Продуктовый офис Сбера: место, где продакты растят продукты и прокачиваются сами
Меня зовут Илья Забелин, и я руковожу Продуктовым офисом в Сбере. Что это вообще такое и почему наши продакты самые классные — рассказываю :)
Когда-то я помогал создавать продукты в стартапах и небольших бизнесах, в том числе в роли фаундера. После — работал в Яндексе, отвечал за продукт в Яндекс.Здоровье и запускал телемедицинские консультации. А в Сбер пришёл в 2017 году как продуктовый коуч: помогал улучшать отдельные продукты.
Спустя год я предложил масштабировать такой подход на всю компанию. Идея зашла. Так появилась экспериментальная команда из нескольких человек, которая к 2019 году выросла в отдельное подразделение — Продуктовый офис. Теперь он входит в Офис agile-трансформации Сбера. О нём мы тоже обязательно расскажем.
Зачем понадобился Продуктовый офис и чем мы здесь занимаемся
Я пришёл в Сбер в разгар agile-трансформации, когда все учились жить дружно и работать в рамках новой парадигмы. Через год команды уже умели делать быстрые релизы и эффективно использовать agile-методы. Но вот над ценностью для клиента нужно было еще потрудиться. Из десяти гипотез выстреливает только одна, а значит, для успеха надо их проверять как можно больше. Тут нужны правильные скиллы и майндсет, инструменты и поддерживающие процессы в организации.
Найти крутых продактов с такими скиллами «на стороне» — задача сложная. А в нужном нам количестве — невыполнимая вообще. В экосистеме Сбера сотни продуктов — от небольших фич до масштабных сервисов вроде приложения СберБанк Онлайн. Тогда помимо создания инструментов, поддерживающих процессов и найма мы решили прокачивать джунов и мидлов, которые уже работают в Сбере. Вырастить звёзд внутри компании, дав им лучшие инструменты для работы и обучения.
Так мы выделили три направления работы Продуктового офиса: методология, инструменты и собственно продукты.
1. Методология. Сначала мы создали общие правила работы с продуктом, своего рода библию или букварь. Прописали типы продуктов и описали их жизненные циклы. Определили, кто и как принимает решения — о переходе к следующему шагу, выделении бюджета и других вещах. Зафиксировали, как будет устроена коммуникация в команде и как сохранять её мотивацию во время изменений.
Но на этом мы не остановились: мониторим рынок, собираем лучшие практики и придумываем, как их использовать в Сбере. А внедрять все изменения нам помогают наши коллеги из разных подразделений: agile, финансисты, бизнес-блоки и др.
2. Инструменты. Мы создали специальную платформу, которая объединяет продуктовые команды с сервисными. Они проводят качественные и количественные исследования, в том числе по запросу продактов: находят респондентов, участвуют в составлении скриптов, опрашивают людей, помогают с A/B-тестированием — или отдают результаты готового маркетингового исследования по теме. В Сбере несколько десятков сервисных подразделений, поэтому раньше коммуникация была сложной и долгой. К тому же, не все продакты знали о возможности заказать исследование. Пока платформа работает как MVP, но скоро ею сможет воспользоваться любой сотрудник Сбера.
3. Продуктовая мастерская. Это моё любимое направление. Если новые продукты не запускаются, а существующие не становятся лучше — к чему все эти классные концепции и инструменты? Многие продакты мыслят в плоскости запуска фичей. Мы же хотим научить их смотреть иначе: видеть полную картину, уметь приоритизировать и не выкатывать фичу наудачу на всех, а тестировать, причём грамотно и быстро. Наша Продуктовая мастерская направлена именно на это — изменение майндсетов, работу с живыми продуктами и анализ результатов по метрикам.
