{"id":13765,"url":"\/distributions\/13765\/click?bit=1&hash=74bbbd89e5b2eba3b9b71f073685d2142bfecb5437923bde890531d07aa8c96f","title":"\u0421\u0442\u0430\u0440\u0442\u043e\u0432\u044b\u0439 \u043a\u0430\u043f\u0438\u0442\u0430\u043b \u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438 HP \u2014 $538","buttonText":"\u0421\u0435\u0440\u044c\u0451\u0437\u043d\u043e?","imageUuid":"ba58a462-6f03-5500-b133-75723e0976bb","isPaidAndBannersEnabled":false}

Мы наняли 120+ разработчиков без HR-бренда. Вот наши ошибки и опыт

Мы ежемесячно нанимаем десятки разработчиков разного профиля и знаем, что это сложно и дорого. Мы решили собрать наш опыт в одну статью и рассказать, что вообще успели узнать о найме в ИТ. Наши инсайты будут полезнее всего тем, кто не обладает сильным HR-брендом или впервые нанимает разработчиков.

Дисклеймер: мы говорим о своём опыте и только о найме middle и senior разработчиков.

Мы компания Skipp, соединяем заказчиков с командами разработчиков. В Skipp обращаются с идеями ИТ-сервисов, а мы помогаем проверить гипотезу и подбираем исполнителей. Для статьи мы пообщались с 10 кадровыми агентствами, а ещё с эйчарами крупнейших ИТ-компаний. Но основа статьи — наш опыт, инсайты и боли. Возможно, у кого-то найм работает по-другому. А ещё мы говорим только о специалистах уровня middle и senior — в найме джунов свои правила игры.

1. Если не ищете сотни людей, HeadHunter — дорого

Иногда мы размещаем вакансии на HeadHunter и обычно получаем 1–10 откликов, на позиции с популярным стеком — максимум 20. Но эти отклики неоднородные по качеству, их чаще всего не хватает, и людей приходится искать самостоятельно. В итоге HeadHunter выходит слишком дорогим.

Чтобы открыть доступ к контактам на площадке, надо купить тариф. Количество контактов, которые можно открыть, зависит от срока тарифа, сферы бизнеса и географии. Например, если в марте 2021 года вы покупаете доступ к резюме в сфере ИТ на Москву и область на 12 месяцев, то платите 239 850 ₽ и можете открыть 5000 контактов. Если купите такой же доступ, но на всю Россию без Москвы и области, заплатите 169 710 ₽ и сможете открыть 2900 контактов.

Можете посмотреть тарифы на сайте hh.ru

Наша практика и опыт эйчаров, с которыми мы общались, подсказывает, что нескольких тысяч контактов из тарифа не хватит, чтобы заниматься массовым наймом. Их придётся докупать, а, значит, платить ещё больше. Цены на площадке периодически растут, и поиск людей на HeadHunter становится только дороже.

Мы так и не решились купить годовой тариф. Возможно, для крупной компании, которая хочет нанять несколько сотен разработчиков в год, траты на HeadHunter будут рациональными. Пока нам нужно не так много людей, поэтому это довольно дорого.

2. Кадровые агентства ещё дороже, их главная ценность — база резюме, но хорошая база есть не у всех

После того как мы размещаем вакансию на HeadHunter, на почту обычно пишут несколько кадровых агентств и предлагают свои услуги:

Письма агентств

Для статьи мы поговорили с 10 агентствами. По такой небольшой выборке сложно сделать однозначные выводы, но все агентства предлагали одну и ту же схему работы и похожие условия. Скорее всего, это норма рынка.

Условия такие: если кандидат, которого нам подберут, пройдёт испытательный срок, рекрутерам нужно заплатить часть годового дохода сотрудника — 12–22% в зависимости от агентства.

Мы расспрашивали, как устроен поиск, и чем конкретно будут заниматься рекрутеры. Судя по всему, главная ценность агентств — собственная база контактов. Её собирают вручную и поддерживают в актуальном виде, по ней и будут искать кандидатов в первую очередь.

Мы не планируем работать с агентствами по двум причинам. Во-первых, не у всякого агентства есть большая и актуальная база по ИТ-специалистам. И вы никак не сможете проверить это заранее — только если кто-то порекомендует вам это агентство.

Во-вторых, агентство может выйти даже дороже, чем HeadHunter. Например, в компании готовы платить разработчику 160 000 ₽ в месяц, в год он заработает 1 920 000 ₽. Если рекрутер удачно подберёт кандидата, то найм обойдётся в 12–22% этой суммы — от 230 400 ₽ до 422 400 ₽.

К тому же в большинстве агентств сказали, что работать с нашим запросом — массовый поиск разработчиков на парт-тайм — будет тяжело, поэтому не факт, что они возьмутся.

