(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(20277427, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(20277427, 'hit', window.location.href);

10 лет в одной связке: какие истории сплотили топ-менеджмент Мегаплана

Многообещающие нулевые и бурные десятые! Не успел первый айфон перевернуть рынок мобильных устройств, как появились облачные сервисы. Мы убрали такие ценные раньше флешки в дальний ящик стола и подсели на облака. А потом и не заметили, как в нашу жизнь вошли CRM-системы, которые помогли многим компаниям сделать мощный рывок: перейти от случайных продаж к системе с предсказуемыми результатами. Именно тогда Мегаплан стал подающим надежды стартапом, хотя само понятие стартапа тогда было мало кому знакомо.

О том, какими сложностями и курьезами сопровождалось превращение Мегаплана из подручного программного обеспечения для интернет-магазина в одного из лидеров рынка, рассказывают топ-менеджеры компании.

2007 год – директор интернет-магазина Ютинет.Ру Михаил Уколов придумал Мегаплан

2008 год – начало использования в интернет-магазине Ютинет.Ру и выход на массовый рынок

Что такое Мегаплан в конце 2010? Это удобный таск-менеджер с начальными функциями управления проектами и базой клиентов.

Что такое Мегаплан в конце 2020? Это таск-менеджер, CRM, финансовый модуль, конструктор бизнес-процессов, мобильное приложение.

Виктор Шелике
Коммерческий директор 

Работает в Мегаплане с 2010 года. После учебы на мехмате МГУ заинтересовался вакансией бизнес-аналитика в перспективной технологичной компании. На собеседовании выяснилось, что речь идет скорее о позиции менеджера по продажам, который должен был уметь хорошо разбираться в бизнесе клиента, чтобы предложить ему подходящее решение. Виктор посчитал эту вакансию подходящей и перспективной для себя.

«У нас в Мегаплане была традиция: первая задача каждого новичка – собрать себе рабочее место»

«На собеседовании меня пробовали отговорить: зачем мне с таким образованием идти в продажи. Но я сказал, что всё очень удачно сходится: я – технарь, а продукт, который нужно продавать – айтишный. Разобраться в продукте для меня не составит труда, а доскональное знание продукта будет важным преимуществом.

У нас в Мегаплане была традиция: первая задача каждого новичка – собрать себе рабочее место. Мне дали шуруповерт и икеевский стол, я его успешно собрал. И тут мне говорят: «У тебя так классно получилось! Повесь-ка нам еще маркерную доску на стену, чтобы мы туда результаты продаж записывали.

Когда я собрал стол и повесил доску, мне объявили, что пора изучать Мегаплан. Тогда в компании не было ни центра обучения, ни тренеров, отсутствовала система введения новичков в курс дела. У нас был только сайт help.megaplan.ru, и я как новый сотрудник должен был его изучать. Прочитав гайд и сдав внутренний экзамен, я подключился к работе с клиентами.

Наши клиенты

Один клиент из Новосибирска купил коробочное решение Мегаплана за 25 200 рублей и спросил, когда мы сможем выслать ему диск. К тому моменту мы их уже давно не выпускали, все необходимые программы можно было скачать с сайта. Но клиент требовал, чтобы ему выслали диск, поскольку он заплатил за «коробочную версию». Мы предложили компромисс: записать Мегаплан на болванку, подписать ее маркером и отправить. Но с одним условием: ставить систему с этого диска не будут, поскольку на нем была устаревшая версия, а скачают программу с нашего сайта. Такой вариант клиента устроил.

Тогда на четырех менеджеров по продажам у нас было только два радиотелефона без всякой IP-телефонии. Из-за этого мы не могли прослушивать разговоры с клиентами и анализировать их. Мой оклад в Мегаплане был в два раза ниже зарплаты в магазине роликовых коньков, где я работал до этого. Продавали мы меньше, чем на миллион рублей в месяц.

О CRM-системах тогда мало кто знал. Мегаплан был чуть более продвинутым, чем таблицы Excel: без напоминаний, интеграций с почтой и мессенджерами, без телефонии. Наша внутренняя админка тогда была крайне неудобной. Например, нужно было самостоятельно отслеживать свой график звонков на текущий день (сейчас о назначенных звонках напоминает программа). Уведомлений тоже не было. Если коллега оставил комментарий в карточке твоего клиента, об этом можно было узнать, только случайно открыв карточку.

Нестандартное решение

Один наш очень крупный клиент пользовался коробочной версией дороже 200 000 рублей. Тогда Мегаплан устанавливался на порядок сложнее, чем сейчас, и у клиентов периодически возникали проблемы. У нас не было услуги установки Мегаплана нашими специалистами, но этот клиент предложил заплатить нам за это. С удаленным доступом ничего не вышло, а вызывать нас за 30 км от МКАД было бы слишком дорого для клиента. Тогда их сисадмин просто приехал к нам в офис на своей машине со своим сервером. Мы очень удивились, но всё установили.

