Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Введение, или «Зачем?»

Дефицит кадров последних лет сильно переформатировал рынок труда в нашей стране, сделав его «рынком соискателя». Мы уже находимся в той среде, где не кандидаты конкурируют между собой за место, а предприятия — за перспективного работника. Особенно остро эта проблема ощущается в технических и производственных отраслях, где спрос на квалифицированных специалистов значительно превышает предложение. По данным Федеральной службы государственной статистики безработица в России находится на феноменально низком уровне: за первый месяц 2025 года она продемонстрировала рост впервые с конца 2023 года: в январе она составила 2,4% против 2,3% в декабре.

Почему мы ищем молодых специалистов?

Триггером для начала системной работы с молодыми кадрами послужило повышение среднего возраста сотрудников: за последние три года он вырос на три года. Это пока не критично, но вместе с тем чёткое понимание, что тренд нужно переломить, пришло. По внутренним данным, сейчас у нас лишь 16% сотрудников моложе 28 лет. Подобная статистика свидетельствует о необходимости направления одного из фокусов нашего внимания на привлечение и удержание сотрудников данной возрастной группы. Молодые специалисты — это не только свежие идеи и энергия, но и возможность сформировать лояльную команду, которая будет расти вместе с компанией.

Кроме того, молодые специалисты, особенно в технических специальностях, обладают актуальными знаниями, полученными в процессе обучения, и готовы адаптироваться к изменениям, в том числе в технологиях и методах. Однако, как показывают исследования, многие выпускники вузов и колледжей сталкиваются с проблемой несоответствия своих навыков требованиям работодателей. Например, по данным Росстата, около 25% выпускников работают не по специальности, а 28,8% считают, что их образование избыточно для текущей работы. Это создаёт риски фрустрации для молодых специалистов. Но для компаний это тоже риск – риск потери кадров, в которых уже были инвестированы ресурсы (как минимум временные).

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Меняющиеся ожидания молодых специалистов

Современные молодые специалисты, особенно поколение Z, предъявляют несколько иные требования к работодателям, чем представители старших поколений. Они ценят гибкость, возможность самореализации, баланс между работой и личной жизнью, а также социальную ответственность компаний. Согласно исследованию SuperJob, 52% молодых специалистов хотели бы работать удалённо на постоянной основе, а 68% считают, что компании должны больше заботиться об их эмоциональном и физическом здоровье.

Мы провели исследования, в рамках которого были опрошены 243 сотрудника в возрасте от 18 до 35 лет. Целью опроса было выявление ключевых мотивационных факторов, предпочтений и ожиданий сотрудников разных возрастных групп. Исследование охватило представителей поколения Z и миллениалов, что позволило выделить различия в их подходах к работе, карьерным устремлениям и ожиданиям от работодателя.

  • Поколение Z (18-25 лет) стремится к быстрому карьерному росту и профессиональному развитию. Для них ключевыми мотиваторами являются высокий уровень заработной платы, возможность обучения и развития, а также гибкий график работы. Они ценят доброжелательную атмосферу в коллективе и возможность совмещать работу с другими видами деятельности, такими как учёба, хобби или личные проекты. Кроме того, представители поколения Z уделяют большое внимание корпоративной культуре и социальной ответственности компаний, ожидая, что работодатели будут активно участвовать в решении социальных и экологических проблем.
  • Миллениалы (26-35 лет) больше ориентированы на стабильность компании и долгосрочные перспективы. Для миллениалов важны социальные гарантии, такие как медицинская страховка, пенсионные накопления и другие льготы. Они также ценят возможность профессионального роста, но в отличие от поколения Z, их больше интересует постепенное продвижение по карьерной лестнице, а не быстрый взлёт. Миллениалы стремятся к балансу между работой и личной жизнью, но при этом готовы вкладывать больше усилий в достижение долгосрочных целей.

Для эффективной мотивации сотрудников разных поколений работодателям необходимо учитывать эти различия. Поколение Z ищет гибкость, быстрый рост и социальную вовлечённость, в то время как миллениалы больше ценят стабильность, долгосрочные перспективы и социальные гарантии. Успешная HR-стратегия должна учитывать эти особенности, предлагая гибкие условия труда, возможности для развития и поддержку как молодым специалистам, так и более опытным сотрудникам.

