«Но вы держитесь»: Как подогреть энтузиазм подчиненных при помощи нематериальной мотивации

У вас в подчинении есть пара сотрудников, которых нужно постоянно контролировать и подгонять, но бюджета на материальное поощрение в непростые ковидные времена нет? Создать систему нематериальной мотивации легче, чем кажется на первый взгляд. И она действительно работает.

Нематериальная мотивация – это повышение эффективности сотрудников методами, которые не включают прямое денежное вознаграждение.

У этого метода, как у любого другого, есть свои недостатки, их два.

Во-первых, сложно объяснить сотрудникам, почему им нужно работать лучше, если они не будут за это получать больше, а значит, система должна быть интересной, понятной и актуальной.

Во-вторых, нематериальная мотивация должна отвечать интересам сотрудников, то есть, вам нужно хорошенько изучить характер своих подчиненных и возможности влияния на них.

Но преимущества настолько их перевешивают, что нематериальную мотивацию используют все.

Почему?

· Дополняет материальную мотивацию – когда та перестает действовать.

· Не требует больших финансовых затрат – на такую мотивацию нужны средства, но минимальные.

· Обеспечивает заинтересованность сотрудников в развитии, в отличие от финансов.

· Снижает текучку благодаря повышению уровня вовлеченности и развития командного духа.

Что поможет мотивировать персонал? Существуют разные методы нематериальной мотивации, неигровые и игровые. Чтобы коллектив работал с большей отдачей, не обязательно сразу внедрять геймификацию, можно начать с чего-то попроще.

Какой бывает нематериальная мотивация?

Не стоит недооценивать собрания – совещания, планерки, летучки. Просто обсудить результаты за прошлую неделю и поставить план на новую – зря использовать этот ресурс. На встречах с командой вы можете рассказать, как работа каждого сотрудника повлияла на успех компании, и помочь подчиненным осознать свой вклад, свою ответственность. Это также повод похвалить, подчеркнуть при всех индивидуальные успехи членов команды – так вы повысите вовлеченность и сплоченность коллектива. Корпоратив – тоже собрание, но вне работы. Общий вечер за настолками, поездка на пляж или поход в кино – отличный тимбилдинг.

Спрашивайте мнение сотрудников по разным поводам: пусть они помогут выбрать место для корпоратива или подарок лучшему сотруднику месяца. Подчеркните, что мнение каждого сотрудника важно. Обратная связь – еще один способ сделать это. Проводите опрос удовлетворенности, организуйте ящик для предложений. Позвольте сотрудникам видеть, что они влияют на жизнь компании.

Обучение – это не наказание за то, что сотрудник работает плохо, а награда, и подавать это надо соответственно. Объявите конкурс на обучение, обозначьте, что только лучшие сотрудники смогут попасть на этот продвинутый курс. Продайте участие!

Ну и, конечно, не стоит забывать о комфорте сотрудников. Следите, чтобы у них все работало, организуйте информационный стенд, подумайте над корпоративной атрибутикой, чтобы коллеги чувствовали сопричастность к общему делу.

Некоторые российские и зарубежные компании используют дополнительные методы мотивации, например, заменяют названия должностей (сотрудников сети Apple, например, официально величают «гениями») или играют в тайного Деда Мороза. Вы можете создать собственную уникальную традицию – отпустите фантазию!

Что наша жизнь? Игра!

Среди молодых и дерзких отлично работают конкурсы и соревнования. Азарт можно стимулировать: повесьте доску с рейтингом продажников, раззадорьте топовых сотрудников, подстегните новичков. Сделайте переходящий кубок, предложите лучшему сотруднику отгул и т.д.

Замотивировать коллег помогут игровые механики.

Например, создайте поле для морского боя и устройте соревнование между двумя командами менеджеров по продажам. Морская баталия проходит по обычным правилам, но получить право на выстрел команда может, только сделав заранее обговоренное количество продаж. Так вы превратите рутину в игру, и сотрудникам будет интересно каждый день приходить на работу.

Все эти методы работают и по отдельности, но вместе – куда эффективнее.

Помните о правилах построения системы нематериальной мотивации:

· Она должна быть одинакова для всех.

· Ее нужно обновлять, чтобы она не надоедала.

· Она должна соответствовать задачам.

· Она должна отвечать потребностям сотрудников.

· Она должна работать постоянно, а не быть разовой акцией, если что-то идет не так.

Пробуйте, экспериментируйте, и вы найдете те методы, которые сработают в вашем коллективе.

0
6 комментариев
Написать комментарий...
Giant Schlong
 Среди молодых и дерзких отлично работают конкурсы и соревнования

Среди немолодых тоже. Своими глазами наблюдал: начальник отдела пообещал подчинённым, что лучший сотрудник сможет до конца года повесить над рабочим местом вместо копроративных календарей с котиками и цветами (которыми и так был обвешан весь кабинет) постер любимого музыканта.

Так вот, ВНЕЗАПНО победил самый старый. Который чуть не лопнул от гордости, вешая на стену постер с AC/DC

Ответить
Развернуть ветку
Отдел Кадров
Автор

Спасибо за отличный пример! В колл-центре сотрудники в основном молодые и очень молодые, картина не совсем полная. :)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Отдел Кадров
Автор

Конечно, если кругом все горит и рушится, на одной нематериальной мотивации не уедешь. Однако, если углубляться в тему, мотивация бывает разной. 70% сотрудников работает за деньги, но у денежной мотивации есть предел. В какой-то момент она обесценивается, любую премию и прибавку начинают считать самой собою разумеющейся. И тут нематериальная мотивация становится как никогда важной.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Работник сочтет за счастье платить за свою работу. Ничего не пожалеет ради работодателя, семью бросит, кредит возьмет, лишь бы на работу пускали и давали воплотить свои мечты :)
https://www.youtube.com/watch?v=lF_EewsRKk8

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Раскрывать всегда