Работа в медиа и коммуникациях 2021: перспективы и наиболее развивающиеся индустрии
Работа в коммуникациях, медиа и журналистике, по мнению Алёны Владимирской, известного хэдхантера, переживает значительный кризис и реформацию: падение зарплат, снижение интереса к профессии пиарщика, мучительное развитие телевидения, но при этом дает возможность для региональных специалистов.
В этой статье я привожу краткий пересказ разговора с Аленой в рамках подкаста Digital Newsroom и комментарии рынка на этот счет.
Меня зовут Анастасия Жбанова, я веду подкаст про медиа и коммуникации Digital Newsroom и работаю в области коммуникаций уже больше 15 лет. В последний выпуск подкаста я пригласила Алену Владимирскую, которую часто называют главным хэдхантером рунета, поговорить про перспективы профессий журналиста и пиарщика.
Выпуск вызвал довольно большое обсуждение в профессиональной среде и немало негативных комментариев, потому что Алена посоветовала уходить (будем честны, она посоветовала «валить») из профессии пиарщика, а журналистам — задуматься так ли они хотят в этой отрасли работать. Мне писали другие хантеры, пиарщики, студенты и даже школьники с разными комментариями, возражениями и вопросами.
Я решила опубликовать короткий текстовый вариант разговора, приложить несколько комментариев рынка и описать свое мнение на этот счет.
Про Алену
Алена Владимирская 20 лет работает в сфере поиска работы для «белых воротничков», многие называют ее «главным хедхантером рунета». В 14 лет Алена хотела стать главным редактором российского Elle и работала журналистом сначала в Вологде, а потом в Петербурге.
Потом она ушла на сторону рекрутирга, работала в Rabota.ru, Mail.ru Group, потом основала и продала собственный проект Proffi, а недавно запустила новый – с рассылками вакансий facancy. Сейчас Алена собирается учиться в Сотбис и переквалифицироваться на арт-продюсера.
Про пиарщиков. Почему на взгляд Алены нужно «валить» из профессии?
- Коммуникации и PR — обслуживающая функция. Психологически человеку сложно долго быть в такой позиции, и специалисты старше 35 лет чаще всего начинают задумываться о смысле своей работы и хотеть чего-то другого. Когда деньги и профессионализм есть, но хочется заниматься собственным, а не чужим бизнесом, приходит понимание, что нужно переходить в другую отрасль. Люди сферы коммуникаций при поиске новой работы приходят не за деньгами, в за смыслом
- В PR очень много зависит от биохимии с людьми, в крупных компаниях — от биохимии с руководящим составом. Если такую химию настроить не удастся, то и работы не получится, ведь оценить результаты пиарщика в цифрах очень сложно, нужно доверие
- Профессия пиарщика очень похожа на профессию актера – оценка деятельности очень субъективна
Если переходить, то куда и как?
- Лучшее для пиарщика — попробовать перейти в продукт, быть project manager или product manager. Другой путь — уходить в операционный менеджмент, например, НКО. Третий – в свой бизнес. Четвертый и самый логичный – в маркетинг
Как перейти в продукт: проще всего быть менеджером и пиарщиком продукта, хорошо его знать и понимать, брать на себя больше, чем обычный пиарщик. Например, придумывать новые форматы, новые пути монетизации или сервисы. Хорошие примеры: Анна Артамонова (бывший PR и маркетинг-директор Mail.ru Group, в настоящее время – вице-президент по различным продуктам Mail.ru Group), Александра Бабкина (бывший PR в Mail.ru Group, в настоящее время – глава Добро Mail.ru)
Но есть отрасли и ситуации, где пиарщики востребованы?
