Как и зачем предприятию строить работу с вузами?
Введение, или «Зачем?»
Дефицит кадров последних лет сильно переформатировал рынок труда в нашей стране, сделав его «рынком соискателя». Мы уже находимся в той среде, где не кандидаты конкурируют между собой за место, а предприятия — за перспективного работника. Особенно остро эта проблема ощущается в технических и производственных отраслях, где спрос на квалифицированных специалистов значительно превышает предложение. По данным Федеральной службы государственной статистики безработица в России находится на феноменально низком уровне: за первый месяц 2025 года она продемонстрировала рост впервые с конца 2023 года: в январе она составила 2,4% против 2,3% в декабре.
Почему мы ищем молодых специалистов?
Триггером для начала системной работы с молодыми кадрами послужило повышение среднего возраста сотрудников: за последние три года он вырос на три года. Это пока не критично, но вместе с тем чёткое понимание, что тренд нужно переломить, пришло. По внутренним данным, сейчас у нас лишь 16% сотрудников моложе 28 лет. Подобная статистика свидетельствует о необходимости направления одного из фокусов нашего внимания на привлечение и удержание сотрудников данной возрастной группы. Молодые специалисты — это не только свежие идеи и энергия, но и возможность сформировать лояльную команду, которая будет расти вместе с компанией.
Кроме того, молодые специалисты, особенно в технических специальностях, обладают актуальными знаниями, полученными в процессе обучения, и готовы адаптироваться к изменениям, в том числе в технологиях и методах. Однако, как показывают исследования, многие выпускники вузов и колледжей сталкиваются с проблемой несоответствия своих навыков требованиям работодателей. Например, по данным Росстата, около 25% выпускников работают не по специальности, а 28,8% считают, что их образование избыточно для текущей работы. Это создаёт риски фрустрации для молодых специалистов. Но для компаний это тоже риск – риск потери кадров, в которых уже были инвестированы ресурсы (как минимум временные).
Меняющиеся ожидания молодых специалистов
Современные молодые специалисты, особенно поколение Z, предъявляют несколько иные требования к работодателям, чем представители старших поколений. Они ценят гибкость, возможность самореализации, баланс между работой и личной жизнью, а также социальную ответственность компаний. Согласно исследованию SuperJob, 52% молодых специалистов хотели бы работать удалённо на постоянной основе, а 68% считают, что компании должны больше заботиться об их эмоциональном и физическом здоровье.
Мы провели исследования, в рамках которого были опрошены 243 сотрудника в возрасте от 18 до 35 лет. Целью опроса было выявление ключевых мотивационных факторов, предпочтений и ожиданий сотрудников разных возрастных групп. Исследование охватило представителей поколения Z и миллениалов, что позволило выделить различия в их подходах к работе, карьерным устремлениям и ожиданиям от работодателя.
- Поколение Z (18-25 лет) стремится к быстрому карьерному росту и профессиональному развитию. Для них ключевыми мотиваторами являются высокий уровень заработной платы, возможность обучения и развития, а также гибкий график работы. Они ценят доброжелательную атмосферу в коллективе и возможность совмещать работу с другими видами деятельности, такими как учёба, хобби или личные проекты. Кроме того, представители поколения Z уделяют большое внимание корпоративной культуре и социальной ответственности компаний, ожидая, что работодатели будут активно участвовать в решении социальных и экологических проблем.
- Миллениалы (26-35 лет) больше ориентированы на стабильность компании и долгосрочные перспективы. Для миллениалов важны социальные гарантии, такие как медицинская страховка, пенсионные накопления и другие льготы. Они также ценят возможность профессионального роста, но в отличие от поколения Z, их больше интересует постепенное продвижение по карьерной лестнице, а не быстрый взлёт. Миллениалы стремятся к балансу между работой и личной жизнью, но при этом готовы вкладывать больше усилий в достижение долгосрочных целей.
Для эффективной мотивации сотрудников разных поколений работодателям необходимо учитывать эти различия. Поколение Z ищет гибкость, быстрый рост и социальную вовлечённость, в то время как миллениалы больше ценят стабильность, долгосрочные перспективы и социальные гарантии. Успешная HR-стратегия должна учитывать эти особенности, предлагая гибкие условия труда, возможности для развития и поддержку как молодым специалистам, так и более опытным сотрудникам.
