{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Какие скиллы нужны для карьерного роста в 2021 году?

Маркетолог и автор телеграм-канала «Продуктовая прокачка мозга» Виктор Фомин делится простой инструкцией, которая поможет как полному новичку, так и зрелому специалисту.

Привет! Меня зовут Виктор, я маркетолог. Пару лет назад я написал на VC популярную колонку «Как перестать ныть и начать больше зарабатывать».

С тех пор я больше узнал про операционку и управление, и больше погрузился в наставничество. Потому что вопрос «где взять толковых и сообразительных сотрудников?» остается одним из самых больных на рынке. Приходится растить таких людей самостоятельно.

Как результат, мы с Александром Чижовым (предприниматель, автор тг-канала «Ленивый сммщик») объединили усилия и написали еще более продвинутую версию карьерных советов.

→ → →

Предыстория: в бизнесе по ряду причин сейчас происходит своеобразная инвентаризация, в рамках которой люди хотят разложить все процессы на составляющие, посчитать эффективность каждого этапа, а также посмотреть на КПД сотрудников, участвующих в этих процессах.

В общем, все подписать, пронумеровать, завести в большие бухгалтерские книги (аналитические системы, big data) и дальше ориентироваться на цифры. Поэтому для развития вашей карьеры нужно либо учиться аналитическому мышлению, либо… скорее всего, немножко страдать. Но это общий посыл.

В статье мы рассмотрим подробнее точки роста → направления, по которым желательно двигаться. Материал большой, поэтому будет лучше, если вы заварите кофе или чай ☕😀

📌 Быстро делать

Есть такой термин как MVP — minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт). Раньше компании делали что-нибудь месяцами и годами, а потом нередко оказывалось, что это мало кому нужно. Сейчас же, когда мир значительно ускорился, все стали стараться делать продукты и услуги «на коленке», чтобы быстрее выяснить — можно ли их продать.

Грубо говоря, связали два колеса, прикрепили руль — и назвали это велосипедом. Он кое-как едет. Если люди его покупают — отлично, значит можно еще поработать над ним отверткой, покрасить, привести в более симпатичный вид. Не покупают? Нафиг его, переключаемся на что-то другое.

Поэтому скорость выполнения чего-либо стала очень важна. И если вы делаете что-то вовремя и нормально (на четверочку), это часто важнее, чем если делать отлично, но долго.

Потому что когда вы что-то сделали на четверочку, это уже существует (как факт). С этим можно как-то работать. В конце-концов, ваш руководитель может поставить галочку «Сделано» в отчёте перед его руководителем — тоже довольно важная причина, особенно в корпоративных бюрократиях.

И когда вы сдаете работу вовремя, вы становитесь прогнозируемым. Другие люди знают, что могут строить какие-то планы, включая вас в них. И это хорошо.

В итоге, нужно научиться добиваться разумного компромисса между скоростью и качеством работы.

📌 Делать свою работу прозрачной

Руководитель или ЛПР (лицо, принимающее решения) обычно действуют так: приходят с определенной регулярностью и хотят узнать, «как у вас дела».

Они НЕ будут подробно изучать все ваши процессы, а хотят видеть самую верхушку (результаты), чтобы быстро охватить взглядом всю картину.

Как этого добиться: своевременным заполнением отчётов и прописыванием понятных статусов по задачам в системах типа Planfix, Trello и любых других — в зависимости от того, где вам ставят эти задачи.

Любой руководитель или ваш коллега, который захочет свериться с вашими процессами, должен быстро в них сориентироваться и понять, что у вас происходит.

Что имеется ввиду под понятными статусами (актуализацией) задач: представьте, что у руководителя в подчинении 10 человек разных специальностей, поэтому ему постоянно нужно переключаться между разными профессиональными сферами. Это довольно непросто.

И вот, заходит он к дизайнеру в одну из карточек задач, и там в последнем комментарии написано «Исправлено». И какие-то файлы прикреплены. Что исправлено, где, зачем? Человек уже все забыл, что с ним обсуждал специалист в последний раз!

Будет лучше, если дизайнер напишет примерно так: «Мы договорились на созвоне 4 марта, что я поправлю шрифт в логотипе по такой-то причине. Я сделал два варианта на выбор → посмотри пожалуйста».

Всегда помните, что другие люди заняты своими делами и обычно плохо помнят в подробностях все остальное. Помогайте им вспоминать.

📌 Строить системы

Нужно стараться учиться так организовывать процесс, чтобы он работал с вашим минимальным участием.