Конечно, помимо принадлежности к поколению, имеет значение и изменение предпочтений с возрастом. Возможно, те же Z-ы через 10 лет будут выбирать ДМС, а не печеньки (просто пока они не успели понять, насколько это приятно). Но в моменте мы вынуждены работать с той действительностью, которая есть.

Мы определили три ключевые задачи, которые необходимо решить, для эффективной работы с молодыми кадрами:

  1. Привлекать таланты на ранних этапах их профессионального пути. Чем раньше компания начнёт взаимодействовать с будущими специалистами, тем выше шанс, что они выберут именно её для построения карьеры. Если мы придём слишком поздно, талантливый кадр может быть уже включён в орбиту другой компании и для нас потерян. Поэтому важно активно вовлекать молодёжь ещё на этапе их обучения, предлагая стажировки, программы наставничества и другие возможности для профессионального роста. Это позволит не только привлечь лучших кандидатов, но и сформировать лояльность к компании с самого начала их карьерного пути.
  2. Разрешать сложившиеся негативные стереотипы о работе на производстве, и в пищевой промышленности в частности. Многие молодые специалисты, особенно те, кто учится в вузах, далёких от производственной сферы, имеют устаревшие представления о работе на заводах. Они видят производство через призму стереотипов: «грязные цеха», «монотонный труд у станка», «отсутствие карьерных перспектив». Однако современные предприятия, включая нашу компанию, кардинально отличаются от этих устаревших образов: производственные площадки с современным оборудованием, средствами контроля и передовыми цифровыми технологиями, а работать зачастую приходится с киберфизическими системами.
  3. Создавать лояльность через вовлечение в корпоративную культуру. Молодые специалисты, которые с первых дней чувствуют себя частью команды, чаще остаются в компании на долгий срок.

Для решения этих задач мы стали развивать отношения с учебными заведениями. В период с 2022 по 2024 год наша партнёрская сеть разоралась до 38 учебных заведений, включая высшие и средне-специальные учебные заведения.

Основные направления сотрудничества:

  • Разработка учебных программ и материалов для оценки знаний.
  • Привлечение специалистов компании к образовательному процессу: проведение мастер-классов и практикумов, участие в экзаменах и выпускных аттестациях.
  • Организация и проведение профориентационных мероприятий, в том числе дней карьеры.
  • Проведение профессиональных конкурсов и круглых столов.
  • Содействие в прохождении учебной и производственной практики и оплачиваемых стажировок.
  • Поддержка в трудоустройстве выпускников.

Также есть мероприятия, нацеленные на несколько иные задачи, но также входящие в перечень направлений работы с вузами:

  • Повышение квалификации педагогических работников в формате стажировок на предприятии.
  • Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников предприятия.

Будет преувеличением сказать, что всё это реализовано в полной мере, однако заключая партнёрское соглашение с вузом, мы стараемся включить в дорожную карту максимум из этого набора инструментов, чтобы как можно раньше и как можно интенсивнее начать знакомство с потенциальными кадрами. Поговорим подробнее о том, что сегодня уже реализовано в полной мере и даёт свои плоды.

1. Экскурсии для студентов: знакомство с профессией изнутри

Экскурсии на производство для студентов аграрных вузов и ссузов — важный элемент нашей HR-стратегии. Они позволяют учащимся погрузиться в реальную производственную среду, увидеть технологические процессы, оценить условия труда и корпоративную культуру, а также пообщаться с экспертами и получить ответы на профессиональные вопросы. Укрепляет связь между теорией и практикой и помогает студентам установить контакты с потенциальным работодателем.

Мы регулярно проводим экскурсии для студентов профильных учебных заведений, чтобы познакомить их с современным производством и показать перспективы работы в агропромышленном секторе. Только за осень прошлого года состоялись 3 экскурсии, в которых приняли участие 49 студентов из Алтайского государственного аграрного университета, Бийского государственного колледжа и Азово-Черноморского инженерного института.

Во время экскурсий они увидели современные технологические процессы, познакомились с работой ключевых цехов, включая службу качества и цех розлива, а также узнали о карьерных возможностях в компании. Многие (те, кто был заинтересован) получили приглашения на практику, что стало следующим шагом в их профессиональном развитии.