Конечно, помимо принадлежности к поколению, имеет значение и изменение предпочтений с возрастом. Возможно, те же Z-ы через 10 лет будут выбирать ДМС, а не печеньки (просто пока они не успели понять, насколько это приятно). Но в моменте мы вынуждены работать с той действительностью, которая есть.
Мы определили три ключевые задачи, которые необходимо решить, для эффективной работы с молодыми кадрами:
- Привлекать таланты на ранних этапах их профессионального пути. Чем раньше компания начнёт взаимодействовать с будущими специалистами, тем выше шанс, что они выберут именно её для построения карьеры. Если мы придём слишком поздно, талантливый кадр может быть уже включён в орбиту другой компании и для нас потерян. Поэтому важно активно вовлекать молодёжь ещё на этапе их обучения, предлагая стажировки, программы наставничества и другие возможности для профессионального роста. Это позволит не только привлечь лучших кандидатов, но и сформировать лояльность к компании с самого начала их карьерного пути.
- Разрешать сложившиеся негативные стереотипы о работе на производстве, и в пищевой промышленности в частности. Многие молодые специалисты, особенно те, кто учится в вузах, далёких от производственной сферы, имеют устаревшие представления о работе на заводах. Они видят производство через призму стереотипов: «грязные цеха», «монотонный труд у станка», «отсутствие карьерных перспектив». Однако современные предприятия, включая нашу компанию, кардинально отличаются от этих устаревших образов: производственные площадки с современным оборудованием, средствами контроля и передовыми цифровыми технологиями, а работать зачастую приходится с киберфизическими системами.
- Создавать лояльность через вовлечение в корпоративную культуру. Молодые специалисты, которые с первых дней чувствуют себя частью команды, чаще остаются в компании на долгий срок.
Для решения этих задач мы стали развивать отношения с учебными заведениями. В период с 2022 по 2024 год наша партнёрская сеть разоралась до 38 учебных заведений, включая высшие и средне-специальные учебные заведения.
Основные направления сотрудничества:
- Разработка учебных программ и материалов для оценки знаний.
- Привлечение специалистов компании к образовательному процессу: проведение мастер-классов и практикумов, участие в экзаменах и выпускных аттестациях.
- Организация и проведение профориентационных мероприятий, в том числе дней карьеры.
- Проведение профессиональных конкурсов и круглых столов.
- Содействие в прохождении учебной и производственной практики и оплачиваемых стажировок.
- Поддержка в трудоустройстве выпускников.
Также есть мероприятия, нацеленные на несколько иные задачи, но также входящие в перечень направлений работы с вузами:
- Повышение квалификации педагогических работников в формате стажировок на предприятии.
- Профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации работников предприятия.
Будет преувеличением сказать, что всё это реализовано в полной мере, однако заключая партнёрское соглашение с вузом, мы стараемся включить в дорожную карту максимум из этого набора инструментов, чтобы как можно раньше и как можно интенсивнее начать знакомство с потенциальными кадрами. Поговорим подробнее о том, что сегодня уже реализовано в полной мере и даёт свои плоды.
1. Экскурсии для студентов: знакомство с профессией изнутри
Экскурсии на производство для студентов аграрных вузов и ссузов — важный элемент нашей HR-стратегии. Они позволяют учащимся погрузиться в реальную производственную среду, увидеть технологические процессы, оценить условия труда и корпоративную культуру, а также пообщаться с экспертами и получить ответы на профессиональные вопросы. Укрепляет связь между теорией и практикой и помогает студентам установить контакты с потенциальным работодателем.
Мы регулярно проводим экскурсии для студентов профильных учебных заведений, чтобы познакомить их с современным производством и показать перспективы работы в агропромышленном секторе. Только за осень прошлого года состоялись 3 экскурсии, в которых приняли участие 49 студентов из Алтайского государственного аграрного университета, Бийского государственного колледжа и Азово-Черноморского инженерного института.
