(function(m,e,t,r,i,k,a){m[i]=m[i]||function(){(m[i].a=m[i].a||[]).push(arguments)}; m[i].l=1*new Date(); for (var j = 0; j < document.scripts.length; j++) {if (document.scripts[j].src === r) { return; }} k=e.createElement(t),a=e.getElementsByTagName(t)[0],k.async=1,k.src=r,a.parentNode.insertBefore(k,a)}) (window, document, "script", "https://mc.yandex.ru/metrika/tag.js", "ym"); ym(93857963, "init", { defer: true, clickmap:true, trackLinks:true, accurateTrackBounce:true }); ym(93857963, 'hit', window.location.href);

Продуктовый офис Сбера: место, где продакты растят продукты и прокачиваются сами

Меня зовут Илья Забелин, и я руковожу Продуктовым офисом в Сбере. Что это вообще такое и почему наши продакты самые классные — рассказываю :)

Когда-то я помогал создавать продукты в стартапах и небольших бизнесах, в том числе в роли фаундера. После — работал в Яндексе, отвечал за продукт в Яндекс.Здоровье и запускал телемедицинские консультации. А в Сбер пришёл в 2017 году как продуктовый коуч: помогал улучшать отдельные продукты.

Спустя год я предложил масштабировать такой подход на всю компанию. Идея зашла. Так появилась экспериментальная команда из нескольких человек, которая к 2019 году выросла в отдельное подразделение — Продуктовый офис. Теперь он входит в Офис agile-трансформации Сбера. О нём мы тоже обязательно расскажем.

Зачем понадобился Продуктовый офис и чем мы здесь занимаемся

Я пришёл в Сбер в разгар agile-трансформации, когда все учились жить дружно и работать в рамках новой парадигмы. Через год команды уже умели делать быстрые релизы и эффективно использовать agile-методы. Но вот над ценностью для клиента нужно было еще потрудиться. Из десяти гипотез выстреливает только одна, а значит, для успеха надо их проверять как можно больше. Тут нужны правильные скиллы и майндсет, инструменты и поддерживающие процессы в организации.

Найти крутых продактов с такими скиллами «на стороне» — задача сложная. А в нужном нам количестве — невыполнимая вообще. В экосистеме Сбера сотни продуктов — от небольших фич до масштабных сервисов вроде приложения СберБанк Онлайн. Тогда помимо создания инструментов, поддерживающих процессов и найма мы решили прокачивать джунов и мидлов, которые уже работают в Сбере. Вырастить звёзд внутри компании, дав им лучшие инструменты для работы и обучения.

Так мы выделили три направления работы Продуктового офиса: методология, инструменты и собственно продукты.

1. Методология. Сначала мы создали общие правила работы с продуктом, своего рода библию или букварь. Прописали типы продуктов и описали их жизненные циклы. Определили, кто и как принимает решения — о переходе к следующему шагу, выделении бюджета и других вещах. Зафиксировали, как будет устроена коммуникация в команде и как сохранять её мотивацию во время изменений.

Но на этом мы не остановились: мониторим рынок, собираем лучшие практики и придумываем, как их использовать в Сбере. А внедрять все изменения нам помогают наши коллеги из разных подразделений: agile, финансисты, бизнес-блоки и др.

2. Инструменты. Мы создали специальную платформу, которая объединяет продуктовые команды с сервисными. Они проводят качественные и количественные исследования, в том числе по запросу продактов: находят респондентов, участвуют в составлении скриптов, опрашивают людей, помогают с A/B-тестированием — или отдают результаты готового маркетингового исследования по теме. В Сбере несколько десятков сервисных подразделений, поэтому раньше коммуникация была сложной и долгой. К тому же, не все продакты знали о возможности заказать исследование. Пока платформа работает как MVP, но скоро ею сможет воспользоваться любой сотрудник Сбера.

3. Продуктовая мастерская. Это моё любимое направление. Если новые продукты не запускаются, а существующие не становятся лучше — к чему все эти классные концепции и инструменты? Многие продакты мыслят в плоскости запуска фичей. Мы же хотим научить их смотреть иначе: видеть полную картину, уметь приоритизировать и не выкатывать фичу наудачу на всех, а тестировать, причём грамотно и быстро. Наша Продуктовая мастерская направлена именно на это — изменение майндсетов, работу с живыми продуктами и анализ результатов по метрикам.

Что происходит в Продуктовой мастерской и как заработать миллиарды рублей за год

Продуктовая мастерская — трёхмесячная программа для продуктовых команд. Каждая из них получает трекера — человека, вместе с которым разбирает проблемы продуктов и ищет решения. Трекер помогает найти слабые и сильные места, обратить внимание на проблемы с метриками и на протяжении всех трёх месяцев регулярно общается с командой и помогает растить эти метрики и по-другому смотреть на продукт.

Интересно наблюдать, как во время Мастерской меняются команды. Например, команда понимала, что им не хватает продажника. Они отдавали продукты менеджерам по продажам, а развёрнутую обратную связь не получали: было непонятно, почему продукт плохо продаётся или какой сегмент клиентов лучше покупает. Закончилось всё хорошо — в команде появился отличный специалист по продажам, который помог наладить коммуникацию с клиентами. Так открываются глаза на вещи, которых раньше не замечал.

Иногда руководители выясняли по итогам Мастерской, что в команде кто-то не дотягивает. А порой наоборот — видели, что есть звёзды, которым нужно помочь реализовать потенциал.

Многие команды, прошедшие через Продуктовую мастерскую, круто заперформили. Например, ребята из финансового блока благодаря изменениям, которые внедрили после программы, ожидают в течение года дополнительный доход в миллиарды рублей. Одна из моих любимых команд — команда, создавшая IVR, голосового бота, отвечающего по номеру 900. Вот тут, кстати, её продакт Николай Судаков рассказывал о работе над продуктом и опыте с Продуктовой мастерской.

Дополнительный доход — самая объективная метрика для оценки эффективности программы. И дело не в том, что мы всё измеряем в деньгах — за каждым миллионом и миллиардом лежат решённые потребности людей, а значит, их лояльность. Когда команда приходит в Продуктовую мастерскую, мы никогда не начинаем с экономики продукта. Сначала — нужды и боли клиентов, потом — цифры. Только так это срабатывает.

От команд мы получаем очень позитивную обратную связь — им становится проще работать. Один из руководителей недавно прислал письмо с благодарностью и сказал, что продакты после программы начинают как будто говорить на другом языке, с ними всё получается быстро и эффективно.

Около 60 команд прошло через Продуктовую мастерскую с октября 2019 года

7 потоков — от 4 до 12 команд в каждом

Примеры продуктов, которые стали лучше благодаря Продуктовой мастерской:

Добровольное страхование жизни при кредитовании / IVR / Инвестиционное страхование жизни / Автокредиты / Судебно-исполнительное производство / Платформа юридических решений

Ресурсы Мастерской пока ограничены, и мы не можем позвать все продуктовые команды Сбера. Но помогаем им другими способами и разрабатываем новые форматы. Проводим ассессмент, составляем планы по развитию, где подсвечиваем слабые и сильные стороны. Для начинающих специалистов готовим обучающие материалы, а недавно запустили курс, где рассказываем о возможностях, которые Сбер предоставляет продуктовым командам. О каких-то опциях ребята попросту не знают. Например, мы приходили в команду, которая не могла провести кастдев: процесс согласования звонков клиентам был очень сложным. Мы об этом знали и проработали схему, позволяющую обзванивать их с номера 900 и проводить полноценные интервью. Это помогло команде, и мы стараемся рассказывать всем о таких новых опциях.

Что получилось сделать и какие у нас планы

За год с небольшим мы создали концепцию реформы развития продактов и их взаимодействия с командами, начали её реализацию и серьёзно перестроили процессы внутри компании. Сбер стал гораздо сильнее заточен под потребности клиентов, и в таких условиях продуктовым командам работать намного проще. Мы доказали: когда руководство заинтересовано в качестве продуктов, процессы можно менять быстро — даже в большой организации.

Мы запустили MVP продуктовой платформы, и это тоже большая история — сейчас команды используют её в Продуктовой мастерской, а в этом году она станет доступна всем сотрудникам Сбера.

Продуктовая мастерская тоже развивается — мы придумываем новые форматы, пересобираем программу и хотим кратно увеличить количество команд в потоке.

И это только начало: продуктовый процесс можно совершенствовать бесконечно — у нас нет дефицита работы.

Бонус: Что выделяет крутого продакта среди остальных

Хорошего продакта от плохого отличают прежде всего soft skills, и вот какие:

Системное мышление. Способность думать, выделять главное и в нужный момент фокусироваться на приоритетных вещах. Это называется helicopter view — умение видеть полную картину и, отталкиваясь от неё, принимать решения.

Коммуникативные навыки. Продакту приходится много общаться — с командой, стейкхолдерами, заказчиками и другими участниками процесса. И от того, насколько успешно он это делает, во многом зависит результат.

Высокий уровень энергии и упорство. Продукт — это не про «я придумал концепт, несите следующий». Важно работать от и до: год, два, три, а иногда и 10 лет. Важно умение долго вести за собой людей, заниматься задачей постоянно и доводить дело до конца.

Ответственность и самоорганизация. Здесь ломаются многие. На плечах продактов лежит ответственность за продукт (а это сроки, бюджет, метрики) и подчас за людей. Поэтому критично не просто знать об этой ответственности, но и действовать. Дисциплинированно добиваться результата и быть готовым ответить за любое принятое или непринятое решение.

Постоянное развитие. Продакт должен следить за всем, что происходит в разных индустриях, за тенденциями рынка, новыми законами, изменениями предпочтений аудитории. А ещё — изучать разные продуктовые кейсы. Так появляется насмотренность.

Hard skills тоже важны, но с ними разобраться проще. Например, продакту необходимо уметь считать юнит-экономику. Джун может научиться этому за пару недель — пройти курс, почитать статьи, потренироваться на своём продукте. Со временем такой джун превращается в мидла: продукты становятся сложнее, переговоры — серьёзнее. Команды и бюджет растут, уровень ответственности — тоже. И чем дальше он идёт по этому пути, тем важнее становятся soft skills. В долгосрочной перспективе рост происходит именно благодаря им.

0
25 комментариев
Написать комментарий...
Del Ins Up

Признавайтесь, это ваша команда придумала запрятать СБП в сбере так далеко, что без инструкции не найдёшь, чтобы повысить прибыль банка с комиссий ?

Ответить
Развернуть ветку
Трайчик

Да-да. Особенно смешно в контексте алчной уебищности Сбербанка выглядит этот буллшит про "нужды и боли клиентов".

Ответить
Развернуть ветку
Del Ins Up

Нужды повышения прибыльности банка, основанные на боли клиентов.
Просто не все слова озвучены.

Ответить
Развернуть ветку
Kelerius

А кто сказал,что клиент это вы?)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
fffggg gggfff

вторичные продукты с дерьмовых UX и детскими ошибками на бесконечных чужих деньгах.
продакты настолько классные, что топовые продукты типа маркетплейса отдавали яндексу.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski

Есть тексты простые, полезные, интересные, а есть сложные, бесполезные и скучные. Вот этот относится ко второму типу. Текст ради текста.

Вы же про цифры вроде, метрики, а пишите про то что стало лучше, быстрее, эффективнее, руководители стали довольнее, что это за метрика такая?

Ответить
Развернуть ветку
L A

Флагманским продуктом сбера — сберонлайном невозможно пользоваться без нарушения его же собственных бумажек.

Включить СБП можно только в мобильном приложении, ставишь мобильное приложение (естественно, не на телефон с симкой, а только на другой, когда читал последний раз регламент использования сберонлайна, ставить приложение туда же где симкарта номера мобильного банка было запрещено), удаляешь приложение — отключается сбп. Пока приложение установлено и на устройстве с ним работает интернет, на основной номер перестают приходить СМС об операциях — приходит пуш на устройство с приложением(формально в приложении есть ручка которая отключает пуш, но она делает целое ничего)

Точная фраза за которую расписался при получении доступа к сберонлайну в то время когда это можно было сделать только ногами в офисе нагуглилась:
"Не совмещайте устройства доступа к системе «Сбербанк Онлайн» и устройства получения SMS-сообщений с подтверждающим одноразовым паролем".
Именно в этот момент у меня пробомбило, в ответ на вопрос "а как же мобильное приложение", я получил ответ "пользуйтесь с другого телефона".
Фраза хорошо гуглится в том числе (и в основном)  по судебным решениям (в детали не вчитывался), в решениях 18-19 года она уточнена, но я расписывался именно за такую формулировку и я понимаю что при любом удобном случае сбер мне это вспомнит. что собственно из решений видно.

И да, кстати, в некоторые сервисы пуш-уведомлений стало не войти, тот же сбермаркет.
Как можно поставить пользователя в положение: если хочешь уведомлений или войти в сбермаркет по сберID или не получай смс за  которые 60р/мес платишь или грубо нарушай наши бумажки .

У меня реально бомбит от такого продуктового подхода, вроде в каждом продукте всё хорошо, а продуктом пользоваться невозможно

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

"Высокотехнологичная компания" не хочет возвращать советские вклады

Ответить
Развернуть ветку
L A

Я бы на их месте тоже не особо бы хотел. Но мне кажется могли бы уже давно и вернуть учитывая издевательский "курс" конвертации и выбрать что им проще: считать историю с 19(?) века или не возвращать вклады

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

А они хотят, и с 19 века считать, и вклады не возвращать. Вы знаете, самое удивительное, что они здесь ни разу внятно про вклады не ответили! 

Ответить
Развернуть ветку
L A

мне где-то в другом месте на вопрос почему отвечали "потому что было принято такое решение", вот и весь ответ.
Запишу в список нелепых отмазок

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Только это не нелепая отмашка, а совершенно продуманная стратегия сбера

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Символ Сбербанка - известный вор Милославский!

Ответить
Развернуть ветку
Петя Вася

Видели мы ваши продукты, а как говорится какие  продакты такие и продукты. Итак, по порядку
СБЕРДИСК - опупеть, развернули говно на Nexcloud
SberAuto - что за зверь? Кто рисовал его? А кто криво верстал? Наварное в отпуске были продакты те что из поста, а вместо них уборщица проверяла
Приложение Сбер - мир иллюзий Германа, нахрена в нем чат? Думали что чат выкатят и побегут к вам все как мухи на говно. Хотя так и есть, летят как мухи на говно видя Сбер в приставке имение 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Михайлов

почему, когда звонишь в сбер, нужно долбиться об тупость робота 5-10минут, а когда звонишь в втб, он переводит на нужного оператора после первого вопроса?

Ответить
Развернуть ветку
Алиса Селиверстова

не понимаю почему набросились и откуда столько негатива. не всё конечно, что делает банк может нравиться, но в целом изменения позитивные. есть к чему стремиться. заглянуть на банковскую кухню было интересно. 

Ответить
Развернуть ветку
Nick Rozhdesvenski

Ну потому что от ребят с бесконечным финансированием (конечно оно там не бесконечное и все сложно и тд итп, но тем не менее) ждут каких-то прорывных вещей, а не постов и тем более постов про мы сделали "кружок продуктов". Не соответствие масштаба компании и достижений.

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

Набросились потому, что Сбер не собирается возвращать советские вклады.

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Эгэгэй, сберовские баловни. Вы сами без Сбера на свои деньги что нибудь способны сделать нет?

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov
Зделой мне на свои бабки автостраховую или лох

Ясно

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Романов

Я тебе не сделаю автостраховую. Но зато делаю бизнес на свои бабки, а не на корпоративные. Ибо на корпоративные все могут. А на свои - увы...... Так что с лохом ты уважаемый поспешил..... Сам то чем занимаешься? В корпорашке работаешь? В смокинге смотрю. Сиди на своем стуле дальше

Ответить
Развернуть ветку
Vladimir Goncharov
Ибо на корпоративные все могут

Лол. Иди договорись с 30 разными отделами для пропихивании идеи

Поторопился

Т,е. ты теперь не считаешь лохом того, кто делает на копроративные ?

кто па жини э ?

Ну так, работа в приличной корпорации и 2 стартапа на свои.

Ответить
Развернуть ветку
Who amI

на самом деле, думаю, им нелегко - см.коллектвное фото в статье - всю жизнь же нужно прожить в придуманном мета-мире правил.) А будет 40+ - придут им на замену новые люди)
Вы же можете в любой момент рулить своей жизнью - отнеситесь к ним с сочувствием)

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Сафар Султанов

Спасибо что поделились. Есть ли в планах зашерить или опенсорсить ваш чудо-продакт-пульт? Так как Сбер принадлежит государству, было бы логично ожидать от вас вернуть налогоплательщикам "свой долг"))). Превращаетесь ли вы в эдакий русский "Чоболь" - финансово-промышленно-технологическая группа? Работают ли ваши методики применительно к реальным продуктам как девайсы? Ведь у вас уже куча девайсов. 

Ответить
Развернуть ветку
Василь Васильев

А долги, прежде всего, перед советскими вкладчиками, Сбер возвращать не хочет!

Ответить
Развернуть ветку
22 комментария
Раскрывать всегда