- Перспективно идти на большую задачу: IPO и выход на российские биржи, изменение имиджа, кризис, выход на новые рынки
- Наиболее растущие индустрии: российское агро, медицина, IT, продуктовый ритейл, который выходит в онлайн, финтех и госсектор
Про журналистику и революцию имен, форматов и каналов
- Профессию журналиста ждет огромная внутренняя революция в течение 3-5 лет. Похожий период был в 2000-е годы, когда журналистский состав обновился почти полностью. Выживут «имена» (в журналистике выигрывают «звезды», успех в этой процессии чаще всего приходит только с известностью) и те, кто освоил новые каналы
- Если вы решили серьезно оставаться в журналистике, то нужно идти в сторону новых каналов и активно их осваивать
- Многие журналисты мигрируют в новые профессии: в менеджеров по контенту, в образовательные проекты, в продюсирование. Это приносит, как минимум, гораздо больше денег и перспектив
- В журналистике сейчас могут работать либо очень циничные люди (про деньги), либо фанатики своего дела
Про телек и мучительное нащупывание новых форматов
- Телевидение будет всегда, может быть, пока не вымрет несколько поколений
- Телек будет хорошо работать в двух форматах: в пропаганде и в развлекательном жанре. Оба формата будут очень развиваться в digital
- На ТВ всегда ищут много специалистов: гостевых редакторов, продюсеров, коммерсантов. Но зарплаты очень маленькие в сравнении с другими областями коммуникаций
Про внутренние коммуникации
- Внутренние коммуникации должны управляться PR. Это про талант донести информацию, убедить, пролоббировать идею. HR этому не учат
Про работу в IT и другие перспективные отрасли
- Важно приходить в отрасль, когда она только начинает расти. IT сейчас с точки зрения PR – одна из неперспективных отраслей (средний возраст специалистов – 32 года, все топовые позиции уже заняты, везде очень много людей). Нужно идти туда, где все только начинает развиваться
Про работу из регионов
- Удаленка дала прекрасный шанс ребятам из регионов. Если раньше работу в крупной компании специалистам из регионов можно было получить только при релокации в Москву или Петербург, то с развитием удаленки, стало возможным работать из любого города
- Этот же фактор в среднем снизил зарплаты пиарщиков: больше всего в газе и нефти, в непродуктовом ритейле, в банках, в туризме и малом бизнесе
Что об этом думает рынок
Мнение автора
Если вы дочитали статью до конца, то возможно, вам интересно и мое мнение на эту животрепещущую тему. Мне очень понравился разговор с Аленой, в первую очередь, честностью. Несмотря на то, что я не со всем из вышесказанного согласна, считаю, что нужно цепляться не за фразы «валить из профессии», а слушать между строк.
Если вы — уставший пиарщик, который делает из года в год одно и то же, у вас нет возможности и сил на то, чтобы пролоббировать и запустить свои проекты, вырваться из привычных форматов и шаблонных каналов, то я с Аленой согласна, — в 35 все это надоест так, что захочется лезть на стенку. С другой стороны, работа в коммуникациях хороша тем, что в ней нет регламентированных канонов, все меняется стремительно.
Можно использовать абсолютно любой вид деятельности и становиться куда больше, чем просто пресс-секретарем: делать маркетинговые активации, создавать мероприятия, продюсировать контентные проекты, управлять командами и придумывать новые сервисы, в том числе, на уровне продукта, чтобы его улучшать. Каждый год в моей работе прибавляется несколько новых целей и инструментов: от внутренних коммуникаций до маркетинговых задач, IR или социальной ответственности.
Пока я ни разу не жалела, что выбрала именно эту профессию. Если иметь в голове не шаблонный набор инструментов, а в целом любой формат достижения целей, то простой пиарщик превращается в креативного менеджера/директора по развитию компании или продукта. Все зависит от вашего:
В этих случаях я, конечно, настоятельно рекомендую работать в сфере коммуникаций.
Сил вам (и нам)!
Если вам интересно послушать полную версию или другие выпуски (например, со Светланой Гуляевой про YouTube-журналистику, с Олесей Боярской про построение комьюнити или Анастасией Телешевой про ситуацию с белорусскими медиа), можно это сделать в Apple, SoundCloud, Яндекс.Музыке или ВКонтакте.
