Как не нужно откликаться на вакансии UI/UX или Product дизайнера

Прямо сейчас ищу UI/UX дизайнера в продуктовую команду Zenclass. До этого много раз нанимал в студию DELO. Накопил несколько наблюдений, которые могут быть полезны дизайнеру в поиске работы.

Почему читаете?
Дизайнер. Ищу работу прямо сейчас.
Дизайнер. Потенциально может быть полезно в будущем.
Наниматель. Интересно посмотреть на чужой опыт.
Другое.
Показать результаты
Переголосовать
Проголосовать

Некоторые действия могут выглядеть как высокомерное мудачество. Похоже, это неизбежно. Доброта и отзывчивость на всех этапах процесса могут превратить его в ад. Главная причина — при конкурентной зарплате в вакансии откликов очень много. Первый же опыт найма дизайнера превратился для меня в хаос, и по результату я задумался, как всё упорядочить и автоматизировать. Об этом писал небольшую заметку.

Связка сервисов, которыми я пользуюсь сейчас: Trello + Zapier + Mailchimp + Calendly. В итоге с дизайнерами напрямую не контактирую до самого этапа собеседования, до которого доходит в среднем 2%. Это необходимая мера: чтобы как-то сгладить это, я пишу максимально открытые письма, в которых объясняю, почему приходится применять такой шаблонный подход, а не индивидуальный.

Найм — это часть работы. Независимо от тесного контакта с людьми у меня есть выбор, быстро её выполнить или нет. Если из 10 плохих портфолио я могу безошибочно определить 7, и при этом пропустить 3 бриллианта, то сокращение времени обработки с 20 минут до 20 секунд стоят того.

Я потратил почти рабочую неделю, чтобы перебрать работы сотни дизайнеров. Без оптимизации, это заняло бы несколько месяцев.

Но шаблонность ответов — небольшая проблема по сравнению с шаблонностью мышления. Высокая скорость заставляет формировать паттерны и на их основе принимать решения. Они не универсальные, но, уверен, у многих работодателей формируются похожие.

Быстрые решения — естественная адаптация под большой поток информации в одном формате

Портфолио

Я никогда не читаю отклик, пока не посмотрю на портфолио. Первые две секунды у меня уходят, чтобы просканировать глазами портфолио, в 80% случае закрыть его и сразу отклонить заявку.

2 секунды
В среднем уходит на решение — интересное портфолио или нет.

Что делать, чтобы я его не закрыл?

7 да

Показывать на миниатюрах куски работ. Красивые логотипы или тексты не говорят ни о чём. Покажите лучший кусок этой работы. Обложка на Behance должна выполнять функцию, похожую на шот дриббла — показать самое вкусное. Однотипные обложки, которые рисуют выпускники курсов и дизайн-марафонов почти никогда не открываю.

Использовать мокапы. Мокапы мобилки или десктопа с куском интерфейса помогают понять, что внутри. Часто я не открываю работу просто потому, что не знаю, релевантное там что-то или совсем нет.

Хвастаться работой с крупными брендами. Если у вас есть хотя бы одна настоящая работа для крупного известного бизнеса, то это наверняка задержит меня на вашей странице. Для меня это знак, что вы можете пройти достаточно строгий отбор.

Сделать личный сайт. Это почти всегда плюс. Мне сразу становится интересно посмотреть, как вы его сделали с технической точки зрения, как подаете информацию. При отклике на последнюю вакансия 8 дизайнеров показали свои сайты, шестерых из них я пригласил на собеседование.

Присылать релевантное портфолио. Если я ищу UI/UX дизайнера, открываю портфолио и вижу на первом экране 4 лендинга и 2 логотипа, то с большой вероятностью я закрою вкладку, не пытаясь пролистать дальше. Возможно, пока вы ищете UI/UX работу, надо поменять порядок проектов в вашем портфолио. Или прислать ссылку на одну конкретную работу.

Уделять больше внимания UI, чем UX. Уровень проектирования интерфейсов я могу понять, только если пообщаюсь и посмотрю на решение реальных задач. А уровень UI — с первого взгляда на работы. В портфолио я ищу именно хороший UI, чтобы потом среди таких дизайнеров найти кого-то с хорошим UX. Чувствую, что этот пункт особенно спорный, но мне схемы и прототипы без детального погружения в кейс мало о чём говорят, а текстового описания в кейсе недостаточно.

Показать отзывы от клиентов и работодателей. Особенно если вам повезло работать со звёздами в индустрии — например с кем-то из топа Теглайна. Высокая должность рядом с крупным брендом типа «Михаил Иванов, руководитель отдела цифрового бизнеса в Билайн-Банк» тоже отлично на меня сработает. Конечно, отзыв должен быть настоящим. Небольшая хитрость — отзыв вы можете написать сами, и просто попросить человека заверить его подписью.

3 нет

Не присылать резюме с hh или в PDF-формате. Такое я даже не открываю. А если и открываю, то потом жалею об этом. При этом Notion, Miro или Figma — норм.

Не публиковать слабые работы. Я сам старался держать на Behance кучу работ, чтобы был виден профессиональный рост. Но как работодателю, мне не важно, кем дизайнер был и как дошел до текущего состояния. Мне важно, что он умеет сейчас. Одна слабая работа, и я быстро закрываю вкладку.

Не показывать учебные и фейковые проекты. Редизайн сайта Microsoft, очередное портфолио Антона Корбейна, сайт Швейцарского архитектурного бюро. Всё это максимально оторвано от реальности и ничего не говорит мне о уровне специалиста. Мне нужно посмотреть, как вы решаете настоящие задачи.

Отклик aka сопроводительное письмо aka CV

Было несколько случаев, когда сопроводительные письма к средним портфолио убеждали меня назначить собеседование, и в итоге я начинал по-новому смотреть на дизайнера. Но иногда даже неплохое портфолио улетало в отказы из-за плохого текста отклика.

Как откликаться на вакансию, чтобы вам ответили

Ошибаться можно. Пара опечаток, нет запятой — мелочи, которые не портят впечатление. А вот неправильные кавычки или тире — это важнее. Возможно это моя личная проблема, потому что у меня часто бывают ошибки и опечатки, но вот за тире и кавычками я слежу 🙂.

Прибедняться нельзя. Мне не нужно знать, что вы начинающий дизайнер, или что вы в трудной жизненной ситуации, или что вы очень не любите свою работу. Это, конечно, человеческое, и у меня есть сочувствие, но я ищу дизайнера, который будет влиять на жизнь всего коллектива, я не могу ваши личные проблемы считать достаточными для риска возникновения проблем у других. В итоге это неприятно, и заставляет чувствовать себя сволочью бездушной, что обычно не очень положительно сказывается на оценке текста.

Рассказать о личном можно. Но коротко. Если вы упомянете что-то не рабочее, но важное для вас, я стану лучше понимать, о ком читаю. Мне нравится, когда человек парой штрихов обозначает себя. Расскажите про то, что у вас есть замечательные дети, или что вы иногда диджеете на вечеринках, или играете в футбол, или даже любите пиво. Всё это на меня работает так, как будто бы я уже немного познакомился с человеком, вижу открытость, и мне хочется быть открытым в ответ. Можете оставить ссылку на страницу в соцсетях. Я перед собеседованием всё равно гуглю человека — уверен, многие тоже.

Писать лаконично нужно. В сопроводительном письме приветствуется инфостиль. Короткие чёткие понятные тезисы. Если что-то можно рассказать в виде списка, это упростит восприятие.

Игнорировать формат нельзя. Если я оставил два поля, в которых попросил рассказать о проектах и образовании, значит, это важно для меня. Не нужно игнорировать формат, удобный мне для оценки и писать в эти формы что-то своё. Это вызывает раздражение и ощущение, что диалога не получается.

Изучить работодателя нужно. Дайте свой коммент на текст вакансии, скажите сразу что вам кажется сильным в дизайне нашего сервиса. Если уверены в себе, можете указать на минусы. Когда читаешь такое, то понимаешь — человек внимательно относится, изучает материалы. На такое хочется отвечать взаимностью.

Хвалить можно. Кто бы что ни говорил, а когда хвалят фирму, хвалят тебя как специалиста, говорят, как здорово было бы оказаться в такой интересной команде — это подкупает. Конечно, тут легко переборщить, свалиться в лесть, и тогда это внезапно из плюса превратится в минус.

Если вы тоже нанимаете сотрудников, поделитесь своими наблюдениями. Какие у вас бывают искажения? Как упрощаете себе жизнь?

UPD. Ребят, не надо пожалуйста столько негатива. Я понял, что написал слишком сухим языком, из-за этого тон статьи воспринимается гораздо жестче, чем она звучала у меня в голове, начинает прослеживаться оппозиция работодатель vs. дизайнер, чего тоже мне не хотелось. Ещё я пытался сделать упор на то, что это мой личный опыт, а в итоге формулировки выглядят так, как будто бы я не советы говорю, а объясняю как мне понравиться.

Всё это выглядит не так, как задумывалось. При этом помимо неудачной для этого ресурса (а может и вообще) формы, тут есть полезные советы, которые помогут дизайнерам сделать портфолио, которое привлечёт внимание работодателей, и написать такое сопроводительное письмо, которое поможет получить работу.

В общем — не хотел никого обидеть, не хотел никого расстроить. Удалять уже не буду. Если сможете за этой формой увидеть пользу, и не начать агрессировать на меня в комментах — буду благодарен.

0
82 комментария
Написать комментарий...
Freddy Monk

7 пошёл нахуй

Показывать на миниатюрах куски работ.
Послан нахуй

Использовать мокапы.
Иди нахуй

Хвастаться работой с крупными брендами.
Иди в хуй

Сделать личный сайт.
А больше нихуя тебе не сделать?

Присылать релевантное портфолио.
Да иди нахуй

Уделять больше внимания UI, чем UX.
С какого хуя? Иди нахуй

Показать отзывы от клиентов и работодателей.
А хуй не показать?

Ответить
Развернуть ветку
tabularasa

На собеседовании побывали?)

Ответить
Развернуть ветку
4 комментария
Михаил Гаугаш

Еее, это топ!

Ответить
Развернуть ветку
Всвиторе

Сохранил.

Ответить
Развернуть ветку
Sergei Konstantinov

Ну, вы написали все, чтобы не относится к вам серьезно. Отказали, да и ладно. Готовить специально портфолио и писать cv под каждую вакансию, особенно для очередной онлайн-школы, такое себе. А когда пишут, что на оценку порфтолио тратят 2 секунды, то и работать с такими людьми уже не хочется. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Илья Кузнецов
Автор

2 секунды нужно не на оценку портфолио, а чтобы отличить откровенно плохое портфолио от всех остальных. Когда из 500 откликов 400 — слишком низкий уровень, учишься делать это быстро. Если портфолио не плохое, то тогда уже внимательное изучение.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Мы не онлайн-школа, а SaaS платформа для создания онлайн школ. Вакансия с зарплатой хорошего рыночного уровня - 150 000 руб.. Когда я в своё время искал работу, всегда было правило — резюме и портфолио статичные, сопроводительное письмо всегда индивидуальное под каждую вакансию. Такой подход хорошо себя показывал. Теперь с другой стороны я ценю такой же внимательный подход, как старался делать сам.

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щербатов

Не согласен категорично с многими пунктами. Как минимум так: я дизайнер и уже добрые лет 8. Я работал в найме и работал в проектной занятности.
Самые крутые работы я например вообще выкладывать не могу никуда (по соглашению или договору с компанией клиентом/работодателем). При этом, мне не запрещено их показать во время собеседования.

Делать личный сайт я вообще не хочу, не вижу в этом никакой потребности. Делать его для работодателя - ну такое себе. Я считаю, что вполне достаточно площадок типа dribble и behance.

Кстати и о резюме - у меня оно на headhunter и если меня попросят резюме, я пришлю именно ссылку на этот прекрасный сайт. Лишь потому, что это формальность и тешить ею чьё-то самолюбие пытаясь понравится структурированием и без того удобно сложенной информации, я явно не стану.

Опять же, чисто мое личное убеждение: прыгать перед работодателем устраивая цирк и шоу-программу это избыточно. Причём за любые деньги, имею самоуважение. Мои проекты говорят сами за себя, поэтому можно позвонить в компании с кем я работал взяв либо номера из резюме либо с офф сайтов и узнать детали. Я считаю, что этого вполне достаточно.

Мне кажется, что стоит понимать важную вещь: с какой бы ты компании не был, впервую очередь ты ищешь не сотрудника, а члена команды. Шаблонно ты сможешь подобрать линейный персонал, офиков, операционистов в офисы и т.п. подобрать столь шаблонным способом людей, которые делают основной продукт - очень сомневаюсь.

P.s. 150к в месяц в мск это не самая высокая зарплата. ;)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Все правильно говорите. 150 — рыночная ЗП для крепкого middle специалиста. И резюме с hh совершенно нормально когда просят резюме. Я вот прошу портфолио, и говорю что резюме пока не надо. Но вместо ссылки на портфолио часто присылают резюме.

То что не все работы в портфолио — это тоже понимаю. Поэтому портфолио нужно чтобы оценить общий уровень. Слишком низкий видно сразу. Если не слишком низкий — тогда уже смотрю внимательно портфолио и читаю сопроводительное.

В сопроводительном кстати часто пишут «делал для МТС» например, но «под nda, на созвоне покажу». И это очень хорошая фраза для меня.

Ответить
Развернуть ветку
Жаналинов Ильяс

Сразу видно, ребята уровня майкрософт, что такой жесткий отбор. Надеюсь, к вам тоже шаблонно относятся. 

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Уровень не при чем. Важен объём информационного потока. Собеседование и всё что дальше — взаимоуважение и исключительно индивидуальный подход.

Ответить
Развернуть ветку
14 комментариев
Огурец Молодец

Классический набор местного князька-артдира.
И такой низкий кпд откликов от того, что прожженые дизигнеры обходят таких за милю, но джуны (или писдаболы) готовы продавать жопу за высокую зп.
По итогу сотрудники смываются, а учредители годами релизят продукты.
А все потому, что надо обращаться к спецам по найму, а не вот это вот все

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щербатов

Там не высокая зп. Даже продаваться не за что 😁

Ответить
Развернуть ветку
Николай Глущенко

Главное чтобы этот подход работал для вас. Если вам удаётся найти нужных кадров в заданные сроки - вопросов нет. Но тогда откуда взялась эта статья? Больше похоже на то, что нужных кандидатов вы так и не нашли, и теперь пытаетесь запихнуть существующий рынок в удобные вам рамки.

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Нашёл. Утром начал писать статью. Вечером из 5 сильных кандидатов, с которыми мы хорошо пообщались на собеседовании, сделали оффер одному. А почему из статьи похоже, что не нашли?

Ответить
Развернуть ветку
21 комментарий
Pavel Pekanov

Есть более революционная метода. Приглашай всех на собес и там спрашивай: если девушка - готова переспать, если парень - готов отсосать? Так сразу понятно кто халявщик, а кто готов зажечь коллектив.

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Азахах так можно сразу отсеять нестрессоустойчивых душнил )))

Ответить
Развернуть ветку
Вся соль

Спасибо за материал, есть здравые рекомендации, есть "вкусовщина", которая не волнует никого, кроме автора. )))
Например, 

Не присылать резюме с hh или в PDF-формате

большинству работодателей вообще плевать, а HR даже удобнее обрабатывать стандартные шаблоны с необходимой информацией. Это в случае, если требование не указано в явном виде в тексте вакансии. А если указано, а соискатель всё равно шлёт, то да, это такая проверка на внимательность (и адекватность, и заинтересованность).

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Да, обычно пишу — резюме не надо :)

Ответить
Развернуть ветку
Kirill Gorskikh

Те, кто пишет, что 2ух секунд недостаточно для отсмотра портфолио - вряд ли дизайнеры и вряд ли искали дизайнера  в команду
Иногда даже превью достаточно

Со стороны кажется, что это как-то пафосно, но когда сам сталкиваешься "по ту сторону" - прекрасно начинаешь понимать все пункты

Недавно отсмотрел 209 откликов 
Из них отобрал для более детального отсмотра 18 человек 
из них собеседовал (после детального анализа портфолио) всего 4ых и с 2мя теперь работаю в команде 

По инструментам - мне подсказали классную тему:
В вакансии максимально подробно всё расписывал и просил заполнить гугл форму  с контактами и ссылками на портфолио
Потом быстро просматривал портфолио по табличке и там же отмечал норм\не норм

p.s. Вот только с отзывами не понял, как они вообще влияют на выбор?
Дизайнер со портфолио на 7 баллов (условных) + отзывы  (1 балл) считался бы лучше, чем дизайнер на 8 баллов без отзывов ? 

Ответить
Развернуть ветку
Александр Щербатов

Ну вот эта история близка к реальности. Я согласен, что много «пустых» дизайнеров, родившихся на блоггерских курсах, но их отличить проще простого.
Но из 200 иметь 10% тех, кто вызвал интерес тоже не так плохо. Когда я искал в нашу команду ребят я обращал внимание на резюме, обычно у ребят с опытом там все описано детально и только потом проходил к просмотру портфолио. Конверсия в встречи выходила почти такая же, как и у вас.

Ответить
Развернуть ветку
3 комментария
Огурец Молодец

Если Вы - лид (раз искали себе в команду), то разве не должны уметь делегировать непрофильные задачи? Например, чтоб отбором и рекрутингом занимался кое-кто из hr-отдела

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Денис Федорец

Отличный текст. Покажу младшей как аргумент, почему дизайн как вариант профессии надо обходить сто сорок восьмой дорогой. Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Freddy Monk

Извиняюсь за неадекват. Тригернулся на тон статьи, это глупо и не по-взрослому, конечно. И вбросить в печь "войны" заказчик vs исполнитель, это очень неконструктивно. Наверняка у вас были свои причины так написать и видно вы переживаете за свой проект, а риски работы с недобросовестным исполнителем есть всегда. Некоторые ваши советы действительно стоящие и их можно применить. Также думаю реакция в комментариях для вас – полезная обратная связь

Ответить
Развернуть ветку
Ekaterina Rachkova

Да, нормальная статья. Я сейчас в поисках. Хоть немного понять логику отбора.

Ответить
Развернуть ветку
Ксения Семенча

Привет.
Мне было интересно и полезно.
Спасибо.

Ответить
Развернуть ветку
Михаил Гаугаш

Такой жёсткий отбор чем оправдан, кто вы? Мне любопытно)

Ответить
Развернуть ветку
Илья Кузнецов
Автор

Жесткий отбор только потому что очень много откликов с плохим слабым портфолио. Сервис Zenclass, я — дизайн-директор.

Ответить
Развернуть ветку
2 комментария
Екатерина Горлинская

Много откровенного говнофлуда в комментах просто потому что это норм реакция на "правду в лоб". А зря: правда пекучая. И кто успел, тот и съел, ахах!)) Автору - респект! :)

Ответить
Развернуть ветку
Андрей Васильев

Тяжело дизайнером нынче быть. 

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Холяев

Читая некоторые комментарии, считываю определенный тип соискателя "ленивый принц".
Автор четко описывает боль нанимателя на высококонкурентную вакансию и реальные, не завышенные, "фишки" чтобы максимизировать вероятность попасть на собеседование.
Типичный комментатор, на подобии @Freddy Monk, которого я, как наниматель, обходил бы стороной, видя такие комментарии, испытывающий когнитивный дискомфорт, при мысли что ему нужно поработать, прежде чем откликнуться на вакансию. Потому что на протяжении своего "профессионального" тупи он забивал на то, чем занимается любой уважающий себя специалист. Т.е. как минимум привести сове портфолио в порядок. Но зачем, если можно долбить откликами все подряд, в надежде что кто-то да пригласит на собеседование а потом жаловаться что компания такая плохая и коллектив токсичный. А куда вы хотите попасть с таким подходом?

Ответить
Развернуть ветку
Кристина

Сложно просто организовать нормальный онбординг, обучение для дизайнера, чтобы он подстроился под ваши вкусы и процессы? Или надо максимально усложнить процесс отбора, чтобы он превратился в кошмар для всех, лишь бы только лишнюю копейку не потратить? Когда у работодателя есть деньги, все проходит очень расслабленно, по себе знаю. Без допросов, придирок к "нетакому портфолио", выяснения 100500 фактов из биографии... Вот вы выберете того самого, а его переманят более высокой зп, и что тогда?

Ответить
Развернуть ветку
79 комментариев
Раскрывать всегда