Что происходит в Продуктовой мастерской и как заработать миллиарды рублей за год
Продуктовая мастерская — трёхмесячная программа для продуктовых команд. Каждая из них получает трекера — человека, вместе с которым разбирает проблемы продуктов и ищет решения. Трекер помогает найти слабые и сильные места, обратить внимание на проблемы с метриками и на протяжении всех трёх месяцев регулярно общается с командой и помогает растить эти метрики и по-другому смотреть на продукт.
Интересно наблюдать, как во время Мастерской меняются команды. Например, команда понимала, что им не хватает продажника. Они отдавали продукты менеджерам по продажам, а развёрнутую обратную связь не получали: было непонятно, почему продукт плохо продаётся или какой сегмент клиентов лучше покупает. Закончилось всё хорошо — в команде появился отличный специалист по продажам, который помог наладить коммуникацию с клиентами. Так открываются глаза на вещи, которых раньше не замечал.
Иногда руководители выясняли по итогам Мастерской, что в команде кто-то не дотягивает. А порой наоборот — видели, что есть звёзды, которым нужно помочь реализовать потенциал.
Многие команды, прошедшие через Продуктовую мастерскую, круто заперформили. Например, ребята из финансового блока благодаря изменениям, которые внедрили после программы, ожидают в течение года дополнительный доход в миллиарды рублей. Одна из моих любимых команд — команда, создавшая IVR, голосового бота, отвечающего по номеру 900. Вот тут, кстати, её продакт Николай Судаков рассказывал о работе над продуктом и опыте с Продуктовой мастерской.
Дополнительный доход — самая объективная метрика для оценки эффективности программы. И дело не в том, что мы всё измеряем в деньгах — за каждым миллионом и миллиардом лежат решённые потребности людей, а значит, их лояльность. Когда команда приходит в Продуктовую мастерскую, мы никогда не начинаем с экономики продукта. Сначала — нужды и боли клиентов, потом — цифры. Только так это срабатывает.
От команд мы получаем очень позитивную обратную связь — им становится проще работать. Один из руководителей недавно прислал письмо с благодарностью и сказал, что продакты после программы начинают как будто говорить на другом языке, с ними всё получается быстро и эффективно.
Ресурсы Мастерской пока ограничены, и мы не можем позвать все продуктовые команды Сбера. Но помогаем им другими способами и разрабатываем новые форматы. Проводим ассессмент, составляем планы по развитию, где подсвечиваем слабые и сильные стороны. Для начинающих специалистов готовим обучающие материалы, а недавно запустили курс, где рассказываем о возможностях, которые Сбер предоставляет продуктовым командам. О каких-то опциях ребята попросту не знают. Например, мы приходили в команду, которая не могла провести кастдев: процесс согласования звонков клиентам был очень сложным. Мы об этом знали и проработали схему, позволяющую обзванивать их с номера 900 и проводить полноценные интервью. Это помогло команде, и мы стараемся рассказывать всем о таких новых опциях.
Что получилось сделать и какие у нас планы
За год с небольшим мы создали концепцию реформы развития продактов и их взаимодействия с командами, начали её реализацию и серьёзно перестроили процессы внутри компании. Сбер стал гораздо сильнее заточен под потребности клиентов, и в таких условиях продуктовым командам работать намного проще. Мы доказали: когда руководство заинтересовано в качестве продуктов, процессы можно менять быстро — даже в большой организации.
Мы запустили MVP продуктовой платформы, и это тоже большая история — сейчас команды используют её в Продуктовой мастерской, а в этом году она станет доступна всем сотрудникам Сбера.
Продуктовая мастерская тоже развивается — мы придумываем новые форматы, пересобираем программу и хотим кратно увеличить количество команд в потоке.
И это только начало: продуктовый процесс можно совершенствовать бесконечно — у нас нет дефицита работы.
Бонус: Что выделяет крутого продакта среди остальных
Хорошего продакта от плохого отличают прежде всего soft skills, и вот какие:
Системное мышление. Способность думать, выделять главное и в нужный момент фокусироваться на приоритетных вещах. Это называется helicopter view — умение видеть полную картину и, отталкиваясь от неё, принимать решения.