Во время экскурсий они увидели современные технологические процессы, познакомились с работой ключевых цехов, включая службу качества и цех розлива, а также узнали о карьерных возможностях в компании. Многие (те, кто был заинтересован) получили приглашения на практику, что стало следующим шагом в их профессиональном развитии.
Чтобы экскурсии надолго оставались в памяти, мы внедряем интерактивные элементы. Викторины, конкурсы и розыгрыши делают процесс увлекательным, создавая дружескую атмосферу и вовлекая студентов в командное взаимодействие. А корпоративные подарки становятся приятным сувениром, напоминающим о визите на наше предприятие.
Подавляющее большинство участников по итогам экскурсий оценивают их положительно, отмечая 1) их информативность и 2) возможность увидеть производство изнутри. Организация таких мероприятий требует тщательной координации между HR и операционными подразделениями. Основные сложности связаны с загрузкой специалистов и логистикой, поэтому чтобы минимизировать влияние на рабочие процессы, заранее формируются маршруты по ключевым производственным участкам, а также согласовываются дополнительные затраты на транспортировку студентов. Важным аспектом остаётся соблюдение правил безопасности, поэтому, во избежание сюрпризов уже на месте, участники заранее информируются о требованиях к одежде и поведению на объекте.
2. Экскурсии для школьников: ранняя профориентация
Экскурсии для школьников выполняют другую функцию: они направлены не только на профориентацию, но и на формирование интереса к агропромышленному комплексу. В отличие от студенческих экскурсий, которые предполагают более глубокое погружение в производственные процессы, экскурсии для школьников носят ознакомительный характер. Основная цель — показать детям, что работа в агропромышленном секторе может быть интересной и востребованной. Для этого используются интерактивные форматы: практические мастер-классы с демонстрацией технологических процессов, игровые элементы (викторины с призами, деловые игры), демонстрации работы оборудования и наглядные химико-физические опыты, объясняющие производственные принципы.
Такие экскурсии проводятся сегодня на наших площадках для трех категорий школьников:
Во-первых, чаще всего это дети наших сотрудников. Это позволяет им увидеть, где работают их родители, что в свою очередь способствует укреплению командного духа и формированию трудовых династий.
Во-вторых, ученики местных школ. Наши заводы в основном расположены в небольших населенных пунктах и, являясь частью местного сообщества, мы всегда стараемся помогать образовательным организациям, которые по своей инициативе хотят познакомить учеников с предприятиями региона и помочь им с выбором будущей профессией.
За 2024 год было организовано 8 экскурсий для школьников, в которых приняли участие более 130 учеников из Омска, Барнаула, Верхней-Хавы, Армавира, Веселовского района Ростовской области и Бийска.
Школьники посещали производственные площадки, где знакомились с технологическими процессами, работой ключевых цехов (например, службы качества, цеха фасовки) и узнавали о продукции компании. В Омске ученики девятых классов ОУ «Таврическая школа» посетили Омский маслоэкстракционный завод (МЭЗ) в рамках проекта «Первые в профессии». В Армавире ученики 8-го класса МБОУ СОШ №18 посетили наш маслопрессовый завод, где узнали о процессе изготовления масла. В Веселовском районе с производством на МЭЗ познакомились школьники 7-11 классов. Таким образом, ребята смогли своими глазами увидеть работу производственных цехов, погрузившись в процесс создания масла.
В рамках экскурсий мы стремимся пробудить у школьников интерес к агропромышленному комплексу, показать его технологичность и перспективность. Мы рассказываем о востребованных профессиях, возможностях профессионального роста и важности АПК для региона и страны в целом. Наша цель — вдохновить ребят на выбор этого направления для дальнейшего обучения, где мы уже сможем предложить им более глубокое погружение в профессию через практики, стажировки и другие образовательные программы. Это первый шаг к тому, чтобы заинтересовать школьников и помочь им увидеть себя частью будущего агропромышленного сектора.
К третьей категории мы относим учеников агроклассов. О них чуть подробнее…
Агрокласс: от школы до работодателя
Одним из ключевых проектов в рамках профориентационной работы стал Агрокласс, стартовавший в селе Углянец Воронежской области в 2024 году. Этот проект был инициирован для того, чтобы помочь школьникам сделать осознанный выбор профессии и получить первые знания о современном производстве еще на школьной скамье.