Чтобы экскурсии надолго оставались в памяти, мы внедряем интерактивные элементы. Викторины, конкурсы и розыгрыши делают процесс увлекательным, создавая дружескую атмосферу и вовлекая студентов в командное взаимодействие. А корпоративные подарки становятся приятным сувениром, напоминающим о визите на наше предприятие.

Подавляющее большинство участников по итогам экскурсий оценивают их положительно, отмечая 1) их информативность и 2) возможность увидеть производство изнутри. Организация таких мероприятий требует тщательной координации между HR и операционными подразделениями. Основные сложности связаны с загрузкой специалистов и логистикой, поэтому чтобы минимизировать влияние на рабочие процессы, заранее формируются маршруты по ключевым производственным участкам, а также согласовываются дополнительные затраты на транспортировку студентов. Важным аспектом остаётся соблюдение правил безопасности, поэтому, во избежание сюрпризов уже на месте, участники заранее информируются о требованиях к одежде и поведению на объекте.

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

2. Экскурсии для школьников: ранняя профориентация

Экскурсии для школьников выполняют другую функцию: они направлены не только на профориентацию, но и на формирование интереса к агропромышленному комплексу. В отличие от студенческих экскурсий, которые предполагают более глубокое погружение в производственные процессы, экскурсии для школьников носят ознакомительный характер. Основная цель — показать детям, что работа в агропромышленном секторе может быть интересной и востребованной. Для этого используются интерактивные форматы: практические мастер-классы с демонстрацией технологических процессов, игровые элементы (викторины с призами, деловые игры), демонстрации работы оборудования и наглядные химико-физические опыты, объясняющие производственные принципы.

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?
Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Такие экскурсии проводятся сегодня на наших площадках для трех категорий школьников:

Во-первых, чаще всего это дети наших сотрудников. Это позволяет им увидеть, где работают их родители, что в свою очередь способствует укреплению командного духа и формированию трудовых династий.

Во-вторых, ученики местных школ. Наши заводы в основном расположены в небольших населенных пунктах и, являясь частью местного сообщества, мы всегда стараемся помогать образовательным организациям, которые по своей инициативе хотят познакомить учеников с предприятиями региона и помочь им с выбором будущей профессией.

За 2024 год было организовано 8 экскурсий для школьников, в которых приняли участие более 130 учеников из Омска, Барнаула, Верхней-Хавы, Армавира, Веселовского района Ростовской области и Бийска.

Школьники посещали производственные площадки, где знакомились с технологическими процессами, работой ключевых цехов (например, службы качества, цеха фасовки) и узнавали о продукции компании. В Омске ученики девятых классов ОУ «Таврическая школа» посетили Омский маслоэкстракционный завод (МЭЗ) в рамках проекта «Первые в профессии». В Армавире ученики 8-го класса МБОУ СОШ №18 посетили наш маслопрессовый завод, где узнали о процессе изготовления масла. В Веселовском районе с производством на МЭЗ познакомились школьники 7-11 классов. Таким образом, ребята смогли своими глазами увидеть работу производственных цехов, погрузившись в процесс создания масла.

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?
Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

В рамках экскурсий мы стремимся пробудить у школьников интерес к агропромышленному комплексу, показать его технологичность и перспективность. Мы рассказываем о востребованных профессиях, возможностях профессионального роста и важности АПК для региона и страны в целом. Наша цель — вдохновить ребят на выбор этого направления для дальнейшего обучения, где мы уже сможем предложить им более глубокое погружение в профессию через практики, стажировки и другие образовательные программы. Это первый шаг к тому, чтобы заинтересовать школьников и помочь им увидеть себя частью будущего агропромышленного сектора.

К третьей категории мы относим учеников агроклассов. О них чуть подробнее…

Агрокласс: от школы до работодателя

Одним из ключевых проектов в рамках профориентационной работы стал Агрокласс, стартовавший в селе Углянец Воронежской области в 2024 году. Этот проект был инициирован для того, чтобы помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии и получить первые знания о современном производстве еще на школьной скамье.