В декабре 2010 года в Мегаплане внедряли воронки продаж. От коллектива требовалось два человека, которые прошли бы обучение этой системе, а потом научили остальных. Я согласился стать добровольцем. Вскоре я удачным образом заболел, что позволило мне в спокойной обстановке, не отвлекаясь на клиентов, изучать систему. Это был первый раз в жизни, когда я взял больничный. И, кажется, последний».

Михаил Пирогов
Руководитель отдела эксплуатации и администрирования

В Мегаплане с 2010 года. К тому времени Михаил только вернулся из Чехии, где жил и учился. В Москве он искал работу системного администратора. Предложение от Мегаплана принял, хотя ему предложили невысокую зарплату.

«Слова “стартап” тогда еще никто не знал, но атмосфера на работе была именно, как в стартапе»

«На собеседовании в Мегаплан меня зацепила в первую очередь технологичность компании. Кроме того интересны были базы данных postgresql и ОС Gentoo Linux, на которой в свое время я собаку съел.

Участь новичка, который должен сам собрать себе рабочее место, не обошла и меня стороной. Мне дали компьютер в разобранном виде и сказали: «Собирай!» Почти весь первый рабочий день ушел на сборку компа и установку системы. Во второй день я уже разворачивал локальную версию Мегаплана, чтобы понять, с чем мне предстоит иметь дело. Уже тогда я понял одно из важных преимуществ компании: здесь всегда можно найти человека, ответственного за ту или иную задачу.

Я работал на два фронта: на Мегаплан и интернет-магазин Ютинет.Ру, где катастрофически не хватало админов. Там мне приходилось собеседовать кандидатов в админы и помогать другим сисадминам. Все дружили и помогали друг другу. Слова «стартап» тогда еще никто не знал, но атмосфера на работе была именно, как в стартапе.

Хорошая подобралась компания

За годы существования Мегаплана его сотрудники стали чувствовать себя даже не одной командой, а семьей. До вынужденного перехода на удалёнку весной 2020 года у них были свои традиции – пятничные посиделки, чемпионаты по игре в кикер, угощение коллег по случаю дней рождений или по другим приятным поводам. Сейчас коллектив проводит регулярные встречи в собственном сервисе видеосвязи Мегаплана, сотрудники общаются друг с другом в чате, но мечтают о том времени, когда все смогут вернуться в офис.

Технически Мегаплан представлял собой в 2010 году два с половиной сервера в дата-центре HC.ru. На них помещались все наши клиенты: примерно 3000 аккаунтов, из которых 500-700 – активные пользователи. Позднее мы начали расти и покупать собственные сервера по 250 тысяч рублей за каждый (на тот момент это было почти $10 000). Мы ставили их в дата-центре «Караван». Сейчас у нас около 150 физических серверов, которые обслуживают весь Мегаплан.

В первое время у нас вообще не было тестирования продукта. Мы заливали код на сервер, регистрировали новый аккаунт и создавали в нем новую задачу от имени директора. Если все работало как надо, то мы «выливали» код на всех клиентов. Всю разработку вели в RedMine, позднее стали пользоваться другими системами – Request Tracker, Youtrack. В конце концов мы перешли полностью на сам Мегаплан.

Прокол в чужой работе

Один из наших администраторов приехал в data-центр забирать сервер. Сотрудники принесли ему чей-то чужой сервер. Что важно, сервер был очень хороший. После этого инцидента мы напряглись. Не хотелось бы, чтобы подобная ситуация произошла с нашим сервером, на котором хранилась вся информация, необходимая для нашей работы. Поэтому с тех пор мы с особой тщательностью подбираем площадки для развертывания наших серверных мощностей.

С техподдержкой в Мегаплане поначалу всё было довольно грустно. У нас работал сотрудник-студент, который в одиночку вел поддержку тысячи клиентов. Но когда ты один и за тобой нет контроля, то начинаешь терять чувство реальности и такта. У него быстро появились «золотые клиенты» и те, которых он терпеть не мог. Он начал грубить клиентам.

С этим сотрудником пришлось расстаться, а я взял на себя часть его обязанностей. В таком режиме мы проработали некоторое время и поняли, что «не вывозим». Нужно было учитывать специфику каждого клиента и подстраиваться под него, а с кучей параллельных задач это довольно трудно.

