{"id":13474,"url":"\/distributions\/13474\/click?bit=1&hash=89dcb97d365dcd062aa67a23ebd7d587ac1ef67c2c12b41ed4fdb46a523d850d","title":"\u0420\u0411\u041a \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438. \u0427\u0442\u043e \u0434\u0435\u043b\u0430\u0442\u044c, \u0447\u0442\u043e\u0431\u044b \u043d\u0435 \u0437\u0430\u0434\u0443\u0434\u043e\u0441\u0438\u043b\u0438 \u0432\u0430\u0441","buttonText":"","imageUuid":"","isPaidAndBannersEnabled":false}
Карьера
Timur Mukhtarov

Кто такой продакт-менеджер?

Картинку скачал в гугле

Можно сказать, что продакт - это человек, который создает продукт максимально удобным для выполнения своей основной функции. Но давайте разбираться, что это значит на живом примере. Допустим вы устроились в магазин строительных товаров. Условно руководить интернет-магазином Leroymerlin. Ваша задача поднять продажи онлайна (до n-ого уровня). Вы начинаете разбираться в процессах и сталкиваетесь с проблемами:

  • Одни и те же товары заносятся в 1С под разными артикулами из-за чего на сайте ассортимент (SKU) раздувается в 2-3 раза.

  • Нет своего склада. Есть несколько разных складов оффлайн гипермаркета, из-за чего сроки сборки одного заказа растягиваются до 2-3 дней.

  • От того что заказ формируется на разных складах - прыгает и стоимость доставки.
  • Некоторые товары создают много пыли (сухие смеси) и портят товарный вид других товаров.
  • Руководство хочет чтобы товары реализуемые через интернет освобождались от КПН (налога), а это создает необходимость указывать ИИН покупателя в форме заказа (что повлияет на конверсию).
  • У гипермаркета есть партнеры - строительные фирмы, для которых существует скидка на заказы. Ваша задача при формировании своих спец.предложений на сайте не давать физ.лицам больше, чем магазин дает крупнякам.
  • Вы погружаетесь в процессы и перед вами возникает все больше и больше вопросов (склад, логистика, CRM, продажи, маркетинг).

Многие ошибочно полагают, что продакт-менеджмент - это история про красивую упаковку продукта. Нарисовать, запитчить, найти подрядчика и контролировать исполнение. Выстроить продажи, создать красивый онлайн-супермаркет конечно важно, но сначала нужно погружаться в НЕ эстетичные вещи. Погружаться (не контролировать) - вот основное умение продуктолога. Сначала в бизнес-модель, а потом в процессы, которые делают (или должны делать) эту модель успешной.

А что такое бизнес модель и процессы?

Бизнес-модель - это то, как и на чем зарабатывает компания. Я несколько лет был клиентом Ал-Хилал банка. Все эти несколько лет я плевался когда мне приходилось пользоваться интернет-банкингом на официальном сайте. Ни истории платежей, ни суммы остатка, не нормального входа по имейлу или смс паролю. Да Бог с этим функционалом. У интернет-банкинга нет адаптивной версии. То есть в мобильной версии открывается десктоп и нужно щипками увеличивать нужные разделы. Максимально неудобно.

Я писал им в саппорт, задавал вопрос онлайн-консультантам когда будет нормальное приложение или веб-версия. Однажды я даже написал их HR менеджеру c предложением взять меня на позицию продуктолога. Все попусту.

Месяц назад закрывая свою ипотеку я пожаловался персональному менеджеру в максимальной недружелюбности сервиса и она мне ответила, что процент физлиц пользующихся банковскими продуктами, как и самих продуктов - минимален, поэтому никто интернет-банкингом и не занимается. Основной доход компании формируют - юр.лица.

И тогда я понял, что это не я такой умный. Это бизнес модель компании такая. Они не ориентированы под физ.лиц. Вот и все.

Скрин с личного кабинета Alhilalonline.kz

Нужно понимать на каких продуктах и на какой ЦА зарабатывает компания, чтобы понять в какие процессы лезть в первую очередь. Может оказаться, что ты полезешь в первое что бросается в глаза - дизайн, а продажи не вырастут. Почему? Потому что компания продает через эксель-файлы и имейл рассылку, как например РДЦ Алматы (книжные издательства) и следовало тебе заняться вопросами логистики или партнерских программ. Это важно.

Допустим мы определились с бизнес моделью на примере Leroymerlin. Определили одно из узких горлышек в продажах - склады. Склады увеличивают срок и стоимость доставки. Это проблема. Вы идете к руководству с запросом: создать консолидационный склад для заказов интернет-магазина. Питчить вы умеете и руководство дает добро на собственное складское помещение. И что дальше? Вот только тут начинается самое интересное. Склад есть физически, но он должен быть и на накладных. Что для этого нужно? Создать склад в 1С бухгалтерии. Теперь вам нужно подготовить характеристики товаров для склада: вес, габариты, маркировка, требования к упаковке. Также вам нужно договориться с логистами о выделении транспорта под ваши заказы, либо питчить отдельный запрос на закупку своей машины. И так оно и бывает: изменение одного процесса всегда цепляет другое. И будьте уверены это другое зацепит третье и так далее.

Сейчас продуктолог - прям очень трендовое слово, но не уверен что все понимают, что за ним стоит. Создавать продукт - звучит конечно высоко. Может поэтому все хотят туда.

Просто нужно сделать где-то помарку: Залезть в продукт - это копаться на складе, вникать в 1С, выбирать что лучше (условно) ERP или Битрикс, DAEWOO или JAC и т.д. Я конечно утрирую, но тем не менее.

Я сейчас слушаю курс “Текст и деньги” Максима Иляхова, в котором он рассказывает о подводных камнях его продукта. А их оказывается достаточно много, хотя казалось бы - обычная email рассылка. Это и проблемы с эквайрингом, и почтовым сервером, проблемы со спамом и тд. И в это во все ему тоже нужно погружаться. Это я к тому, что не важно какой бизнес, везде свои процессы, свои траблы, невидимые с первого взгляда.

Очень круто, когда вы в проекте с нуля. Сложнее когда вы присоединяетесь к существующему крупному проекту. Сложнее, но тоже вполне реально, если вам интересно в него погружаться. Гонять интерес - это вообще лучший способ становиться продактом. Не получиться идти в продакт менеджмент ради высокой ЗП, но без интереса. Я говорю так, потому что у меня такое было. Меня заранее не драйвил проект, но были вкусные условия и я согласился. В итоге через пару месяцев я поймал себя на мысли что мой КПД стремится к 0%, что конечно же сразу чувствуется и в коллективе (я тогда ушел).

Подводя итоги: Продакт-менеджер - это тот кто драйвит продукт и он не боится переработки или "не своих" обязанностей. Со мной работал рекламщик, который чуть что бежал к руководству с договором, указывая на то, что это не входит в его обязанности. Спустя пару лет я узнал, что он работает продуктологом в сети мед.клиник. И тут два варианта, либо он вырос, либо сеть ждет квартальный убыток. Продуктолог понимает механизмы, как и при каких условиях работают те или иные шестеренки и не боится взять гаечный ключ. Чтобы быть им - нужно разжигать интерес к продукту, а разжечь его можно только обосновав пользу продукта самому себе. Это так банально, но это важно. Когда вы верите в продукт вы:

  • погружаетесь в бизнес-модель
  • погружаетесь в процессы, выявляете проблемные зоны
  • принимаете правильные решения (в интересах продукта)
  • у вас есть сила отстаивать их перед другими людьми.

Напишите есть ли продакты в вашей компании и чем они занимаются

0
Комментарии
Читать все 0 комментариев
null