В рамках Агрокласса для 30 детей из 7 и 8 классов двух местных школ было проведено 13 занятий, каждое из которых стало еще одним шагом в их знакомстве с агропромышленным комплексом. Ребята познакомились с работой элеваторного комплекса, изучили основы сельскохозяйственной науки, узнали о процессах переработки масличного сырья и несколько раз посетили завод, где увидели основные этапы производства масла. На занятиях в Воронежском ГАУ школьники узнали хитрости физико-химического метода анализа масла и тонкости растениеводства.

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?
Как и зачем предприятию строить работу с вузами?
Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Агрокласс — это важный шаг в реализации модели обучения «от школы до работодателя». Мы хотим не только заинтересовать школьников агропромышленным комплексом, но и помочь им сделать осознанный выбор профессии. В будущем ребята смогут продолжить обучение в аграрных вузах, а затем вернуться к нам уже в качестве молодых специалистов.

Мы регулярно выкладываем информацию об обучении наших агрошкольников на нашем сайте. Следите за новостями, будет интересно!

3. Практика: первый шаг к карьере

Практика — важный этап подготовки будущих специалистов: студенты применяют знания на деле, знакомятся с корпоративной культурой и осваивают профессиональные навыки. Мы подходим к этому осознанно — стажёры работают под руководством наставников, изучая технологические процессы. Это требует от дополнительных усилий, ведь у практикантов меньше опыта, чем у новых сотрудников. Чтобы сбалансировать нагрузку, мы заранее составляем графики и внедряем обратную связь, которая помогает улучшать программу. Считаем это вкладом в будущее компании и развитие всей отрасли.

Система наставничества у нас существует давно и организована на двух уровнях: в офисе и на заводах, где она максимально формализована и подкреплена четкими программами обучения.

На заводах действует специальное положение об адаптации, предусматривающее структурированный план для каждой должности. Наставники проходят обучение в рамках «Школы наставников» и получают финансовое вознаграждение за свою работу. Ранее на разных заводах существовали свои практики, но с 2024 года все процессы были унифицированы, что позволило создать единую эффективную систему.

В офисе подход отличается. Каждый руководитель является наставником по умолчанию, и это часть нашей корпоративной культуры. Адаптация сотрудников проходит по установленному алгоритму. На корпоративном портале есть план адаптации, а процесс курирует не только руководитель, но и менеджер по подбору персонала.

Результаты подтверждают эффективность такой системы: за два года практику на предприятии прошли 120 студентов, и почти половина из них – 58 человек – получили работу в компании. Конверсия практикантов в сотрудников составила 48%, что говорит о высокой заинтересованности студентов и успешности нашей программы подготовки.

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Не все практиканты остаются работать у нас после окончания обучения — у кого-то ожидания не совпадают с реальностью, и это нормально. В итоги сотрудничество продолжается с теми, кто действительно заинтересован в работе на предприятии и чьи профессиональные цели совпадают с нашими возможностями.

4. Стажировка: уже не практикант, но ещё не сотрудник?

Практика — это возможность для студентов познакомиться с производственными процессами и получить базовые навыки. Стажировка же — это следующий шаг, где молодые специалисты не просто наблюдают, а активно участвуют в решении реальных задач, получая опыт, который станет стартом их карьеры. Именно поэтому в прошлом году мы запустили программу «На стаже» – первую системную программу стажировок, которая позволяет получить не просто кратковременную практику, а уже полноценный опыт работы.

Мы получили 117 заявок от студентов ведущих петербургских вузов, таких как ИТМО, СПбГУ, ВШЭ, СПбГЭУ, СПбГУТ, ЛЭТИ и ПОЛИТЕХ. Отбор включал несколько этапов: помимо традиционного резюме, кандидаты готовили видеовизитку, выполняли задания по выбранному направлению и проходили тестирование. По итогам 42 финалиста были приглашены на собеседование, и в результате 16 лучших кандидатов стали частью нашей команды!

Каждый участник программы работает в одном из ключевых отделов компании. Наставники и бадди помогают адаптироваться, прокачивать навыки и эффективно включаться в работу.

Наш первый поток пополнил важнейшие направления компании:

  • Операционная дирекция
  • Финансы и экономика
  • Логистика
  • Маркетинг
  • Цифровая трансформация
  • Дирекция по персоналу
  • Дирекция по планированию и аналитике
  • Управление закупок

Стажёры проходят 6-месячное обучение, в рамках которого, помимо выполнения рутинных задач, молодые специалисты работают с кросс-функциональным кейсом, направленным на знакомство с компанией и продуктом. В завершении программы участники представят результаты своих проектов в виде презентации.

5. Дни карьеры: привлечение талантов через ярмарки вакансий

С весны 2024 года мы активно включились в работу по привлечению талантливых студентов не только на производства, но и в головной офис. Первым шагом стало участие в ярмарках вакансий и днях карьеры, проводимых ведущими вузами Санкт-Петербурга. Важнейшей задачей, которую мы решаем здесь, является повышение узнаваемости нашей компании, так как в Санкт-Петербурге это однозначно является точкой роста. День карьеры же позволяет студенту получить информацию из первых рук и сразу довольно близко познакомиться с компанией.

Для нас это возможность не только рассказать о себе как о современном и технологичном работодателе, но и заинтересовать студентов, которые пока не знакомы с агропромышленным комплексом. В отличие от регионов, где мы активно сотрудничаем с аграрными вузами, в Санкт-Петербурге мы делаем акцент на повышение узнаваемости бренда и привлечение талантов из неаграрных направлений.

Также в 2024 году мы приняли участие в днях карьеры в таких вузах, как СПбГЭУ, СПбГУ, ИТМО, ВШЭ и ЛЭТИ. В общей сложности наши мероприятия посетили более 200 студентов, что позволило нам рассказать о карьерных возможностях в компании и продвинуть программу стажировок «На стаже».

Как и зачем предприятию строить работу с вузами?

Заключение

Мы стремимся к идеальному кейсу, который начинается с экскурсии школьника на наше предприятие. Вдохновлённый увиденным, он поступает в Агрокласс, где получает первые знания о современном агропромышленном комплексе. Затем он выбирает профильную специальность в вузе, проходит у нас практику, стажировку и в итоге становится полноценным сотрудником компании. Это долгосрочная цель, на достижение которой уйдёт не один год, но мы уверены, что движемся в правильном направлении.

Пока мы продолжаем активно работать над текущими проектами, которые уже дают свои результаты. Однако на этом мы не останавливаемся.

Что дальше?

  1. Масштабирование Агрокласса. Завершился первый год проекта «Агрокласс» в селе Углянец. За это время мы поняли, что хотим и дальше вкладываться в это направление, поэтому теперь планируем расширить географию Агроклассов «Благо». Это позволит вовлечь ещё больше школьников в мир АПК и сформировать кадровый резерв для компании.
  2. Развитие стажёрской программы. Программа «На стаже» уже доказала свою востребованность: на одно место претендовало 7 человек. В будущем мы планируем увеличить количество участников, расширить список направлений и сделать программу ещё более привлекательной для молодых специалистов.
  3. Углубление сотрудничества с вузами и совместные образовательные программы. Мы активно работаем над созданием таргетных образовательных программ совместно с вузами. Наши технологи и эксперты будут участвовать в образовательном процессе, проводя мастер-классы, лекции и практикумы. Это позволит студентам получать актуальные знания и навыки, которые сразу можно применить на практике. В качество отдельного формата работы также рассматривается и участие специалистов «Благо» в выпускной аттестации и защите дипломов на профильных специальностях.
  4. Создание среды для роста и развития. Мы продолжим работать над созданием интересной для молодежи среды и атмосферы внутри компании. Это было отправной точкой и остаётся важной стратегической задачей – создать обстановку, в которой перспективные и талантливые кадры будут заинтересованы в том, чтобы расти и развиваться в «Благо» и вместе с «Благо».

Мы уверены, что такие шаги помогут нам привлекать талантливых специалистов и формировать кадровый резерв, который будет расти вместе с компанией. Агропромышленный комплекс — это будущее, и мы хотим, чтобы молодёжь видела в нём возможности для самореализации и карьерного роста.

Следите за нашими новостями, чтобы быть в курсе всех обновлений и успехов наших проектов!

2
Начать дискуссию