У слова «пиарщик» плохой пиар, работодатели к нему брезгливо относятся. Илон Маск гнал пиарщиков в шею и нам нанимать не велел :)
По факту компании постоянно ищут людей, способных говорить с широкой аудиторией, сотрудниками, инвесторами, чиновниками. Даже Tesla ищет «специалиста клиентской службы», чтобы он подтирал за Маском в соцсетях.
Проблем нет, если вам пофиг на формулировки. Бренд-менеджер, ассистент по коммуникациям, евангелист продукта, гострайтер — можно каждый год новое слово подбирать, суть останется та же.
Потребность в экспертах по коммуникациям не падает и никогда не упадёт, пока люди будут общаться. Что касается возрастающих требований к универсальности, тут пиарщики не одни такие. Все профессии лихорадит в той или иной степени, про это не первый год книжки выходят.
Зная с какими ужасными ошибками Алена пишет, например, в facebook, очень интересно читать про журналистский бэкграунд.
я очень часто палю орфографию в известных всем медиа...на неё все забили)
Автор тоже не постиг правила написания "тоже/то же". Пятый класс среднеобразовательной школы, если не ошибаюсь.
Да уж, не дело. Могла подкрасться опечатка, прошу прощения. Скажите в каком абзаце, пожалуйста, обязательно поправлю
ну вообще-то оценить работу пиарщика можно и мы умеем это делать. Что за стереотипы про смыслы, химию и доверие....или машина времени заработала и это вью 2008-го года?
Поделитесь, как оцениваете
Не медиаиндексом единым. Тонны метрик существует - вот тут вас ждут открытия https://amecorg.com/
Настоящий пиарщик даже свалить из профессии без криков не может. :)
Плюсану тут пиарщице Касперского и финальным выводам Насти. Бренды, которые готовы думать о своей полезности в публичном поле, нуждаются и будут нуждаться в таких восьмируких спецах: когда ты и продакт, и проджект, и пиарщик, и редактор, и кто угодно еще. И это офигенно – учиться работать в таком стэке компетенций.
Ну а смысл в своей работе каждый находит сам. Для меня как пиарщицы с 3+ лет стажем смысл в том, чтобы полезность бренда всячески находить и развивать - сводить компании с НКО, делать осмысленные пиар-активации и так далее. Но и рутина пиарная тут есть, конечно.
Если работаешь в агентстве, тяжело быть в вечном найме – можешь дорасти до руководителя, но все равно будешь подчиненным клиента. От такого-то, наверное, как раз в 35 может захотеться просто открыть свою булочную и тихо печь пироги или удариться в другую крайность - сделать онлайн-курс "как эффективно писать тексты от спеца с двадцатилетним опытом", не знаю
Пару дней назад уже писал коммент к другой статье на эту тему:
На первое место в PR выходит креативность, умение увидеть и сформировать тренды и системный подход. Ну, пожалуй, ещё гибкость) Тогда PRщик, inhouse или нет, становится соавтором бизнеса и от его работы действительно зависит реальность. И тогда, и в 35+ это работа мечты.
P.S.: За более почтенный возраст пока сказать не могу)
А все эти говно профессии вроде "пиарщиков" и менеджеров говна когда нибудь отомрут? Гуманитарные присоски.
менеджер говна, гуманитарная присоска
ты сгоришь быстрее, чем свеча из воска
менеджер говна, над какашкой господин
в яме без работы ты сгниешь один (с) кровосток
Владимирская - это вообще просто какое-то дно, надутое журналистами.
Я помню, несколько лет знакомая пиарщица тоже выходила на меня "давайте вы будете цитировать мудрые мысли Владимирской в каждой статье" (то есть Владимирская ей платит за это бабки и она засыпает всех предложениями, авось, кто-нибудь да поведется, кому-нибудь надо "дырку на полосе прикрыть". чем-то). Но цитировать-то реально нечего кроме повышенного ЧСВ.
Возможно, мне интересен факт наличия у вас корректора. В тексте ошибки.