{"id":14274,"url":"\/distributions\/14274\/click?bit=1&hash=fadd1ae2f2e07e0dfe00a9cff0f1f56eecf48fb8ab0df0b0bfa4004b70b3f9e6","title":"\u0427\u0435\u043c \u043c\u0443\u0440\u0430\u0432\u044c\u0438\u043d\u044b\u0435 \u0434\u043e\u0440\u043e\u0436\u043a\u0438 \u043f\u043e\u043c\u043e\u0433\u0430\u044e\u0442 \u043f\u0440\u043e\u0433\u0440\u0430\u043c\u043c\u0438\u0441\u0442\u0430\u043c?","buttonText":"\u0423\u0437\u043d\u0430\u0442\u044c","imageUuid":"6fbf3884-3bcf-55d2-978b-295966d75ee2"}

Два способа проверить мотивацию сотрудника перед наймом

Возглавляю коммерческий отдел Brand Solutions в СберМаркете и рассказываю, как отличить желание сотрудника развиваться в компании от «заработаю и свалю на Бали»‎.

Кадр из сериала «Офис»

В команду СберМаркета я пришла полтора года назад. Тогда сервис только-только стал частью экосистемы Сбера и готовился к запуску по всей России. Мне нужно было быстро собрать сильную команду для работы с FMCG-рекламодателями.

Времени на то, чтобы учиться «правильно»‎ руководить и «правильно»‎ нанимать, у меня не было — пришлось всему учиться по пути. Сейчас в моей команде 11 человек — и нам все еще нужны крутые и мотивированные бойцы.

Рассказывать, почему важно проверять мотивацию на этапе собеседования, смысла нет. Но все же отмечу две основные вещи, которые я поняла за время управления командой:

  1. Забудьте про вопрос «почему именно вас мы должны взять?»‎ Он провоцирует стресс и ставит даже крутых кандидатов в тупик. Есть шанс, что после такой фразы соискатель сам поспешит закончить разговор и уйдет искать более подходящую вакансию. Цель собеседования на этапе общения с будущим руководителем — понять, насколько решение человека сменить место работы осознанное.
  2. Чего хочет соискатель — уйти от чего-то или прийти к чему-то? Если человек убегает от проблем или сложностей прошлой работы, вероятнее всего он хочет просто перестать делать то, что делает сейчас. Не факт, что у него есть желание и энергия браться за новое направление.

Обычно процесс отбора кандидатов занимает неприличное количество времени: это десятки часов HR и нанимающих руководителей. Думаю, тратить это время на неэффективные вопросы из разряда «почему именно наша компания?»‎ – глупо. За время работы с рекрутерами я сформулировала для себя два вопроса, которые помогают узнать о потенциальном сотруднике больше, чем классические HR-штампы.

Вопрос первый: если бы деньги падали с неба, чем бы вы занимались

Мне всегда было интересно, любит ли кандидат свою работу настолько, чтобы не отказываться от нее, если с неба вдруг посыпятся купюры. Здесь нет правильного или неправильного ответа. Главное – мотивация.

Случается, что люди работают по инерции — и не знают, чего хотят от будущего. Поэтому первый вопрос ориентирован на то, чтобы понять, хочет ли человек развития в выбранной сфере или просто закрывает свои финансовые потребности.

Те люди, которые хотят заниматься тем же самым при миллионе долларов под подушкой, не нуждаются в дополнительной мотивации. Им не придется давать «волшебный пинок»‎ каждый месяц, чтобы получить результаты. Огонь в их глазах и так горит.

Если в ответ на вопрос о бесконечных деньгах соискатель начинает рассказывать про собственный стартап, путешествия, благотворительные фонды и так далее – нужно быть готовым, что он может уйти прямо посреди проекта. Например, случайно услышит вдохновляющую лекцию авторитетного лица про то, как важно выбирать себя, а не искать причины оставаться в «классной»‎ компании с бесплатной йогой и пиццей по четвергам.

Если вы планируете взять такого человека себе под крыло, нужно постараться дать ему то, чего он хочет. Кандидат говорит о собственном стартапе? Дайте ему возможность творить, делать собственный проект, отвечать за него с нуля. Вещает про благотворительность? Предложите участие в благотворительных проектах компании или их создание.

Вопрос второй: назовите самый счастливый момент, связанный с работой

Не все люди могут сразу ответить на вопрос «что вас мотивирует»‎. Лучше зайти с другой стороны.

Попросите кандидата рассказать о самом радостном моменте или случае в рабочей практике. Когда человек вслух вспоминает свои эмоции, задача нанимающего руководителя или HR — услышать в истории истинную мотивацию, скрытую между строк.

80% соискателей отвечают плюс-минус одинаково: «продукт, над которым я работал месяцы, появился на полках»‎, «публично похвалили, было круто»‎, «получил классный результат от команды, которую собрал с нуля»‎. Если расшифровать, получится так: первому кандидату важно чувство своей полезности, второму — публичное признание, третьему — опыт руководства и работа бок о бок с сильными людьми.

Задача руководителя отдела — найти такие точки роста и обсудить путь человека в компании с интересной для него стороны. Если кандидат хочет чувствовать свою значимость, расскажите, как именно его работа влияет на общий результат. Если ему важны награды и премии — найдите возможность дать ему соревноваться с командой и получать награды. Пусть даже небольшие.

Например, в прошлом году за выполнение плана мы заказали и отправили всему отделу капкейки, чтобы сказать «вы классные!» даже на удаленке. А завтра будем дарить членам команды футболки с надписью, которую поймут только они.

Неужели руководителю больше нечего делать

Оба вопроса — про то, как узнать больше не только про скиллы соискателя, но и про него самого. Команде придется работать в первую очередь с человеком, у которого есть свои принципы и мечты, а не просто с набором готовых навыков.

Процент текучести кадров в России — больше 20%. В крупных компаниях он может достигать 34%. Учитывая стоимость найма квалифицированных спецов и вред, который компания и команда могут понести после ухода сотрудника, задача руководителя — удерживать человека в компании как можно дольше. А сверхцель — помочь коллегам встроить работу в жизнь гармонично и ненасильственно.

В противном случае даже самый яркий огонь в глазах гаснет еще на испытательном сроке. Остается только безынициативный сотрудник с графиком 5/2 и фиксированной зарплатой, который каждое утро приходит на работу ради вкусных сиропов и качественных кофейных зерен. Оно вам надо?

0
152 комментария
Написать комментарий...
Михаил Кутузов

То есть, это пособие для поиска идиотов? Любой адекватный человек конечно же выберет Бали и путешествия работе в Сбербанке.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

наемник в полиции - баунти хантер типа? збс работка, ездишь на пикапе с бородищей татухами с магнумом за поясом, заламываешь всяких проходимцев и пропиваешь бабки в ближайшем баре

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Ну то есть занимаешься любимым занятием людей - насилием (судя по тому как популярны фильмы, книги и тд про насилие, убийства, всякий бокс, бои без правил, комп игры почти все про это)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

Может быть у кого-то нет гипертрофированного чсв и он не против быть простой низшей формой. Да и вообще это газлайтинг. Все люди во всех формах, каждая жизнь одинаково ценна.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Евсеев

и конечно непонятно, зачем себя насильно заставлять не заниматься любимыми человеческими делами. Мазохизм или что-то в духе секты хлыстов. ну в теории интересно

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Какой-то никнейм

Да слушайте Вы больше анонимусов здешних)
Из сбера в втб только так берут например. Днища особого нет, банк как банк. Минусы думаю такие же как и в другом банке, команда и проект - как повезёт. По деньгам в сбере уже не топ рынка к сожалению как было раньше (а то тут понарасскажут про знакомых знакомых, которые 2x к рынку получают😂)

Ответить
Развернуть ветку
149 комментариев
Раскрывать всегда