{"id":13759,"url":"\/distributions\/13759\/click?bit=1&hash=6aaf2c3e4ab3fd085e02b84ad2ce9889ad89f66980d7001a661e1efa44e3fa38","title":"\u0420\u0430\u0441\u0441\u043a\u0430\u0437\u0430\u0442\u044c \u043f\u0440\u043e \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0430\u0432\u0442\u043e\u043f\u0438\u043b\u043e\u0442 \u0434\u043b\u044f \u0442\u0440\u0430\u043a\u0442\u043e\u0440\u0430 \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u043d\u0430\u0433\u0440\u0430\u0434\u0443","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}

Работа 24/7. Как в российских компаниях относятся к трудоголизму

Руководители и основатели российских компаний рассказали «Другому Агентству», как отличить трудоголика от сверхинициативного сотрудника, когда стремление трудиться прекращает быть здоровым и что с этим делать.

Егор Гурьев
СЕО Playkey

Эффективность работы сотрудников в Playkey мы оцениваем по качеству выполнения плановых задач, а не по количеству часов, которые они провели в офисе. Я положительно отношусь к инициативности, когда человек берет на себя больше ответственности и посвящает себя работе, при условии, что сам он от этого кайфует. Это, на мой взгляд, вполне нормальное поведение. А с трудоголизмом в «классическом» его понимании мы не сталкивались. Возможно, именно потому, что сфокусированы на конечном результате , а не на рабочем времени.

Хотя команды подводят итоги и составляют планы еженедельно, в планировании рабочего процесса и оценке задач все-таки бывают неточности. Когда сотрудник тратит на повседневную задачу , а вдвое больше времени, чем обычно — это сигнал для тимлида и HR-команды обратить внимание на ситуацию, на ранней стадии выявить эмоциональное выгорание, принять меры, чтобы сохранить сотрудника. Одной из мер может быть снижение рабочей нагрузки, но это вряд ли можно назвать борьбой с трудоголизмом — скорее, просто способ помочь человеку восстановить силы и энергию. Мы заинтересованы в постоянном составе команд, потому что вовлечение нового человека требует много времени, сил и внимания.

Марина Астафурова
HR-Директор Skillbox

Уход с головой в работу в ущерб личной жизни и отдыху негативно отражается на работоспособности сотрудника в долгосрочной перспективе. Такой режим отрицательно сказывается на физическом и эмоциональном состоянии человека — он быстрее устает, выгорает и уже с трудом приступает к выполнению новых задач.

Мы за осознанный подход к работе и к жизни. Для управления внутренними процессами каждый департамент использует трекеры задач, которые позволяют следить за распределением нагрузки на сотрудников. Когда мы видим, что отдельные департаменты или люди перегружены, мы либо оптимизируем процессы, либо увеличиваем команду.

Мы комплексно подходим к выстраиванию работы внутри. Самое главное — создать комфортные условия труда для всех сотрудников. В офисе соблюдаются все меры безопасности, предписанные Роспотребнадзором: регулярные тесты, обработка помещений дезинфицирующими средствами, предоставление одноразовых масок, перчаток и санитайзеров. Для тех, кто перешел на удаленный режим работы (а у нас таких большинство), компания предоставила за свой счет необходимое оборудование, мебель и офисные принадлежности для обустройства рабочего пространства дома. Мы считаем, что в текущих условиях важно поддерживать коммуникацию всех со всеми, поэтому организовываем регулярные онлайн-встречи о результатах компании, проводим интерактивы по тайм-менеджменту и тимбилдингу. В таких мероприятиях участвует и руководство Skillbox, напоминая, как важно соблюдать баланс между работой и личной жизнью.

Несмотря на то что из-за пандемии многие рабочие процессы перешли в онлайн, Skillbox активно растет. Большой интерес к онлайн-образованию стал триггером для появления новых программ обучения и расширения команды онлайн-университета. Как раз в этот период мы стали замечать, что сотрудники стали активно перерабатывать. С одной стороны, это помогает росту компании, а с другой — коллектив быстрее устает. Поэтому чрезмерный трудоголизм имеет больше недостатков, чем плюсов.

Иван Пипченко
Основатель и CEO OUTSIDE Digital

Есть отличное выражение: «нельзя изменить мир, работая с 9:00 до 18:00». Я с ним согласен, поэтому положительно отношусь к здоровому трудоголизму, когда сотрудник горит делом и стремится выйти за рамки графика во благо команды. Это триггер к устойчивому развитию компании и сотрудника.

Но у всего есть обратная сторона. Есть сотрудники, которые сталкиваются с неумением делегировать полномочия коллегам и замыкают на себе большое количество задач. Они работают на износ и не успевают уложиться в установленные дедлайны. Чаще всего нездоровым трудоголизмом страдают руководители (временами я тоже). Как раз такие кейсы могут навредить развитию компании. Модель «бутылочного горлышка», когда один-два сотрудника со стрессом нагружают себя задачами, а остальная часть команды простаивает, — неэффективна.

