А кто в исходники того же Хрома лазил? (я лазил, если что)) )

И что что оттуда вынес?

Вот и имеем Ифреймы, которые жрут по 120 МБ ОЗУ (и куча их) и я вот СВОП отключил при 32ГБ ОЗУ  и браузеры у меня падают)) Разработчики - такие "разработчики".

Проблема в том, что никто за такие оптимизации платить не хочет (как мне кажется).

И я помню одно из полу-флеймовых обсуждений на КЫВТ-е, когда сравнивали Яву и С++ в контексте на чем лучше писать малоподготовленной команде разрабов и там одна умная голова сказала, что на Яве хоть как-то, но заработает, а вот на С++ будет крэшиться и проект не сдашь)) Вот))

Ответить
Развернуть ветку
Ditto St.

"интеллектуального challenge" я его ощущал только когда делал что-то для себя лично либо в своей команде. И тогда программирование было только средством, которое я бы без проблем отдал на аутсорс имея такую возможность. Оох не знаю, может вообще в другой сфере буду искать работу.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

посмотрите - я дописал пред. ответ

в первое время писать АРМы на delphi было вполне интересно - именно там я стал сеньором, потом был тимлидом и работал с микроконтроллерами. но в этих областях я достиг интеллектуального потолка, а менеджерский путь - не моё

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
но потом просто перешёл в более интеллектуальные области - haskell, сжатие данных, низкоуровневая оптимизация

А можно еще Verilog / VHDL )) Хорошо тоже мозги прочищает))

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

да что угодно, главное - чтоб не было потолка з/п

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Надеюсь доживем до этого

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Проблема ли когда вместо того чтобы просто и дешево красить кнопку люди каждый год придумывают новый более сложный и дорогой фреймворк покраски кнопки,

Логика понятна. Иными словами Overengineering и подмена цели средствами 

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Да, но проблема не в оверинжиниринге, а в том что это постепенно становится нормой. См. комент выше.

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
не в оверинжиниринге, а в том что это постепенно становится нормой.
Макаки уже начали разрабатывать свои подходы в разработке, которые начинают считаться нормой, electorn, VIPER и т.п. Это говно как снежный ком копится.
Для среднего разраба сейчас вы просто старпер который несет хуйню, потому что не шарит в хайповом софте.

Верно. Тут проблема в том, что мало кто может оценить сложность решаемой другим задачи, если он (оценщик) сам такую задачу не решал.

Для такой оценки требуется оччень широкий технический кругозор (как минимум). Поэтому подобное притягивает подобное (беру тех, кто знает, что знаю я). 

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

Вероятно мне везет, но я лично в течение этого набирал несколько джунов себе в команду, которые просто пришли и начали делать проект (хорошо), причем один вообще без опыта был. Мне повезло? Возможно. Но, честно сказать, меня это тоже слегка удивило. Но и подарило надежду.

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Порой отстуствие опыта лучше чем когда человек хуйни нахватался :)

Ответить
Развернуть ветку
Uzabila

Какой стек был у человека без опыта и что он заканчивал, что он сразу начал работать в прод?

Ответить
Развернуть ветку
Sam Beckett

C# + WPF + MS SQL, что-то заканчивал, айтишное, сейчас не вспомню. Точно не бауманка и прочее в том же духе. 
Да, согласен, никакого рокет-саенса, типичная внутренняя разработка, но тем не менее.

Ответить
Развернуть ветку
Bulat Ziganshin

подозреваю что он освоил стёк и получил опыт мидла, подрабатывая студентом. с нуля эти вещи быстро не освоишь

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Мне повезло? Возможно.

Нет, вы выбрали правильных людей, смогли адекватно оценить потенциал кандидатов. 

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Так проблема то не в деньгах, а в отсутствии людей.

На самом деле проблема в несовершенстве поиска/привлечения. 

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Даже с идеальным поиском и привлечением условных 100 нормальных разрабов на 1000 вакансий не наймешь

Проблема в подготовке специалистов, которых тупо не производят в нужном количестве

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Проблема в подготовке специалистов

А можете пояснить, какой уровень подготовки должен быть?

Понятно, что не ВУЗ/Корочки/Сертификаты, а понятийно, что у человека должно быть в голове / за душой? 

Интересно ваше мнение, не троллинга ради...

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт
А можете пояснить, какой уровень подготовки должен быть?

Написать пару не крупных проектов с нуля, да хотябы один, это обычно дает все нужные навыки. Какие конкретно тут сложно выделить. Это не так уж и долго, за 4-5 лет в вузе можно десятки таких написать отвлекаясь на бухло.

Сколько работал с людьми, у которых есть пет проекты, всегда выделяются среди остальных и работать с ними намного проще. Если будет выбор между джуном с пет проектами и мидлом без них, даже думать не буду кого взять.

Проще сказать чего не должно быть :) Некритичное отношение к такими вещами как SOLID, банда четырех, чистая архитектра, TDD - гарантированный отвод от должностей выше мидла. Ни одного адекватного решения по проекту человек с такой хуйней в голове принять не сможет.

А если вообще например у человека VIPER не вызывает охуевания от бредовости, то человек просто долбаеб.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Илитный Иксперт

Можно и так сказать

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

Слои абстракции без слоев абстракции быть не должны!

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Захаров
Сколько работал с людьми, у которых есть пет проекты, всегда выделяются среди остальных и работать с ними намного проще. Если будет выбор между джуном с пет проектами и мидлом без них, даже думать не буду кого взять.

Пет проекты - наверное лучшая демонстрация того, что человеку интересно то, чем он зарабатывает. Внутренняя мотивация для развития очень важна, а без развития трудно быть продуктивным. 

Тут всё верно. 

Проще сказать чего не должно быть :) Некритичное отношение к такими вещами как SOLID, банда четырех, чистая архитектра, TDD - гарантированный отвод от должностей выше мидла. Ни одного адекватного решения по проекту человек с такой хуйней в голове принять не сможет.

Отсутствие критического мышления - вообще беда, т.к. оно мешает мыслить категориями "а что будет, если вот тут не заработает или заработает не так", без них трудновато любую устойчивую  и адаптивную систему построить.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Тогда не платите.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Yen

иногда станет, поскольку не будет подрабатывать, но это проблема скорее с выживанием в регионах, а не центра, а уровень большинства согласен печальный.

Ответить
Развернуть ветку
414 комментариев
Раскрывать всегда