{"id":14270,"url":"\/distributions\/14270\/click?bit=1&hash=a51bb85a950ab21cdf691932d23b81e76bd428323f3fda8d1e62b0843a9e5699","title":"\u041b\u044b\u0436\u0438, \u043c\u0443\u0437\u044b\u043a\u0430 \u0438 \u0410\u043b\u044c\u0444\u0430-\u0411\u0430\u043d\u043a \u2014 \u043d\u0430 \u043e\u0434\u043d\u043e\u0439 \u0433\u043e\u0440\u0435","buttonText":"\u041d\u0430 \u043a\u0430\u043a\u043e\u0439?","imageUuid":"f84aced9-2f9d-5a50-9157-8e37d6ce1060"}

Плакали и кололись: ещё один пост про закулисье удалёнки

Как мы сменили слёзы горя на плач радости и избавились от офисных привычек

Привет пользователям vc! Пришёл наш черёд написать про удалёнку.

В 5x10 мы не работаем в офисе уже давно. За это время мы выработали привычки, которые помогают оставаться осведомленными и продуктивными, находясь за тысячи километров друг от друга. Обойдемся без советов по типу «разделить задачи на более мелкие» или «придерживаться здорового распорядка дня». Всё нижеизложенное — субъективный опыт нашей команды, который не претендует на истину в последней инстанции. Будем рады, если он окажется вам полезен.

Отказываемся от ежедневных созвонов

Привычка ежедневных планёрок сохранилась у нас на удалёнке. Сначала кажется, что ежедневные миты помогают контролировать работу команды. Но удалёнка — это не офис, сколько бы печенек не лежало в шкафу. Она требует самодисциплины и играет по другим правилам. На общих собраниях все отвлекаются, выключают микрофоны и нередко занимаются своими делами. Фронтенду неинтересно слушать рабочие успехи редактора, а дизайнеру рассказы о том, что там у бэкенда с авторизацией.

Чтобы оптимизировать этот момент, каждый отчитывается об успехах и планах отдельно. В ёмкой текстовой форме, которая дополняется коротким видеорассказом. Это помогает сэкономить время и быть в курсе дел.

От созвонов и встреч мы не отказались: их мы используем для общения, расслабления и поддержания дружбы. Это неоценимо.

Храним всё в одном месте

К проектам часто присоединяются новые члены команды. Есть два плохих варианта помочь освоится новичку:

  • Взвалить кучу документации и разрозненных макетов по продукту, чтобы он разбирался во всём самостоятельно.
  • Приставить неотлучного наставника, который будет отвлекаться на вопросы подопечного.

Оба варианта неизбежно приводят к повторным экзекуциям, поскольку на этом пополнение команды не заканчивается. Приходится тратить дни, отвечая раз за разом на одни и те же вопросы, а люди становятся единственным источником знаний о проекте. Особенно больно в истории, когда продукт-менеджер или СТО неожиданно покидают проект, а вместе с ними уходит и набор накопившихся знаний.

Мы ввели в должностную инструкцию ответственных лиц составление детальной документации по проекту. От того, как устроена работа в команде, до того, кому писать по поводу повышения зарплаты. Подобная база знаний позволяет экономить время на длинной дистанции и получать все ответы в одном месте. Особое внимание уделяется её структуре и плавности ввода в курс дел. Вкратце она содержит:

  • Имена и роли в команде, ответственные лица.
  • Цели и задачи продукта, последовательные планы релизов и этапов.
  • Структура проекта: продуктовая часть, маркетинг, техническая часть.
  • Бэклог, актуальные, спринты, завершённые задачи.
  • Записи митов и обсуждений.
  • Должностные инструкции, подсказки, полезные ссылки и данные от аккаунтов различных сервисов.
  • Обучающие материалы внутри компании.

Сейчас я уверен, что все части продукта, над которым мы работаем, описаны, структурированы и детально разжёваны в одном месте. Это дает спокойствие и ускоряет ввод в работу новых сотрудников с 1 месяца до 1 недели. Я могу больше заниматься продуктом, а не тратить львиную долю времени на погружение людей в него.

Андрей Лебедев, CPO 5x10

Слушаем, слышим, понимаем

Во время классического штурма мы сталкивались с одной и той же проблемой: все слушают, но не слышат других. Каждый в предвкушении развернуть свои мысли так быстро, будто ему срочно нужно в туалет. Каждый уверен, что его идея полезнее и важнее. Такое чувство, что это игра, где участники конкурируют за лучший ответ в погоне за миллионом рублей. Это снижает качество и количество идей, а некоторые и вовсе теряются в бесконечных митах.

Обсуждаем асинхронно

Решение оказалось близко. Все берут время, чтобы размышлять наедине собой. После мы созваниваемся и поочерёдно собираем мысли в общий пазл, где каждая из них комментируется. Идеи становятся ёмкими, завершёнными и интересными. Получают обратную связь от команды и позволяют объединиться, а не конкурировать.

Превращаем идеи в задачи

Идеи — это круто. А ещё круче, когда они не заканчиваются на этом этапе. У нас часто случались ситуации, когда происходит штурм ради штурма. На выходе получаем идею ради идеи. На смену пришло правило: мы делаем А, потому что Б, чтобы на выходе получить В, а критерием оценки эффективности решения станет Х. Любая идея формируется в задачу и сразу же заносится в задачник. Спойлер: идей стало меньше 😀

Не бежим вперёд паровоза

Взяли за правило оставлять временной простор для размышлений и планирования. Обеспечивать команду возможностью обдумать идеи и планы без спешки. Правильно сформулированная задача — половина решения. Нам важно обозначить жизненный цикл проекта от начала до завершения, чтобы сформировать потребности продукта и цели. Несколько советов:

  • Описывайте цели и задачи, бюджет и объем, сроки и результаты.
  • Ограничьте график общения.
  • Укажите всех членов команды и распишите их роли — кто за что отвечает.
  • Установите общие инструменты и ресурсы проекта. Систематизируйте процесс работы.
  • Оцените риски, ограничения и зависимости.
  • Сформируйте полезные ссылки и данные от различных сервисов в одном месте.
  • Убедитесь, что каждый ознакомился и внёс свою лепту в формирование плана.

Мы ведём историю работы в текстовом виде — записи важных созвонов, цели, планы и мысли по проектам. Это позволяет легко вернуться к любому этапу работы.

Андрей Лебедев, CPO, 5x10

Не обсуждаем важные дела в чате

Если не ограничивать чат, мы теряем важную информацию и сам результат обсуждения в потоке неструктурированного диалога. Ребята, которые не в сети, упускают возможность поучаствовать в работе. Ветки в Слаке проблему не решают.

Для нас чат — способ развлечься, обсудить рутину и согласовать время для встречи. Ничего больше. Важные дела, сбор обратной связи и обсуждения по проекту ведём внутри документов как ветку комментариев в Notion, Slite или Confluence, а вопросы и сложности по задачам — в таск-менеджере. Для задач используем Linear.

Уважаем личные границы

Каждый член команды — человек, у которого есть семья, дети или другие заботы. При удалённой работе нередко теряется связь между личным временем и работой. Иногда это осложняется разностью часовых поясов, что ставит необходимость регламентировать рабочее время отдельно для каждого. Обязательно сделайте это и постарайтесь не беспокоить товарищей без нужды в нерабочее время. Если задача действительно срочная, то описывайте её структурно и полностью в одном предложении.

Мы пришли к тому, что решение вопросов «здесь и сейчас» приводит к упущению деталей. Продуктивнее обозначить временные рамки, в течении которых вопросы необходимо закрыть. После собраться, обсудить и прийти к итогам. Если всё горит и надо «ещё вчера», то это формат неизбежных исключений из правил.

Андрей Лебедев, CPO 5x10

Каждому по карте!

Оплата всяких мелочей занимает много времени: от новых сервисов до каких-нибудь штук на стоках. Для некоторых ребят стрессом является сам процесс того, что надо кому-то писать, ждать ответа, согласовывать. Мы верим в то, что работаем со взрослыми людьми, которые относятся к ресурсам компании с умом. Поэтому завели по корпоративной карте каждому сотруднику и распределили лимиты, избавившись от сиюминутной отчётности за каждый платёж. Сотрудник сам заносит транзакции в таблицу с 2 полями: имя платежа и стоимость, а траты проверяются разом в конце месяца.

Резюмируем

Хорошая сторона перехода на удалёнку — расширение границ найма и избавление от ненужных сотрудников. Становится проще распознать тех, кто вставляет костыли в рабочий процесс. Тот, кто не умеет контролировать себя дома, в большинстве своём и в офисе найдёт 1001 повод отодвинуть задачи в ящик пандоры.

  1. Используйте встречи для общения, расслабления и поддержания дружбы, а не для ежедневных синхронизаций.
  2. Заведите базу знаний и храните всю информацию по продукту в одном месте.
  3. Проводите мозговой штурм асинхронно, чтобы не потерять идеи.
  4. Обеспечивайте команду возможностями не спеша обдумывать идеи и планы. Убедитесь, что каждый смог внести свою лепту в формирование плана.
  5. Не используйте чат для важных дел по проекту. Сбор отзывов и обсуждение ведите в конкретных ветках в документах, а вопросы по задачам — в задачнике.
  6. Обозначьте график рабочего времени.
  7. Уменьшайте рутину, которая может быть стрессовой для членов команды.

В своё время нам это помогло сделать работу ясной, а мысли — завершёнными.

Какие-то части статьи могут показаться очевидными. Очевидные вещи, на наш взгляд, стоит повторять как можно чаще. Тогда они начинают работать. Надеемся, что этот материал будет полезен кому-то из читателей. Спасибо за потраченное время и до встречи :)

0
9 комментариев
Написать комментарий...
Evil Pechenka

Где названия инструментов которые используете? Плюсы, минусы. 

Ответить
Развернуть ветку
Твоя десница, 5x10
Автор

Привет) В статье рассказывали о подходе. Если интересно, то напишем отдельную субъективщину про используемые инструменты и почему их выбрали. 

Ответить
Развернуть ветку
Evil Pechenka

Это не субъективщина, а конкретика.

Ответить
Развернуть ветку
Артур Step

Привет) Спасибо за статью. Между Notion, Slite или Confluence - что удобнее и проще для ведения документации в команде из 4 человек?

Ответить
Развернуть ветку
Твоя десница, 5x10
Автор

Привет! «Удобнее и проще» — чем проще конкретно для вашей команды будет инструмент, тем он будет и удобнее. Мы чаще используем ноушен, потому что нам он заменяет несколько инструментов. Кому-то удобнее вести документацию сразу с задачами в джире или даже гугл таблицах. Попробуйте несколько инструментов и определитесь, какой вам подойдёт)

Ответить
Развернуть ветку
Alex Bach

Здравый подход, люди нужны соответственные чтобы всё работало. Мне нравится

Ответить
Развернуть ветку
Твоя десница, 5x10
Автор

Алексей, привет!) Спасибо за обратную связь, это приятно слышать)

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shepovalov

Очень полезно, спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Твоя десница, 5x10
Автор

❤️

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
6 комментариев
Раскрывать всегда