Выгорание с течением временем — неизбежная история в работе на износ. Это негативно влияет на эмоциональное и физическое состояние, ведет к падению эффективности и, как следствие, к увольнениям.

Я стараюсь предотвращать такие ситуации и помогаю ребятам перераспределять задачи, слежу за эмоциональным климатом и состоянием коллег, оказываю помощь, если это необходимо, делюсь личным опытом, перераспределяю нагрузку, предлагаю отпуск и внеплановый отдых. Это воспитывает лояльность сотрудников — они понимают, что руководство не просто хочет от них результата и показателей, а проявляет человечность и внимание.

Также важно правильно мотивировать команду. Например, в декабре мы выплатим премии и бонусы тем, кто успеет закрыть все задачи без их переноса на январь. Для этого важно уметь работать в команде, правильно распределять свое время и разделять задачи на первоочередные и второстепенные.

Кирилл Пыжов

Основатель & COO Perfluence

Бесконечный ритм жизни в мегаполисе полностью изменил представление людей о трудоголизме. Все прекрасно понимают, что на среднюю зарплату по Москве вряд ли можно решить вопрос с собственным жильем или удовлетворить постоянно растущие потребности. Поэтому единственным выходом из сложившейся ситуации является плодотворный и кропотливый труд.

Для меня трудоголизм неразрывно связан с желанием сотрудника постоянно расти и добиваться наилучшего результата в любимом деле. Есть отличная теория «10 000 часов»: отработав их человек становится профи. Но это время каждый тратит по-разному: можно работать стандартные восемь часов пять дней в неделю или, наоборот, трудиться по двенадцать часов и посвящать даже выходные рабочим задачам. Каждый выбирает свой путь. Я однозначно всеми руками за второй вариант и поэтому ищу в свою команду людей со сходными взглядами. Конечно же, подобная инициатива у нас в Perfluence поощряется бонусами к зарплате.

Однако во всем необходимо соблюдать разумный баланс. Обратная сторона чрезмерного трудоголизма — выгорание сотрудника. Чаще всего им страдают перспективные ребята или молодые руководители. Стресс, регулярные недосыпы и упадок сил вредят не только здоровью отдельного сотрудника, но и прибыли компании. При возникновении подобных ситуаций я прихожу к сотруднику, чтобы поговорить и выяснить причины его выгорания. Мы продумываем, как можно делегировать часть ответственности подчиненным, принимаем решение, брать ли дополнительные силы для суппорта, или отправляем человека в вынужденный отпуск.

Анастасия Файзуленова
CEO Checkme

Всё, что выходит за пределы нормы в негативном ключе, требует внимания специалиста. На этом моя экспертность в трудоголизме как синдроме заканчивается. А вот с точки зрения работодателя у меня есть своя позиция по этому вопросу.

Если сотрудник по собственной инициативе работает больше, если активнее других включается в рабочие задачи и проекты, то его можно смело поощрять бонусами к зарплате или повышением в должности. Это станет отличной мотивацией для него. Но в любом случае не стоит советовать взрослому человеку, как жить.

С другой стороны, я очень часто вижу случаи «необходимого» трудоголизма, когда сотрудники из-за неправильно тайм-менеджмента или неграмотного планирования выполняют ненужные им задачи и функции. В таком случае мы прибегаем к методологии управления проектами OKR. Руководители отделов и их подчиненные определяют пул своих задач и целей согласно общей стратегии развития компании. Обычно руководители составляют OKR на полгода вперед.

И напоследок совет всем ответственным — авралы случаются, главное, не превращать их в систему. Требуя от человека отдачи и вовлеченности, вы сажаете его батарейку. Не забывайте ее заряжать — отпуском, творческими задачами или материальной компенсацией. Следите за настроением в команде и диагностируйте выгорание заранее.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

У нас не принято уходить с работы вовремя. (с)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alexey Ivanov

Сотрудники в интернете: "я сразу им "только за двойную плату"".
Сотрудники в жизни: "хорошо, конечно, только премии не лишайте"

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А премии и не будет.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

А тут всё индивидуально, так как мы все имеем разные точки входа, знания, а также отношения внутри коллектива, поощрение данных обязательств, взятых на себя, и так далее. 

Если отношения подчинённый и руководитель внутри токсичные и работают лишь в одну сторону, то выгорание наступает быстро, если поддерживают на малом огне, поощряя (не всегда материально), то дольше.