3. Большинство рекрутеров слабо разбираются в ИТ, поэтому через них нельзя получить поток крутых разработчиков

Ещё одна проблема рекрутеров в том, что у опытных разработчиков нет мотивации с ними общаться.

Во-первых, рекрутеры пишут слишком часто: знаем случаи, когда специалисты middle уровня с опытом продуктовой разработки на востребованном стеке получали по 5 писем в день.

Во-вторых, рекрутеры обычно не могут объяснить ИТ-специалисту, какие задачи будут в компании. Они могут только описать этапы найма и пригласить на собеседование.

Разработчика раздражает общаться с людьми, которые ничего не понимают в его работе, и к тому же пишут одно и то же несколько раз в день. В итоге он просто не отвечает или отказывается от предложений.

Поэтому, на наш взгляд, не получится постоянно получать крутых разработчиков через агентства — возможно, будут разовые кейсы, но системной работы не построить. 90% рекрутеров не смогут описать разработчикам суть задачи на будущей работе, так что с ними просто не будут общаться.

Найти рекрутера, который достаточно разбирается в ИТ, чтобы построить диалог с крутым специалистом, примерно так же сложно, как и нанять разработчика.

4. Половина времени найма — поиск кандидатов, его пытаются ускорить парсерами и «Тиндерами для вакансий»

Эйчары в трёх крупных ИТ-компаниях назвали похожие сроки найма: в среднем 3–3,5 месяца с момента открытия вакансии до выхода специалиста на работу. Иногда разработчиков получается находить быстрее — минимум примерно за 21 день, — но это редкость. Половина времени уходит на поиск кандидатов: рекрутеры ищут людей, которые подходят под требования, и пишут им.

Чтобы ускорить поиск, в некоторых компаниях помимо HeadHunter используют сервисы, которые парсят сайты с данными о разработчиках. Например:

Amazing Hiring. Сервис собирает информацию о разработчике с Github, LinkedIn, Stackoverflow, Dribbble, социальных сетей и помещает её в единый профиль. На сайте сервиса заявлено, что в базе больше 600 миллионов профилей, но, очевидно, не у всех будет исчерпывающая информация об опыте или, например, номер телефона. Чтобы получить доступ к базе, нужно оплатить тариф — он стоит 270 000 ₽ в год на одного.

«Подбор». Похожий сервис, который парсит открытые источники. На сайте указано, что в базе больше 750 000 резюме. Это гораздо меньше, чем в Amazing Hiring, но зато «Подбор» — российский проект, который ориентирован на русскоязычный рынок. Годовой тариф стоит 120 000 ₽, но, как и на HeadHunter, у сервиса есть ограничение по количеству контактов — открыть можно только 10 000.

Лендинг «Подбора»: и там, и в Amazing Hiring используют нейросети, чтобы проанализировать данные и собрать их в единый подробный профиль

Ещё крупные компании занимаются поиском кандидатов через «Тиндеры для вакансий в ИТ» — это группа стартапов, которые подбирают разработчикам вакансии под опыт и помогают с трудоустройством. Они играют роль промежуточного звена между работодателями и кандидатами, сводят вместе тех, кто, по идее, подходит друг другу.

Например, этим занимаются Headz, G-mate, Djinni и 6nomads. У них немного отличаются ценностные предложения для разработчиков, но принцип примерно один и тот же. Сначала соискатель рассказывает сервису о себе — ему предложат сделать тестовое или как-то по-другому оценят навыки. Затем соискателю вышлют список подходящих вакансий. Если что-то понравится, сервис сведёт с работодателем.

Отзыв разработчика о мэтчинговых сервисах для поиска работы на vc.ru

Скорее всего, эти сервисы будут стоить работодателю примерно так же, как и рекрутинговые агентства.

Наконец, проблему поиска часто решают через реферальные программы — один из эйчаров, с которым мы общались, говорил, что в их компании так закрывают до 25% вакансий. Рефералка устроена так: если сотрудник порекомендует разработчика, и он пройдёт испытательный срок, сотрудник получает денежный бонус. Все выигрывают: компания быстро находит разработчиков, а сотрудники приводят на работу знакомых и получают деньги. На рынке уже есть сервисы, которые позволяют автоматизировать реферальную программу, например, Teamable.

5. На работу выходит примерно 1 на 100 кандидатов, стоимость найма — от 1000 $

На поиске проблемы не заканчиваются: время и деньги уходят и на то, чтобы проинтервьюировать кандидата, проверить компетенции и убедиться, что человек подходит.