На условном примере организации редакции в СМИ. Есть главред, который работает с журналистами, выдает им темы, принимает статьи. Пока он на месте — издание работает.

Но если главред впадет в кому на 3 месяца, то процесс застопорится. Поэтому здесь нужно:

  • обучить журналистов, чтобы они сами предлагали темы интересных статей;
  • создать кадровый резерв или методики найма, чтобы издание могло откуда-то взять запасных журналистов, если текущие тоже заболеют, уволятся, зазвездятся и так далее);
  • составить редполитику, объективные критерии качества статей — что в них должно быть, а чего не должно. Чтобы журналисты могли, во-первых, сами себя проверять до определенной степени. А во-вторых, чтобы готовые черновики при отсутствии главреда могли принимать другие редакторы и среднее качество материалов при этом не сильно падало.

В жизни, к сожалению, все же редко встречается полное соответствие схеме «все работает без вас». Потому что конкретные люди — самая важная причина, по которой одни бизнесы взлетают, а другие нет. Команда рулит. Но здесь важно к то, что к этому идеалу нужно стремиться, иметь перед глазами цель.

Например, вы были тем самым главредом. У вас неплохо получалось развивать издание. Поэтому вас заметили и сказали: дорогой человек, теперь ты отвечаешь не за одно издание, а за три!

И если вы не умеете строить системы, работающие хотя бы частично без вашего постоянного присутствия, то вас будут дергать все подряд из всех задач и проектов, в которых вы участвуете: проверь это, подскажи то, посмотри вот эти черновики. Это путь к стрессу и безумию 🤯

В итоге: если вы научились что-то делать — вы должны думать, как можно взять этот процесс и научить ему других людей. Как можно взять этот процесс и повторить его в другом месте. Как можно его улучшить, чтобы сократить время и издержки. И так желательно думать про любой процесс.

📌 Презентовать результаты своей работы

Все люди на планете думают, в основном, о себе. Они не тратят время, чтобы попытаться понять, чем интересны вы и ваша работа. Поэтому вы должны говорить другим, что думать о вас и ваших результатах.

Если у вас что-то получилось, но вы молчите об этом — как окружающие об этом узнают? Они не телепаты 🙂

Ваши коллеги тоже часто заняты своим участком работы и могут совершенно не представлять, чем вы занимаетесь. В больших компаниях правая рука часто не знает, что делает левая.

Как пример, у меня был прекрасный тимлид Гоша, который так объяснял необходимость стендапов (ежедневные короткие встречи, на которых люди коротко рассказывают, кто что делал):

Вы слышите, что делает тимлид, так как чаще всего он не присутствует на совместных походах за чаем/кофе и может сложиться впечатление, что он занят чем-то бестолковым и не делает достаточно для развития проекта.

Когда вы новичок в компании — важно правильно представлять свою работу, чтобы доказать коллегам, что вы полезны.

Когда вы уже достаточно матерый волк — важно правильно представлять свою работу, чтобы доказать, что вы стоите тех ресурсов, которые на вас затрачивают.

В общем, это важно всегда.

📌 Работать в команде и общаться с людьми

Это строго обязательный пункт для любого человека, который стремиться к карьерному росту. Пройти мимо него тоже невозможно.

По этому поводу мне очень понравился рассказ одной девушки, которая была крепким техническим специалистом в компании N. Потом она уволилась, перешла в другую фирму и стала там руководителем команды — то есть, теперь она стала управлять другими техническими специалистами. Раньше у нее такого опыта не было.

И она думала, что просто раздаст всем задания и люди пойдут работать. А в реальности оказалось, что кто-то может сказать, например «А я вот это делать не хочу...»

И этой девушке пришлось учиться правильному делегированию, мотивированию людей, в общем — ряду психологических навыков. Сегодня такие навыки еще называются софт-скиллами.

Интровертам этот пункт должен не очень понравиться, я знаю 😎 Я сам интроверт. Это тема отдельной статьи.

Подытожим: что вышесказанное означает для человека, который ищет работу и хочет расти карьерно

1. Нужно учиться считать и быть системным менеджером

Во-первых, если вы работаете в небольшом бизнесе или стартапе, то вам жизненно необходимо уметь как-то извернуться, сэкономить каждую копеечку, чтобы иметь возможность как-то существовать, когда рядом есть ребята типа Ламоды, которые могут залить в любой рекламный канал много денег.

Во-вторых, если вы работаете в компании побольше, то крупные компании, несмотря на свою периодическую негибкость — они потому и крупные, что сумели построить работающие и достаточно эффективные процессы.

→ Возможности обойти цифры и менеджмент нет потому, что все всегда в итоге происходит по одинаковому сценарию.

Допустим, вы работаете [где угодно и на какой угодно должности]. У вас это хорошо получается: соответственно, на вас возрастает нагрузка. Больше людей хотят получать от больше единиц чего-либо.

Но ВЫ НЕ МОЖЕТЕ самостоятельно производить больше таких единиц. Вам приходится учиться делегировать, выстраивать процессы, нанимать людей и в итоге отвечать за какую-то работающую систему.

Производная вашей системы — это опять же процессы и цифры. Другого «языка общения» для бизнеса еще не придумали.

Все успешные предприниматели и руководители абсолютно «заражены» этим мышлением. Для них понятная табличка с понятными цифрами — единственное важное подтверждение чего угодно.

И таким образом они видят — вы «свой» человек или нет, вписываетесь ли вы в их парадигму, в их структуру бизнеса, или нет.

Не обязательно, чтобы такой навык «любви к цифрам» присутствовал сразу, этому учат. Но суть в том, что если видно, что вы не хотите этому учиться — скорее всего, вас сократят в любой компании, которая следит за своими процессами. А в условиях насыщения рынка, повторюсь, таких компаний и подобных требований к сотрудникам будет становиться все больше.

2. Нужно общаться

Деньги и возможности — это ресурсы. Они не берутся непонятно откуда, а переходят от одних людей к другим людям. Другого источника нет. Если вы выстраиваете с кем-то отношения, то можете стать получателем этих ресурсов.

Если не выстраиваете и сидите в одиночестве — к сожалению, не можете.

3. Нужно стараться перестать мыслить, как нанимаемый исполнитель, а стараться стать человеком, который говорит другим, что им нужно делать

Когда вы уже более-менее освоили работу с цифрами, менеджмент, умение общаться-договариваться, накопили определенный опыт — вы приходите к интересным вам людям / работе / проекту и рассказываете им, как вы будете действовать и какие вам нужны ресурсы. Именно этого хотят все адекватные люди в адекватных компаниях.

Никто из нормальных управленцев не любит заниматься микроменеджментом и постоянно прописывать своим сотрудникам, подрядчикам или партнерам задачи до каждой запятой. Наоборот, они рады, если кто-то заберет у них какой-то участок работы.

Конечно, для кого-то такой вариант развития не совсем комфортен. Не все люди любят брать на себя ответственность, быть на передовой, выслушивать критику своих идей. Но другого способа, в общем-то, и нет — если хочется расти. Кроме того, аппетит приходит с опытом.

У меня был в 2020 году интересный момент, когда мне пришла в голову идея, что той компании, в которой я работаю, было бы неплохо купить один проект. Я высказал эту идею и меня попросили подготовить более подробное обоснование сделки.

Я это все сделал. И люди обсуждали возможную сделку на [много] рублей. Для меня это был важный шаг в понимании того, насколько люди готовы выслушивать какие-то здравые предложения и довериться человеку, который решил выступить в роли впередсмотрящего.

Практически никто в мире на самом деле не знает, что будет завтра и как «правильно жить» или «как правильно делать бизнес». Когда мы являемся детьми, то нам кажется, что у взрослых есть ответы на все вопросы. К сожалению, это не так. Взрослые сами достаточно растеряны, просто научились это хорошо скрывать :).

Поэтому те, кто берет на себя ответственность и выступает лидером, драйвером каких-то проектов и идей — более успешны. Конечно, вы будете ошибаться. Но суть в том, что нужно пробовать, учитывать ошибки и пробовать снова.

Несколько советов от Саши Чижова

Со всеми пунктами полностью согласен, но хотел бы добавить несколько от себя по опыту наблюдения за командой Студии – кто вырос, кто нет и почему.

Будьте самостоятельными, а не проблемными

Представьте, что вы эсэмэмщик и вам поставили новую задачу, с которой вы ранее еще не сталкивались, например, подготовить медиаплан. Шаблонов нет, инструкций нет.

Вот тут все, абсолютно все люди делятся на два типа.

Первый тип – это «проблемные». Они, даже не приступив к задаче, возьмут пачку сигарет, скорчат гримасу, выйдут в курилку и всему агентству расскажут о том, что им дали какую-то дикую задачу, решить они ее сами не могут, не для того нанимались, не умеют и вообще не проходили курсов по разработке этих медиапланов.