В рамках Агрокласса для 30 детей из 7 и 8 классов двух местных школ было проведено 13 занятий, каждое из которых стало еще одним шагом в их знакомстве с агропромышленным комплексом. Ребята познакомились с работой элеваторного комплекса, изучили основы сельскохозяйственной науки, узнали о процессах переработки масличного сырья и несколько раз посетили завод, где увидели основные этапы производства масла. На занятиях в Воронежском ГАУ школьники узнали хитрости физико-химического метода анализа масла и тонкости растениеводства.
Агрокласс — это важный шаг в реализации модели обучения «от школы до работодателя». Мы хотим не только заинтересовать школьников агропромышленным комплексом, но и помочь им сделать осознанный выбор профессии. В будущем ребята смогут продолжить обучение в аграрных вузах, а затем вернуться к нам уже в качестве молодых специалистов.
Мы регулярно выкладываем информацию об обучении наших агрошкольников на нашем сайте. Следите за новостями, будет интересно!
3. Практика: первый шаг к карьере
Практика — важный этап подготовки будущих специалистов: студенты применяют знания на деле, знакомятся с корпоративной культурой и осваивают профессиональные навыки. Мы подходим к этому осознанно — стажёры работают под руководством наставников, изучая технологические процессы. Это требует от дополнительных усилий, ведь у практикантов меньше опыта, чем у новых сотрудников. Чтобы сбалансировать нагрузку, мы заранее составляем графики и внедряем обратную связь, которая помогает улучшать программу. Считаем это вкладом в будущее компании и развитие всей отрасли.
Система наставничества у нас существует давно и организована на двух уровнях: в офисе и на заводах, где она максимально формализована и подкреплена четкими программами обучения.
На заводах действует специальное положение об адаптации, предусматривающее структурированный план для каждой должности. Наставники проходят обучение в рамках «Школы наставников» и получают финансовое вознаграждение за свою работу. Ранее на разных заводах существовали свои практики, но с 2024 года все процессы были унифицированы, что позволило создать единую эффективную систему.
В офисе подход отличается. Каждый руководитель является наставником по умолчанию, и это часть нашей корпоративной культуры. Адаптация сотрудников проходит по установленному алгоритму. На корпоративном портале есть план адаптации, а процесс курирует не только руководитель, но и менеджер по подбору персонала.
Результаты подтверждают эффективность такой системы: за два года практику на предприятии прошли 120 студентов, и почти половина из них – 58 человек – получили работу в компании. Конверсия практикантов в сотрудников составила 48%, что говорит о высокой заинтересованности студентов и успешности нашей программы подготовки.
Не все практиканты остаются работать у нас после окончания обучения — у кого-то ожидания не совпадают с реальностью, и это нормально. В итоги сотрудничество продолжается с теми, кто действительно заинтересован в работе на предприятии и чьи профессиональные цели совпадают с нашими возможностями.
4. Стажировка: уже не практикант, но ещё не сотрудник?
Практика — это возможность для студентов познакомиться с производственными процессами и получить базовые навыки. Стажировка же — это следующий шаг, где молодые специалисты не просто наблюдают, а активно участвуют в решении реальных задач, получая опыт, который станет стартом их карьеры. Именно поэтому в прошлом году мы запустили программу «На стаже» – первую системную программу стажировок, которая позволяет получить не просто кратковременную практику, а уже полноценный опыт работы.
Мы получили 117 заявок от студентов ведущих петербургских вузов, таких как ИТМО, СПбГУ, ВШЭ, СПбГЭУ, СПбГУТ, ЛЭТИ и ПОЛИТЕХ. Отбор включал несколько этапов: помимо традиционного резюме, кандидаты готовили видеовизитку, выполняли задания по выбранному направлению и проходили тестирование. По итогам 42 финалиста были приглашены на собеседование, и в результате 16 лучших кандидатов стали частью нашей команды!
Каждый участник программы работает в одном из ключевых отделов компании. Наставники и бадди помогают адаптироваться, прокачивать навыки и эффективно включаться в работу.
