Как собирать и развивать технологические команды с нуля. Опыт Архипелага 2035. Часть 1
Возможно ли с нуля собрать технологическую команду, которая через пару недель сможет представить полноценный прототип продукта с элементами искусственного интеллекта? Одну – вполне. А если 10, 100, 1000 таких команд? Возможно ли наладить конвейер по быстрой подготовке стартапов? Оказывается, да. И пилотный проект уже успешно завершен. Рассказываем от лица организаторов онлайн-интенсива по подготовке команд в сфере искусственного интеллекта Архипелаг 2035, как все устроено.
О том, какие возможности и инструменты участники интенсива считают самыми полезными, а главное – почему, мы расскажем во второй части. А пока почитать отзывы команд можно здесь.
В ноябре 2020 года Университет 2035 провел первый в мире по масштабам онлайн-интенсив по подготовке проектных команд в сфере искусственного интеллекта. В результате стартапы представили более 700 жизнеспособных проектов с использованием ИИ для разных отраслей экономики – от анализа медицинских изображений до умных систем для сельского хозяйства и облачных решений для развития бизнеса.
Образование. Как и чему готовить участников команд
Участники отбора на Архипелаг сильно отличались друг от друга. На это и был расчет организаторов – неизбежно разный уровень готовности как людей, так и проектов. Некоторые пришли на интенсив с уже готовым продуктом и командой и их запрос был на одного-двух специалистов, например, дизайнера или data-аналитика, и работу с экспертами по доработке своего решения. Но большинство встретились на интенсиве впервые: у кого-то была идея и требовались единомышленники, кто-то – наоборот искал команду с близким по духу проектом.
На первом этапе (отбор и прочие подготовительные мероприятия оставим за скобками) участники проходили обучение по индивидуальным образовательным траекториям. Выбрать можно было из 26 треков: искусственный интеллект в различных областях, например, в медицине, обучении и развитии, в сельском хозяйстве, в промышленности, геоинформационных системах и т.д. Организаторами выступили ведущие российские компании, которые занимаются внедрением искусственного интеллекта в своей области. Занятия проходили в формате лабораторий и мастер-классов, на которых можно было погрузиться в деятельность и овладеть практическими навыками.
Топ-5 самых посещаемых треков (кол-во посещений):
ИИ в высоких гуманитарных технологиях (525)
- ИИ в обучении и развитии (426)
ИИ в управлении беспилотными объектами (284)
- ИИ в цифровой экономике (275)
- ИИ в нейротехнологиях (266)
Топ-5 треков по оценке участников:
- ИИ в фотонике (9,79)
- ИИ для индустриальных задач (9,62)
- ИИ в киберспорте (9,35)
- ИИ и сети 5G (9,34)
ИИ в играх (9,31)
Акселерация команд
Помимо индивидуальной образовательной программы на «Архипелаге» была запущена акселерационная программа уже для команд.
Изначально участники могли выбирать из 20 акселерационных программ. Всего на этом этапе было проведено 1280 питч-сессий с защитой проектов, команды решили 2065 бизнес-задач.
Изначально были определены стадии готовности проектов, и для каждой составлен список бизнес-задач, которые требуется решить для перехода на следующий этап. Например, если проект только запускается, необходимо провести customer development, просчитать рынок, определить целевую аудиторию и ее портрет и т.д. Задачи выгружались в командные профили, после их выполнения участники загружали отчеты в профиль команды. Эксперты акселераторов проверяли решения и оставляли обратную связь.
Топ акселераторов (по количеству посещений):
UniverCity – ТГУ. Программа для проектов стадии Идея и MVP (2330)
Phoenix. Интенсив для проектов стадии MVP с техническим прототипом (1847)
- GenerationS. Модуль для проектов стадии Идея и MVP в области ИИ в цифровой экономике (1386)
- Акселерационные программы по пилотированию и проверке гипотез от WINNO (1374)
Что под капотом? Платформа Архипелага
Архипелаг в отличие от “Островов” проходил полностью в онлайне. Участники, команды и эксперты работали в цифровой среде – на платформе Университета 20.35. Здесь собирался цифровой след, формировался профиль команд, подгружались артефакты. За прогрессом отдельных команд и за интенсивом в целом можно было следить в режиме реального времени с помощью системы дашбордов. Например, на Лидерборде интенсива отображается рейтинг команд, который формируется на основе данных:
решения задач, полученных на акселерационной программе,
- карточек, которые командам выдавали эксперты,
- критериев успешного стартапа.
Уже сейчас доступна карта проектов, технологий и платформенных решений в области ИИ в разных разрезах.
По словам Нины Яныкиной, образовательное пространство планируется развивать и оно станет точкой входа для каждого пользователя в экосистему и сервисы НТИ: это биржа запросов и вакансий, витрина проектов, экосистемная карта платформ и технологий, общее пространство коммуникаций, медиа-канал, сервис менторских экспресс-сессий.
Бесшовная поддержка команд
Архипелаг закончился, однако как участники, так и команды получают поддержку и дальнейшее сопровождение. Например, для них на платформе Университета 20.35 открыты образовательные программы. Но обучение – не главное для стартапа. Успешность проекта измеряется, прежде всего, тем, насколько он коммерчески востребован, отмечает Екатерина Любимова. "Качество продукта, MVP или идеи определяется только спросом, тем, можете ли вы продать то, что делаете. Чтобы продать продукт, необходимо понять, что нужно клиенту", – рассказала эксперт.
Одним из эффектов Архипелага стало развитие как команд, так и в целом сообщества, готового работать над решением задач Национальной технологической инициативы. "Сформировано ядро сообщества ИИ-предпринимателей и участников развития ИИ в России – школьников, студентов – и профессоров, научных сотрудников, команд с готовым продуктом и команд со стартовой идеей, действующих участников экосистемы НТИ и тех, кто узнал об НТИ на Архипелаге", – рассказала ректор Университета 2035 Нина Яныкина.
По итогам интенсива все участники получили доступ к разным формам поддержки и сервисам экосистемы НТИ, в том числе Университета 20.35 и Платформы НТИ. Среди них:
- Информационное продвижение. С помощью этого сервиса команды могут готовить и размещать публикации и статьи в ведущих СМИ, а также на профильных нишевых платформах, например, на Хабре или VC.ru.
- Поиск людей в команду. Команды могут подключиться к специальным рассылками о кадровых отборах и конкурсах, а также к базе кадров. Для топ-10 команд в 2021 году будут организованы отдельные треки на открытых конкурсах.
Проекты получают персональные консультации по стратегии от Клубов мышления.
- Разметка своей компании на картах рынков НТИ и включение в реестр.
- Участие в рабочих группах по рынкам НТИ.
- Публичный рейтинг НТИ.