Коммуникативные навыки. Продакту приходится много общаться — с командой, стейкхолдерами, заказчиками и другими участниками процесса. И от того, насколько успешно он это делает, во многом зависит результат.
Высокий уровень энергии и упорство. Продукт — это не про «я придумал концепт, несите следующий». Важно работать от и до: год, два, три, а иногда и 10 лет. Важно умение долго вести за собой людей, заниматься задачей постоянно и доводить дело до конца.
Ответственность и самоорганизация. Здесь ломаются многие. На плечах продактов лежит ответственность за продукт (а это сроки, бюджет, метрики) и подчас за людей. Поэтому критично не просто знать об этой ответственности, но и действовать. Дисциплинированно добиваться результата и быть готовым ответить за любое принятое или непринятое решение.
Постоянное развитие. Продакт должен следить за всем, что происходит в разных индустриях, за тенденциями рынка, новыми законами, изменениями предпочтений аудитории. А ещё — изучать разные продуктовые кейсы. Так появляется насмотренность.
Hard skills тоже важны, но с ними разобраться проще. Например, продакту необходимо уметь считать юнит-экономику. Джун может научиться этому за пару недель — пройти курс, почитать статьи, потренироваться на своём продукте. Со временем такой джун превращается в мидла: продукты становятся сложнее, переговоры — серьёзнее. Команды и бюджет растут, уровень ответственности — тоже. И чем дальше он идёт по этому пути, тем важнее становятся soft skills. В долгосрочной перспективе рост происходит именно благодаря им.
Признавайтесь, это ваша команда придумала запрятать СБП в сбере так далеко, что без инструкции не найдёшь, чтобы повысить прибыль банка с комиссий ?
Да-да. Особенно смешно в контексте алчной уебищности Сбербанка выглядит этот буллшит про "нужды и боли клиентов".
Нужды повышения прибыльности банка, основанные на боли клиентов.
Просто не все слова озвучены.
А кто сказал,что клиент это вы?)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
вторичные продукты с дерьмовых UX и детскими ошибками на бесконечных чужих деньгах.
продакты настолько классные, что топовые продукты типа маркетплейса отдавали яндексу.
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Есть тексты простые, полезные, интересные, а есть сложные, бесполезные и скучные. Вот этот относится ко второму типу. Текст ради текста.
Вы же про цифры вроде, метрики, а пишите про то что стало лучше, быстрее, эффективнее, руководители стали довольнее, что это за метрика такая?
Флагманским продуктом сбера — сберонлайном невозможно пользоваться без нарушения его же собственных бумажек.
Включить СБП можно только в мобильном приложении, ставишь мобильное приложение (естественно, не на телефон с симкой, а только на другой, когда читал последний раз регламент использования сберонлайна, ставить приложение туда же где симкарта номера мобильного банка было запрещено), удаляешь приложение — отключается сбп. Пока приложение установлено и на устройстве с ним работает интернет, на основной номер перестают приходить СМС об операциях — приходит пуш на устройство с приложением(формально в приложении есть ручка которая отключает пуш, но она делает целое ничего)
Точная фраза за которую расписался при получении доступа к сберонлайну в то время когда это можно было сделать только ногами в офисе нагуглилась:
"Не совмещайте устройства доступа к системе «Сбербанк Онлайн» и устройства получения SMS-сообщений с подтверждающим одноразовым паролем".
Именно в этот момент у меня пробомбило, в ответ на вопрос "а как же мобильное приложение", я получил ответ "пользуйтесь с другого телефона".
Фраза хорошо гуглится в том числе (и в основном) по судебным решениям (в детали не вчитывался), в решениях 18-19 года она уточнена, но я расписывался именно за такую формулировку и я понимаю что при любом удобном случае сбер мне это вспомнит. что собственно из решений видно.
И да, кстати, в некоторые сервисы пуш-уведомлений стало не войти, тот же сбермаркет.
Как можно поставить пользователя в положение: если хочешь уведомлений или войти в сбермаркет по сберID или не получай смс за которые 60р/мес платишь или грубо нарушай наши бумажки .
У меня реально бомбит от такого продуктового подхода, вроде в каждом продукте всё хорошо, а продуктом пользоваться невозможно
"Высокотехнологичная компания" не хочет возвращать советские вклады
Я бы на их месте тоже не особо бы хотел. Но мне кажется могли бы уже давно и вернуть учитывая издевательский "курс" конвертации и выбрать что им проще: считать историю с 19(?) века или не возвращать вклады
А они хотят, и с 19 века считать, и вклады не возвращать. Вы знаете, самое удивительное, что они здесь ни разу внятно про вклады не ответили!
мне где-то в другом месте на вопрос почему отвечали "потому что было принято такое решение", вот и весь ответ.
Запишу в список нелепых отмазок
Только это не нелепая отмашка, а совершенно продуманная стратегия сбера
Символ Сбербанка - известный вор Милославский!
Видели мы ваши продукты, а как говорится какие продакты такие и продукты. Итак, по порядку
СБЕРДИСК - опупеть, развернули говно на Nexcloud
SberAuto - что за зверь? Кто рисовал его? А кто криво верстал? Наварное в отпуске были продакты те что из поста, а вместо них уборщица проверяла
Приложение Сбер - мир иллюзий Германа, нахрена в нем чат? Думали что чат выкатят и побегут к вам все как мухи на говно. Хотя так и есть, летят как мухи на говно видя Сбер в приставке имение
почему, когда звонишь в сбер, нужно долбиться об тупость робота 5-10минут, а когда звонишь в втб, он переводит на нужного оператора после первого вопроса?
не понимаю почему набросились и откуда столько негатива. не всё конечно, что делает банк может нравиться, но в целом изменения позитивные. есть к чему стремиться. заглянуть на банковскую кухню было интересно.
Ну потому что от ребят с бесконечным финансированием (конечно оно там не бесконечное и все сложно и тд итп, но тем не менее) ждут каких-то прорывных вещей, а не постов и тем более постов про мы сделали "кружок продуктов". Не соответствие масштаба компании и достижений.
Набросились потому, что Сбер не собирается возвращать советские вклады.
Эгэгэй, сберовские баловни. Вы сами без Сбера на свои деньги что нибудь способны сделать нет?
Ясно
Я тебе не сделаю автостраховую. Но зато делаю бизнес на свои бабки, а не на корпоративные. Ибо на корпоративные все могут. А на свои - увы...... Так что с лохом ты уважаемый поспешил..... Сам то чем занимаешься? В корпорашке работаешь? В смокинге смотрю. Сиди на своем стуле дальше
Лол. Иди договорись с 30 разными отделами для пропихивании идеи
ПоторопилсяТ,е. ты теперь не считаешь лохом того, кто делает на копроративные ?
кто па жини э ?Ну так, работа в приличной корпорации и 2 стартапа на свои.
на самом деле, думаю, им нелегко - см.коллектвное фото в статье - всю жизнь же нужно прожить в придуманном мета-мире правил.) А будет 40+ - придут им на замену новые люди)
Вы же можете в любой момент рулить своей жизнью - отнеситесь к ним с сочувствием)
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором
Спасибо что поделились. Есть ли в планах зашерить или опенсорсить ваш чудо-продакт-пульт? Так как Сбер принадлежит государству, было бы логично ожидать от вас вернуть налогоплательщикам "свой долг"))). Превращаетесь ли вы в эдакий русский "Чоболь" - финансово-промышленно-технологическая группа? Работают ли ваши методики применительно к реальным продуктам как девайсы? Ведь у вас уже куча девайсов.
А долги, прежде всего, перед советскими вкладчиками, Сбер возвращать не хочет!