ЗЫ: считаю, что в IT реально эффективно можно работать около 4 часов в день. Дальше нужно переключаться на что-то другое, иначе через год можно свалиться в апатию. Даже при интересных и увлекательных задачах. И это будет куда хуже, чем физическая усталость, так как тело восстанавливается быстрее мозга.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Flime

9 месяцев. 1 месяц - "Надо", 2 месяца - "Кто, если не я", 3 месяца - "Больше никто не разбирается, дольше объяснять, быстрее самому сделать", 4-7 месяцев - "Вот-вот возьмут ещё сотрудника и меня разгрузят", 7 месяцев - "Я выручаю всю команду, не могу подвести остальных, я же ответственный", 8 месяцев - "Что я здесь делаю?", 9 месяцев - "Свободу попугаям! Счастливо оставаться, не поминайте лихом. И не звоните."
Личный опыт прошлого года. Но, честно говоря, если бы не вмешательство карантина, то срок можно легко сокращать до 6 месяцев. Помимо ответственности, сдерживающими факторами являлись "работа в соседнем доме" и "я же тут почти 10 лет отпахала".

Ответить
Развернуть ветку
Mercator

Не совсем понятно про 10 лет и 9 месяцев. Так все-таки сколько?

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
MangoJuce

+++
человек работая по 12 часов + работа в выходные.. вы серьезно??
А про семью, хобби, домашние дела не слышали??

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

У нас препод один говорил: на пенсии отдохнёте! Добавляя при этом: если доживёте!

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Вода водяная.

Ответить
Развернуть ветку
Повелитель Ондатр

Начальники: Переработки - это збс!
Потом начальники вспоминают, что у них берут интервью для статьи
Начальники: ...но все переработки оплачиваются и вообще надо соблюдать баланс, а не ебашить по 18 часов в сутки!

Лицемерная хуета

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Короткий корабль

Раньше работали именно что по 16 часов и это было эффективно. Но людям немного не нравилось работать в таком режиме и поэтому они устраивали забастовки и стачки.
За это их регулярно пи..или регулярные войска и казаки.
Однако, столетия борьбы не прошло даром и вот 8-ми часовой рабочий день это компромисс на сегодняшний день.
Вообще то надо вести борьбу за 6-ти часовой рабочий день при сохранении текущей зп.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Вообще то надо вести борьбу за 6-ти часовой рабочий день при сохранении текущей зп.

Зачем? Становитесь фрилансером и работайте так. Зачем вести войну с ветряными мельницами, когда можно жить среди них и не ощущать их?

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

"Вообще то надо вести борьбу за 6-ти часовой рабочий день при сохранении текущей зп."
это вам к Владимиру Владимировичу, он давеча на два месяца всем разрешил не работать. С сохранением зп! Вам удалось? :)

Ответить
Развернуть ветку
Короткий корабль

Мне не удалось,к сожалению. Буржуи саботировали приказ Верховного.

Ответить
Развернуть ветку
Миша Магадан

Правящий класс решает, всё по науке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Не совсем так, но вы близки к истине. На самом деле смотрят на результат и затраченное время. Это помогает нарастить без дополнительных затрат эффективность работы.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт заморожен

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev

Некоторые так худеют: на ленивых диетах и нормальный результат.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Timofeyev
 Проблема "трудоголиков" не в том, что они много работают, а что они работают недостаточно эффективно.

Их проблема в уходе от других обязательных сторон жизни. Им сказано делать, они делают. Им не нужно сделать это эффективнее и быстрее, им - нужно чем-то занять внутреннюю пустоту, что успешно и делают. Механизмы компенсации и декомпенсации работают приблизительно также.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Федорец

"...а ещё, дети, помните - горы стояли и будут стоять ещё тысячи лет, а вы у мамы одни"(с)наш инструктор, мастер спорта по альпинизму, доктор наук, проф. А.Е. Дмитриев-Здоров, район подходов к пику "3500", Главный Кавказский хребет, 20 июля 1997 года.
...да пошли вы со своим "менять мир". сами своей любовнице на новую теслу зарабатывайте, ага, у меня свидание вечером.

Ответить
Развернуть ветку
fudzi dream

Абстрактные истины об измерении эффективности результатом и прочая лабуда про горлышко - признак невыской квалификации в управленческом составе. Сам этот уровень вкупе с предрасположенностью большинства людей к периодам гиперконцентрации, сменяемой рассеянностью - основа проблем с эффективностью сотрудников.
Здесь уместна аналогия со спортом высоких достижений, когда тренер ставит цели не столько спортсмену сколько себе и для их достижения лишь использует ресурс атлета, принимая за аксиому, что этот самый ресурс тотально ограничен. Эта простая истина позволила перераспределить внимание с использования ресурса на его сверхвозобновление, что в свою очередь привело современных олимпийцев к сверхчеловеческим показателям.
Короче, если вы позволяете своим сотрудникам перерабатывать (даже иногда),то скорее всего вы - плохой управленец.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Konstantin Grudnev
Ответить
Развернуть ветку
Читать все 31 комментарий
null