Наш первый поток пополнил важнейшие направления компании:
- Операционная дирекция
- Финансы и экономика
- Логистика
- Маркетинг
- Цифровая трансформация
- Дирекция по персоналу
- Дирекция по планированию и аналитике
- Управление закупок
Стажёры проходят 6-месячное обучение, в рамках которого, помимо выполнения рутинных задач, молодые специалисты работают с кросс-функциональным кейсом, направленным на знакомство с компанией и продуктом. В завершении программы участники представят результаты своих проектов в виде презентации.
5. Дни карьеры: привлечение талантов через ярмарки вакансий
С весны 2024 года мы активно включились в работу по привлечению талантливых студентов не только на производства, но и в головной офис. Первым шагом стало участие в ярмарках вакансий и днях карьеры, проводимых ведущими вузами Санкт-Петербурга. Важнейшей задачей, которую мы решаем здесь, является повышение узнаваемости нашей компании, так как в Санкт-Петербурге это однозначно является точкой роста. День карьеры же позволяет студенту получить информацию из первых рук и сразу довольно близко познакомиться с компанией.
Для нас это возможность не только рассказать о себе как о современном и технологичном работодателе, но и заинтересовать студентов, которые пока не знакомы с агропромышленным комплексом. В отличие от регионов, где мы активно сотрудничаем с аграрными вузами, в Санкт-Петербурге мы делаем акцент на повышение узнаваемости бренда и привлечение талантов из неаграрных направлений.
Также в 2024 году мы приняли участие в днях карьеры в таких вузах, как СПбГЭУ, СПбГУ, ИТМО, ВШЭ и ЛЭТИ. В общей сложности наши мероприятия посетили более 200 студентов, что позволило нам рассказать о карьерных возможностях в компании и продвинуть программу стажировок «На стаже».
Заключение
Мы стремимся к идеальному кейсу, который начинается с экскурсии школьника на наше предприятие. Вдохновлённый увиденным, он поступает в Агрокласс, где получает первые знания о современном агропромышленном комплексе. Затем он выбирает профильную специальность в вузе, проходит у нас практику, стажировку и в итоге становится полноценным сотрудником компании. Это долгосрочная цель, на достижение которой уйдёт не один год, но мы уверены, что движемся в правильном направлении.
Пока мы продолжаем активно работать над текущими проектами, которые уже дают свои результаты. Однако на этом мы не останавливаемся.
Что дальше?
- Масштабирование Агрокласса. Завершился первый год проекта «Агрокласс» в селе Углянец. За это время мы поняли, что хотим и дальше вкладываться в это направление, поэтому теперь планируем расширить географию Агроклассов «Благо». Это позволит вовлечь ещё больше школьников в мир АПК и сформировать кадровый резерв для компании.
- Развитие стажёрской программы. Программа «На стаже» уже доказала свою востребованность: на одно место претендовало 7 человек. В будущем мы планируем увеличить количество участников, расширить список направлений и сделать программу ещё более привлекательной для молодых специалистов.
- Углубление сотрудничества с вузами и совместные образовательные программы. Мы активно работаем над созданием таргетных образовательных программ совместно с вузами. Наши технологи и эксперты будут участвовать в образовательном процессе, проводя мастер-классы, лекции и практикумы. Это позволит студентам получать актуальные знания и навыки, которые сразу можно применить на практике. В качество отдельного формата работы также рассматривается и участие специалистов «Благо» в выпускной аттестации и защите дипломов на профильных специальностях.
- Создание среды для роста и развития. Мы продолжим работать над созданием интересной для молодежи среды и атмосферы внутри компании. Это было отправной точкой и остаётся важной стратегической задачей – создать обстановку, в которой перспективные и талантливые кадры будут заинтересованы в том, чтобы расти и развиваться в «Благо» и вместе с «Благо».
Мы уверены, что такие шаги помогут нам привлекать талантливых специалистов и формировать кадровый резерв, который будет расти вместе с компанией. Агропромышленный комплекс — это будущее, и мы хотим, чтобы молодёжь видела в нём возможности для самореализации и карьерного роста.
Следите за нашими новостями, чтобы быть в курсе всех обновлений и успехов наших проектов!