В России мало кто считает стоимость найма разработчиков. Но в трёх компаниях, с которыми мы пообщались, эти данные есть. Этапы воронки найма у них отличаются, но статистика по конкуренции примерно одна и та же: на работу устраивается 1 из 100–120 разработчиков, которые откликнулись, а средняя стоимость найма — 1000–1500 $. Эта сумма складывается из:

  • рабочих часов эйчара или нанятого рекрутингового агентства,
  • рабочих часов сотрудников, которые участвуют в интервью — часто это руководители вплоть до CTO,
  • расходов на сервисы для поиска кандидатов.

Кстати, на западе стоимость найма разработчика может быть в десятки раз выше — скорее всего, со временем у нас тоже будет только дороже. Вот пример, в котором подсчитывают расходы на найм в США и получают 22 562 $, если искали сами и 31 970 $, если наняли агентство. Знаем предпринимателей в США, у которых стоимость найма ещё выше.

Некоторые рекрутинговые агентства и ИТ-компании пытаются сокращать воронку — снижать количество этапов, упрощать собеседования, сразу давать кандидатам практические задания. Это снижает стоимость найма, но, очевидно, может увеличивать риски неудачных мэтчей.

Пример крутого упрощения воронки для найма разработчиков — тестовый день в Додо. Чтобы быстрее закрывать вакансии, в компании решили сразу приглашать кандидатов поработать вместе с будущими коллегами на один день. Почитайте о тестовом дне в статье Додо на Хабре.

6. Опытные разработчики ищут компании, где смогут учиться новому

Возможно, это банально, но мы хорошо прочувствовали на практике: опытным разработчикам развивающие задачи важны гораздо больше, чем, например, сильный HR-бренд.

Недавно мы запустили лендинг для разработчиков, с него пришли заявки, и мы стали собеседовать людей. В одном резюме было написано «опыт разработки на php — 19 лет, в node js — 1 год». Мы как раз искали php-разработчика на клиентский проект и обрадовались, что нашли подходящего.

На созвоне по привычке спросили: «А в какую сторону вы планируете развиваться?» Разработчик ответил, что на php ему работать больше неинтересно и такие заказы он не возьмёт, но будет рад, если получится набраться опыта в node. В Skipp можно брать разные задачи, поэтому мы нашли, как ему ответить.

Но представьте, что вы наткнулись на резюме такого разработчика и готовы давать ему только задачи на php. Скорее всего, он откажется от вакансии, потому что уже 19 лет работает на php: конечно, ему хочется чего-то нового. Чтобы привлечь опытных разработчиков, важно предусмотреть им пространство для роста: развивающие задачи, новый стек.

7. Чтобы массово нанимать разработчиков, нужно держать вакансию открытой 24/7

В трёх крупных компаниях, с которыми мы обсудили найм, некоторые вакансии не закрываются никогда — это называют «стрим». Например, есть стрим «Разработчик на Java»: HR-отдел постоянно ищет подходящих людей, даже если сейчас для новых сотрудников нет ставок. Если найдётся кто-то с опытом и компетенциями — его запомнят или сразу создадут под него позицию.

Благодаря такому подходу в компаниях обеспечивают постоянный приток кадров, даже несмотря на сложности с поиском разработчиков и проверкой навыков. Разработчиков ищут 24/7, чтобы, когда вакансия появилась, её закрыли максимально быстро.

7 инсайтов Skipp о найме разработчиков:

  • Искать разработчиков на HeadHunter дорого, с каждым годом всё дороже. Для доступа к контактам нужно оплачивать тариф на несколько сотен тысяч рублей, но там есть ограничения, и контакты придётся докупать.
  • Рекрутинговое агентство может обойтись ещё дороже, его главная ценность — собранная вручную база, но не у всех она хорошая. Если не уверены, что у агентства актуальная и большая база ИТ-специалистов, нет смысла с ним работать.
  • Рекрутеры не смогут постоянно подбирать вам крутых разработчиков. Они итак пишут разработчикам слишком часто и обычно плохо разбираются в ИТ, поэтому не могут объяснить суть работы. Опытным специалистам неинтересно отвечать на их предложения.
  • Найм разработчика занимает 3–3,5 месяца, половина времени уходит на поиск подходящих людей. Его упрощают парсеры вроде Amazing Hiring или «Подбора» — они подешевле HeadHunter. А ещё помогут «Тиндеры для ИТ-вакансий» вроде Headz и Djinni, но они стоят примерно как агентства.
  • В крупные ИТ-компании на работу выходит 1 из 100–120 откликнувшихся. Найм разработчика стоит 1000–1500 $. Во многих компаниях и рекрутинговых агентствах сейчас стараются сократить количество этапов в воронке, чтобы упростить найм и снизить стоимость.
  • Опытные разработчики ищут компании, в которых смогут развиваться. Если они уже много лет работают на одном стеке, то вряд ли будут согласны оставаться на нём всю оставшуюся жизнь. Они будут искать другие задачи.
  • Чтобы массово нанимать разработчиков, нужно всегда держать вакансию открытой. Поиск подходящих людей не заканчивается никогда: когда они понадобятся, у вас уже должен быть запас.
0
29 комментариев
Написать комментарий...
Вячеслав Уфимцев
Большинство рекрутеров слабо разбираются в ИТ

Жиза

Ответить
Развернуть ветку
i h8ers

в этом вся суть HR - работать со специалистами, но ни хера не понимать! Как "магистр карт ТАРО"

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

Нормальные рекрутеры и не должны разбираться, а провести первичку и отправить на тех собес

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алик Гафаров

Я nodejs разработчик. Пишите мне. Время рекрутерам сэкономил.

Ответить
Развернуть ветку
Руслан Ніколаєнко

4000+ работ ждут вас))

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чекалин

Не знал, что в додо пицце делают тестовый день — прикольная практика

Ответить
Развернуть ветку
Supergundos

Мне кажется, так в любой пиццерии...

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Чекалин

есть ещё много пиццерий, где активно нанимают разработчиков?)

Ответить
Развернуть ветку
Supergundos

Разработчиков пиццы, если только. Кстати, их тоже дефицит)

Ответить
Развернуть ветку
Pavel Rusanov

Разработчики с опытом continuous delivery 

Ответить
Развернуть ветку
Andrey Vladimirsky

Так а как вы в итоге этих 120 разрабов наняли, если и то не так, и это не это, ХХ, агентства и тиндеры дорогие, рекрутеры некомпетентные? У вас же получилось в итоге. Как? 120 это очень хороший результат. 

Ответить
Развернуть ветку
Skipp.pro
Автор

Спасибо, что оценили! Оставили там пару месяцев жизни 🙈

Каждый канал из перечисленных что-то давал: hh, парсеры, нетворк основателей (CEO Skipp — Алексей Один, сооснователь и экс-CPO Lingualeo, программирует с детства). Очень хорошо отработал лендинг для разработчиков вместе с маркетингом.

Планируем в ту сторону идти дальше + контент.

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Глеб Корсунов

Можно ссылку на лендинг? 

Ответить
Развернуть ветку
Skipp.pro
Автор
Ответить
Развернуть ветку
Рамиль Фаридович

Сейчас открыть резюме, чтобы были видны контакты средняя цена по рынку - около 20-30 рублей за штуку.
Поисковый запрос «Открыть резюме» на авито.
Не нужно покупать пакет 5000 за 239850 рублей, а можно открыть нужные 2500 вакансий за 50000 рублей. Какие-то «рекрутеры» даже предлагают официальный договор с оплатой через бухгалтерию)

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов
наняли без hr бренда

Так hr бренд для найма и не нужен...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Струков

На мой взгляд в подборе лишь 2 проблемы:
1) завышенные ожидания (условный ООО "Вектор" рассчитывает, что на его вакансию откликнутся топовые специалисты)
2) содержание вакансий (не понятно, что конкретно делать, с кем работать и как устроены процессы)

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Я не пойму, почему бы кадровым агенствам не скинуться и не создать свою альтернативу HH.ru ? Более доступную для сторонних кадровых агентств и компаний, а также для частных рекрутеров.

Ответить
Развернуть ветку
Eвгений С

Этих альтернатив полно. Но не так раскручены как ХХ.

Ответить
Развернуть ветку
Konstantin Grudnev

Ну вот и проблема, что их полно, т.е. они распылены по рынку, как объединятся в один портал, так и составят конкуренцию. И если агенствам будет жалко светить свои базы, то портал хотя бы может быть агрегатором вакансий.

Ответить
Развернуть ветку
Alexander Belousov

Чтобы отбить затраты на раскрутку и создание альтернативы цены придется делать как у HH.ru

Ответить
Развернуть ветку
Семен Смирнов

По той же причине, почему не могут объединиться службы доставки и другие подобные кейсы

Ответить
Развернуть ветку
ImPReZ
Ответить
Развернуть ветку
Михаил Качалов
уже

До уже наверное еще какой то путь надо пройти. Прочел на главной странице:
"Эбаут
Ви ар зе дрим тим оф крэзи спешиалистс энд рекрутерс. Ви лов программерс энд ви олвэйс хелп ту файнд зе дрим ворк фор гуд пипл . "

Ответить
Развернуть ветку
Valeratal Val
На работу выходит примерно 1 на 100

Картинка смешная, а ситуация грустная
Может Вам HR-а взять квалифицированного к себе?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий

Нанять то они наняли, вот только платить им они не собираются.
На своём опыте знаю, работал с ними. Подписание договора после месяца работы, потом месяц обещаний оплаты, хотя деньги от заказчика были ими получены за работу.

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 29 комментариев
null