Тогда мы решили создать полноценную службу техподдержки. В разное время она была разного качества, но на протяжении многих лет клиенты хвалили этот отдел. У других CRM-систем служб поддержки на тот момент не существовало. Это представляло нас в выигрышном свете относительно конкурентов. Когда в Мегаплане регистрировался новый клиент, наш менеджер сразу ему перезванивала и предлагала помощь. Другие компании такого не делали.

Обойти конкурентов

В 2013 году компания перевыполнила план по выручке и стала прибыльной, а в 2014 — перевыполнила план по прибыли, вошла в тройку лидеров на рынке CRM-систем. К 2019 году у компании появились крупные партнеры. Например, Мегаплан интегрировал «Виртуальную АТС» Ростелекома в свою CRM-систему. Сегодня у компании есть представительства в Республике Беларусь и Казахстане.

Технологически компания за эти годы очень выросла в качественном плане. Сбор нового релиза Мегаплана с учетом автотестов происходит за час-полтора, иногда даже быстрее. Сейчас используется комбинированная система тестирования – автоматическая и ручная, которая проводится до публикации релиза.

Сергей Козлов
Генеральный директор

Пришёл в Мегаплан в 2012 году на должность финансового директора. С 2014 года стал генеральным директором. Занимается боксом, так как считает, что этот вид спорта схож с бизнесом: и там, и тут важны стратегия и тактика.

«Мой приход в компанию совпал с переносом ее работы непосредственно в сам Мегаплан. Прежде мы использовали свой продукт только как менеджер задач, но не CRM для управления продажами»

«Переход занял у нас практически год, потому что нужно было перенести в систему Мегаплан все процессы продаж ‒ начиная от первого звонка клиенту, обработки лида и передачи его дальше по цепочке, до отправки данных в техподдержку.

Через некоторое время и сама разработка перешла в собственное пользование Мегаплана. Теперь мы выполняем всю работу в своей системе: от согласования договоров и платежей, заканчивая ведением клиента — к его карточке цепляется вся история переписки, его обращения в техподдержку и статус по обращениям, телефонные разговоры.

Потом была история, когда мы должны были развернуть сервера в России из-за закона о сборе и сохранении персональных данных. На тот момент мы пользовались услугами немецкого дата-центра Hetzner, и сам переезд выглядел масштабной задачей. Нам нужно было протестировать российские серверы и дата-центры и выбрать ту компанию, которая обеспечивала бы качество, бесперебойное соединение и работу для наших клиентов. Если бы мы ошиблись в выборе, то могли бы в процессе работы потерять аккаунты клиентов или им стало бы неудобно работать с Мегапланом. Всё это – как минимум репутационные убытки. В итоге вот уже три года мы работаем с компанией Selectel и довольны сотрудничеством.

Мы с Виктором Шелике и Михаилом Пироговым стали за эти годы в Мегаплане командой и какие-то вещи переживаем одинаково. Мишу, например, очень коробит, когда кто-то неправильно склоняет название «Мегаплан». Другая общая тема у нас на троих – чрезмерное внимание к грамотности письменного языка сотрудников, поскольку в Мегаплане текст – это основной инструмент коммуникации на всех уровнях».

В начале было слово

В 2012 году Мегаплан запустил свою имейл-рассылку, в которой были интересные для его клиентов – представителей малого и среднего бизнеса – статьи. Главным редактором рассылки стал Максим Ильяхов, чьи книги «Пиши, сокращай» и «Ясно, понятно» сейчас — настольные пособия для журналистов и копирайтеров. Он же стал главредом блога Мегаплана, который считается прообразом всех российских бизнес-блогов. То, что и как транслировать своей потенциальной аудитории, всегда было важным для компании.

Рано расслабляться

За эти десять лет Мегаплан из лампового проекта превратился в компанию, у которой есть представительства в СНГ, а в ее штате около сотни сотрудников. Появление новых задач – непрерывный процесс. Остроты ему добавляют и внешние факторы, например, пандемия коронавируса и закрытие границ. Но команда, пережившая трансформацию бизнеса, находит способы их решения даже на удаленке.

0
52 комментария
Написать комментарий...
Kirill Zharckov

Я пережил в одной кампании 4 переезда. И были офисы, где я не просто стол себе собирал, а ремонт своими руками делал) 4 переезда за 3 года!)

Вопрос: ребята, было ли у вас когда-то желание сменить компанию? Или 10 лет в Мегаплане были настолько насыщенными, что драйва хватало с головой? 

Ответить
Развернуть ветку
Мегаплан
Автор

Думаем, это очень личный вопрос, на него каждый из героев нашего материала должен ответить самостоятельно.

Но, конечно, за эти 10 лет компания и наш продукт сильно изменились. Важнее то, что драйва, сложных задач, высоких целей и новых вызовов у нас еще на десятки лет вперед. 

Ответить
Развернуть ветку
49 комментариев
Раскрывать всегда