Второй тип – это «самостоятельные». Они скажут начальнику и себе, что «ща разберемся», зайдут в интернет, наберут «как составить медиаплан», что-то сами сделают и придут с готовым, возможно даже с ужасным медиапланом в назначенное время.

«Проблемные» никогда не добиваются успеха. «Самостоятельные» становится основной успеха.

Почему?

«Проблемный» человек ничего не хочет решать и ничего не хочет приносить росту бизнеса. Он хочет получить четкую инструкцию, выполнить ее и уйти домой отдыхать. Нет инструкции – это нагрузка, держать это в себе – тоже нагрузка, поэтому он смело выплевывает все наружу.

Но вот что важно. Сначала в бизнесе появляется новая, сложная задача, а только потом на нее может появиться инструкция. Нельзя сразу иметь инструкцию на то, что ты еще не делал. Поэтому, если человек не может вывозить новые задачи – значит он не может помочь росту бизнеса — значит не нужен.

Не будьте «проблемными». Если вам поступила задача, вы с ней ранее не сталкивались, то это замечательно — прямо сейчас вы можете повлиять на развитие бизнеса и стать тем человеком, который выведет ее на новый уровень.

Смело хватайтесь, бейтесь, делайте и руководитель увидит, что вы тот самый человек, который поможет ему и бизнесу идти вперед.

Будьте приятным человеком

Современный человек проводит на работе больше времени, чем дома. Особенно, если речь о растущей компании или стартапе. Особенно, если речь о топ-менеджменте.

Поэтому, любая компания стремится к тому, чтобы создать у себя в офисе приятную атмосферу — чтобы все хорошо общались, помогали друг другу, ценили и были единым целым.

Поэтому совет простой – будьте хорошим человеком.

Если вы уже пришли в компанию, то по умолчанию с первой же секунды уважайте каждого коллегу, общайтесь дружелюбно, не плодите интриги, недовольства и нервотрепки.

У нас был случай. Пришла к нам работать девочка, навыки есть, работать умеет, работу свою знает.

Но с первого же дня началось «блин, почему он мне не предоставил!», «этот писать не умеет, поэтому и результата нет!», «Я вообще могу уйти и ничего не делать!».

Разошлись с ней в тот же день.

Потому что, да, в организации кто-то может ошибаться; кто-то может не успеть. Но мы все вместе, мы поддерживаем друг друга, помогаем друг-другу. Командное превыше индивидуального.

Делайте чуть больше, чем остальные

Ну и теперь простенький, но безумно эффективный лайфхак для тех, кто хочет стремительного карьерного роста.

Представьте, что вы работаете в компании. Она всем хороша, но вы, как специалист, видите, что все же в каких-то вещах она отстает в развитии, что-то делает хуже, чем могла бы.

Вот вам лайфхак – решите эту проблему и предложите это решение руководителю.

БОльшая часть топов в Студии Чижова стала топами в тот момент, когда мне или своему руководителю сказала «блин, Саш, у нас не оч хорошо работают воронки – я тут посмотрел курс, разобрался, давай у нас сделаем!».

Это волшебная фраза, это ключ, который превращает вас в топового специалиста.

Вот еще один случай из практики. Шесть лет назад я работал менеджером по продажам в курской компании. Мы занимались холодными звонками.

Я прозванивал тысячи номеров, получал в 999 случаях ответ «иди лесом». А один какой-то невероятный человек слушал.

Я не разбирался, но чувствовал, что мы что-то делаем не то. И подумал, что можно во ВКонтакте гораздо быстрее и проще написать тысяче ЛПРов в личку.

Идея оказалось глупой. Но через нее я вышел на книгу Румянцева о соцсетях. Изучил, предложил руководителю — он не заинтересовался, я ушел и стал тем, кто я есть.

Поэтому находите брешь, выделяйте час-другой в день на ее решение. И с найденным решением приходите к руководителю. Эффект будет головокружительным.

----------------------------------------------------------------

Если вам понравился материал — забегайте в мой тг-канал «Продуктовая прокачка мозга».

Есть вопросы или хотите обсудить какой-то тезис статьи? Напишите комментарий, постараемся развернуто ответить.

0
54 комментария
Написать комментарий...
Konstantin Grudnev

"Есть такой термин как MVP — minimum viable product (минимально жизнеспособный продукт). Раньше компании делали что-нибудь месяцами и годами, а потом нередко оказывалось, что это мало кому нужно. Сейчас же, когда мир значительно ускорился, все стали стараться делать продукты и услуги «на коленке», чтобы быстрее выяснить — можно ли их продать."

