{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Курс на онбординг: как адаптируют сотрудников в Самокате

Адаптация в компании на этапе взрывного роста — один из ключевых процессов. Но ввести в работу более 1000 человек за неделю без тщательной подготовки не получится. О том, как этот процесс организован в Самокате, и что важно учесть, рассказывают сотрудники HR-департамента Самоката.

Как мы нанимаем сотрудников

С началом пандемии спрос на доставку вырос в несколько раз. Компания начала масштабирование в другие регионы: в августе Самокат открылся в Нижнем Новгороде, а в октябре — в Казани. Появилась необходимость в новых сотрудниках доставки. Сегодня к работе в Самокате приступают от 3 тысяч человек в месяц. Это сотни людей каждый день.

Самокат — технологическая ретейл-компания. В каждом подразделении работают люди разных культур и специальностей, которые вместе создают один продукт. Наши курьеры — это учителя, инженеры, IT-специалисты, люди самых разных профессий.

Фактически Самокат — стартап, но вместе с тем — крупный бизнес с регламентами и значительной численностью сотрудников. Отсюда складываются нюансы работы HR-департамента: сотрудников нужно искать на глобальном рынке труда, если речь о разработчиках; на российском — при подборе руководителей; на рынке конкретного городского района — при найме курьеров.

До распространения пандемии COVID-19 Самокат развивал концепцию центров для курьеров и товароведов. Но еще в марте мы перевели все процессы в онлайн и удаленный режим. Теперь встречи с кандидатами проходят только в режиме видеозвонков. Документы передаются по каналам, удобным соискателям: по электронной почте и мессенджерам.

Для курьеров обязательно наличие медицинской книжки. Каждому, с кем заключается договор, мы выдаем памятку с перечнем центров, куда можно обратиться для оформления книжки. После посещения медцентра сотрудник получает справку о прохождении осмотра, еще через неделю — медкнижку.

Как проходит первый рабочий день

Курьеры. Отношения с курьерами мы строим как с клиентами, а не с наемным персоналом. Большая часть наших сотрудников — самозанятые. Нередко сотрудники, которые по каким-то причинам решили сделать перерыв в работе курьером, возвращаются обратно. В нашем случае это более 25% сотрудников.

Отдельное внимание мы уделяем адаптации курьеров на рабочем месте. Новые курьеры начинают учиться до того, как приходят на стажировку в Самокат. Они осваивают минимальный набор навыков с помощью удобного приложения с различными учебными материалами и инструкциями, а первые доставки проходят под присмотром наставника.

Особенно важны безопасность и комфорт. Мы заранее предупреждаем сотрудников, как одеться максимально комфортно, обеспечиваем их плащами и куртками. Для того чтобы научиться работе курьера в Самокате, как правило, нужно от 2-х до 4-х часов.

Офис. Онбординг офисного сотрудника в Самокате организован так, чтобы он максимально быстро адаптировался. Помимо стандартных процедур вроде представления рабочего места, необходимого оборудования и материалов, в компании проходят welcome-встречи для новых сотрудников с участием основателей. Когда эпидемиологическая обстановка позволяет, новые сотрудники посещают специальные интерактивные экскурсии: они могут выступить в роли сопровождающего курьера. Это нужно, чтобы каждый ясно понимал, как устроена работа складов, с какими трудностями сталкиваются их работники. Сейчас мы заменили очное присутствие на просмотр видео о жизни в дарсксторах.

Центры формирования заказов. Работа товароведов и директоров начинается с наставничества — адаптацией занимается сертифицированный наставник-тренер. Он сопровождает офлайн и онлайн-стажировку новичка. В виртуальном учебном классе происходит обучение и сдача экзаменов. По его итогам мы принимаем решение, готов ли человек работать самостоятельно. Экзамен предусматривает профтестирование на знание стандартов и регламентов Самоката.

Первые часы работы в компании в идеале должны быть wow-опытом. В этом направлении сделано многое, но мы продолжаем стремиться к идеалу.

О регламентах, найме и росте

Процессы собеседования и найма в Самокате строго регламентированы. Для каждой должности разработан профиль соответствия, а руководители центров формирования заказов проводят онлайн-интервью по разработанному сценарию. В профилях на все позиции заложено много качеств и навыков, связанных с лидерскими способностями. Нам важно растить кадры внутри компании — так мы снижаем риск текучки и даем возможность карьерного роста. У нас в компании немало примеров, когда за 3 месяца курьер становился директором ЦФЗ. Сегодня наши бывшие курьеры управляют целыми территориями из нескольких дарксторов. Другие переходят в офис: становятся дизайнерами и специалистами.

Для офисных сотрудников в Самокате несколько раз в год проходят опросы вовлеченности сотрудников, а раз в два месяца — большая встреча с основателями компании. Сейчас такие встречи мы перенесли в Zoom. Основатели рассказывают о текущем положении дел, делятся планами, а сотрудники — могут задать любые вопросы. К ответам на наиболее популярные из них топ-менеджеры готовятся заранее. Вопросы можно задавать и во время прямой трансляции.

Самое важное правило, которому мы следуем, — простое человеческое отношение к любому члену команды и особенно к курьеру.

Что мы делаем для снижения текучки:

  • Обеспечиваем исправной техникой для работы и необходимыми средствами защиты;
  • Организовываем дистанционное и очное обучение новичков;
  • Настраиваем удобный график работы;
  • Создаем перспективы карьерного роста в компании;
  • Предлагаем включиться в интересную игру вроде поощрения за выполнение определенного числа заказов.

В подготовке статьи принимали участие Александр Пенкин, руководитель департамента обучения и развития в Самокате и Сергей Дубинников, HR-директор Самоката.

0
1 комментарий
Ян Марков

Почему все курьеры чересчур вежливые? Я типнул курьера и он даже поклон сделал. Это конечно приятно, но мне не удобно. 

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда