Регламенты: упрощаем работу с заказами в 5 раз

Страдала я, страдали заказчики, страдали люди, которые работают вместе со мной: ровно до того момента, как я пришла к тому, что на каждый чих нужен регламент. Чихнул по регламенту — и жить сразу проще становится. И сейчас я расскажу как, зачем и почему.

Заказчик не понимает что он заказывает - расскажите ему!

Приходя за дизайном сайта, заказчик чаще всего думает, что пришел за картинкой. Вот он в одно отверстие всунет ТЗ и деньги, а из другого вылезет готовый дизайн. Нет, нет и еще раз нет. Делать дизайн с нуля - это долго и требует совместной работы.

Чтобы не рассказывать каждый раз, что к чему, я просто кидаю ссылку на эту статью https://vc.ru/design/183789-kak-sdelat-dizayn-sayta-cherez-prizmu-ux-bez-tancev-s-bubnom-sms-i-registracii или один из своих внутренних документов, и экономлю себе около 2-3-5 часов времени на переписки или пол-часа на телефонный разговор.

Отдельные регламенты спасают жизнь даже на таких простых услугах как “креативы для рекламы” или “баннеры для сайта”.

Чем грозит отсутствие регламента

На примере. Как-то раз один банк заказал видеоролик. Показал презентацию, из которой его надо собрать, я назвала сумму, ударили по рукам и начали работать. Выглядит как простое ТЗ? Определенно.

По факту получилось так: после месяца страданий, предложений разных вариантов стилистики и не очень приятных разговоров мы все-таки его сделали. Причем так, что понравилось всем, однако ценой пары километров нервов. После разбора полетов выяснились следующие интересные обстоятельства:

  • Регламент на видеоролик не был обсужден с клиентом, и клиент вообще не понимал что мы делаем, зачем присылаем ему какие-то куски и когда он увидит полный ролик.
  • Клиент постоянно требовал действовать по своей “схеме” разработки ролика, которая была, мягко скажем, далекой от адекватной реальности. И PM прогибался под эту схему под давлением сроков. То есть стараясь сделать лучшее что может для клиента - он делал ситуацию только хуже.
  • Текущее понимание проджект-менеджером процесса разработки ролика несколько отличается от моего, и всего опыта PM’а не хватило на то, чтобы сделать заказ меньшими силами.
  • Заработали мы на этом проекте только опыт. Хороший опыт, который не хочется повторять.

В общем, когда нет четкого регламента, будьте уверены - каждый пойдет своим путем: кто в лес, кто по дрова, кто - читать забугорный мануал, не имеющий отношения к отечественной реальности.

Локальные фейлы без регламента, которые съедают время

Для дизайнера:

  • Не сделал ТЗ для верстальщика - будь готов, что тебя будут дергать 2-3 недели.
  • Забыл “уложить” макет - опять будут дергать.
  • Не рассказал заказчику о процессе разработки дизайна - будешь рассказывать от 1 дня до 2 недель отрывочно. А потом половину придется повторять, потому что забудется.
  • Не прислал сразу договор - готовься согласовывать его еще неделю (а иногда и месяц) после согласия заказчика работать с тобой.
  • Не прислал ссылки на распределенное по папкам/ссылкам портфолио - придется отправлять его по одной работе, каждый раз разыскивая у себя на компьютере или где-либо еще.
  • И так далее...

Это все я к чему. Наличие регламента экономит вам время. Столько времени, что его хватит еще на 1-2 крупных проекта или на поиск новых заказчиков. Если вы думаете, что заняты на 110%, и у вас нет регламентов - смело можете снять около 20-40% занятости и около 80% времени на “ввод” новых клиентов благодаря наличию файлов, описывающих процессы взаимодействия. А заодно и перестанете забывать что-то доделать.

Что включить в хороший регламент

  • Список действий по пунктам, которые выполняются в любом случае. Их короткое описание и стоимость (последнее - если услуга простая).
  • Варианты действий и дополнительные отметки на опциональных действиях.
  • Примеры результата по каждому действию (ссылка). Это убедит заказчика что вы понимаете что делаете, а не продаете “воздух”. Пример “воздуха” - разработка ТЗ, включаемого в проект, которое потом никто не видел.
  • Ориентировочная оценка выполнения действия в часах.
  • Порядок оплаты. Например, 30% при подписании договора, 20% после выполнения этапа 1, 20% после этапа 2, 30% по сдаче работы.
  • Документы, необходимые для работы. У меня, чаще всего, это рамочный договор, где описаны все оказываемые услуги + приложения, детализирующие услугу. Когда заказчик подписывает “рамочник” - я уже могу приступать к работе.
  • Упрощенный чеклист регламента, в котором вы можете проставлять отметки по мере продвижения проекта.
  • Практику взаимодействия с клиентом. Условно: созвон раз в неделю в понедельник с 16 до 17, все остальное время - отвечаю в течение дня по электронной почте. Проект ведется в Битрикс 24, статусы обновляются раз в день.

