Зачем российским программистам за границу?

Леонид Шмаков, оператор Лаборатории сетевого администрирования, участник WoldSkills от России  Фото: ТюмГу

Помните фильм Юрия Дудя про Кремниевую Долину? Где интересные русскоговорящие ребята рассказывают про инвестиции, стартапы, питчинг, ИТ-разработки и далее по списку? После фильма остается странное послевкусие – вроде бы, хочется придумать что-то крышесносящее, приехать в Долину, найти инвестора, который вложит 1млрд$ и жить припеваючи, смотря, как твое детище совершенствуется и меняет мир. А вроде бы становится горько от того, что белорусские, украинские и российские программисты уезжают в бугор по тем или иным причинам. Захотелось узнать, каков масштаб бедствия для нашей страны и есть ли оно вообще.

А куда все идут?

58% российских ИТ-специалистов готовы уехать работать за границу. Эта цифра ниже, чем показатели по миру – целых 67% иностранцев готовы рассмотреть предложения из других стран. Эти цифры показывают нам, что миграция девелоперов за бугор – нормальное явление, которому подвержены разработчики других стран. Основные причины очень логичны – поиск лучших условий и любопытство. Выстроилась эдакая лестница роста: программисты из регионов стремятся в Москву и Питер, а программисты Москвы и Питера зачастую ставят себе цель уехать за пределы страны.

Почему образ «заграницы» стал вершиной лестницы роста? Есть два фактора. Первый из них мы уже упоминали – любопытство. Отечественным программистам интересны условия жизни и труда, быт – хочется попробовать свои силы. Вторая причина – имидж, созданный странам, в которые принято сматываться, будучи программистом. США – Кремниевая Долина, калифорнийские ИТ-гиганты, условия труда в условном Google. Германия – технический прогресс, что ни компания – то мировой бренд, условия труда и жизни. Англия – консервативная страна с дорогим уровнем жизни и, как следствие, высокими показателями заработной платы. Все это оседает в наших головах с самого детства и надежно закрепляется. Никто же не хочет ехать программировать в Северную Корею? Или Саудовскую Аравию? Плюс ко всему, играет специфика профессии программиста и человеческой природы. Например, в США и Англии «не в моде» директивное общение с сотрудниками. Судя по опросу, проведенному порталом Rusbase, программистам из Москвы это очень нравится.

Конечно же, многие разочаровываются в сложившихся идеалах, когда дело доходит до переезда. Многие не справляются с новым ритмом жизни и особенностями ведения быта, начиная с дополнительных расходов (мед. страховка), которые нивелируют преимущество в виде высокой заработной платы, заканчивая банальной тоской по родине (русская зима, долбанутые, но такие родные законы Госдумы РФ и широта русской души). Меньше разочаровываются программисты, которые уезжают на определенное время, для набора опыта, не сжигая мостов с Россией.

А вас я попрошу остаться

Как остановить отток кадров из ИТ-сферы? Наверное, никак, потому что это естественный и в какой-то степени взаимозаменяемый процесс. Один уехал из Москвы за границу – другой (а то и двое) приехал на его место из региона.

Чтобы не остановить, а хотя бы уменьшить отток, нужно посмотреть на то, что привлекает программистов за границей. Во-первых, работа в компаниях с высокой корпоративной культурой, где все вокруг направлено на повышение продуктивности сотрудника. Во-вторых, возможность узнавать новое, специальные тренинги и курсы, которые могут быть пройдены на добровольной основе. В-третьих, прозрачные условия работы, чтобы то, что было обещано на собеседовании, не натыкалось на загвоздки. Если к этому добавить работы в других странах, не увольняясь из компании, то это вообще место мечты для любого программиста.

Конечно же, если помечтать, то можно увидеть Россию в роли той страны, в которую будут стремиться все молодые таланты мира. У нас есть, чем гордиться. Вспоминаем Павла Дурова, создателей языка Kotlin, победителей международных олимпиад по программированию, приложение Prisma и многое-многое другое. Осталось повысить уровень корпоративной культуры, подтянуть английский язык, поработать над внешней рекламу отечественных ИТ-брендов. Что точно в порядке – так это зарплаты, позволяющие разработчику уровня «middle» зарабатывать от 140 тысяч рублей, по самым скромным подсчетам.

Источники статистики и данных:

Редакция The MASCC - чешско-российской ИТ-компании по разработке программного обеспечения и мобильных приложений.

0
100 комментариев
Написать комментарий...
Ol Ka
Во-первых
Во-вторых
В-третьих

Может, всё намного проще — люди видят, что в таком настоящем у них нет будущего, и уезжают? 🙄

А то ты в своём «расследовании» так деликатно обходишь все социальные и политические аспекты, что прям захотелось их тебе подсказать 🤭

Ответить
Развернуть ветку
Илья
Автор

ну нет, захотелось именно неполитические аспекты обозначить. Про какие-то монополизирующие законы и давление гос. сектора на частников уже надоело черкать)

Ответить
Развернуть ветку
Ol Ka

А зря. Конечно, перечисленные тобой причины тоже имеют место быть, и для кого-то несомненно являются определяющим фактором, но мы же всё понимаем.

У меня очень много знакомых разного пола и возраста переехали в разные страны мира, но никто из них никогда не называл мягкие кресла, игровые автоматы и безлимитный офисный кофе главными причинами для переезда.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

в основном вопрос про будущее это вопрос детей. все ж таки дети в школе в цюрихе это дети в школе в цюрихе например. вот такие вещи называют те мои друзья, кто уехал. ну и общая стабильность, чего ждать в стране бензоколонке в век электромобилей примерно понятно, и хорошего в этом списке реально мало. мы это северная корея по факту, в которой есть жирок. нас от нее отделяет только этот жирок, который дает продажа нефти. а потом и уехать уже нельзя будет.

примерно такие же соображения и у меня, просто я пока еще тут.

Ответить
Развернуть ветку
Петр Первый

Электромобили для быдла. Сейчас элита перемещается на вертолетах и самолетах, которые бочками жгут обычный керыч

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов

не спорю но основной потребитель нефти это автомобили для быдла, причем они в разы больше потребляют чем вся авиация, то есть если взять от авиации только элиту с ее вертолетами и самолетами получится что элита потребляет нефти где то в десять тысяч раз или около того меньше, чем простой народ.

тут вопрос именно в том кто потребляет основную массу. если народ пересядет на электромобили а элита останется на вертолетах то окажется что ей вполне хватает американской нефти с запасом на сотни лет и еще резерв остается, а арабы и россия не нужны.

или элите придется чтобы спасать россию массово закупать сотни тысяч вертолетов и пускать их летать кругами))

Ответить
Развернуть ветку
Петр Первый

Закон сохранения энергии тут работает так же. Нужно просто заявить сумму потребной энергии для транспорта на сегодняшний день, ввести понижающий коэффициент, все таки транспорт греет атмосферу и предъявить счет производителям энергии. Они уже скажут, сколько нефти, газа, угля или урана для этого необходимо, может быть у нас вообще в активе еще нет даже инфраструктуры для выработки нужного количества электрической энергии. Скорее всего, на каждый город с числом автомобоилей от 10000 придется пристроить АЭС с несколькими энергоблоками, где-то один ВВЭР1200 на 8 млн километров, 80000 автомобилей, 2 аэс по 3 энергоблока на город миллионник. И хорошо, если это реально будет АЭС, а не ТЭС, даже несмотря на то, что я просто люблю атомную энергетику, но нажечь столько химии рядом с городом вредно для здоровья. Это точно не  Евро 5, они по крайней мере с собой свой катализатор возит, а ТЭС или уголь, или мазут сжигает. У меня есть проект на 2000 ВВЭР1200 с озером Байкал в роли охладителя, но зеленые меня проклянут с этим проектом, тогда в РФ можно полностью на электротранспорт перейти и даже экспортировать энергию

Ответить
Развернуть ветку
Петр Иванов
ТЭС или уголь, или мазут сжигает

кстати большая часть ТЭС в мире сжигает уже газ. уголь широко распространен как топливо для ТЭС в китае, наверное в индии и африке.  в США исторически много угля сжигалось и сжигается но каждый год падает количество.
по крайней мере все новые ТЭС в развитых странах газовые, обратных примеров не слышал. те которые угольные или мазут - все существующие, новых не открывают. поэтому можно исходить из того что все новые ТЭС не будут ни на угле ни на мазуте.

это отдельная тема про ТЭС да.

про количество электроэнергии, необходимое для электромобилей, да, таким образом можно рассчитать, только там нужен будет серьезный понижающий коэффициент, потому что расход электромобиля это примерно (для современного) 15 квт.ч на 100 километров, а расход бензиновой машины если в киловатт-часах пересчитать на 100 километров и взять например средний 8 литров на 100 километров (тут спорная цифра т.к. непонятно каких машин где больше, для россии думаю 8 пойдет), а в литре бензина примерно грубо 10 киловатт часов, то есть 80 киловатт часов на 100 километров, соотв коэф будет 5.5 примерно. понятно что все это на коленке, например в россии средний расход машин все время растет т.к. люди пересаживаются не недорогие кроссоверы типа рено каптур, хюндай и35 и так далее, у которых расход все таки 10+. но это мое мнение, статистики по среднему расходу в России я не видел никогда. по США была старая но там литров 15-20 чтоли, за счет обилия джипов.

так что да, с коэф 5.5 можно пересчитать в киловатт часы электроэнергии если пренебречь тем что бензин сам по себе потребляет нормально электроэнергии на этапе переработки и добычи нефти (то есть когда мы тратим литр бензина мы еще тратим все электричество которое на него потратили на всех этапах нефтедобычи, транспортировки, НПЗ и тд) и пренебречь потерями при зарядке электромобиля (тут не поймешь какая из этих двух цифр больше, но можно обе отбросить по идее)

тема интересная. в Европе я видел оценку, была статья, что если все 300 миллионов машин в ней перевести на электро, то потребление электричества возрастет на 30%. то есть не в разы. и даже не в два раза.

тут скорее всего не такой уровень получится, как вы написали что по одной АЭС на город.

да можно даже прикинуть "в уме". если у одной АЭС 4 реактора грубо по 1000 гигаватту нетто мощности и капасити фактор (КИУМ) 80% то это за год 8760 часов умножить на 0.8 и умножить на 4 гигаватта, то получится 28032 тыс гигаватт-час если это теперь разделить расход 15 киловатт час на 100 километров, это 150 ватт час на километр. разделим 28032Гвтч на 150 ватт, получим 186 миллиардов километров. то есть от одной АЭС электромобили могут в год проехать 186 миллиардов километров (я там нигде не ошибся в нулях случайно?? вроде четко, делим 28 тыс миллиардов на 150 получаем 186 миллиардов).
то есть это например 186 миллионов машин по 1 тыс километров или 18 миллионов машин по 10 тыс километров, а скорее 9 миллионов машин по 20 тыс километров в год. вопрос какой средний пробег у них. но если взять 20 тыс то вот расчет одна нормальная АЭС(4 энергоблока) на 9 миллионов электромобилей.

а еще отдельная тема для дискуссии это источники энергии, не связанные ни с ТЭС, ни АЭС, ветряные и солнечные.

Ответить
Развернуть ветку
97 комментариев
Раскрывать всегда