Может сначала исследование рынка произвести, поиследовать ниши, пообщаться с бизнесами, что им нужно, по какой цене и.т.п.

Ответить
Развернуть ветку
Виктор Фомин
Автор

В идеале да. Но частностей много.

Я тут имею ввиду модель, которой сейчас часто пользуются те же разработчики игр — системой раннего доступа. Выкладывают костяк игры и потом допиливают по отзывам.

А что получилось с многолетней разработкой (Киберпанк 2077) вы наверняка слышали.

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

А еще хорошим советом было бы не приводить в пример темы в которых не разбираетесь:) Киберпанк это как раз пример MVP. Его выпустили экспрессом недопиленным, по сути как альфу - но таки выпустили и он был успешным.  Он как раз обратный пример. А сейчас уже допиливают фиксами и DLC. Долгострои в игрострое - это "10+ лет мы делаем игру и так ничего и сделали".

Игровая разработка (если не брать мобилки всякие и простенькие платформеры, а о серьезных играх говорить), имеет, мягко говоря, немного другие показатели сроков чем SaaS и все другие виды разработки.

Ответить
Развернуть ветку
Kirsan Kaifat

киберпанк - сырая херотень, которая убила надежды компании и инвесторов сорвать куш. Продажи в 2 раза (15 млн копий против 30 млн) ниже, чем ожидалось. Свернули проект отдельной многопользовательской части, теперь будет какая-то усеченная хурма, а не полноценный онлайн проект типа гта5
Игра исключена из PS store для 4-х плоек, только на 5-ю, т.к. на 4-ке играть не возможно. Когда такое было?

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Не пойму что за нашествие ботов. С чем вы спорите-то? Я озвучил то же самое что и вы, но вы зачем-то изображаете спор, как будто я не говорю что киберпанк - сырой продукт, а спорю с этим. ВТФ? Надеюсь, что это правда боты, если это живые люди то все печально с аудиторией виси стало...

Ответить
Развернуть ветку
Kirsan Kaifat

Если для вас те, кто оспаривает ваше мнение, боты - то у вас странное понимание ботов. Как и того, что такое MVP, судя по комментариям выше

Ответить
Развернуть ветку
Mikhail Malyshev

Ок, побуду экспертом в спорах со школьниками, и восстановлю хронологию событий для тебя, т.к. обьема твоего межушного ганглия для этого явно не хватает:

1) Konstantin Gudnev приводит термин "MVP" относительно описываемого в статье утверждения, что "лучше сделать быстро и нормально, чем делать долго но целясь на "отлично"".

2)Виктор Фомин, автор статьи, отвечает что таки да, но приводит Киберпанк - это пример "многолетней разработки", и "делать долго целясь на отлично и в итоге пролететь".

3) На что я отвечаю, что он не прав т.к. Киберпанк это не долго и отлично - это как раз пример, который Konstantin Grudnev и оригинальная статья обобщили как MVP - "нормально но быстро", т.к. киберпанк вышел сырой, сильно ускорен был выход против мнения команды, и это каноничный пример "сделать быстро и запустить, путь и в ущерб качеству", а не наоборот.

4) Netpeak отвечает как будто я отвечал не Виктору Фомину, а ему, что киберпанк был ускоренно запущен и недотягивает даже до MVP (полнцоенная законченная, путь и полная багов и недоработок игра). Т.е. то же самое, что я сказал постом на который он "отвечал"...

5) Ты плюсуешь его пост, и пытаешься со мной спорить, высказывая ТО ЖЕ САМОЕ мнение что и я, но подавая это так, как будто я не согласен с этим. Затем устраиваешь демагогию по поводу "ты не знаешь что такое MVP....", хотя термин MVP тут введен статьей (там он приводится в контексте сравнения методов),  и я его тут использую для пояснения почему Виктор Фомин (автор статьи), неправ, когда приводит Киберпанк в качестве "долго строили а оказалось ненужное строили".

И ты мне будешь утверждать что ты не бот?: =)

Иногда лучше жевать, чем говорить.

Ответить
Развернуть ветку
Kirsan Kaifat

я как представил, как ты усердно херачишь этот ответ!) Спасибо, что пожертвовал время) а за бота - все равно обидно

Ответить
Развернуть ветку
51 комментарий
Раскрывать всегда