А теперь хинт - после того, как заказчик подписывает документы, если он будет звонить вам 5 раз в день и присылать по 15 голосовых сообщений - вы сможете расторгнуть договор по причине несоблюдения регламента, который является частью договора.

Регламент защищает всех: заказчик плюс-минус знает что он получит и он заранее к этому готов, вы - спите спокойно, не ожидая звонка в 5 утра.

В итоге

Цените свое время, цените время заказчика, и тогда вы будете получать больше проектов, меньше забывать о важных задачах и видеть только положительные отзывы о сотрудничестве.

Очевидно, но факт: обычному самозанятому дизайнеру/верстальщику/программисту нужен регламент, чтобы жить спокойно. Внедрив в свою жизнь регламенты, я упростила взаимодействие в 5-10 раз, и сейчас почти 90% времени посвящаю оплачиваемой работе - когда раньше, местами, до 80% тратила на расскажи-объясни-покажи-доделай.

Будьте проактивными и продуктивными!

С вами была UX/UI дизайнер - Лена, не прощаюсь ;)

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Данила Орлов

Какие чудовищные неэстетичные гифы. Как будто по ошибке открыл твиттер, где SJW травят Роулинг. 

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Уже почти заменила :)

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Когда в статье применила чувство юмора проджекта из статьи, но даже его чувство юмора оказалось провальным :)
Кажется, тест с гифками не зашел и пришло время их заменить. 

Ответить
Развернуть ветку
Чайка О.

Такое чувство, что время гифок прошло. По крайней мере, меня они раздражают настолько, что статьи с ними обычно закрываю не читая. Хотя могут быть варианты: одна гифка на статью; остроумная и др.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Насчет время прошло - думаю вы правы. Чаще всего использую в статьях иллюстрации, которые делает Ирина (прикрепила в пример).
Кстати, интересная мысль насчет 1 гифки на материал. Запомню, протестирую как-нибудь. 

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Что ж, тесты бывают разные, отрицательный результат - тоже результат)
В любом случае, спасибо за мнение. 

Ответить
Развернуть ветку
Алекс Найт

Здравствуйте. Благодарю за личный опыт, получилось очень познавательно. Поделитесь пожалуйста своими регламентами для примера. Чтобы взять себе на вооружение, а то не совсем понятно из статьи, что прописано в них.

Ответить
Развернуть ветку
Иван Захаров

Спасибо за статью, но сыровато и обрывочно выглядит текст. Какие то заметки для себя самой, короткие и рваные. Статья для других людей желательно должна быть с подробными объяснениями, потому что не все читатели с вами на одной волне. а при написании этой статьи вы применили принципы из нее же самой, т.е. быстро и коротко и чтобы мозг никто не е*ал. Как бы ваш личный стильчик такой похоже, но он не всем подходит, а вам как будто кажется, что всем подойдёт.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Изначальный материал получился в 3 раза длиннее, однако в угоду "сделать покороче" - сильно порезала текст. Опять-таки проверяю, какие тексты заходят лучше - лонгриды вроде "Как сделать дизайн сайта через призму UX" или такие материалы, как эта статья. 
Что ж, выводы сделала. Спасибо за мнение :) 

Ответить
Развернуть ветку
Сергей Павлович

И где обещанный шаблон договора? И с каких пор крнативы для рекламы простая задача когда сами пишите что делали ролик месяц и в итоге как я понял слили весь бюджет на аутсорс

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Обязательно сделаю как будет пару часов свободного времени. Мне, к сожалению, за статьи не платят, а работы в последнее время многовато.
 
Просто скидывать шаблон без подробного описания я не хочу и не буду, ибо без инструкции по использованию и понимания как, зачем и почему - с таким договором будет сложно работать.

Это не silver bullet, чтобы ее просто взять и применять, много кто запрашивает модификации и нужно понимать, какие можно вносить, а какие лучше не стоит. 
Надеюсь, на выходных будет свободное время чтобы закончить материал про договор :)

Ответить
Развернуть ветку
Alexandra Presto

Елена, можете кратко описать, что входит в ТЗ для верстальщика.

Ответить
Развернуть ветку
Lena Nexman (UX/UI Дизайнер)
Автор

Поблочное описание механизма взаимодействия пользователя с интерфейсом, описание анимаций и микровзаимодействий, примеры анимации. Иногда анимирую интерфейсы для большей наглядности.

Говоря простыми словами, описываем верстальщику: вот эта кнопка вот так будет реагировать на нажатие, при скроллинге здесь будет вот такая анимация, на фоне будет вот такой эффект и т.д.

Плюс это контроль верстки и внесение правок, если это необходимо.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда