8 навыков, которые пригодятся начинающему продажнику

В 2020 году работодатели чаще всего искали менеджеров по продажам, свидетельствуют данные сайта по поиску работы HeadHunter. Это не удивляет. Хороший менеджер по продажам – это супергерой, который способен налаживать контакты с потенциальными клиентами и закрывать сделки за неделю, а то и быстрее.

Загляните в интернет: в списке рекомендованных книг для владельцев бизнеса вы обязательно встретите бестселлеры о том, как лучше продавать, в YouTube наткнетесь на ролики по «самым эффективным методикам» и «самым безотказным техникам» продаж. Что уж говорить про стремящееся к бесконечности количество статей, вебинаров и курсов по продажам.

Но продажи – это не только про методики и техники. Продажи – это еще и про навыки. РОП Evapps Иосиф Фекаду расскажет о своем видении, какие скилы необходимы специалисту одной из самых востребованных профессий в мире. Хорошая новость – все эти навыки можно развить.

Навыки, необходимые для построения карьеры в продажах

В профессиональной среде все навыки делятся на два типа:

  • твердые навыки (hard skills) включают специфичные, профессиональные навыки, которые можно приобрести при обучении и наглядно продемонстрировать. Сюда относится знание иностранных языков или языков программирования, умение работать с конкретной программой или печатать вслепую;

  • гибкие или мягкие навыки (soft skills) – это комплекс важных для карьеры навыков, которые не связаны напрямую с конкретной предметной областью, но влияют на эффективность, высокую производительность. Такие скилы сложно измерить и наглядно продемонстрировать. К мягким навыкам относятся умение работать в команде, способность устанавливать диалог, выстраивать долгосрочные отношения с клиентами, адаптироваться к изменениям, решать одновременно ряд задач.

Остановимся подробнее на мягких навыках, которые необходимы специалисту отдела продаж.

1. Эмпатия

Эмпатия, умение не только слушать, но и слышать собеседника – навык-мастхэв для продажника. Когда вы понимаете, что в одном случае для заключения сделки нужно поднажать, а в другом – ослабить давление, вы превращаетесь из обычного продажника в суперзвезду.

Существует множество упражнений, которые помогают развить эмпатию. Самое простое – представить себя на месте собеседника, попробовать почувствовать то, что чувствует он. Такая практика позволяет лучше понять потребности клиента, способствует повышению доверия, помогает построить качественные отношения, а это, в свою очередь, напрямую влияет на продажи.

2. Эмоциональный интеллект

Развитый эмоциональный интеллект (EQ) помогает вам лучше понимать эмоции (свои и чужие) и управлять ими. Это невероятно ценный навык, который способствует успеху и в карьере, и в личной жизни, и в сфере продаж.

В доказательство можно взглянуть на результаты исследований. Например, одна западная фармацевтическая компания провела для сотрудников обучение по EQ. Выручка продажников, прошедших тренинг, выросла в среднем на 12% по сравнению с контрольной группой.

3. Фокус внимания

Умение выделить самое важное и сосредоточится на этом, несмотря на отвлекающие факторы, является невероятно полезным навыком, без которого очень трудно добиваться результатов. За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.

4. Гибкость

Еще один важный навык, который пригодится как в жизни, так и в сфере продаж – адаптивность. Продажнику приходится общаться с огромным количеством людей, у каждого из которых свой характер, свои взгляды на мир. Без умения быстро подстроиться под ситуацию не получится установить контакт со сложным клиентом и предложить подходящие варианты решения задачи.

5. Креативность

Казалось бы, зачем нужна креативность специалисту по продажам? Но как и гибкость, нестандартное мышление позволяет эффективнее взаимодействовать с людьми. Общение с клиентами может складываться непредсказуемо. Креативный взгляд на вещи помогает по-новому взглянуть на ситуацию, предложить нетривиальное решение, выделиться среди конкурентов.

Кстати, одно из исследований показало, что компании, которые поощряют креативность, в 3,5 раза повышают свои шансы обойти конкурентов по темпам роста выручки.

6. Умение излагать свои мысли

61% специалистов по продажам признают, что сейчас продавать сложнее, чем 5 лет назад. Потребители имеют доступ к информации и в целом стали более требовательны – им не нужны пустые обещания, они ценят факты и доказательства.

Умение ясно и четко излагать свои мысли, рассказывать просто о сложном, подкреплять слова фактами – еще один важный навык, без владения которым не получится закрыть сделку.

Если природа не одарила вас умением красиво говорить, можно попробовать прокачать свои скилы в ораторском мастерстве, записавшись на специальные курсы или начав чаще выступать.

7. Работа с возражениями

«Это слишком дорого», «мне надо подумать», «мы уже работаем с другим агентством». У каждого потенциального клиента есть возражения. От того, умеет ли специалист с ними работать, зависит количество закрытых сделок, а также дальнейшая работа с клиентом.

И хотя невозможно подготовить заранее ответы на все возражения, которые могут возникнуть у потенциального заказчика, можно продумать и составить скрипт. Он позволит менеджеру не тратить лишнее время, обдумывая ответы на распространенные возражения.

8. Дисциплина

Со словом «дисциплина», первой ассоциацией всплывает цитата из устава ВС РФ: "Воинская дисциплина есть строгое и точное соблюдение всеми военнослужащими порядка и правил, установленных федеральными конституционными законами..."

На практике, конечно, это проявляется не так категорично, как в уставе, но пока менеджер не придет к тому, что в СРМ не должно быть просроченных задач, клиентам нужно звонить именно в то время, в которое от вас этого звонка ждут, а на встречу стоит приезжать за 15 минут (да и на работу, в общем-то, тоже) - результатов достигнуть будет сложно.

Вместо заключения

Конечно, никто не отменял профессиональные навыки, но с развитием soft skills - ваша работа и продвижение по карьере будут идти лучше и быстрее. К тому же, если решите сменить вектор деятельности, то эти умения пригодятся в любом направлении. Так что, не забывайте инвестировать в себя и свои скилы.

0
31 комментарий
Написать комментарий...
Станислав Билецкий

А ещё коммуникабельность, исполнительность и умение работать в режиме многозадачности)

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

О, интересно посмотреть на продажника интроверта😅

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

это такой тип, как в фильме "Иван Васильевич меняет профессию" - подходит к тебе в пиджаке, подмигивает, распахивает плащ, а там...все, что тебе нужно)

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рябочкин

А там... Может быть все что угодно... 

Ответить
Развернуть ветку
Оля Морданова

Здравствуйте, я тут. Интроверт может любить общение и людей, вопрос в том , что экстраверт восполняется энергией от общения, а интроверт - теряет ее. Мне просто нужно время в одиночестве для восстановления

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рябочкин

Это из разряда: "Мы подойдем тихо тихо... "

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

Видимо, продажник-интроверт - это особенно опасный подвид продажника😅

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

Если серьезно, то экстраверт/интроверт же в большей степени про разницу в получении энергии, так скажем) не смогу назвать известного менеджера по продажам-интроверта навскидку, но среди известных бизнесменов есть люди, которые считают себя интровертами, при этом прекрасно выстраивают коммуникации и добиваются отличных результатов.  Так скажем: в телемаркетинг интровертам я бы не рекомендовала подаваться, но вот выстраивание долгосрочных отношений для крупных сделок вполне по плечу интровертивному типу. Интроверты вдумчивы, прекрасные слушатели (а умение слушать является одним из важнейших софт-скиллов хорошего продавца). 

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

Куда ж без них))))

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

по мне продажнику нужно "просто взять трубку и звонить" 
можно прочитать тысячи статей и сотни книг, но если попу не поднять результата не будет
отговорок можно придумать тысячи )

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

К тому же, звонить можно и не поднимая попы😜

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

вот тут тоже такой интересный момент: понятно, что сидя звонить удобней, чем стоя) но если рассматривать с точки зрения отношения к работе, типа, не поднимая попы/не напрягаясь, то тут бы предостерегла начинающих продажников: очень важно "быть в ситуации" при разговоре с клиентом, учиться слушать не только то, что он отвечает, но и изменения в интонации, паузы, обращать внимание, в какие моменты и как он строит разговор (отвечает односложно - возможно, скучно/занят, к примеру). Вероятность успешной продажи снижается, если ты в одной руке с телефонной трубкой и на линии, а в другой в телефоне в соцсетях мемы листаешь.Так что "поднять попу" в некотором роде все же придется, даже если выбрать как направление продаж телемаркетинг)

Ответить
Развернуть ветку
Николай Логачёв

Ну сидеть-то можно, а листать мемы продажнику категорически нельзя, если он хочет проговорить с человеком больше одной минуты да еще и убедить в чем-то

Ответить
Развернуть ветку
Александр Афанасьев

факт

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

ну да) дополню только, учитывая разнообразие каналов продаж: "ходить, писать" многие кейсы успешных бизнесменов начинаются именно с того, что они раз за разом делали и делали рутинную работу, получали множество отказов, но не сдавались и в итоге дела начинали идти в гору. Опять же, раз статья про начинающих продажников, еще хотела бы поделиться вот таким опытом (если есть страх "просто взять трубку и звонить") - есть одно упражнение "Получить 20 нет". Ведь один из страхов, которые могут быть у новичка продаж - страх отказа - начиная активно, к примеру, обзванивать клиентов, и получая отказы, очень быстро в голове откладывается - никому то мой продукт не нужен/меня посылают и т.п., Наставник для преодоления этого страха ставит задачу не продать продукт/услугу, а получить 20 отказов, при этом специально не делая противоречащих скрипту вещей. Если же контакт с клиентом завершается  каким-то позитивным моментом (даже если не продажей, но клиент взял паузу на подумать и т.д.), то счетчик обнуляется. И оказывается, что и эту казалось бы легкую задачу в получении 20 нет практически невозможно достичь - всегда есть люди, которых так или иначе заинтересует информация о продаваемом тобой продукте. 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Афанасьев

Цитата из статьи: : "в списке рекомендованных книг для владельцев бизнеса вы обязательно встретите бестселлеры о том, как лучше продавать, в YouTube наткнетесь на ролики по «самым эффективным методикам» и «самым безотказным техникам» продаж. Что уж говорить про стремящееся к бесконечности количество статей, вебинаров и курсов по продажам". - что хочу сказать по данному поводу, в данных роликах, книгах, статьях, процентов 90, а то и 95% воды, что то можно подчеркнуть, но многое довольно поверхностно. Каждый автор решил монетизировать свои знания, но не факт, что всем желающим решившим их применить, они помогут в работе) 
Всем добра 

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Entin

Думал будет и про hard skills, а оказалось только про soft. Правда они не только продажникам нужны, так что тоже хорошо.
Ждем статью про hard! :) И более подробно про soft.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Афанасьев

поделитесь мыслями, коллега)

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry Entin

Ну там знание цикла продаж, методики обработки возражений (я бы это скорее к hard отнёс), подготовка и ведение переговоров - очень хотелось бы почитать реальный опыт и методики.

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рябочкин

9ый и 10ый пункт - Экспертность и уверенность в продукте ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

золотые слова !!!!

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

А как продают то, в чем не уверены?

Ответить
Развернуть ветку
Александра Радина

легко, при отсутствии совести, моральных принципов, мотивации только на свой заработок) как пример - люди, которые продают какие-то датчики дыма, или страхование пенсионных накоплений - большинство из них знают, что это все лажа. Ну это такой пример, понятно, что не иначе как мошенниками их можно назвать, и что такого рода бизнес недолгосрочен (хотя во всех регионах действуют такого рода организации, и не один год). Поэтому, раз уж тема статьи про начинающих продажников, я бы рекомендовала все же для построения долгосрочной карьеры выбирать проверенные компании, стремиться понять ньюансы продукта, учится быть не сколько продавцом, а помощником покупателю выбрать наиболее подходящий для него продукт именно в его компании.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

Не только неуверены, так еще и не знают, что продают 😂
Хороших продажников мало на самом деле

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Pintarich

всё вышеперечисленное в статье, безусловно, сказано правильно, но....................как мало продажников обладают этими навыками(((( большинство как коршуны на тебя бросаются, навязывают до последнего (большой привет вечно звонящим и предлагающим услуги от банков и различных микрофинансовых организаций) - порой вам хочется дать по башке. Надо уметь, в первую очередь, чувствовать клиента и уметь вовремя его "отпустить", а не тупо набивать себе время на линии

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Рябочкин

Светлана, вы случайно не Весы?) 

Ответить
Развернуть ветку
Svetlana Pintarich

злобные весы :D

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Токаренко

61% специалистов по продажам видимо думают что 5 лет назад не было интернета xD 

Ответить
Развернуть ветку
Anastasiya Dyakova

Ну, доступной информации в сети стало больше: отзывы, блоги, обзоры и тд. Денег меньше, спонтанных покупок тоже, больше обдуманных решений, что, кстати, хорошо для тех, кто делает качественный продукт) но все ли продают то, за что не стыдно?

Ответить
Развернуть ветку
Роман Тихомиров

21й век на дворе, делайте крутой продукт, стройте грамотный маркетинг, пусть клиент сам вас найдет. Заебали эти звонилкины, уже в пору открывать треннинги из разряда: "как быстро слить звонилкина чтоб он точно Вам больше не перезванивал".

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ишмухамедов

Так мне кажется есть уже эти курсы))))

Ответить
Развернуть ветку
28 комментариев
Раскрывать всегда